Проект Семейный клуб родительского опыта « Счастливого Рождества!» (возрождение семейного православного воспитания)
проект
Духовно-нравственное воспитание наших детей, как носителей духовных, нравственных ценностей будущей России – одна из актуальных и сложных проблем, решение которой все мы должны попытаться найти сегодня. В наши дни, когда идет поиск путей духовного возрождения России, немаловажным будет обращение к опыту православной педагогики. «Не погоня за знаниями самими по себе, за информацией, как говорят сегодня, а формирование человека, целомудренной, нравственной личности - главнейшая задача образования. Сегодня такое образование жизненно необходимо. Проект посвящен возрождению семейного православного воспитания на примере праздника "Рождество Христово"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_semeynyy_klub.docx | 100.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РБ
Муниципальное образование «Бичурский район»
МБДОУ «Подснежник»
Проект
Семейный клуб родительского опыта
« Счастливого Рождества!»
(возрождение семейного православного воспитания)
Автор:
Петрова Татьяна Андреевна
музыкальный руководитель
Содержание:
1 Введение.
2Паспорт проекта.
3Цель и задачи проекта.
4.Условия реализации проекта.
5. Механизм реализации проекта.
6 Инструментарий оценивания результатов.
7 Методические рекомендации.
8 Заключение.
9 Список рекомендованной литературы для работы с детьми.
10 Список литературы.
11 Приложение.
№1 о работе клуба
№2 анкеты для родителей
№4 перспективный план работы клуба
Введение
Сегодня в России Церковь заново ставит вопрос о воспитании, потому что изменились обстоятельства ее земной жизни. Российское государство отказалось от идеологии атеизма и не ставит вопроса о том, чтобы использовать православие как средство для выстраивания новой унитарной мировоззренческой системы в образовании. Вопрос ставится иначе. Мы должны создать такие условия, при которых у ребенка, у его семьи была бы возможность выбрать то, что ближе их культурной традиции, их религиозной ориентации. Сегодня многие традиции семейного православного воспитания утрачены. Однако, когда ценностной выбор родителей определен, педагоги могут принять предлагаемую Церковью помощь и помочь молодым родителям, начинающим со своими детьми тернистый путь воспитания.
Духовно-нравственное воспитание наших детей, как носителей духовных, нравственных ценностей будущей России – одна из актуальных и сложных проблем, решение которой все мы должны попытаться найти сегодня. В наши дни, когда идет поиск путей духовного возрождения России, немаловажным будет обращение к опыту православной педагогики. «Не погоня за знаниями самими по себе, за информацией, как говорят сегодня, а формирование человека, целомудренной, нравственной личности - главнейшая задача образования. Сегодня такое образование жизненно необходимо. Общество сейчас особенно нуждается в людях, способных на жертвенный подвиг во имя любви к Богу и людям". (Алексий II). Сегодня православная педагогика в России ставит задачи воспитания в Церкви человека активного и сознательного, вера которого находит в разуме союзника и помощника, человека, способного активно творить добро и проявлять смыслы православия в культурном творчестве. Проблему духовно- нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда “сердца открыты для добродетели”. Известно, что основой духовно- нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения - той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие.
«Нет никакого высшего искусства,
как искусство воспитания.
Мудрый воспитатель создает живой образ,
смотря на который радуется Бог и люди»
(Свт. Иоанн Златоуст).
«Православное воспитание — что это такое? Существует ли система и методология воспитания православного человека? Эти вопросы очень часто поднимаются в среде православных педагогов, эти вопросы задают родители, воцерковленные и только обратившиеся, этот вопрос стоит перед православными школами и перед всей нашей Церковью. А вот ответ на него получить чрезвычайно сложно. Дело в том, что педагогическая система в нашем привычном понимании связана, прежде всего, с идеологией, к примеру, воспитание нового человека по советскому образцу. И нам кажется, что если мы воспользуемся некоей подобной системой, поменяв, естественно, идеологию на православие и несколько ее видоизменив, мы сможем достичь желаемого. Почему мы ищем именно систему воспитания? — Потому что часто мы хотим снять с себя ответственность за воспитание наших детей и спрятаться за систему и методики» (Священник Алексий Уминский, директор Свято-Владимирской православной гимназии).
«Труден путь духовного прозрения, неисчислимы трудности на нем, но мы должны идти этим путем, идти неуклонно и вести за собой ближних своих, в особенности новое поколение - детей наших. В первую очередь нужно стараться возрождать христианские понятия и устои в семьях, больше уделять внимание своим детям. Семья - это малая Церковь. Мы стремимся восстанавливать храмы и монастыри, открываем новые православные учебные заведения, но все это будет малополезно, если не возродить души людские, если не раздуть ту угасающую искорку православной веры которая тлеет в сердце каждого русского человека. Всем нам необходимо понять сейчас, что надо срочно возвращать Богу нашу малую Церковь, нашу семью. Нужно именно в ней возжечь лампаду христианской жизни в Боге. И только в этом - спасение мира, наше спасение. Мы не преуспеем сразу, нам будет крайне трудно, но делать это нужно ради жизни в вечности. И пусть трудно перевоспитать взрослого человека, пускай практически невозможно перевоспитать престарелого, но правильно воспитать детей своих - наш долг перед Богом и людьми. В наше трудное и суетное время, мы стремимся обеспечить детей своих материальными благами, накормить и одеть их не хуже чем окружающие. А до воспитания не доходит черед, не хватает времени. Кто же заполнит эту вакансию? Улица? Школа? Телевизор? Неискушенный детский ум решает, что все в жизни можно и должно купить, главное сила и жестокость, благородство и скромность - раритет средневековых романов. Этого ли мы хотим? Или нам вовсе безразлична судьба потомства своего? Давайте задумаемся! Если есть в нас хоть капля здравого смысла, если мы не окончательно деградировали духовно, то мы просто обязаны обратить самое пристальное внимание на то, чем живет наш ребенок, чем интересуется, что читает или смотрит по телевизору. Это очень трудно и порой у нас опускаются руки и кончается терпение - это просто необходимо и самый верный способ в воспитании - это собственный пример. Слово чужого человека, даже благонамеренное, действует на ум ребенка, слово же матери касается непосредственно его сердца, а слово и пример отца дают чаду силу и энергию к воплощению. Будем же всегда помнить свою ответственность и приводить на память слова святых мужей: "Малое деревце, куда наклонишь его, туда и будет расти. Новый сосуд будет издавать тот запах, каким напитаете его вы, вливая в него или смрадную жидкость, или ароматную и чистую". Православное образование как часть нашей миссии сегодня, прежде всего, призвано выявить и возродить образ Божий, живущий в душе.....
(« О христианском воспитании детей» священник Константин Колесников).
Специфика православного семейного воспитания определяется православным пониманием семьи как Малой Церкви, что находит отражение в укладе семьи и проявляется в приоритете духовно-нравственного содержания воспитания,
осуществляемого через создание условий, способствующих нравственному становлению и включающих: православный уклад и быт, атмосферу любви, пример родителей, воспитание посредством труда, восприятие ребенка как Божьего дара, субъектный подход к ребенку, учет современных условий и возрастных особенностей для определения оптимальных методов воспитания.
Идея проекта отражена в следующей гипотезе: нравственное становление детей может осуществляться в процессе совместного дошкольного и семейного воспитания, построенного на идеях православной педагогики, реализующихся в укладе семьи посредством использования методов развития нравственных качеств.
