Мастер-класс «Инновационные формы, методы, технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
консультация
«Инновационные формы, методы, технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению инновационных технологий и форм работы с дошкольниками.
Основные задачи мастер-класса:
- создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
- повысить профессиональное мастерство и квалификацию участников;
- обозначить актуальность применения инновационных технологий и форм работы с дошкольниками;
- распространить передовой педагогический опыт применения инновационных технологий и форм работы с дошкольниками;
- провести практическую часть по применению инновационных технологий и форм работы с дошкольниками;
- провести рефлексию продуктивности мастер-класса.
Ожидаемые результаты: применение коллегами в своей педагогической деятельности опыта работы по применению инновационных технологий и форм работы с дошкольниками.
Оборудование: авторская презентация, ноутбук, мультимедиа проектор, экран для показа презентации.
Структура проведения мастер-класса:
– вступительная часть мастер-класса, где даются необходимые целевые установки, раскрывается его содержание в целом и его отдельных составных частей;
– основная демонстрационная часть;
– комментирующая часть мастер-класса, где поясняются элементы работы, которые наиболее важны и носят оригинальный характер;
– обсуждение мастер-класса его участниками;
– подведение итогов мастер-класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад "Сказка"
Мастер-класс на тему
«Инновационные формы, методы, технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
п. Борисовка, 2023
Мастер-класс на тему:
«Инновационные формы, методы, технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению инновационных технологий и форм работы с дошкольниками.
Основные задачи мастер-класса:
- создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
- повысить профессиональное мастерство и квалификацию участников;
- обозначить актуальность применения инновационных технологий и форм работы с дошкольниками;
- распространить передовой педагогический опыт применения инновационных технологий и форм работы с дошкольниками;
- провести практическую часть по применению инновационных технологий и форм работы с дошкольниками;
- провести рефлексию продуктивности мастер-класса.
Ожидаемые результаты: применение коллегами в своей педагогической деятельности опыта работы по применению инновационных технологий и форм работы с дошкольниками.
Оборудование: авторская презентация, ноутбук, мультимедиа проектор, экран для показа презентации.
Структура проведения мастер-класса:
– вступительная часть мастер-класса, где даются необходимые целевые установки, раскрывается его содержание в целом и его отдельных составных частей;
– основная демонстрационная часть;
– комментирующая часть мастер-класса, где поясняются элементы работы, которые наиболее важны и носят оригинальный характер;
– обсуждение мастер-класса его участниками;
– подведение итогов мастер-класса.
Ход мастер-класса
Добрый день, уважаемые коллеги!
В настоящее время педагогические коллективы интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Инновационные технологии – это педагогические технологии нового поколения.
Во-первых, в отличие от традиционных технологий инновационные ориентированы на РЕЗУЛЬТАТ, а не на процесс. Главное в данных технологиях – достижение определенного (конечно, ИННОВАЦИОННОГО, то есть нового по сравнению с традиционным) результата.
Во-вторых, целью реализации инновационных технологий является не накопление знаний, умений, навыков, а умение применить полученные знания, умения, навыки в практической деятельности (то есть цель не знания, а умение использовать их для себя!!!).
В-третьих, отличие инновационных технологий состоит в способе получения знаний в образовательном процессе – это деятельностный подход. Знания ребенок получает не в процессе заучивания теории, правил и т.д., а в процессе деятельности по достижению цели занятия, которая ему интересна. Он постигает знания в процессе осознанной необходимости постепенно, пошагово под руководством педагога.
В-четвертых, инновационные технологии создают условия для реализации деятельности детей по достижению ими знаний.
В-пятых, инновационные технологии – это технологии личностно-ориентированные, т.е. направленные на личностное, т.е. индивидуальное развитие, ориентированное на личность каждого конкретного обучающегося. Другими словами, это педагогические технологии, создающие условия для обучения каждого отдельно взятого ребенка с учетом его личностных особенностей (устойчивость внимания, запоминания, скорости и прочности усвоения материала, способа восприятия учебной информации, состояния здоровья, темпа деятельности, способностей и задатков и т.д.).
