Главные вкладки
Волонтёрское движение в ДОУ
проект
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Детский сад №56 «Теремок» комбинированного вида г. Улан-Удэ
Проект
Волонтёрское движение в детском саду «Сила добра» как средство эффективной социализации дошкольников.
Воспитатель: Кондратьева В.А
г. Улан-Удэ
Аннотация проекта
Проект направлен на организацию волонтёрского движения в детском саду – перспективное направление в деятельности детей, которое дает огромные возможности для развития духовно-нравственной личности дошкольников.
Основная проблема:
Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Именно в ранние детские годы у людей закладываются представления об окружающем мире, о человеческом обществе, о добре и зле, формируются духовно - ценностные ориентиры, идеалы. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления о гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. Занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье, и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности. У детей дошкольного возраста отсутствует опыт социально - нравственной позиции, связанный с различными сторонами общественной жизни человека в их целостности и многообразии.
Волонтёрское движение способно организовать активную деятельность дошкольников, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в детском саду и ближайшем социальном окружении, выявлению результатов, на основе которых у детей сформируется отзывчивость, внимательность, коммуникабельность, милосердие.
Актуальность темы:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
- Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: - игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности, конструировании.
- Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
- Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
- Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительные функции в совместной деятельности.
Модернизация образования требует работать не только в режиме функционирования, но и в режиме развития. Развиваться - это значит применять инновационные технологии. Одной из таких технологий является «волонтёрское движение», которое оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Волонтёр - это синоним слова «доброволец». Волонтер – это человек, несущий веру в доброе, надежду на будущее и любовь к окружающим!
Настоящий волонтёр – это пример нравственности и здорового образа жизни, толерантности и сотрудничества, осознанности и бескорыстия. Об этом говорит Всемирная декларация добровольцев.
Волонтерское движение в детском саду – это желание научиться новому, приобрести круг общения, помочь нуждающимся людям. В основе волонтерского движения стоят принципы: «хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому», «сам захотел, и сам выбрал что делать» Объединяя родителей, педагогов и детей волонтёрской деятельностью, которая продиктована доброй волей состоит в том, что оно приведет:
- к более эффективному формированию у дошкольников милосердия, ответственности, самостоятельности и инициативы;
- к оптимизации детско-родительских отношений и умению работать в команде.
Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к развитию таких качеств, является их желание помочь, проявить добродушие, пожалеть слабого, маленького, одинокого, больного.
Организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни в современном обществе, взаимодействие с окружающим социумом.
Основные ориентиры проекта:
Срок реализации проекта:
1 год (с 01.09.2024 по 31.05.2025) с дальнейшим пролонгированием.
Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной к школе группы, родители, социальные партнёры.
Адресация проекта: проект предназначен для педагогов ДОУ.
Типовые особенности проекта:
- По характеру создаваемого продукта: информационный, творческий
- По количеству участников: групповой.
- По продолжительности: долгосрочный.
Каковы возможные особенности проекта: на уровне образовательного учреждения.
Практическая значимость:
Внедрение волонтерского движения в дошкольном учреждении на основе свободного объединения родителей, педагогов и детей, деятельность которых продиктована доброй волей, а не принуждением, приведет к более эффективному формированию у дошкольников таких качеств как милосердие, ответственность, коммуникабельность, самостоятельность; оптимизации детско-родительских отношений; повышению рейтинга детского сада. Всеми участниками проекта будет осознанно принято единое образовательное пространство «Семья – детский сад – социум». Дошкольники могут приобрести позитивный опыт социального взросления и социальной ответственности, почувствовать себя взрослыми и нужными.
Цель проекта: Внедрение волонтерского движения в деятельность детского сада, направленного на развитие духовно-нравственной личности дошкольников; формирование у воспитанников активной жизненной позиции, умения ориентироваться в социуме и высокого патриотического сознания.
Задачи проекта:
- Расширить представления о волонтерском движении у воспитанников, педагогов, родителей детского сада.
- Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества, позитивные установки на добровольческую деятельность.
- Формировать у воспитанников чувство собственного достоинства как представителя своего народа. Способствовать повышению значения семейных ценностей.
- Создать условия для возможностей детям, родителям и педагогам приобретать новые знания, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в себе.
- Воспитывать толерантное отношение к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности.
- Воспитывать в детях такие качества, как милосердие, внимательность, заботу о ближнем, желание помогать другим людям.
Данный проект представляет собой новый взгляд на организацию работы современного педагога в дошкольном образовательном учреждении. Благотворительная деятельность в таких сферах, как образование является важнейшим факторам нравственного развития. В соответствии с целевыми ориентирами ФГОСДО, духовно-нравственная культура складывается из установки на положительное отношение к миру, на понимание того, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных верований, физических и психических особенностей.
Такая форма работы, как волонтёрская деятельность становится мощным средством нравственного воспитания, коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.
Ресурсное обеспечение проекта:
Кадровое: Заведующая ДОУ, старший воспитатель, музыкальный руководитель, педагоги ДОУ, специалисты ДОУ, социальные партнёры, родители.
Информационное: методическая и справочная литература, периодическая печать, Интернет ресурсы, сайт ДОУ.
Материально-техническое: наглядные и дидактические пособия, компьютерное и мультимедийное оборудование, цифровые ресурсы (микрофон, телефон), материалы для продуктивной деятельности.
Этапы реализации проекта: (2024-2025 учебный год) Данный проект предполагается реализовать в три этапа: 1 этап - подготовительный, планово-прогностический (сентябрь 2024г.)
2 этап - практический, основной (октябрь 2024– май 2025г.)
3 этап – итоговый (май 2025г.)
