Классификация детских музыкальных инструментов
материал

Ткаченко Марина Петровна

Краткая информация для музыкальных руководителей в работе с дошкольниками. Википедия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassifikatsiya_detskih_muzykalnyh_instrumentov.docx85.31 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Согласно классификации детских музыкальных инструментов Н. А. Ветлугиной, они делятся на следующие группы:

  1. Группа струнных: балалайка, гусли, домра.
  2. Группа духовых: саксофон, мелодика, флейта, кларнет.
  3. Группа ударно-клавишных: пианино, рояль.
  4. Группа клавишно-язычковых: баян, аккордеон, гармоника.
  5. Группа ударных, имеющих звукоряд: ксилофон, металлофон.
  6. Группа ударных, не имеющих звукоряд: барабан, бубен, тарелки, кастаньеты, маракасы, трещотки, треугольник, бубенцы.

Классификация детских музыкальных инструментов

Все детские музыкальные игрушки и инструменты можно сгруппировать по видам:

1.Неозвучные музыкальные игрушки – инструменты помогают детям создать игровые ситуации. К ним относятся балалайки с неиграющими струнами, пианино с немой клавиатурой, баянчики с растягивающимися мехами.

2. Озвучные  музыкальные игрушки – которые, в свою очередь деляться на:

  • Игрушки – инструменты с нефиксированным звуком, т.е. звуком неопределенной высоты (погремушки, бубны, трещотки, барабаны, кастаньеты, треугольники, колотушки, коробочки, музыкальные молоточки);
  • Игрушки – инструменты, издающие звук только одной высоты (свирели, дудки, рожки, свистульки) применяются при создании игровых ситуаций.
  • Игрушки с фиксированной мелодией (органчики, музыкальные шкатулки, музыкальные ящики). Используются для детей раннего возраста с целью привлечения их внимания к мелодическому звучанию и развитию слухового сосредоточения.
  • Игрушки – инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом (металлофоны, пианино, рояли, кларнеты, флейты саксофоны, баяны, гармоники, губные гармошки, колокольчики, цитры, домры, балалайки, цимбалы, гусли и др).
  • Игрушки-инструменты (пианино, рояль, балалайка, гармошка) изготавливаются из фанеры, картона. Педагоги используют их для создания игровых ситуаций, при которых дети, представляя себя играющими на музыкальных инструментах, напевают.
  • Трехступенчатая (nятистуnенчатая, восьмистуnенчатая) лесенка - дидактическая игрушка, изготовленная из дерева, оргстекла, пластмассы, или пластика. Дает представление о звуковысотных соотношениях, развивает музыкальный слух и голос детей. Используется для игровых заданий, упражняющих детей в правильном звукообразовании,
  • Звуковые книжки делаются из картона или плотной бумаги. На каждой странице цветная иллюстрация, сюжет которой соответствует названию знакомой детям песни. Под рисунком предлагается нотная строка с записью мелодии, данной песни и ее текст. Звуковые книжки используются во всех возрастных группах, начиная со второй младшей.

Рассмотрим ударные инструменты, к которым относятся:

  • деревянные ложки используются в садах как ударный инструмент в ансамблях народных инструментов, а также во время музыкальных занятий, праздников. Звук извлекается путем ритмичного постукивания спаренных ложек о ладонь левой руки. Детей учат свободно держать обе ложки за концы ручек между пальцами правой руки. У ребят развивается чувство ритма, умение согласованно играть в ансамблях.
  • Трещотки используются в работе с детьми старшего дошкольного возраста в шумовом оркестре, ансамбле ложкарей, а также могут применяться во время подыгрывания знакомых песен, особенно русских народных.
  • Треугольник применяется в ансамблях, оркестрах, при исполнении детьми отдельных песен. Звук извлекается путем легкого прикосновения к инструменту металлической палочкой.
  • Колотушка – небольшая продолговатая деревянная рама. Высота стенок 15 – 18 см, ширина 10 см. Под верхней стенкой на шнуре закрепляется деревянный шарик, который при колебании ударяется о боковые  стенки. К нижней стенке прикрепляется ручка.
  • Бубенцы навешиваются на деревянную палочку или кожаный ремешок (10 – 12 шт.). Детей учат извлекать звук  путем легкого, ритмичного встряхивания. Бубенцы используются в качестве дополнительной тембровой окраски в ансамбле народных инструментов и оркестре детских музыкальных инструментов.
  • Коробочка -  небольшой продолговатый, обструганный и отшлифованный со всех сторон деревянный брусок  с полостью под верхней частью корпуса. Длина 24 см, ширина у основания 7,5 см, высота полости 1,5 см. Звук извлекается барабанными или ксилофонными палочками. Назначение то же, что и бубенцов.
  • Музыкальные молоточки -  цветные пластмассовые, с полой ручкой, которая заканчивается двухсторонним основанием молоточка. На основании гофрированной цветной набалдашник из мягкой, гибкой тонкой пластмассовой ткани. При ударе по основаниям молоточка издаются разные по высоте звуки.
  • Колокольчики имеют несколько видов колокольчиков; они помогают развить у детей звуковысотный слух. Все колокольчики со звуками разной высоты. Набор «валдайских колокольчиков» используется на музыкальных занятиях, во время проведения музыкально – дидактических игр. Три различных колокольчика по величине и звучанию, находящиеся на стойке, помогают детям закрепить знания о низких, высоких и средних звуках.
  • В игре на металлофоне звук извлекается ударом палочек по металлическим пластинкам, расположенным на деревянной подставке.
  • Ксилофон представляет собой набор деревянных брусочков различной величины. В ксилофоне звук извлекается при помощи деревянных палочек.
  • Музыкальная лесенка – восьмиступенчатая лесенка с музыкальным звукорядом. Выполняется из деревянной или пластмассовой основы и съемных ступеней с закрепленными на них металлическими пластинами, которые при ударе по ним молоточком издают звук определенной высоты.

