План профессионального самообразования Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников в младшей группе»
методическая разработка (младшая группа)

Анжела Голендухина

МАДОУ детский сад  №26 «Радуга»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План профессионального самообразования

 

 

Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников в младшей группе»

 

Группа № 5 «Звёздочки» (с 3-4 лет).

 

 

 

 

 

Воспитатель: Голендухина А.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2018-2019

План профессионального самообразования по теме

«Развитие мелкой моторики дошкольников в младшей группе»

План самообразования на 2018-2019 уч.год воспитателя Голендухиной А.А.

Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников в младшей группе».

Цель: повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

-изучить материалы по теме самообразования;

-применить на практике в педагогической деятельности;

-аппробировать в работе с детьми.

 

Актуальность выбранной темы для практической деятельности:

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников в младшей группе » меня заинтересовала, она является актуальной, как для меня, так и для моих воспитанников. Поэтому я выбрала именно эту тему для своего самообразования. Работа по данной теме поможет мне в совершенствовании собственных профессиональных навыков и умений, теоретического, научно-методического уровня, компетентности.

Этапы работы по теме самообразования:

1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

Изучение научной и учебно-методической литературы по теме:

Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.

Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.

Кольцова М. М «Развитие моторики»

Елена Данилова «Пальчиковые игры»

Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка».

 

 

2 ЭТАП — внедрение в практическую деятельность.

В течение года

I. Внедрить в работу с детьми.

Формы работы с детьми по теме:

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приемы работы с детьми:

• Массаж кистей рук

• пальчиковая гимнастика, физкультминутки

• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками

• пальчиковый театр

• лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)

• нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой и т.д.

• конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором      • упражнения по совершенствованию статистической и динамической координации движений пальцев рук.

ЛЕГО

• различные виды аппликаций

• рисование по трафаретам

• штриховка

• дорисовка (по принципу симметрии)

• лабиринты

• дидактические игры

• шнуровка

• игры с мелкими предметами

• пазлы, мозаика.

 

II. Взаимодействие с родителями и педагогами

1.Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук.

2.Сделать ширму для родителей по данной теме.

3. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей

дошкольного возраста».

4.Консультация для воспитателей «Что такое мелкая моторика и почему так

важно её развивать?».

5. Взаимное посещение ООД у других воспитателей.

 

3 ЭТАП — представление опыта работы по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников в младшей группе»

 

Форма отчётности:

• Провести консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников.

• Составить картотеку пальчиковых игр.

•Провести родительское собрание (февраль).

•Выступить на пед.совете (май), обмен опытом с воспитателями «Копилка пед.мастерства».

•Открытый показ занятия по теме: «Развитие мелкой моторики дошкольников в младшей группе»

 

Ожидаемый результат:                                                                                        Работа по самообразованию на данную тему поможет мне:

  • в совершенствовании собственных профессиональных навыков и умений, теоретического, научно-методического уровня, компетентности;
  • в повышении уровня педагогической компетентности родителей воспитанников;
  • в разработке и апробировании дидактических и игровых материалов;
  • в повышении уровня социально-коммуникативного развития воспитанников;
  • в разработке и проведении открытых образовательных и методических мероприятий, по исследуемой теме.

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ детский сад №26 «Радуга»

Тема самообразования:

 «Игровые технологии как фактор интеллектуального развития дошкольников»

Воспитатель: Голендухина А.А.

2019-2020г.

Тема самообразования «Игровые технологии как фактор интеллектуального развития дошкольников»

Обоснование проекта:

Дошкольное детство – период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, становление основ индивидуальности.

Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Наша задача – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка

Актуальность:

Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных игровых методик дети могут без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему они начнут учиться только в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу – имеется в виду не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума, т. е. развитых познавательных способностей, - тем успешнее, а значит и счастливее будет для ребенка начало этого очень важного периода – школьного детства.

Использование игровых технологий в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной.

Использование игровых технологий снимает излишнюю дидактичность обучения, вызывает интерес у детей, желание заниматься играми.

Цель проекта:

Повысить свой профессиональный уровень. Систематизировать работу по развитию познавательных и творческих способностей дошкольников с помощью игровых технологий.

Задачи проекта:

1. Изучить новинку литератур по данной проблеме.

2. Провести мониторинг мышления детей 4-5 лет.

3. Разработать систему игр по развитию элементов логического мышления.

4. Стимулировать умственную активность детей.

5. Разработать модель взаимодействия с родителями.

Участники проекта: дети средней группы дошкольного возраста. Педагоги детского сада. Родители детей посещающих детский сад.

Вид проекта:  Долгосрочный 2019-2020г.

Продукт проекта: Создание обогащенной развивающей среды способствующей развитию у детей познавательных и творческих способностей. Разработка развивающей программы для дошкольников «Приключения на планете игр» основанной на игровых технологиях.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап

Анализ особенностей группы.

Беседы с детьми.

Беседы с родителями.

Выставка игр, сделанных воспитателем.

Консультации отдельных семей, нуждающихся в дополнительной поддержке.

2. Основной этап

На этом этапе были выявлены различные ситуации создания развивающих игр:

Игры, изготовленные воспитателем.

Игры, изготовленные воспитателем в групповой (НОД) и подгрупповой работе.

Игры, изготовленные детьми дома совместно с родителями и другими членами семьи.

Игры, придуманные и сделанные старшими братьями и сестрами ребёнка.

Игры, изготовленные воспитателем совместно с детьми, родители которых не смогли или не захотели участвовать в проекте, (т. к. дети очень переживали, что родители им не помогли сделать игру).