План реализации проекта
Этап | Содержание этапа |
I этап подготовительный: сентябрь 2024 года. | -определение цели и задач проекта; -планирование работы с детьми, родителями, социальными партнерами; -предварительная работа по сбору информации; - анкетирование родителей; -изучение литературы, интернет-ресурсов, опыт работы других ДОУ |
Работа с педагогами ДОУ -разработка механизма внедрения технологии «волонтёрское движение» -консультация для педагогов: «Что такое волонтёрство?» -организация центра волонтёрского движения «Сила добра» -подготовка различных атрибутов для работы в центре волонтёрского движения (презентации, значки, эмблема, футболки, галстуки, смайлики) Работа с родителями -консультации для родителей: «Волонтёрское движение в детском саду», «Волонтёры: история и современность», «Анкетирование» Работа с детьми -кастинг детей для вступления в ряды волонтёрского движения; -знакомство детей с волонтёрами, с волонтёрской деятельностью. -просмотр видео-презентации «Дети – волонтеры». - чтение детской художественной литературы о добрых делах, о взаимопомощи. | |
II этап Практический, основной: октябрь- май 2024-2025 | Октябрь Работа с педагогами ДОУ/ Работа с родителями
Работа с детьми
-изготовление подарков пожилым людям детьми, совместно с родителями и педагогами
Ноябрь Работа с педагогами и родителями
Работа с детьми
изготовление подарков для мам
|
-неделя добра – помогаем малышам
Декабрь Работа с педагогами Работа с родителями
Работа с детьми
Работа с социальными партнёрами Приглашение в детский сад волонтёров-школьников. Совместная деятельность, презентации. Январь Работа с педагогами Работа с родителями
Работа с детьми
Февраль Работа с педагогами Работа с родителями
- «Доброе сердце» - оказание посильной помощи больным и нуждающимся Работа с детьми -презентация промо-ролика «Мы - волонтёры» -неделя добрых дел
Работа с социальными партнёрами |
Март Работа с педагогами Работа с родителями -Неделя волонтёрства в ДОУ
Работа с детьми
«Мама для мамонтёнка», «Наши бабушки» -художественно-творческая работа: рисунки детей к Дню 8 марта -игры по развитию эмоциональной сферы детей, коммуникации
Работа с социальными партнёрами Экскурсия в онкологический центр Апрель Работа с педагогами Работа с родителями
Работа с детьми
-квест-игра «Путешествие в мир добрых дел и поступков»
Работа с социальными партнёрами -квест-игра «Путешествие в мир добрых дел и поступков» (приглашение родителей, социальных партнёров) Май Работа с педагогами Работа с родителями
Работа с детьми -акция «Георгиевская ленточка» - помощь ветеранам, подарки, экскурсия на мемориал
-неделя добрых дел |
Работа с социальными партнёрами
| |
III этап аналитический: май 2025 г. |
ресурсы, участие во Всероссийских конкурсах. |
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- Создание в ДОУ волонтёрского движения с детьми подготовительной к школе группы, направленного на развитие духовно-нравственной личности дошкольников, умение ориентироваться в социуме и высокого патриотического сознания.
- Использование педагогами комплекса воспитательных средств и методов, способствующих у детей проявлению милосердия, доброты, толерантности, любви к природе, преодолению отчуждения между воспитателями, детьми и родителями, привлечение семьи к волонтёрскому движению в детском саду.
- Формирование у детей предпосылок толерантного отношения к людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности.
- Высокие показатели социально-коммуникативных компетентностей у дошкольников: готовность прийти на помощь, милосердие, внимательность, волевые качества, инициатива.
- Развитие умения детей ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом.
- Расширение связи с родителями и социальными партнёрами города в совместной деятельности в рамках проекта.
Риски, негативные последствия реализации проекта и механизмы их устранения.
Риски | Механизмы устранения |
Недостаточный уровень заинтересованности родителями проектом. | Повышение мотивации через включение в волонтёрскую деятельность родителей через различные мероприятия. |
Предполагаемые продукты:
- Разработан комплекс мер по созданию условий в ДОУ по реализации проекта: а) создан стенд волонтёрского движения в детском саду «Сила добра»
- Разработаны методы, приемы, формы организации работы по внедрению в педагогический процесс волонтёрского движения:
а) создан банк презентаций, художественной литературы по формированию у детей милосердия, добра, заботы о людях, о природе;
б) разработаны сценарии квест-игр, мероприятий в рамках проекта;
г) разработаны и изготовлены дидактические игры, творческие задания, психотехнические упражнения по развитию эмоциональной сферы детей, коммуникации.
Возможности дальнейшего развития проекта:
Продолжить работу волонтёрского движения в условиях детского сада. Привлекать новых социальных партнёров.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Волонтёрское движение родителей
Волонтёрское движение родителей...
Презентация: Волонтёрское движение родителей
Презентация...
Проект "Волонтёрское движение в детском саду"
Воспитание духовно- нравственной личности с активной жизненной позицией, способной к совершенству и взаимодействию с другими людьми, воспитание нравственных качеств детей ( доброты, взаимопомощи, отзы...
Выступление детей - волонтеров с концертом для малышей второй младшей и средней групп по программе проекта " Волонтёрское движение в ДОУ"
1. Шуточная песня - танец "Кикимора". 2. Танец "Листопад". 3. Танец "На прогулке под дождём"....
Консультация для родителей «История возникновения волонтёрского движения»
6 декабря 2017 года президент России Владимир Владимирович Путин подписал указ о том, что 2018 год в РФ станет Годом добровольца...
«Волонтёрское движение родителей»
В статье говорится о том, что создание волонтерского движения детей и родителей в детском саду - это развитие определенных жизненных качеств. Для волонтера ценны такие качества как ответст...
Детско-родительское волонтёрское движение «Маленькие взрослые».
Инновационный проект «Дети-волонтеры»....