Методологической основой проекта являются:
-философские концепции личности (Н.Л. Бердяев, С.Н.Булгаков,
И.А Ильин, П. Флоренский, СЛ. Франк и др.);
- теории богословия нравственности и изучение творений святых отцов по проблеме нравственного воспитания (архимандрит Платон Игумнов, А.П. Желобов, Е.А Карунин, И.О. Лосский, В.М. Мальцева, М.В. Махортова, митрополит Антоний Сурожский, О Н. Новоселов, о. Иоанн Крестьянкин, протоиерей В. Свешников, протоиерей Е. Шестун, М.Г. Тайчинов и др.);
- философские и богословские подходы к решению проблемы выбора методов, организации условий для духовно-нравственного воспитания в семье (о. Александр Ельчанинов, митрополит Амфилохий (Радович), о. Анатолий Гармаев, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, св. Иоанн Кронштадтский, свт. Иоанн Златоуст, С.С. Куломзина, о. Сергей Четвериков, свт. Тихон Задонский, свт. Феофан Затворник и др.);
- исследования особенностей православной педагогики, ее принципов и содержания (И.М. Андреев, В.В. Зеньковский, о. Глеб Каледа, А.Е. Лихачев, Н.Д. Никандров, Б.В. Ничипоров, А.И. Осипов, А.Б. Рогозянский, Т.В. Склярова, Л.В. Сурова и др.);
- исследования процесса православного воспитания нравственности в истории педагогики (Б.М. Бим-Бад, М.В. Богуславский, А.Ю. Гранкин, С.Ф. Егоров, П.Ф. Каптерев, В.О. Ключевский, Г.Б. Корнетов, Д.И. Латышина, Л.Н. Модзалевский, В.М. Пилипов, о. Георгий Флоровский и др.).
Автором проекта разработана примерная модель современного православного семейного воспитания в содружестве с ДОУ на примере знакомства ребенка с праздником Рождества Христова, а именно семейный клуб родительского опыта «Счастливого Рождества!». Созданная модель православного семейного воспитания позволяет реализовать в практике курс занятий с родителями и детьми для поддержки традиций православного воспитания, способствующего духовно - нравственному становлению детей в семье. В качестве методов и форм работы выступает теоретический анализ философских, богословских, исторических, психологических, педагогических работ, эмпирические методы (анкетирование, наблюдение, беседа, опрос, тестирование), практическая работа, обобщение результатов педагогического и семейного опыта в данном направлении. Значимость проекта в том, что :
-охарактеризованы основные цели, задачи, принципы, содержание, на
которые ориентируется воспитательный процесс в современной православной семье.
- выявлены подходы к выбору методов и средств, определены условия нравственного православного воспитания в семье.
- разработана примерная модель современного православного семейного воспитания.
Практическая значимость проекта состоит в том, что предложенные материалы могут быть использованы родителями в семейном воспитании детей дошкольного возраста, в работе педагогов ДОУ и дополнительного образования, в деятельности воскресных школ и гувернеров.
Паспорт проекта
Наименование проекта | Семейный клуб родительского опыта «Счастливого Рождества!» |
Тип проекта | практико – ориентированный. |
Сроки реализации | 3 месяца |
Возраст детей | дошкольный возраст |
Основания для разработки проекта | I. Федеральные документы: -Конституция Российской Федерации; -Федеральный закон «Об образовании в РФ»; -Закон «О свободе совести и вероисповедания» -«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»; -«ФГОС ДО» -СанПиН 2.4.2.2821-10 II. Церковные и муниципальные документы: -Рекомендации по духовно-нравственному воспитанию и развитию ребенка и др. III.. Локальные документы: -Решение педагогического коллектива о реализации духовно -нравственного компонента дошкольного образования; -О разработке модифицированных программ и проектов по разным направлениям деятельности детского сада и др |
Автор проекта | Петрова Татьяна Андреевна |
Участники проекта и их интересы | 1Дошкольники: - Потребность в любви и заботе со стороны родителей. - Потребность в общении с родителями. - Потребность в решении вопросов потребительского отношения детей к родителям. - Потребность родителей в возрождении семейных традиций. - Потребность в крепкой счастливой семье. -необходимость в духовном руководстве и консультировании педагогов и родителей . |
Цель проекта | Изучение и возрождение традиций православного семейного воспитания, объединив усилия дошкольного учреждения и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. |
Задачи проекта | 1Приобщение детей и родителей к традиционным для православной России духовно-нравственным и семейным ценностям на основе познания и раскрытия значения православного праздника Рождества Христова. 4Воспитание уважения к национальным традициям празднования Рождества, интерес к истории праздника, эстетические чувства. |
Основные этапы реализации проекта | 1.подготовительный - изучение библиографических источников, теоретический анализ философской, педагогической, богословской литературы по проблеме проекта, обоснование актуальности проблемы и разработке основных теоретических положений, уточнению гипотезы, цели и построение программы проекта. - создание условий для привлечения родительской общественности к участию в проекте. -изучение особенностей семей воспитанников и традиций семейного воспитания с одновременным ознакомлением родителей со спецификой реализуемой ДОУ модели духовно-нравственного воспитания детей на основе отечественной православной традиции. -предоставление информации для повышения православной культуры родителей, ознакомление с современной литературой, раскрывающей содержании данной проблемы. - Создание в семье и в ДОУ современных условий работы, направленных на проверку гипотезы, разработка и апробация методики педагогической поддержки православного семейного воспитания, оформление выводов. -включение родителей в процесс совместной реализации проекта (сотворчество педагогов, детей и родителей в реализации проекта) 3.заключительный. - анализ проделанной работы, подведение итогов, рефлексия участников проекта. -выпуск брошюры «Наш родительский опыт» по собранным в ходе реализации проекта материалам для семейного православного воспитания детей дошкольного возраста и книги «Счастливого Рождества!» для семейного чтения. -обобщение и распространение опыта через публикации на интернет – сайтах для работников ДОУ и родителей, а также на православных сайтах презентации о проекте. |
Ожидаемые результаты реализации проекта | Будут сформированы: - начальные представления о жизненных ценностях православной семьи - умения участников проекта решать специфические духовно – нравственные задачи – ситуации проблемного типа, которые не имеют однозначного ответа и требуют от всех членов семьи сложной внутренней работы. -основы православной веры (у каждого участника - на своем возрастном уровне), представления о православных традициях, элементах культуры (архитектуре, иконописи, праздниках). |
Пути достижения с учетом специфики дошкольного учреждения | -Обеспечение непрерывности профессионального роста педагогов; -Организация методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов; -Освоение и использование современных методик и технологий; -Участие в муниципальных и епархиальных мероприятиях; -Оснащение педагогического процесса; -Разработка программно-методического и дидактического материала, мультимедийных и других пособий; |
Основные мероприятия по реализации проекта | -Создание локальных документов; -Расширение форм работы с семьей -Использование различных форм духовно-нравственного воспитания детей: |
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта | Педагоги: Повышение духовно-нравственного потенциала и профессиональной компетентности педагогов в вопросах православного воспитания дошкольников Дети: Духовно-нравственное взросление детей, укоренение его в христианских добродетелях; (дети стараются быть отзывчивыми, применяют свои знания о нравственных нормах в жизни.) Родители: -укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейного воспитания. -приобретение положительного опыта семейного православного воспитания и презентация достигнутого опыта — подъем уровня знаний, относящихся к сфере духовного самосознания (понимание нравственных образцов, духовных значений и смыслов, проявление высших религиозных чувств) и интереса родителей к духовной жизни. ДОУ и церковь: - создание книги для семейного чтения «Счастливого Рождества!» и брошюры «Наш родительский опыт», в которой будет обобщен опыт родителей – членов клуба по семейному православному воспитанию детей дошкольного возраста — Активное включение родителей в деятельность детского сада, направленную на духовно-нравственное развитие детей — рост числа воцерковлённых семей |
Модель выпускника дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации данного проекта | Какими умениями и навыками может овладеть ребенок: -Знание традиций церковного праздника; -Умение давать нравственную оценку своим поступкам; -Любовь и уважение к родителям, ближнему; -Навыки доброжелательного отношения со сверстниками. |
Перспектива проекта | 1Продолжить работу в данном направлении по знакомству с праздником Пасха. 2Инклюзивное воспитание. В случае эффективной реализации проекта, предложить реализовать данный проект с семьями, в которых есть дети с ограниченными возможностями, на базе ДОУ. |
2.Цель семейного клуба родительского опыта:
Изучение и возрождение традиций православного семейного воспитания, объединив усилия дошкольного учреждения и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи:
1 Приобщение детей и родителей к традиционным для православной России духовно-нравственным и семейным ценностям на основе познания и раскрытия значения православного праздника Рождества Христова.
