Волонтёрское движение в ДОУ
проект

Кондратьева Вероника Александровна

 Проект"Волонтёркое движение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volontyorskoe_dvizhenie.docx31.29 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Детский сад №56 «Теремок» комбинированного вида г. Улан-Удэ

Проект

Волонтёрское движение в детском саду «Сила добра» как средство эффективной социализации дошкольников.

Воспитатель: Кондратьева В.А

г. Улан-Удэ

Аннотация проекта

Проект направлен на организацию волонтёрского движения в детском саду – перспективное направление в деятельности детей, которое дает огромные возможности для развития духовно-нравственной личности дошкольников.

Основная проблема:

Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Именно в ранние детские годы у людей закладываются представления об окружающем мире, о человеческом обществе, о добре и зле, формируются духовно - ценностные ориентиры, идеалы. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления о гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. Занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье, и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности. У детей дошкольного возраста отсутствует опыт социально - нравственной позиции, связанный с различными сторонами общественной жизни человека в их целостности и многообразии.

Волонтёрское движение способно организовать активную деятельность дошкольников, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в детском саду и ближайшем социальном окружении, выявлению результатов, на основе которых у детей сформируется отзывчивость, внимательность, коммуникабельность, милосердие.

Актуальность темы:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: - игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности, конструировании.
  • Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
  • Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.
  • Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительные функции в совместной деятельности.

Модернизация образования требует работать не только в режиме функционирования, но и в режиме развития. Развиваться - это значит применять инновационные технологии. Одной из таких технологий является «волонтёрское движение», которое оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Волонтёр - это синоним слова «доброволец». Волонтер – это человек, несущий веру в доброе, надежду на будущее и любовь к окружающим!

Настоящий волонтёр – это пример нравственности и здорового образа жизни, толерантности и сотрудничества, осознанности и бескорыстия. Об этом говорит Всемирная декларация добровольцев.

Волонтерское движение в детском саду – это желание научиться новому, приобрести круг общения, помочь нуждающимся людям. В основе волонтерского движения стоят принципы: «хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому», «сам захотел, и сам выбрал что делать» Объединяя родителей, педагогов и детей волонтёрской деятельностью, которая продиктована доброй волей состоит в том, что оно приведет:

  • к более эффективному формированию у дошкольников милосердия, ответственности, самостоятельности и инициативы;
  • к оптимизации детско-родительских отношений и умению работать в команде.

Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к развитию таких качеств, является их желание помочь, проявить добродушие, пожалеть слабого, маленького, одинокого, больного.

Организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни в современном обществе, взаимодействие с окружающим социумом.

Основные ориентиры проекта:

Срок реализации проекта:

1 год (с 01.09.2024 по 31.05.2025) с дальнейшим пролонгированием.

Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной к школе группы, родители, социальные партнёры.

Адресация        проекта:        проект        предназначен        для        педагогов        ДОУ.

Типовые особенности проекта:

  • По характеру создаваемого продукта: информационный, творческий
  • По количеству участников: групповой.
  • По продолжительности: долгосрочный.

Каковы возможные особенности проекта: на уровне образовательного учреждения.

Практическая значимость:

Внедрение волонтерского движения в дошкольном учреждении на основе свободного объединения родителей, педагогов и детей, деятельность которых продиктована доброй волей, а не принуждением, приведет к более эффективному формированию у дошкольников таких качеств как милосердие, ответственность, коммуникабельность, самостоятельность; оптимизации детско-родительских отношений; повышению рейтинга детского сада. Всеми участниками проекта будет осознанно принято единое образовательное пространство «Семья – детский сад – социум». Дошкольники могут приобрести позитивный опыт социального взросления и социальной ответственности, почувствовать себя взрослыми и нужными.

Цель проекта: Внедрение волонтерского движения в деятельность детского сада, направленного на развитие духовно-нравственной личности дошкольников; формирование у воспитанников активной жизненной позиции, умения ориентироваться в социуме и высокого патриотического сознания.

Задачи проекта:

  1. Расширить представления о волонтерском движении у воспитанников, педагогов, родителей детского сада.
  2. Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества, позитивные установки на добровольческую деятельность.
  3. Формировать у воспитанников чувство собственного достоинства как представителя своего народа. Способствовать повышению значения семейных ценностей.
  4. Создать условия для возможностей детям, родителям и педагогам приобретать новые знания, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в себе.
  5. Воспитывать толерантное отношение к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности.
  6. Воспитывать в детях такие качества, как милосердие, внимательность, заботу о ближнем, желание помогать другим людям.