Игры, созданные ребёнком самостоятельно по собственной инициативе в свободное время на базе полученного ранее опыта изготовления игр с взрослыми.

3. Заключительный этап

Выставка развивающих и дидактических игр.

Трансляция опыта работы педагогом другим педагогам ДОУ.

Выступления на семинарах, круглых столах.

Предполагаемый результат:

Сотрудничество педагогов и родителей предполагает:

В ходе реализации проекта будет пополнена развивающая среда, составлены и апробированы конспекты мероприятий с детьми.

В результате проектной деятельности дети приобретут новый, детский познавательно-творческий опыт, высокий и средний уровень развития познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления. Развита любознательность желание и готовность познавать свойства, отношения, зависимости через разнообразные сенсомоторные действия.

Родители осознают значимость игровых технологий в развитии познавательных способностей у детей.

План проекта

Раздел плана Форма работы Практические выводы сроки

Работа с детьми разработать перспективный план по теме «Дидактические игры в средней группе»

Провести диагностику по теме «Дидактические игры»

Цель игры. Развивать активное внимание.

Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу

Запомни движение (для детей 4-5 лет)

Цель игры. Развивать моторнослуховую память.

Дети повторяют движения рук и ног за ведущим. Когда они запомнят очередность упражнений, повторяют их в обратном порядке

В магазине зеркал (для детей 4-5 лет)

Цель игры. Развивать наблюдательность.

В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногой. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения.

Очень велико значение дидактической игры для умственного воспитания детей. В играх с игрушками, разными предметами, с картинками у ребенка происходит накопление чувственного опыта. (игры Воскобовича и Никитина).

Примерные упражнения для дошкольников

1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

2. Кулак - ребро - ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды

3. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.

4. Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

5. Ухо - нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью наоборот».

6. Расправьте пальцы левой руки, слегка нажав точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. Повторите это 5 раз. При нажатии сделайте выдох, а при ослаблении вдох. Потом сделайте то же самое для правой руки.

Надеюсь, что эти несложные упражнения помогут Вам в более быстром восстановлении своего здоровья. Желаю Вам отличного самочувствия и помните - борьба с болезнью на физическом уровне - это движение.

Анализ проделанной работы

Во время осуществления проектной деятельности дети показали следующие результаты:

Улучшилось настроение детей во время игр. У многих детей стала преобладать уравновешенность, исчезла раздражительность. Настроение стало более устойчивым, исчезла подавленность во время игры, во взаимоотношениях с другими детьми стало преобладать положительное. Дети стали дружелюбнее, заботливее друг к другу.

Активное общение во время игры улучшило и качество речи у детей. Дети научились договариваться друг с другом, стали более уверенно общаться с взрослыми.

Игровая деятельность стала более совершенна. От рассматривания игр и бездумным действиям определился переход к игровым действиям с соблюдением определенных правил.

Детям нравиться играть в игры – самоделки и любую свободную минуту они занимались игрой или мастерили новую игру на основе приобретённого опыта.

Родители стали чаще обращаться за советом к воспитателю как к авторитетному лицу.

Возродилась традиция вечерних семейных совместных игр.

Дети стали бережнее относиться к играм и игрушкам.

Заключение

Важнейшим условием развития творческих способностей детей является обогащенная предметно-пространственная среда. Это, прежде всего, наличие интересных развивающих игр и разнообразных игровых материалов. Основная цель использования занимательного материала - формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний. Особое внимание следует уделить эмоциональному комфорту ребенка в процессе игровой деятельности.

Таким образом, формирование творческих способностей у дошкольников успешно осуществляется в процессе использования развивающих и дидактических игр. Это возможно при условии систематического использования игр как на занятии, так и в самостоятельной деятельности ребенка.

Список используемой литературы.

1. Артемова Л. В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников». Москва. 1992г.

2. Вайнер М. Э. «Игровые технологии коррекции поведения дошкольников». М.: Педагогическое общество России, 2004.

3. Венгер Л. А., О. М. Дьяченко, Р. Н. Говорова. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». М.: Просвещение, 1989.

4. Губанова Н. Ф. «Игровая деятельность в детском саду». М.: Мозаика-Синтез, 2006.

6. Мазепина Т. Б. «Развитие навыков ребенка в играх, тренингах, тестах». Ростов-на-Дону: «Феникс»,2003.

7. Никитин Б. «Развивающие игры». М.: Педагогика, 1985.

8. Сорокина А. И. «Дидактические игры в детском саду». М.: Просвещение, 1982.

11. Тихонова Л. И., Саливанова Н. А. «Математика в играх с лего-конструктором». С - П.: Детство-Пресс, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

план самообразования «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы».

План самообразования воспитателя 2 младшей группы "Развитие мелкой моторики "...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы»

В дошкольном возрасте работа по развитию  именно мелкой  моторики и координации движений руки должна стать важной частьюразвития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подгото...

План по самообразованию. Тема:"Развитие мелкой моторики дошкольников"

План по самообразованию на тему "Развитие мелкой моторики дошкольников" 2015-2017г.г....

План самообразования на 2019-2020 уч. год Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы».

План самообразования на 2019-2020 уч. год   Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы».      Цель: продолжение развити...

План профессионального самообразования Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников в младшей группе»

МАДОУ детский сад  №26 «Радуга»         План профессионального самообразования  Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольник...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста, как средство развития речи»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Работая над этой темой, я поставила перед собой задачи:Педагог:Ознакомиться с инновационными технология...