2 Организация межсемейного социокультурного взаимодействия в формате семейного клуба, предоставив родителям возможность общаться друг с другом, делиться опытом семейного православного воспитания.
3 Обучение родителей педагогическим технологиям сотрудничества со своими детьми, приемам и методам духовно - нравственного воспитания.
4 Воспитание уважения к национальным традициям празднования Рождества, интерес к истории праздника, эстетические чувства.
В ходе реализации проекта должен сложиться особый формат совместной деятельности с семьей в рамках реализации модели духовно-нравственного воспитания. Совместное творчество в выборе содержания, поиске форм и методов развития ценностно-смысловой сферы детей, обогащения их внутреннего мира объединяет педагогов и родителей.
3.Положение о работе клуба (приложение 1)
4.Условия реализации проекта:
Финансовое обеспечение | Спонсорская помощь, помощь родителей (транспортные услуги, приобретение материалов, видео и фотосъемка, издание брошюры и книги и т.п.) |
Материально-техническое | Материально – техническое оснащение ДОУ |
Научно-методическое | Научно-методическое сопровождение проекта осуществляется в таких формах, как: — обеспечение ДОУ программно-методической литературой и методическими материалами;
-Научная библиотека КиберЛенинка: -http://pedagog.eparhia.ru/for_pedagog/progr/prog_d/ Н.Султанова, Н.Цилько. Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание, 2004. - № 5. с.7-14. -http://www.portalslovo.ru/pre_school_education/501/ Программа для детских садов, общеобразовательных, воскресных, православных школ, средних профессиональных и специальных учебных заведений г. Курск Гребеньков В. А., Меньшиков В. М. -http://festival.1september.ru/articles/510377/ Сунгурова Е.А. Духовно-нравственное воспитание в современном мире. Православные праздники на святой Руси.
|
Учебно-методическое сопровождение | Составитель сборников - автор проекта
-духовная рождественская музыка -«Рождество Христово в храме Христа Спасителя» -рождественские песни -мультфильмы о Рождестве -фильмы для семейного просмотра на рождественскую тематику -картотека электронных образовательных ресурсов. |
5. Механизм реализации проекта
Этап | Задачи | Мероприятия |
подготовительный | - создание условий для привлечения родительской общественности к участию в проекте | 1.оформление информационного стенда и материалов на сайте МБДОУ «Подснежник». -«Слово святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II на седьмых Рождественских Чтениях» (Москва, 1999) -Филиппов, министр общего среднего профессионального образования РФ. «Гуманистическая роль образования: православие и воспитание». (тезисы из доклада на Седьмых Рождественских Чтениях.) -Бруднов, начальник управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Министерства общего и профессионального образования РФ. «Актуальные вопросы воспитания в преддверии 2000-летия Рождества Христова» 2. «Наш семейный видеозал» -просмотр видеоматериалов работы ДОУ по православному воспитанию детей (выступление на родительском собрании) -семейные просмотры художественных фильмов и м\фильмов про Рождество (из предложенной педагогом медиатеки). 3 обращение настоятеля православного храма с. Бичуры о возможности реализации данного проекта в ДОУ «Подснежник» на сайте bichura – onlain/ 4просмотр видео о воскресных школах России (обмен видео в онлайн – режиме) 5 информация для родителей в сети Интернет(bichura-onlain)о данном проекте, обсуждение и предложения. (Возможность работы с теми родителями, дети которых не посещают ДОУ «Подснежник»), обсуждение на сайте МБДОУ «Подснежник»
|
- изучение педагогами библиографических источников, теоретический анализ философской, педагогической, богословской литературы по проблеме проекта, обоснование актуальности проблемы и разработке основных теоретических положений, уточнению гипотезы, цели и построение программы проекта. | -организация выставки научно – методической, учебно – методической и православной литературы. -организация виртуальной библиотеки -общение в сети интернет по вопросам православной педагогики и семейного воспитания, беседы по прочитанным духовно-литературным произведениям. консультации. -круглый стол педагогов и родителей о православном воспитании. -совместные беседы-диспуты с учителями начальных классов школы; | |
-изучение особенностей семей воспитанников и традиций семейного воспитания с одновременным ознакомлением родителей со спецификой реализуемой ДОУ модели духовно-нравственного воспитания детей на основе отечественной православной традиции. | -анкетирование родителей (приложение 2) -встречи и беседы с родителями, индивидуальное собеседование. -родительское собрание «По тропинке православия» -обмен опытом по духовному воспитанию в семье; -тренинг-моделирование жизненных ситуаций, требующих нравственного выбора, о милосердии, доброте, любви к ближним. | |
-предоставление информации для повышения православной культуры родителей, ознакомление с современной литературой, раскрывающей содержании данной проблемы | -организация интернет – библиотеки для работы клуба (каталог сайтов, книг, периодических изданий) -подбор видеоматериалов - лекторий для родителей с участием священника. -устный журнал силами родителей на интересующие вопросы. -посещение православного храма и беседа со священнослужителями -создание семейной памятки «Как вести себя в храме», «Это надо знать» (приложение 3) -обмен семейным родительским опытом в форме презентаций «Что мы знаем о Рождестве», «Как мы встречаем Рождество». | |
-расширение социокультурного пространства дошкольного образовательного учреждения посредством обогащения предметно-развивающей среды, налаживание внутреннего и внешнего социокультурного взаимодействия; | 1 организация семейного клуба родительского опыта на базе МБДОУ (нормативно – правовая база) 2установление сотрудничества с библиотекой, ДШИ, православным храмом, СОШ. 3формирование группы поддержки в пользу семейного православного воспитания в Сети – интернет. 4оборудование специального места для занятий Клуба, оснащение его необходимыми материалами, оборудованием, атрибутами. | |
основной | - Создание в семье и ДОУ современных условий работы, направленных на проверку гипотезы, разработка и апробация методики педагогической поддержки православного семейного воспитания. | 1Реализация принципов семейного воспитания:
2Использование таких методов и приемов, как -проведение семейных вечеров (совместное чтение рекомендованной литературы, беседы, просмотр х\фильмов, постановка домашних театров, изготовление поделок т.п.) -совместные посещения храма -введение новых семейных православных традиций -слушание духовной музыки; - беседа- знакомство с Библией, чтение и объяснение заповедей Божьих. - совместное обсуждение поступков из опыта детей и взрослых; - создание «Дерева Добра», где члены семьи (дети в группе) будут на «листьях» записывать добрые дела, которые могут сделать или сделали. -обсуждение и совместное украшение Рождественской елки, подготовка подарков -совместная работа ДОУ и семьи по созданию семейного исследовательского проекта о Рождестве и презентация его. |
Работа по проекту с включением родителей в образовательную деятельность ДОУ (сотворчество педагогов, детей и родителей в реализации проекта) | Формы работы Клуба в ДОУ: - Беседы-обсуждения художественных произведений и фильмов духовно-нравственного содержания; -Моделирование жизненных ситуаций, требующих нравственного выбора; -Продуктивная деятельность (рисунки, поделки, открытки к празднику и т.п.); -Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей); -Тренинги духовно-нравственного содержания («Делаем добрые дела» ) -Экскурсии (к Храму); -Встречи с интересными людьми - Благотворительные акции (подарки) -Организация концертов с использованием духовной музыки и рождественских стихов; -Оформление фотоальбома «Наш праздник»; -Создание видеофильма «Наш праздник»; -выступление членов клуба на родительских собраниях ДОУ на духовно-нравственные темы; -анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении; -совместные с родителями досуги, праздник, спектакли, именины детей; -организация субботника в детском саду (подготовка к празднику); -изготовление декораций, костюмов, атрибутов к празднику. -круглый стол с педагогами ДОУ, учителями, родителями, священником; - мастер-классы для родителей; -сетевое общение -выставки духовной, педагогической, коррекционной литературы и пособий для родителей; -выставка семейных работ к празднику; -индивидуальное собеседование. -работа над семейными исследовательскими проектами на тему Рождества, презентация их. (приложение 4- перспективный план работы клуба) | |