Данный проект представляет собой новый взгляд на организацию работы современного педагога в дошкольном образовательном учреждении. Благотворительная деятельность в таких сферах, как образование является важнейшим факторам нравственного развития. В соответствии с целевыми ориентирами ФГОСДО, духовно-нравственная культура складывается из установки на положительное отношение к миру, на понимание того, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных верований, физических и психических особенностей.

Такая форма работы, как волонтёрская деятельность становится мощным средством нравственного воспитания, коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.

Ресурсное обеспечение проекта:

Кадровое: Заведующая ДОУ, старший воспитатель, музыкальный руководитель, педагоги ДОУ, специалисты ДОУ, социальные партнёры, родители.

Информационное: методическая и справочная литература, периодическая печать, Интернет ресурсы, сайт ДОУ.

Материально-техническое: наглядные и дидактические пособия, компьютерное и мультимедийное оборудование, цифровые ресурсы (микрофон, телефон), материалы для продуктивной деятельности.

Этапы реализации проекта: (2024-2025 учебный год) Данный проект предполагается реализовать в три этапа: 1 этап - подготовительный, планово-прогностический (сентябрь 2024г.)

2 этап - практический, основной (октябрь 2024– май 2025г.)

3 этап – итоговый (май 2025г.)

План реализации проекта

Этап

Содержание этапа

I этап

подготовительный: сентябрь

2024 года.

-определение цели и задач проекта;

-планирование        работы        с        детьми,        родителями, социальными партнерами;

-предварительная работа по сбору информации;

- анкетирование родителей;

-изучение литературы, интернет-ресурсов, опыт работы других ДОУ

Работа с педагогами ДОУ

-разработка        механизма        внедрения        технологии

«волонтёрское движение»

-консультация для педагогов: «Что такое волонтёрство?»

-организация центра волонтёрского движения «Сила добра»

-подготовка различных атрибутов для работы в центре волонтёрского движения (презентации, значки, эмблема, футболки, галстуки, смайлики)

Работа с родителями

-консультации для родителей: «Волонтёрское движение в детском саду», «Волонтёры: история и современность», «Анкетирование»

Работа с детьми

-кастинг детей для вступления в ряды волонтёрского движения;

-знакомство        детей        с        волонтёрами,        с        волонтёрской деятельностью.

-просмотр видео-презентации «Дети – волонтеры».

- чтение детской художественной литературы о добрых делах, о взаимопомощи.

II этап

Практический,        основной: октябрь- май 2024-2025

Октябрь

Работа с педагогами ДОУ/ Работа с родителями

  • размещение на сайте ДОУ информации        по созданию волонтёрского движения в детском саду

Работа с детьми

  • торжественное мероприятие «Сила добра» (принятие в ряды волонтерского движения)
  • оформление стенда «Сила добра»

-изготовление        подарков        пожилым        людям        детьми, совместно с родителями и педагогами

  • неделя помощи «Спешите делать добрые дела»
  • трудовой десант «Убираем листья»

Ноябрь

Работа с педагогами и родителями

  • выпуск и распространение буклетов «Волонтёр – это актуально»
  • акция «День матери»
  • благотворительная акция «Твори добро»

Работа с детьми

  • «День матери»

изготовление подарков для мам

  • беседа «Помогаю маме» – добрые дела дома
  • выставка рисунков «Как я помогаю маме»

-неделя добра – помогаем малышам

  •  «Твори добро»

Декабрь

Работа с педагогами Работа с родителями

  • оформление фотоальбома в рамках проекта «Наши добрые дела»

Работа с детьми

  • «Мешок Деда Мороза» - подарки для малышей
  • неделя помощи «Спешите делать добрые дела»
  • чтение детской художественной литературы о добре, о внимании и заботе о близких
  • рефлексивные круги (чем я могу помочь и как на самом деле помогаю)

Работа с социальными партнёрами

Приглашение        в        детский        сад        волонтёров-школьников. Совместная деятельность, презентации.

Январь

Работа с педагогами Работа с родителями

  • творческий марафон «Мы – волонтёры!»
  •  «Покормите птиц зимой!»

Работа с детьми

  • помогаем малышам
  • неделя добрых дел
  • «Покормите птиц зимой!»
  • квест-игра совместно с родителями «Дорогою добра»
  • оформление стенда «Сила добра» новыми рубриками

Февраль

Работа с педагогами Работа с родителями

  • неделя добрых дел

- «Доброе сердце» - оказание посильной помощи больным и нуждающимся

Работа с детьми

-презентация промо-ролика «Мы - волонтёры»

-неделя добрых дел

  • «Доброе сердце» - оказание посильной помощи больным и нуждающимся
  • чтение художественной литературы о добре и зле
  • «Книжка заболела»