В-шестых, инновационные технологии учитывают и факт социализации детей в процессе обучения. Именно поэтому в их арсенале есть приемы и методы формирования коммуникативных навыков и навыков и умений работы в паре, группе, коллективе, команде.
Использование инновационных технологий направлено на развитие всех форм мышления, которое будет способствовать становлению творческой и интеллектуально развитой личности и обеспечит постоянное развитие ребенка.
Сегодня на мастер-классе мы рассмотрим такое направление инновационных преобразований в педагогике, как применение инновационных технологий и форм обучения дошкольников.
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению инновационных технологий и форм работы с дошкольниками.
Основные задачи мастер-класса:
- создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
- повысить профессиональное мастерство и квалификацию участников;
- обозначить актуальность применения инновационных технологий и форм работы с дошкольниками;
- распространить передовой педагогический опыт применения инновационных технологий и форм работы с дошкольниками;
- провести практическую часть по применению инновационных технологий и форм работы с дошкольниками;
- провести рефлексию продуктивности мастер-класса.
Технологии интерактивного обучения.
Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование интегративных качеств дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.
Что же такое интерактивная технология обучения?
Интерактивное обучение – специальная форма организации познавательной деятельности. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания.
Внедрение интерактивных технологий в работу с детьми осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников.
Для детей дошкольного возраста применяется работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум; большой круг, дерево знаний.
На занятиях я применяю технологию «Работа в малых группах» (тройках).
Я предлагаю вам разбиться на тройки и немного поиграть. Перед вами стоят подносы с манной крупой, счетные палочки, мелкие игрушки и прочий подручный материал.
Представьте: «Вы – Волшебники. Вы задумали отправиться в путь, в путешествие. Для того, чтобы найти страну, в которой еще никто не жил – пустыню. Там вы хотите создать сказочную страну. Сейчас вы выберите себе по ТРИ героя, которых вы бы хотели поселить в новой стране. Отдельно захватите деревья, камни, цветы, дома – все, что будет вам нужно для создания сказочной страны. Расскажите о своей сказочной стране».
В режиме интерактивного обучения отдается предпочтение группам дошкольников из трёх человек. Применение технологии групповой работы «в тройках» дает возможность трудиться на занятии всем детям.
Ребята учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения становится ведущим.
Использование интерактивных технологий образовательной деятельности снимает нервную нагрузку дошкольников, дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений.
Информационно-коммуникационные технологии.
Современный образовательный процесс нельзя представить без использования ИКТ-технологий, которые предоставляют уникальные возможности для реализации творческих инициатив педагога и обучающегося.
Это использование телевидения, DVD, CD, радио, планшетов, СМИ, компьютера, игровых приставок.
В работе с дошкольниками используются:
1. Обучающие презентации по различным направлениям образовательной деятельности.
2. Обучающие компьютерные игры.
Существующие на рынке обучающие программы для данного возраста можно классифицировать следующим образом:
- игры для развития памяти, воображения, мышления и др.;
- простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков;
3. Обучающие фильмы.
4.Физминутки, упражнения на релаксацию.
Технология мнемотехника.
МНЕМОТЕХНИКА – система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника призвана облегчить запоминание и увеличить объем памяти, путем образования дополнительных ассоциаций.
Дело в том, что в основном у детей развита зрительная память, редко когда у детей развита слуховая память, поэтому нам необходимо найти такие приемы, которые бы развивали детскую память.
Данную технологию мы с легкостью включаем во все виды занятий и из собственного опыта считаю, что рациональнее ее вводить с детьми 4-5лет, так как у них накоплен основной словарный запас.
Мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Методика работы с мнемотаблицей заключается в следующем. Педагог показывает детям мнемотаблицу и расшифровывает закодированную информацию. Затем устанавливаются логические связи, объясняется способ запоминания. Таблица убирается, а дети воспроизводят её графически самостоятельно. Важно научить детей способам запоминания. По мере усвоения этих способов время расшифровки с помощью педагога сокращается.
На занятиях по развитию речи они особенно эффективны и применяются как опорная система для пересказа сказок, рассказов, для составления описательных рассказов.
Например: Наступило лето. Солнце светит ярко и греет. Мальчики и девочки купаются в речке. Играют в мяч и бадминтон. Из песка строят башни, замки. Летом поспевают вкусные фрукты, ягоды и полезные овощи.
Также с помощью мнемотаблиц и мнемодорожек детей можно знакомить с окружающим миром на познавательных занятиях. Например, в экологическом образовании детей помогает им сформировать понятие «сезон как время года», запомнить признаки сезонов, усвоить принципы составления описательных рассказов по временам года, описания диких и домашних животных, различных предметов. Изображать можно все, что посчитаете нужным отразить в данной таблице, но так, чтобы было понятно детям.
- Что это за птица?
- Она дикая или домашняя?
- Какого цвета?
- Чем питается?
- Какие звуки издает?
- Что делает, как живет?
- Где живет?
- Какие у нее детеныши?
- Какую пользу (или вред) приносит людям?
По такому же алгоритму можно придумать рассказ обо всем, чем угодно. Ребенок сначала ответит на все вопросы по отдельности, а затем нужно попросить его рассказать об этом единым текстом, подглядывая в таблицу.
Рассказ может быть и о свойствах предметов, и о профессии, и о его друзьях – все, что угодно:
Приёмы мнемотехники широко используются на занятиях по математике.
Мнемотаблица «Геометрическая фигура квадрат»:
Задача данной таблицы – закрепить представления о свойствах квадрата.
Квадрат располагаем в центре таблицы. Все остальные элементы отражают какие-то свойства или особенности данной фигуры. Цифра четыре может обозначать, что у квадрата четыре стороны; у стула четыре ножки и стул-это перевёрнутая четвёрка; с буквы К начинается слово «квадрат»; если соединить два треугольника, то получится квадрат; «ёлочка» из четырёх углов обозначает, что у квадрата четыре угла, так же как у стола. Таким образом, все элементы в таблице взаимосвязаны.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка; таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
Инновационная технология «Скрайбинг»– процесс визуализации сложного содержания простым и доступным способом, во время которого зарисовка образов происходит прямо во время передачи информации. Скрайбинг можно выполнять не только в виде рисунка, но и в виде аппликации, лепки, пластилинографии и т. д.
Таким образом, использование скрайбинга в формировании связной речи детей существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его объём, обогащает словарный запас, развивает связную речь, способствует передаче детьми текста в соответствии с его содержанием и развивает творческое воображение дошкольников.
Предложить коллегам выполнить скрайбинг при разучивания стихотворения
Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка; таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
при разучивания стихотворения. Послушайте его:
«ЁЛОЧКА» Н. Нищева
Перед нами ё лочка:
Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики,
Зайчики и свечки,
Звёзды, человечки.
Перед вами листы бумаги и карандаши. Предлагаю рисовать вместе со мной. Рисуем схематично.
«Перед нами елочка». Что мы можем нарисовать к этой строчке? (Ёлочку). Правильно.
Следующая строчка – «Шишечки иголочки». Рисуем … И т. д.
Наше стихотворение «нарисовано», скрайбинг готов. А теперь, глядя на него, прочтите стихотворение без опоры на текст. Вам понравилось? Так можно нарисовать любое стихотворение, сказку, рассказ от простого до сложного.
Исследовательская технология или технология проведения учебных исследований.
Задача: сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Формы работы:
- эвристические беседы;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- опыты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации.
Использование технологии проведения учебных исследований очень актуально на занятиях по изучению окружающего мира.
Я предлагаю вам тоже провести опыт «Текучесть воды».
Цель: Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет.