заключительный | - анализ проделанной работы, подведение итогов, рефлексия участников проекта. | -проведение праздника «Рождество Христово» в ДОУ и в семьях, участников проекта. -итоговое анкетирование -родительское собрание «Наши итоги» с презентациями семей «Наше счастливое Рождество!» -интервью родителей в газете ДОУ -написание сочинений родителями «Мой опыт православного воспитания: плюсы и минусы» |
-обобщение и распространение опыта | -выпуск брошюры «Наш родительский опыт» по собранным в ходе реализации проекта материалам для семейного православного воспитания детей дошкольного возраста и книги «Счастливого Рождества!» для семейного чтения. (Приложение №5) -публикации на интернет – сайтах для работников ДОУ и родителей, а также на православных сайтах презентации о работе семейного клуба родительского опыта «Счастливого Рождества!» |
6 Инструментарий оценивания результатов.
(критериально-оценочная методика)
Главным результатом проекта в сфере духовно-нравственного воспитания детей в соответствии с ФГОС ДО автор считает сформированность у дошкольников таких личностных качеств, как ценностное отношение к семье, Родине, культурной традиции; эмоциональная отзывчивость; совестливость; наличие гармоничных, одухотворенных отношений с миром. Автор предполагает, что в ходе реализации проекта обозначенные личностные характеристики будут актуализированы не только у юных, но и у взрослых участников педагогического процесса (педагогов и родителей).
Базовые критерии развития участников проекта:
- содержательный (сформированность представлений);
- мотивационный (наличие мотивации к позитивной созидательной деятельности — индивидуальной и коллективной);
- коммуникативный (развитие навыков взаимодействия с детьми и взрослыми в различных видах деятельности и в ходе решения проблемных задач нравственного характера);
- управленческий (развитие эмоционально-волевой сферы, овладение первичными навыками организации самостоятельной и совместной с другими людьми деятельности);
- духовно – нравственный (развитие самосознания и способности осуществлять выбор мотивов и поведенческих линий в соответствии с освоенными духовно – нравственными представлениями и отношениями).
В качестве показателей духовно - нравственного развития фигурируют характеристики нравственных чувств и отношений, представлений, ценностных приоритетов, нравственных качеств личности, поведения и нравственной позиции участников проекта. Оптимальными для изучения уровня духовно – нравственного развития личности являются методы включенного наблюдения, самооценки педагогов и родителей. Фиксация результатов оценивания осуществляется посредством заполнения карты нравственного развития детей ; профессиограммы педагога в сфере духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста; карты педагогической компетентности родителей в вопросах развития и духовно-нравственного воспитания ребенка-дошкольника.
При проведении диагностики уровня духовно – нравственного развития дошкольника важно следовать принципу «сближения диагностики и формирования», сформулированному Д. Б. Элькониным. В диагностике развития детей дошкольного возраста целесообразно и предпочтительно ее сближение с воспитательной практикой. Детская деятельность в заданных условиях воспитания дает педагогу возможность непосредственно (через наблюдение) получать представление о духовно-нравственном развитии воспитанников по отношению к психолого-педагогической нормативной картине, оперативно фиксировать, интерпретировать и использовать результаты наблюдений за детьми при реализации проекта.
Самооценка педагогами дошкольных образовательных учреждений компетентности в сфере духовно-нравственного воспитания дошкольников включает такие показатели, как:
— знание основных характеристик гуманистической педагогической парадигмы в сфере духовно-нравственного воспитания детей;
— развитие осознанной мотивации к деятельности по духовно-нравственному воспитанию дошкольников .
— наличие представлений о специфике духовно-нравственного развития и воспитания детей в различные периоды детства;
— знание отечественной православной традиции;
— освоение содержания программно-методического комплекса духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Диагностика родительской компетентности в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников предполагает самооценку родителями:
— представлений об особенностях и закономерностях развития ценностно-смысловой сферы ребенка в различные периоды детства, основных потребностях и приоритетных задачах воспитания и социализации ребенка на разных этапах дошкольного детства, возможностях, принципах, методах и приемах семейного духовно-нравственного воспитания;
— отношения к своему ребенку, выражающегося в любви, понимании и принятии особенностей его развития и поведения;
— нацеленности на поиск и осуществление адекватной стратегии воспитания в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями своих детей;
— стремления к активизации и творческому развитию семейного воспитательного потенциала;
— сформированности инициативной позиции родителей по освоению и передаче детям контекстов православной культуры;
— развития навыков использования воспитательного потенциала разных видов деятельности (коммуникативной, предметной, игровой, трудовой, художественно-продуктивной, бытовой) в формировании ценностно-смысловой сферы личности в соответствии с возрастом и интересами ребенка;
— овладения методами и приемами домашнего воспитания и обучения, организации семейного досуга, конструктивного решения проблемных ситуаций, использования коррекционных возможностей семьи;
— сформированности общего ценностного отношения к жизни;
— осознания и деятельностного осуществления в собственной жизни и жизни своей семьи;
— понимания значимости духовно-нравственного развития и воспитания ребенка для формирования его ценностно-смысловой сферы;
— развития готовности и способности помогать ребенку в деятельном освоении базовых жизненных ценностей, способности противостоять негативным информационным и коммуникационным воздействиям.
В оценке развития ДОУ интегрируются характеристики программного и организационно-методического обеспечения духовно-нравственного воспитания, а также предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения.
7Методические рекомендации
Условия духовно-нравственного воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении:
— создание единого ценностно-смыслового контекста взаимодействия участников образовательного процесса с опорой на безусловные духовно-нравственные ценности отечественной православной традиции;
— культурологическое обогащение предметно-пространственной среды развития ребенка;
— повышение квалификации педагогов дошкольного учреждения в вопросах духовно-нравственного развития и воспитания детей дошкольного возраста на основе отечественной православной традиции;
— педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания ребенка-дошкольника;
— научно-методическое сопровождение деятельности дошкольного образовательного учреждения по духовно-нравственному воспитанию детей и педагогическому сопровождению семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания.