Рассмотрим ударно – клавишные инструменты, к ним относятся такие инструменты как:

  • Пианино, рояль – это озвученная модель музыкальных инструментов, их дают детям старших и подготовительных к школе групп для самостоятельной музыкальной деятельности.

Духовые инструменты классифицируются на:

  • Флейты, кларнеты, саксофоны и используются для индивидуального обучения и для музыкально – дидактических  заданий.
  • Триола является детским музыкальным инструментом с цветными клавишами. Извлечение звука в ней происходит путем вдувания воздуха с одновременным нажатием клавиатуры. У триолы очень приятное мягкое звучание. Инструмент используется для индивидуального обучения и для игры в ансамбле, состоящем только из этих инструментов.

К клавишно – язычковые инструментам относятся такие музыкальные инструменты как:

  • Аккордеон- звук извлекается посредством струи воздуха, приводящей в колебание голосовые язычки, расположенные на пластинках, при нажатии на  клавиши, растяжении и сжатии меха.
  • Баян- звук извлекается посредством струи воздуха, приводящей в колебание голосовые язычки, расположенные на планках.
  • Саратовская гармонь с колокольчиками- звуки расположены в порядке диатонической мажерной гаммы. Звук в ней извлекается посредством струи воздуха, приводящей в колебание голосовые язычки, расположенные на планках.

Струнные инструменты классифицируются на:

  • Гусли – струнный щипковый инструмент с трапециевидным плоским корпусом и несколькими струнами, построенными диатонически.
  • Цимбалы (белорусский народный инструмент) – это небольшой, низкий ящик в форме трапеции, над которым натянуты струны. Дети играют на инструменте при помощи медиатора.
  • Цитры – струнный щипковый инструмент с десятью струнами, под каждой из них цветной кружочек. Звукоизвлечение то же, что и у цимбал.
  • Арфа – озвученная модель музыкального струнного инструмента. Предназначена для исполнения различных мелодий (песен, танцев и т.д.)

Детские музыкальные инструменты делятся на: неозвучные музыкальные игрушки – инструменты, озвучные музыкальные игрушки – инструменты. В свою очередь озвучные музыкальные инструменты делятся на: ударные, ударно – клавишные, духовые, клавишно – язычковые и струнные инструменты. В основе музыкального репертуара, детей дошкольного возраста, лежат русские народные песни, попевки, легкие пьесы, музыкальные игры и игра на детских музыкальных инструментах.

Обучение игре на музыкальных инструментах включает в себя три этапа: на первом – дети слушают и запоминают мелодии, пропевают их, знакомятся с приемами игры, на втором – подбирают попевки, на третьем – исполняют их по своему желанию.

В детском саду музыкальное воспитание рассматривается как одно из звеньев гармонического развития детей дошкольного возраста. Нужно отметить, если воспитатель сам любит музыку, активен на музыкальных занятиях, праздниках, с удовольствием обучает детей игре на музыкальных инструментах, то и дети в этой группе отличаются особой музыкальностью, с интересом ждут занятий, весело проводят часы досуга, играют на музыкальных инструментах в группе в свободное от занятий время.