Ход: взять 2 стакана, наполненные водой, а также 2-3 предмета, выполненные из твердого материала (кубик, линейка, деревянная ложка и др.) определить форму этих предметов.
Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предложить детям найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пузырек и т.д.). Вспомнить, где и как разливаются лужи.
Вывод: Вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.
Изобразительная деятельность - является действенным средством развития исследовательского поведения ребенка.
Виды экспериментов на занятиях изодеятельностью:
- Эксперимент с кляксой или кляксография.
- Эксперимент с набрызгом красок.
- Эксперимент с акварелью.
Технология синквейн
Слово синквейн (англ. Cinquain) очень простое и происходит от французского слова «пять», что означает почти дословно «нерифмованное стихотворение из пяти строк, которые строятся по определенным правилам».
Правила составления синквейна таковы:
- я строка - Одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.
2- я строка - Два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.
3- я строка - Три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.
4- я строка - Фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме
5- я строка - Слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (ассоциации)
….
Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что прежде всего:
- открываются новые творческие интеллектуальные возможности;
- способствует обогащению и активизации словаря;
- носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление)
используется для закрепления изученной темы;
является игровым приемом.
При творческом использовании синквейна на НОД он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра- ведь сочинять весело, полезно и легко.
Самое главное: Синквейн –получается у всех! .
Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детям и обязательно показывать образец.
Предложить коллегам составить синквейн.
Технология «ТРИЗ»
ТРИЗ - теория решения изобретательских задач - была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Целью использования данной технологии является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.
Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.
Для решения тризовских задач можно выделить следующие этапы работы:
Цель первого этапа - научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между плакатом и дверью?
Цель второго этапа - учить детей фантазировать, изобретать. Например, предложено придумать новый стул, удобный и красивый. Как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки с жвачками?
Содержание третьего этапа - решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, «Вас поймала баба-яга и хочет съесть. Что делать?».
На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.
Занятия по развитию творческого воображения - это импровизация, игра, мистификация. Здесь учат придумывать свои сказки и не одну, а столько, сколько человек в группе и даже больше. Дети познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают для себя открытия ежеминутно.
Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
Рефлексия
Нам очень хотелось бы узнать ваше мнение о проведенном мастер-классе.
Рефлексию мы проведем с помощью стикеров.
У вас на столах лежат по 2 стикера - солнышко и солнышко на тучке. Прошу выразить своё мнение о мастер-классе.
Солнышко – было интересно и познавательно, буду применять в своей практике, солнышко на тучке – есть предложения, рекомендации, замечания. На стикерах можно написать или нарисовать своё отношение к выступлению. Стикеры прошу показать и передать мне.
И закончить свой мастер-класс я бы хотела словами Чарльза Диккенса: «Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим».
Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ«Игровые технологии в обучении детей дошкольного возрастаправилам дорожного движения»...

Мастер-класс для педагогов "Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста синквейн"
Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает "пять". Таким образом, синквейн...

Мастер-класс «Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста»
ФГОС ДО и новый профессиональный стандарт требуют от воспитателей строить работу с детьми в современном формате. Одной из актуальных на сегодняшний день технологий является использование кейс-те...

Мастер-класс «Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста»
Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста»...

Мастер-класс «Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста»
Кейс технология – от латинского casus- запутанный, необычный случай; от англ. case – чемоданчик, портфель.Эта технология зародилась в Гарвордской школе бизнеса в начале 20 века и пост...

Мастер-класс «Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста»
Данное мероприятие познакомит педагогов с одним из «продвинутых» активных методов обучения; педагоги научатся самостоятельно придумывать кейс-ситуации; в процессе коллективной творческой деятельнос...

Конспект - мастер класса «Сторителлинг как метод развития связной речи детей дошкольного возраста».
Познакомить педагогов с техникой «сторителлинг», преимуществами ее использования в развитии связной речи дошкольников.Обучить педагогов практическим приёмам использования техники «ст...