При соблюдении обозначенных условий духовно-нравственное воспитание оправдывает свою сущность со-бытия детей и взрослых, становится эффективным средством устранения разобщенности, восстановления межпоколенческих связей, создания жизнеспособных детско-родительских общностей, выстроенных на основе православных ценностей и смыслов. Такая организация процесса духовно-нравственного воспитания дает возможность мудрым и деятельным взрослым (педагогам и родителям) помочь детям научиться видеть и понимать красоту окружающего мира, глубину человеческих отношений, основанных на любви, доверии, взаимопонимании и творчестве, на опыте ощутить непреходящую ценность традиций.
8Заключение
Православное воспитание детей дошкольного возраста – это первая ступенька в процессе становления духовно-нравственной личности. В этом возрасте ребенок глубоко и трепетно воспринимает и переживает свои первые впечатления, обретая опыт, который в дальнейшем определит его жизненный путь и нравственный выбор. Очень важно, чтобы эти первые впечатления давали ему уроки добра и любви, раскрывали красоту и величие сотворенного Богом мира, учили беречь его. Воспитание в детях навыка добродетельной жизни должно проявляться в желании помогать другим людям, способности к сопереживанию, сорадости, адекватному проявлению своих чувств.
9Список рекомендованной литературы для работы с детьми:
1Афанасьев В. Выше неба голубого. Православные стихи для детей. – М., 1999
2Балабух М, Балабух С. Домашний театр. Рождество Христово. – М., 2003
3Богушева Е. Именины у меня. – М., 2004
4Библия для детей. Составитель протоирей Александр Соколов. – С.-Пб, 2006
5Глаголева О., Щеголева Е.Сегодня праздник. - ООО «Китеж»., 2006
6Ганаго Б. Навстречу детским сердцам. - Минск.,2003
7Ганаго Б. Готово ли сердце?– Минск, 2005
8Звезда Рождества: Святочные рассказы и стихи/Сост. Е. Тростникова. – М: Дрофа, 2003
9Зинченко З. Детям о православной вере. Книга первая и вторая. - Благовестник., 1999.
10Киселев А.Я. Семь дней творения. Стихи для детей. – М, 1998
11Козин А. Детский толковый молитвослов. – М. 2004
12Куломзина С.С. Закон Божий для самых маленьких. – М.,1997
13Кривин Ф. Полусказки. – Ужгорож, 1964
14Сборник рассказов и стихотворений «Искра Божия». Составитель Г.Дьяченко.
15Орлова Н. “Азбука для православных детей”.
16Левкодимов Г. “Праздников праздник”.
17Петров В. “Зимние праздники, игры и забавы для детей”.
18Детская Библия. – М.: Рос. Библейское общ-во, 1995.
19Свящ. Анатолий Стальбовский. Азбука для маленьких христиан. – М.: 2002.
20Иоанн Рутенин. Златокудрый инок: Русские духовные сказки и стихи. – М.: Изд. «Паломник», 1999.
21. Ганаго Б. Детям о слове: рассказы для детей. – Минск: Изд. «Белорус экзархата», 2002.
22. Ганаго Б. Детям о молитве. – Минск: Изд. «Белорус экзархата», 2003.
23. Ганаго Б. Детям о вере, душе. - Минск: Изд. «Белорус экзархата», 2002.
24. Ганаго Б. Будем как дети: Семейные вечера. Минск: Изд. «Белорус экзархата», 2002.
25. Аристова В.В. Икона: История искусства для детей: Научно-популярное издательство для детей. – М.: ООО Изд. «РОСМЭН-ПРЕСС», 2001 -95 с.
26.Детям о православной вере. Сост. З. Зинченко. Изд. 2-ое. Спб,: Изд. «Шпиль», 2003. – Книга 1.
27.Закон Божий для самых маленьких. Сост. Куломзина С.С. М.: - Изд. «Паломник», 1997.
28. Библия для детей. Свящ. История в простых рассказах для чтения в школе и дома. Сост. Протоирей А. Соколов. – М.: Изд. «Паломник», 1999.
29. Катехизис в рассказах. Сост. С. Успенский. Живые уроки по Закону Божию. – Св.- Троиц. Сергиева Лавра, 1997. – 1-3 выпуск.
30Детям о Христе (по книге протоирея Маляревского «Первая книжка по Завету Божию для детей»). – М.: Благо, 2000.
31. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2003 – 128 с.
Журналы
1. «Русский дом», «Марфа и Мария», «Божий мир», «Шишкин лес», «Живой родник», «Радость моя!».
Первоисточники
(для самообразования педагогам и родителям)
1. Августин Блаженный. Исповедь.
2. Иоанн Златоуст. Толкованию к Евангелию.
3. Письма Свт. Феофана Затворника // Феофан Затворник «Что такое
духовная жизнь и как на нее настроиться?»
4.Книги и беседы митрополита Антония (Блюма).
5. Богословие (книги протоирея Георгия Флоровского. Владимира Лосского, о. Александра Шмемана, о. Иоанна Мейсндорфа, о. Александра Ельчанинова).
6. Современное богословие (А.И. Сидоров, протоирей Георгий Митрофанов).
7. Церковная история: о. Сергий Мансуров «Очерки по истории древней церкви».
8. Библеистика // «Альфа и Омега». Трилогия Брюса Мецгера.
Литература
1. Слово святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II на седьмых Рождественских Чтениях. Москва, 1999.
2. Филиппов, министр общего и среднего профессионального образования РФ. Гуманистическая роль образования: православие и воспитание. Доклад на Седьмых Рождественских Чтениях.
3. А.К. Бруднов, начальник управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Министерства общего и профессионального образования РФ. Актуальные вопросы воспитания в преддверии 2000-летия Рождества Христова
4. Зеньковский. Основы православной педагогики.
6. Священник Евгений Шестун. Православная педагогика. Самара, 1999
7.Церковь, дети и современный мир.М.: Изд. Московской Патриархии, 2002.
-О важности воспитания в детях христианского отношения к миру и своему служению в нем. (беседа со священником Артемием Владимировым и психологом Евгением Куниным)
-Православное обращение не должно быть образованием исключительно для православных (священник Борис Ничипоров)
8.Основы православной культуры для детей дошкольного возраста. Составитель Харитонова О.К.. Издательский дом «Покров». –М.,2006
9.Сказание о Рождестве Христовом. – М, 1994
10.Костюнина Т. “Рождественские встречи” м.: “Дошкольное воспитание”, 2005 г.(12).
11Гладких Л. “Отечественная педагогическая литература как фактор укрепления духовно- нравственного здоровья семьи и детей” - м.” Дошкольное воспитание”, 2006 г. (1).
12Алексеева А. “О православном дошкольном воспитании в России”. - м. “Дошкольное воспитание “,2004 г. (1).
13Султанова Н. “Духовно – нравственное воспитание дошкольников”. - м. “Дошкольное воспитание”,2004 г. (5).
13“С рождеством Христовым” ж. “Божий мир” 1, 2005 г
14.“Празднование Рождества русскими крестьянами “- м.: “Дошкольное воспитание”, 1995 г. (12).
15“Рождество Христово” - м.: “Дошкольное воспитание”, 1994 г. (1).
16“Рождественский праздник и Святки” - м.: “Дошкольное воспитание”, 1994 г.(12).