Работа с социальными партнёрами

  • Публикация в СМИ «Аригус» о деятельности волонтёрского движения в детском саду
  • Экскурсия в школу № 25, встреча с волонтёрами- школьниками

Март

Работа с педагогами Работа с родителями

-Неделя волонтёрства в ДОУ

  • «Женщины планеты»

Работа с детьми

  • игровая и театрализованная деятельность:

«Мама для мамонтёнка», «Наши бабушки»

-художественно-творческая работа: рисунки детей к Дню 8 марта

-игры        по        развитию        эмоциональной        сферы        детей, коммуникации

  • оформление стенда «Сила добра» новыми рубриками
  • фотоотчёт «Мои добрые поступки и дела»
  • неделя добрых дел

Работа с социальными партнёрами

Экскурсия в онкологический центр

Апрель

Работа с педагогами Работа с родителями

  • «День Земли»
  •  «Подари книгу детскому саду»

Работа с детьми

  • «День Земли»
  • трудовой десант «Убираем мусор»
  • неделя добрых дел

-квест-игра «Путешествие в мир добрых дел и поступков»

  •  «Подари книгу детскому саду»
  • репортаж «Мы – волонтёры»

Работа с социальными партнёрами

-квест-игра «Путешествие в мир добрых дел и поступков» (приглашение родителей, социальных партнёров)

Май

Работа с педагогами Работа с родителями

  • акция «Георгиевская ленточка»

Работа с детьми

-акция «Георгиевская ленточка» - помощь ветеранам, подарки, экскурсия на мемориал

  • «Посади цветок»

-неделя добрых дел

  • «Игрушка на память»
  • оформление стенда «Сила добра», фотоотчёт

Работа с социальными партнёрами

  • совместный выход на мемориал с детьми старшей группы
  • публикации        в        СМИ,        на        сайте        ДОУ        о        работе волонтёрского движения в рамках проекта

III этап аналитический: май 2025 г.

  • Анализ результатов работы по внедрению волонтёрского движения в ДОУ
  • На основе данных анализа разработка дальнейшего плана действий.
  • Распространение опыта через СМИ, Интернет –

ресурсы, участие во Всероссийских конкурсах.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  1. Создание в ДОУ волонтёрского движения с детьми подготовительной к школе группы, направленного на развитие духовно-нравственной личности дошкольников, умение ориентироваться в социуме и высокого патриотического сознания.
  2. Использование педагогами комплекса воспитательных средств и методов, способствующих у детей проявлению милосердия, доброты, толерантности, любви к природе, преодолению отчуждения между воспитателями, детьми и родителями, привлечение семьи к волонтёрскому движению в детском саду.
  3. Формирование у детей предпосылок толерантного отношения к людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности.
  4. Высокие показатели социально-коммуникативных компетентностей у дошкольников: готовность прийти на помощь, милосердие, внимательность, волевые качества, инициатива.
  5. Развитие умения детей ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом.
  6. Расширение связи с родителями и социальными партнёрами города в совместной деятельности в рамках проекта.

Риски, негативные последствия реализации проекта и механизмы их устранения.

Риски

Механизмы устранения

Недостаточный                уровень заинтересованности        родителями проектом.

Повышение мотивации через включение в волонтёрскую деятельность родителей через различные мероприятия.

Предполагаемые продукты:

  1. Разработан комплекс мер по созданию условий в ДОУ по реализации проекта: а) создан стенд волонтёрского движения в детском саду «Сила добра»
  2. Разработаны методы, приемы, формы организации работы по внедрению в педагогический процесс волонтёрского движения:

а) создан банк презентаций, художественной литературы по формированию у детей милосердия, добра, заботы о людях, о природе;

б) разработаны сценарии квест-игр, мероприятий в рамках проекта;

г) разработаны и изготовлены дидактические игры, творческие        задания, психотехнические упражнения по развитию эмоциональной сферы детей, коммуникации.

Возможности дальнейшего развития проекта:

Продолжить работу волонтёрского движения в условиях детского сада. Привлекать новых социальных партнёров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волонтёрское движение родителей

Волонтёрское движение родителей...

Проект "Волонтёрское движение в детском саду"

Воспитание духовно- нравственной личности с активной жизненной позицией, способной к совершенству и взаимодействию с другими людьми, воспитание нравственных качеств детей ( доброты, взаимопомощи, отзы...

Консультация для родителей «История возникновения волонтёрского движения»

6 декабря 2017 года президент России Владимир Владимирович Путин подписал указ о том, что 2018 год в РФ станет Годом добровольца...

«Волонтёрское движение родителей»

В статье говорится о том, что создание  волонтерского движения детей и родителей в детском саду  - это развитие определенных жизненных качеств. Для волонтера ценны такие качества как ответст...