Только благодаря совместной работе музыкального руководителя и воспитателя, творческому подходу к вопросам музыкального воспитания дошкольников жизнь ребят можно сделать интересной и разнообразной.

https://vesti42.ru/wp-content/uploads/2021/04/foto0095.jpgВиды и характеристики детских музыкальных инструментов

Детские музыкальные инструменты по способу звукоизвлечения делят на 4 группы. В классификацию входят ударные, струнные, духовые, клавишные инструменты.

Ударные

Звук извлекается рукой или палочками после удара по звучащему телу. Именно с этой группы специалисты рекомендуют начинать музыкальное обучение детей. Все ударные делятся на два вида:

  • Со звукорядом. В этой группе – ксилофоны и металлофоны, на них играют деревянными палочками. Они не нуждаются в настройке, а способ игры прост и понятен карапузам уже в один год. Они хорошо развивают слух, учат ритмике, веселят и развлекают. Большой выбор металлофонов с чистым звучанием можно найти в каталоге «Алатойс» https://alatoys-market.ru/categories/metallofony. Уже в 3 года малыши на них повторяют мелодии, а позже сочиняют сами.
  • Без звукоряда. Это большая группа, в которую входят инструменты с разным тембром: стучащие – деревянные ложки, трещотка, кастаньеты; звенящие – треугольники, тарелки, колокольчики; шуршащие – маракасы, погремушки, коробочки; гулкие – барабаны, бубны.

Исполнение «звуковых дорожек» на ударных инструментах вырабатывает чувство ритма, такта, развивает способность ощущать эмоциональную выразительность произведения.

Струнные

Источник звука – натянутые струны, к которым прикасаются пальцами или специальным приспособлением (смычком, медиатором). Широко распространены скрипки и гитары, набирают популярность русские и европейские народные инструменты. Например, домры, балалайки, цитры, гусли, мандолины, лютни, цимбалы. Тембры у них нежные, звук – мягкий.

Играть на струнных – занятие непростое. Важно, чтобы у малыша были крепкие, ловкие руки и безграничное терпение. Специалисты не советуют с ними экспериментировать раньше 5-6 лет – только к этому возрасту пальцы становятся достаточно крепкими.

Духовые

Звук у духовых извлекается посредством вдыхания воздуха в трубку или вдыхания из нее. К ним относятся флейты, свирели, саксофоны, трубы, кларнеты, губные гармошки. Звучат они разнообразно. Например, у флейты звук нежный, у кларнета – насыщенный, у гармошки – чуть резковатый.

Чтобы освоить духовой инструмент, ребенок должен обладать большим объемом легких и очень развитой мелкой моторикой. Но всем малышам уже в 4-5 лет можно пробовать воспроизводить ритмы на инструментах, издающих звук одной высоты: дудочках, свирелях, рожках.

Клавишные

Звук у клавишных возникает при нажатии на клавиши. В эту группу входят: баяны, аккордеоны, гармоники, рояли, пианино, синтезаторы, электроорганы. Последние два инструмента – самые распространенные, поскольку они подойдут даже карапузам 1,5-2 лет. Но, конечно, они ориентированы больше на развитие творческих способностей и любви к музыке, чем на серьезное обучение. А если вы хотите, чтобы ваш ребенок серьезно играл на пианино или баяне, то обучать игре можно начать уже в 5 лет.

Все перечисленные музыкальные инструменты подойдут и для детского сада, и для занятий в домашних условиях. Но важно применять индивидуальный подход к каждому малышу: учитывать его особенности, способности. В повседневной жизни инструменты можно использовать в дидактических играх: с их помощью учить алфавит, стихи, развивать внимание, реакцию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детское музыкальное творчество. Игра на детских музыкальных инструментах.

Содержание:      Введение.            I.            Теоретические...

Конспект открытого доминантного музыкального занятия « В королевстве музыкальных инструментов » по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах в подготовительной группе.

Ход занятия:Под звучание вальса дети забегают в музыкальный зал.М.Р.- Доброе утро! Я очень рад видеть вас сегодня, вы в хорошем настроении, бодрые и веселые. Давайте друг-другу улыбнемся и поздороваем...

«Развитие музыкально - сенсорного восприятия основных отношений музыкальных звуков через игру на детских музыкальных инструментах у детей 5-7 лет"»

Цель работы является создание условий для развития природной музыкальности и формирование творческого музыкального мышления дошкольников через музицирование на детских музыкальных инструментах; знать ...

классификация детских музыкальных инструментов

классификация детских музыкальных инструментов...

Статья "Классификация детских музыкальных инструментов (ДМИ) "

Классификация ДМИ для детей младшего и старшего дошкольного возраста...

ДКР "Классификация детских музыкальных инструментов"

Домашняя контрольная работа по предмету «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом»...