17.Храмова Р. “Добро не терпит промедленья” - ж. “Воспитание школьников”, 2006 (1)
18.Иоанн О. “Слово о малом доброделании” - ж. “Воспитание школьников “,2000 г.(9).
19.Наталия Будур «Православие для детей»: М. «ОЛМА-ПРЕСС» 2002;
20.Щеголева Е. «Православный храм»: М. «ОЛМА-ПРЕСС» 2002;
21.«Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте». Программа для
дошкольного образования // Истоковедение. Т. 5. М., 2007. С. 97—189.
22.Потаповская О. М. Программа духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста средствами художественно-продуктивной деятельности: Учебное пособие. М., 2009.
23.Она же. Задушевные беседы. Журнал в журнале // Дошкольник. Младший школьник. 2006. № 4-6; 2007. № 1-6; 2008. № 1-4.
24. Она же. Семейная гостиная. Программа занятий с родителями в семейной школе духовно-нравственного воспитания. М., 2003.
25.Крячко А. А. Введение в традицию: Программа студийных занятий с детьми. М., 2004. (Серия «Прикладная мастерская семейной педагогики»).
26. Она же. Русская сказка в домашнем театре. М., 2004. (Серия «Прикладная мастерская семейной педагогики»).
27. Венок игр. Тематические игры с дошкольниками / Сост. А. Абрамова (Крячко) и Е. Хлебникова. М., 2008.
28 Проект «Будущее наследие» (16-18 февраля 2009 г.). Сборник материалов / Под общ. ред. А. Ю. Соловьева, С. Ю. Миляевой, О. М. Потаповской, Я. С. Мигдисова. I Межрегиональная научно-практическая конференция «Моделирование социокультурного системного развития образовательного учреждения в контексте формирования духовно-нравственной культуры общества»
29Потаповская О. М. Моделирование процесса духовно-нравственного воспитания в дошкольном образовательном учреждении // Социальный институт воспитания в современной России: модернизация, динамика и стратегия развития: Сборник материалов международной научно-практической конференции 7—9 декабря 2011 г. М., 2012. Т. 2. С. 192—200.
30.Опыты православной педагогики. Сост. Стрижев А. и Фомин С. – М.: «Литер. учебы», 1993.
31.Половинкин А.И. Православная духовная культура. М.: Изд. ВЛАДОСС-ПРЕСС, 2003.- 352 с.
32.Пестов Н. Путь к совершенной радости. Православное воспитание детей. М.: Даниловский благовест, 1997
33. Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. – М.: Айрис-пресс, 2003.-2008 с.
Приложение 1
Положение о работе клуба
1Общие положения клуба:
- Клуб предназначен оказывать помощь в семейном православном воспитании детей родителям.
-учредителем клуба родителей является ДОУ. Клуб родителей разрабатывает, принимает и организует реализацию планов своей деятельности в интересах детей, семей.
-Решения клуба носят консультативный и рекомендательный характер.
-Выполнение членами клуба своих функций осуществляется на безвозмездной основе.
-Клуб имеет девиз «Возродим образ Божий, живущий в душе...».
-Членами клуба могут быть родители детей, посещающих ДОУ.
-Члены клуба имеют право:
- обсуждать;
- вносить предложения;
- получать информацию о воспитании ребёнка;
- принимать посильное участие в деятельности клуба;
- уважать права других членов клуба.
2 Критерии эффективности деятельности Клуба.
- Повышение уровня социально-психологической культуры и знаний по православному воспитанию детей.
- Оптимизация внутрисемейных отношений, гармонизация межличностных отношений между родителями и ребёнком.
- Дискуссии, возникающие по инициативе самих родителей.
- Ответы на вопросы родителей самими родителями, их активность в обсуждении различных проблем воспитания.
- Открытость родителей, обсуждение примеров из собственного жизненного опыта.
- Расширение встреч по инициативе самих родителей.
- Появление размышлений родителей о правильности используемых ими методов воспитания.
- Стремление к сотрудничеству с учреждениями, оказывающими помощь их детям.
3 Основная документация Клуба.
- Планирование работы Клуба.
- Программа работы Клуба (цель, задачи, значимость работы клуба, участники работы, формы работы клуба, этапы работы, сроки действия проекта, ожидаемый результат и т.д.)
- Конспекты встреч Клуба (дата проведения, место проведения, форма проведения, тема встречи, содержание, примечания, рекомендации, и т.д.).
- Систематизированные материалы (анкеты, тесты, консультативные, методические, практические материалы, фото – видеоматериалы, и т.д.)
- Для организации работы клуба проводится:
- анкетирование родителей на предмет необходимости организации данного клуба.
- ознакомление родителей с Перспективным планом работы клуба.
- сбор заявлений родителей об изъявлении желания участия ребенка в работе клуба с посещением Храма и беседами со священником.
4 Условия успешной работы клуба:
Для организации оптимальной деятельности клуба по реализации проекта в детском саду необходимы следующие условия:
1Желание родителей.
2Заинтересованность ребенка, его желание.
3Сотрудничество с православной церковью (благословение священником деятельности по реализации проекта).
4Наличие специально отведенного для встреч места, оформление и оборудование его.
5Наличие методических рекомендаций (планов, конспектов встреч; демонстрационного, иллюстративного и расходного, материала и пр.) к организации практической деятельности.
Встречи участников Клуба проводятся в течение дня, не нарушая режим жизнедеятельности дошкольников, в интересной для детей форме, с включением практической деятельности. Содержание встреч педагог может изменять, дополнять различными видами деятельности, которые на взгляд его и священнослужителя будут более способствовать реализации проектного содержания.
5Рекомендации к организации деятельности клуба:
- Работа направлена на помощь родителям в духовно-нравственном воспитании развитии ребенка. Именно желание родителей побуждает к организации клуба, который поможет направить жизнь детей по христианским принципам морали.
- Вся деятельность по православному воспитанию детей направлена на развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, оказание ему помощи в приобщению к Богу, обретении своего собственного пути к Нему.
- Некоторые занятия предполагается организовать с участием священнослужителя, что позволит приблизить детей к общению с Богом посредством сопровождения священником; дать полную, но доступную детскому пониманию информацию; сформировать определенную компетентность детей в поведении в Храме.
6 Принципы деятельности клуба
базируются на принципах личностно-ориентированного образования в христианских традициях:
1. Принцип христоцентричности:
- в процессе работы взрослые ставят житие и образ Христа в пример детям для духовного подражания;
- взрослые стимулируют и поощряют у детей нравственную работу над собой (желание различать добро и зло, делать добрые дела )
2. Принцип любви:
- воспитание чувства любви у участников проекта к окружающему миру, себе, ближнему.
3. Принцип воцерковления:
- экскурсии в храм и общение с батюшкой;
- благоговейное обращаться со святынями;
- побуждение родителей к семейному посещению храма в воскресные и праздничные дни.
4. Принцип сообразности с природой :
- учет возрастных и психологических особенностей дошкольников, их эмоциональное состояние;
5. Принцип согласованности педагогического влияния
семьи, дошкольного учреждения и церкви:
- установление тесного сотрудничества с родителями воспитанников и священником (духовником детского сада), консультации с духовником по вопросам организации и содержания встреч, приглашение священника для участия в мероприятиях ,организация экскурсии в храм с благословения настоятеля;
- актуализация проблем семейного воспитания и необходимость консолидации усилий семьи, детского сада и церкви в процессе встреч; организация приватных и коллективных бесед со священником (включая интерактивные встречи).
