Статья "Развитие интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста по средствам конструирования"
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Куликова Наталия Артуровна

Дошкольное образования направлено сегодня на формирование познавательного интереса и интеллектуального развития детей. Интеллектуальное развитие – это развитие логического мышления и речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_intellektualnye_sposobnosti_detey.docx18.57 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие интеллектуальных способностей

у детей дошкольного возраста по средствам конструирования

Дошкольное образования направлено сегодня на формирование познавательного интереса и интеллектуального развития детей.

Интеллектуальное развитие – это развитие логического мышления и речи. У детей в дошкольном возрасте развиваются сенсорные способности. Ребенок учится анализировать, воспринимать сложные предметы. Использовать закономерность в своих знаниях.

Интеллектуальное развитие дошкольника зачастую отождествляют с осведомленностью или с умением выполнять определенные алгоритмы.  К старшему возрасту у ребенка активно развивается речь, которая способствует интеллектуальному развитию ребенка.

Интеллектуальное развитие ребенка проявляется через его способности. К основным из них можно отнести:

  • способность планировать;
  • способность преобразовывать, комбинировать;
  • способность рассуждать, делать выводы;
  • способность анализировать;

        На развитие интеллектуальных способностей влияет социальная среда, в которой живет и развивается ребенок. В первую очередь ребенок овладевает речью и начинает ее использовать как средство общения. Ребенок учится рассуждать и тем самым происходит взаимосвязь мышления с речью.

Это обуславливается тем, что формирование мыслительных операций приводит к развитию дедуктивного мышления у детей дошкольного возраста, под которым понимается умение согласовывать свои суждения друг с другом и не впадать в противоречия. Происходит развитие интеллектуальной сферы ребенка: развивается память, мышление, воображение, внимание.

        Для развития интеллектуальных способностей ребенка огромное значение играет развитие познавательных процессов. Психические процессы обеспечивают получение, хранение и воспроизведение информации, что даёт детям старшего дошкольного возраста проявлять самостоятельные мыслительные процессы.

Обследуя новый предмет, дети применяют последовательное обследование изучаемого предмета. Сначала они его рассматривают, ощупывают, обращают внимание на внешний вид, содержание предмета, тем самым проводят анализ объекта.  Это направлено на развитие наблюдательности у детей, а в дальнейшем для решения интеллектуальных задач.

В старшем дошкольном возрасте начинают проявляться такие характеристики интеллекта, как гибкость, креативность, быстрота и самостоятельность мыслительных процессов. Ребенок создает свой образ предмета, который может быть не только реальным объектом, но и воображаемым. Он может его представить и описать словами. Таким образом, у ребенка появляется способность к планированию, что дает    возможность   создать предмет, придерживаясь плана. Формируется поэтапное планирование. Дошкольники произвольно фантазируют, но при этом придерживаются плана для достижения оконечного результата.

Развитие интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста несет изменение в развитии памяти.

          Во время игры у детей развивается произвольная память. Таким образом, у детей проявляются способности к запоминанию, что приведет   в дальнейшем к формированию логических запоминаний. У детей развивается воображение, что способствует решению логических задач.

        Развитие интеллектуальных способностей у детей способствуют игры с конструктором. Конструирование в дошкольных образовательных учреждениях проводятся с детьми всех возрастов.

Начиная с младшего возраста, дети выполняют простые постройки из кубиков, затем используется конструктор с простыми геометрическими фигурами и уже в старшем дошкольном возрасте появляются первые механизмы и программируемые конструкторы.

У детей достаточно быстро развивается конструктивное мышление, умение, что даёт возможность активно использовать конструктивную деятельность.

Для реализации конструктивного замысла ребенка учитываются элементы постройки, способы их конструирования и в практической деятельности усовершенствуются.

Конструирование по образцу, дает возможность детям видеть все элементы конструкции. В результате у них формируется замысел, в котором отражается структура конструкции и способы для конструирования. Во всех остальных случаях дети могут воспринимать только структуру предмета, более или менее разделенную на элементы: более полно в рисунке, фото, менее полно - в схеме, модели.

Конструкторы «ЛЕГО», обладая высокими образовательными возможностями, многофункциональностью, высокими эстетическими характеристиками, дают возможность познакомить воспитанников с техническим творчеством.  Способствует формированию задатков инженерно-технического мышления, развитию внимания, воображения, памяти, мышления, коммуникативных навыков, формированию связной речи и обогащению словарного запаса.

Робототехника в детском саду – это не просто занятия по конструированию, а мощный инновационный образовательный инструмент, который объединяя в себе элементы игры и экспериментирования, способствует развитию технического творчества и формированию научно-технической профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста.

Знакомство с конструктором ЛЕГО начитается с младшего дошкольного возраста. Для организуется центр конструирования с лего-конструктором, где дети    знакомятся с правилами работы с конструктором, с основными деталями конструктора, их цветом, формой и их способами скрепления. Сами конструкции выполняются по образу, в сопровождении рассказа и показа воспитателем, организуются дидактические игры, используется сюжетное конструирование. На определенном этапе дети сами строят постройки по замыслу, показывая, чему научились.

В среднем возрасте дети уже закрепляют полученные знания и умения, в работе с конструктором. Дети работают подгруппой или коллективно. Они учатся выделять главные элементы постройки, анализировать и действовать согласно намеченному плану.

В старшем дошкольном возрасте конструирование становится содержательным и приобретает техническое разнообразие. Дети учатся работать индивидуально, парами или группами, определять этапы будущей постройки и анализировать её. Дети создают объект, конструкцию согласно образцу, схеме, чертежу.  Особое внимание уделялось творческой фантазии детей. Дети строили по воображению по предложенной теме и условиям.

В подготовительной группе у дети учатся планировать спою постройку, и конструирование становится приоритетным. В этом возрасте у детей быстрыми темпами развивается воображение, мышление, фантазия. Схемы, чертежи становятся сложнее, что приводит от простой постройки к сложной конструкции. Дети творчески подходят к конструированию, что делает их конструкции, постройки интересными и разнообразными.

Таким образом, благодаря внедрению в образовательный процесс лего-конструирования развиваются интеллектуальные способности детей. Развиваются коммуникативные навыки, логическое мышление, что дает ребенку в дальнейшем понимать, что такое программирование и робототехника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3. Статья на тему:"Развитие интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста по средствам дидактической игры."

Раскрыто значение дидактических игр,задачи и основные направления организации дидактических игр....

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста через игру средствами ИКТ.

В условиях современного развития общества невозможно себе представить мир без информационных ресурсов. Также невозможно представить развитие современного ребенка без привлечения к процессу образования...

Развивающие игры, как средство формирования интеллектуальных умений детей дошкольного возраста

Развивающие игры являются незаменимым средством преодоления различных трудностей в умственном развитии детей. В развивающих играх применяются знания, полученные на занятиях, обобщаются сведения, получ...

Консультация для воспитателей на тему: «Развитие интеллектуальных способностей Детей дошкольного возраста с помощью лего-конструирования».

Каждый ребенок - прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструктивной деятельности. Конструирование ...

Развитие технического творчества у детей дошкольного возраста по средствам конструирования

laquo;С конструктором легче все уметь, с конструктором легче поумнеть, с конструктором легче новое понять,                       ...

Развитие интеллектуальных и творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе конструирования

laquo;Игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру»А.С. М...