6. Принцип культуросообразности:
- работа клуба строится на основе церковного календаря;
- участники клуба знакомятся с культурой и православными традициями, воспитывая в себе благоговейное отношение к святыням;
- формирование и возрождение семейных христианских традиции;
7. Принцип индивидуального подхода:
- учет индивидуальных особенностей и возможностей семьи и каждого ребенка.
Приложение№2
АНКЕТА для родителей №1
Уважаемые родители!
Педагогический коллектив ДОУ предлагает Вам начать работу по внедрению основ христианской культуры в практику работы с дошкольниками. Жизнь детского сада может строиться не только согласно светского, но и православного календаря. Использование национальной культуры, основанной на православных ценностях, формирует у детей христианское отношение к родителям, близким, родному краю, природе, Родине.
Мы придерживаемся государственной политики в области образования, главный смысл которой состоит в свободе вероисповедания. Никто не может заставить ребенка верить или запретить познавать основы религии. Лишь по желанию родителей ребенок имеет право изучать или не изучать религию. Православный уклад жизни ребенка, организованный в семье, нуждается в поддержке и духовном насыщении. Надеемся, что Вы выскажете мнение по поводу участия ребенка в православных праздниках и целесообразности внедрения основ христианской морали в образовательный процесс детского сада.
- Является ли традицией Вашей семьи празднование христианских
праздников: Рождество, Пасха, День Святого Николая и др.? (необходимое подчеркните).
а) да, это традиция нашей семьи
б) раньше мы не уделяли внимания этим праздникам, тем не менее, в последнее время это
становится традицией нашей семьи
в) мы не празднуем эти праздников
г) другой ответ ____________________________________________________
2. Согласны ли Вы с утверждением относительно необходимости формирования
духовных качеств ребенка именно в дошкольном возрасте?
а) да, и это доказывает наш жизненный опыт воспитания детей
б) мы все больше в этом убеждаемся
в) с этим утверждением мы не согласны
г) другой ответ _________________________________________________
3. Могут ли детские сады стать центрами духовного возрождения русского народа?
а) да, педагоги должны знакомить детей с основными христианскими принципами и православными традициями нашего народа
б) да, мы с этим согласны
в) нет
г) другой ответ ______________________________________________
4. Уместно ли участие священнослужителей в мероприятиях православной направленности, которые проводятся в детском саду?
а) да, именно священнослужители могут найти то слово, которое необходимо не только ребенку, но родителям и педагогам
б) да, дети должны уметь общаться со священнослужителями и адекватно воспринимать их присутствие
в) мы категорически с этим не согласны
г) другой ответ ________________________________________________
5. Кто, по Вашему мнению, может знакомить детей с нормами христианской морали в детском саду?
а) это человек, который имеет педагогическое образование и специальные знания по христианской этике
б) это воспитатели нашей группы
в) мы справимся без помощи детского сада
г) другой ответ ________________________________________________
6 Желаете ли Вы, чтобы именно в нашем учреждении велась работа по формированию у дошкольников норм православной морали?
а) да, в целом учреждении
б) да, в пределах нашей группы
в) да, в виде кружка по православному воспитанию
г) не желаем, так как ________________________________________ ___________________________________________________________
д) другой ответ _______________________________________________
Благодарим за искреннее участие!
Анкета №2 для родителей и педагогов
1. Считаете ли вы свою семью православной? __________________________
2. С какого возраста, по вашему мнению, должно начинаться духовно-нравственное воспитание? ___________
3. Крестили ли Вы ребёнка в Церкви? _________________________________
4. Посещаете ли Вы православный Храм? ______________________________
5. Является ли традицией Вашей семьи празднование христианских праздников: Рождество, Пасха, Масленица и др.? (необходимое подчеркните).
а) да, это традиция нашей семьи
б) раньше мы не уделяли внимания этим праздникам, тем не менее, в последнее время это становится традицией нашей семьи
в) мы не празднуем эти праздников
г) другой ответ
6. Ваше отношение к посещению ребенком православного Храма с воспитателями? ____________________________________________________
7. Знаете ли Вы историю, традиции своего села? _____________________
8. Какие цели должны быть реализованы в МБДОУ по духовно-нравственному воспитанию (необходимое подчеркнуть):
а) Знакомство с национальными обрядовыми праздниками
б) Знание народных обычаев и примет
в) Приобретение практического духовного опыта
г) Формирование нравственных чувств
9. Читаете ли Вы ребёнку русские народные сказки, пословицы, поговорки? ________________________________________________________________
10. Воспитываете ли Вы у детей нравственные чувства? _________________
11. Что вы предпримете, если ребенок совершит:
— плохой поступок? _______________________
— хороший поступок? _______________________________________________
12. Часто ли Ваш ребёнок смотрит телевизор? __________________________
13. Играет ли Ваш ребёнок в компьютерные игры? ______________________
14. Хотели бы Вы, чтобы в ДОУ была организована работа по духовно-нравственному воспитанию в православных традициях? __________________
15. Ваши пожелания и предложения по организации деятельности по духовно-нравственному воспитанию_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Благодарим за сотрудничество!
Приложение№4
Перспективный план работы клуба
Данный план отличается от традиционного тем, что не имеет жестких рамок и сроков. Вся работа спланирована по двум направлениям. Это работа клуба в ДОУ и «домашняя» работа в семье. Реализация проекта проходит одновременно в двух направлениях, взаимодополняя друг друга.
Вся деятельность участников Клуба разделена на 10 блоков, которые можно варьировать, дополнять, изменять и обязательно интегрировать между собой.
Важно, исходя из наблюдений за детьми, видеть проявления детской инициативы, любознательности и интереса и адекватно поддерживать их.
Совместная деятельность взрослых и детей в ДОУ |
Совместная деятельность взрослых и детей в семье | ||
1блок: встречи со священником. Формировать у детей первоначальные представления о духовном мире, знакомить с основными религиозными понятиями, элементарными сведениями из Священной Истории (Рождество и Иисуса Христа, краткие сведения о земной жизни Спасителя) - Урок духовности -экскурсионный рассказ священника ознакомления детей с некоторыми правилами поведения в Храме, об истории создания Храма, некоторых иконах и т.д. Молитва – разговор с Богом. - Что рассказывает нам Библия? Сотворение Мира Господом (ангельский мир) , ознакомление детей с правилами жизни (Божии заповеди). | 1рассматривание нательных крестиков детей и рассказ родителей о крещении детей; фото или видео крещения, беседа с детьми о крестном знамении. Сила крестного знамения. 2чтение детской Библии 3Просмотр православных фильмов и м\фильмов.. 5лепка плодовых деревьев, животных (по желанию детей). Создание «Райского сада» из вылепленных фигурок -ответы на вопросы познавательной викторины, отгадывание кроссвордов , ребусов и загадок на библейскую тематику. -походы в библиотеку за книгами и журналами на интересующую тему. 6 семейный исследователький проект «Что такое Библия?» | ||
2 блок: Совместные экскурсии в церковь: Знакомить детей с некоторыми доступными их пониманию произведениями иконописи, церковным пением, колокольным звоном, художественной литературой духовно-нравственного содержания. - Рассматривание элементов Храма (крест, алтарь, икона и т.д.) -наблюдения за поведение прихожан; | -рассматривание книг и иллюстраций о Храмах (самые известные в России) -рассматривание и беседа о домашней иконе. -- семейная конструктивная игра «Построй храм». - аппликация способом обрывания или коллажа куполов Храма -- изготовление поделки «Свеча» (аппликации свечи, лампадки, просфоры по выбору детей). -Драматизация рассказа «Маленькая Мария идет по ступенькам в Храм» -Семейный исследовательский проект «Православные храмы России» | ||
3блок: Именины -беседы «Ангел-хранитель» -поздравление именинников открытками с изображение куполов Храма; поделками - Выставка детских работ по ИЗО -выставка семейных поделок «Мой ангел». -презентации семей «Наш ангел –хранитель». | -изготовление открыток и поделок для именинников -Рассматривание и пояснение иллюстраций, икон Святых, чьи имена носят дети. -изготовление фигурки Ангела; -работа детей в альбомах- разукрашках «Ангелы» | ||
4 блок: Знакомство с духовной музыкой. -Музыкальное занятие – знакомство с духовной музыкой. -Концерт «Христославы». -Встреча с церковным хором. Слушание церковной и духовной музыки. -беседа о колокольном звоне -разучивание рождественских песен -концерт учащихся ДШИ «Духовная музыка» | -Совместное пение рождественских песен -слушание колокольного звона нашего храма -совместный оркестр «Колокола и колокольчики», оркестровки рождественских песен. - аппликация «Колокола» (рисование нетрадиционным способом по выбору); -семейный исследовательский проект «Колокольный звон» | ||
5 блок: Неделя милосердия Формировать представления детей о таких понятиях, как стыд, совесть, прощение, примирение, милосердие, честность, доброта, любовь. -Беседы и моделирование жизненных ситуаций о милосердии, доброте, любви к ближним. -акция милосердия «Подари свою игрушку» -акция милосердия «Помоги птицам» -сетевое взаимодействие (общение по скайпу) с детьми с ограниченными возможностями, которые не посещают детский сад | Чтение рассказов: -«Добрый человек – щедрый человек». -Рассказ Ф.Кривина «Иголка в долг». -Беседы по прочитанным духовно-литературным произведениям. -Готовим подарки детям с ограниченными возможностями к Рождеству. -создание ситуаций «Помоги бабушке (дедушке)». -Игра «Мирилка». - изготовление бумажных сердечек с пожеланиями детям быть щедрыми и добрыми. | ||
6 блок: Знакомство с православной кухней -Беседы о традиционной кухне в Православные праздники. -чаепитие (постное, праздничное) -создание книжки-малышки «Православные постные блюда для детей» (будет пополняться зарисовками алгоритма приготовления постного блюда в течение постов) -выставка – дегустация рождественских семейных блюд. -консультация педиатра «Могут ли дети дошкольного возраста поститься?» - мастер – классы родителей и педагогов по приготовлению рождественских блюд (постных и праздничных). | -Совместное приготовление блюд (постных, праздничных) -оформление праздничного рождественского стола. -изготовление рождественских фигурок из сладкого теста. -семейный исследовательский проект «Что такое пост?» | ||
7 блок: «Что такое хорошо и что такое плохо». Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим. Создать условия и вызвать желание совершать хорошие поступки, творить добро. -Беседа-диспут «Хорошие и плохие поступки». -Моделирование жизненных ситуаций, требующих нравственного выбора. -создание «Дерева Добра» участников клуба. -организация субботника по подготовке музыкального зала к Рождеству (уборка, оформление), помощь храму в подготовке к празднику. --сетевое взаимодействие (общение по скайпу) с воскресными школами. -оказания шефской помощи категориям населения села, требующим особого социального внимания: ветеранам Великой Отечественной войны, подопечным Центра социального обслуживания, воспитанникам интернатных дошкольных учреждений; | Чтение художественных произведений для детей: -Рассказ А.Черкасова «Четыре двери» и др. Дидактическая игра «Хорошо-плохо» (в картинках); -создание «дерева Добра» семьи. -знакомство с притчей «Мешочек добрых дел». -уборка дома всей семьей к Рождеству. -придумывание новой сказки, где герои попадают в беду и с Божьей помощью находят выход из сложной ситуации | ||
8 блок: Подготовка к празднику Рождества Христова. - встреча со священником и Беседа «Как встречать Рождество», «Рождественский сочельник», «Рождество Христово». -выступление семей с презентациями «Что мы знаем о Рождестве». -мастер – классы родителей и педагогов по приготовлению вертепа, костюмов к театральным постановкам, выразительному чтению, изготовлению поделок и подарков. | -беседы с детьми о Рождестве. -чтение и обсуждение рождественских рассказов - чтение и разучивание рождественских стихов -изготовление рождественского вертепа и фигурок к нему для домашнего театра - семейный рождественский театр: постановка театра -Подготовка рождественских подарков -наряжание рождественской елки, оформление дома. -изготовление рождественских открыток. -семейный исследовательский проект «Как празднуют Рождество в других странах» | ||
9 блок: Проведение Рождества Христова. -совместное посещение храма -проведение праздника «Рождественские встречи» -Выставка детских и семейных работ «Рождественская открытка» | -Драматизация истории «Чудесный сон». -Кукольный спектакль «Чудо на Рождество» -Миниатюрный кукольный театр Вифлеемский ящик - Вертеп «Рождественская история» -вручение рождественских открыток и подарков. -просмотр семейных рождественских фильмов | ||
10 блок: Воспоминания о празднике. -презентации семей «Наше семейное Рождество» -оформление фотоальбома «Наш любимый праздник». -Создание видеофильма «Счастливого Рождества» -создание книги для семейного чтения «Счастливого Рождества!» -создание брошюры « Наш родительский опыт» (опыт семейного православного воспитания). -круглый стол участников клуба «Наш опыт» -рождественский концерт для детей ДОУ, для пожилых людей. -общий рождественский концерт с учащимися ДШИ
-презентация семейных исследовательских проектов. -встреча со священником «Напутствие» | -рисование «Рождество» -просмотр праздничного семейного видео и фотоматериала. -Беседы с детьми «Что тебе запомнилось больше всего» -посещение храма. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возрождение традиций православного семейного воспитания в системе духовно – нравственного воспитания дошкольников. Семейный клуб «Ковчег»
Доклад о работе с семьёй по возрождению семейных традиций в духовно - нравственном воспитании....
Встреча родительского клуба «МЫ ВМЕСТЕ». «Родительская библиотека» Тема: «Возрождение семейной традиции - семейное чтение». Старший воспитатель Руденко Ольга Васильевна
Цель. Создать условия для информирования родителей воспитанников о необходимости возрождения традиции семейного чтения. В программе:Микроисследование «Роль книги в семейном воспитании» ...
Возрождение традиций православного семейного воспитания в системе духовно – нравственного воспитания дошкольников. Семейный клуб «Ковчег»
Материал предназначен для педагогов ДОУ .Представлен опыт работы ДОУ с семьей в деле духовно - нравственного вопитания....
Проект «Детско-родительский клуб «Счастливая семья»
Проект «Детско-родительский клуб «Счастливая семья» разработан на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Ярсалинский детский сад «Солнышко» в соответствии со стратегие...
Инновационный проект на тему: «Буккроссинг, как средство возрождения традиции семейного чтения».
Инновационный проект на тему: «Буккроссинг, как средство возрождения традиции семейного чтения»....
Творческая встреча в детско-родительском клубе «Счастливая семья» «Семья. Семейные ценности и традиции»
Творческая встреча в детско-родительском клубе «Счастливая семья»«Семья. Семейные ценности и традиции»...
Творческая встреча в детско-родительском клубе «Счастливая семья» «Счастливая семья – счастливый ребёнок»
Творческая встреча в детско-родительском клубе «Счастливая семья»«Счастливая семья – счастливый ребёнок»...