Технология конструирования, направленного на стимулирование детского научно-технического творчества
учебно-методический материал

Алёхина Нина Сергеевна

Технология  конструирования, направленного на стимулирование детского научно-технического творчества

(Н.Н. Поддьяков, А.Н. Давидук, Л.А. Парамонова).

 

Составитель: Воспитатель

Алёхина Нина Сергеевна

 

«Дети не любят игрушек неподвижных,

оконченных, хорошо отделанных,

которых они не могут изменить по своей фантазии…

лучшая игрушка для детей та, которую он может

заставить изменяться самым разнообразным образом….»

К. Д. Ушинский.

Термин «конструирование» произошел от латинского слова «construere»,  что означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов. Конструирование – вид продуктивной деятельности дошкольника, направленной на получение определённого, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Под детским конструированием принято понимать создание разных конструкций и моделей из строительного материала, деталей конструктора, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала.

С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается сам ребёнок, исследователи предложили разные формы организации обучения конструированию.

Разработанное Ф. Фребелем конструирование по образцу заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т.п. и, как правило, показывают способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связывать с развитием творчества.

Предложенное Н.Н. Поддьяковым конструирование по условиям, принципиально иное по своему характеру. Оно заключается в следующем. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов её возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчёркивают практическое её назначение (например, возвести через реку мост определённой ширины для пешеходов и транспорта и т.п.). Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не даётся. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Н.Н. Поддьяков, А.Н. Давидук, Л.А. Парамонова определили, что данная форма организации и обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования. Детям предлагают общую тематику конструкций по теме («Птицы», «Город» и т.п.) и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта достаточно распространённая в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу - стой лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определённой темой. Основная цель конструирования по заданной теме - актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику.

Предложенное Н.Н. Поддьяковым каркасное конструирование, предлагает первоначальное знакомство детей с простым по строению каркасом, как центральным звеном постройки (его части, характер их взаимодействия), и последующую демонстрацию педагогом различных его изменений, приводящих к трансформации всей конструкции. В результате дети легко усваивают общий принцип, строения каркаса и учатся выделять особенности конструкции, исходя из каркаса. В конструировании такого типа ребёнок, глядя на каркас, должен домыслить, как бы дорисовать его, добавляя к одному и тому же каркасу разные дополнительные детали. В соответствии с этим каркасное конструирование может стать эффективным средством формирования воображения, обобщённых способов конструирования, образного мышления. По сравнению с конструированием по образцу, конструирование по замыслу обладает большими возможностями для развёртывания творчества детей, для проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как будут конструировать. Но создание замысла будущей конструкции и его осуществление - достаточно трудная задача для дошкольников: их замыслы неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности. Чтобы эта деятельность протекала как поисковый и творческий процесс, дети должны иметь обобщённые представления о конструируемом объекте, владеть обобщёнными способами конструирования и уметь искать новые способы. Эти знания и умения формируются в процессе других форм конструирования - по образу и по условиям.

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам было разработано С. Леоном Лоренсо и В.В. Холмовской. Они отмечают, что моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создаёт возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. Эти возможности наиболее успешно могут реализовываться при обучении детей сначала построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам-схемам. В результате такого обучения у детей развиваются образное мышление и познавательные способности. Как показали исследования, наиболее легко и естественно это происходит при использовании компьютерного конструирования во взаимосвязи с практическим.

Актуальность:

Стремление к познанию окружающего пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок настоящий исследователь. Большое значение для развития   познавательной активности детей имеет желание не только рассматривать предметы, но и действовать с ними: разъединить и соединить, конструировать из предметов, экспериментировать. Эти, природой заложенные задатки, реализуются и совершенствуются в конструировании. Ребенок придумывает, создает свои конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. Оно направлено на моделирование окружающего пространства в самых существенных чертах и отношениях. Такая специфическая направленность конструирования отличает его от других видов деятельности. Благодаря этой деятельности у ребенка, быстро совершенствуется, навыки умения, умственное и эстетическое развитие. Конструирование в дошкольном возрасте тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам и потребностям детей. Продукты детского как правило, предназначаются для практического использования в игре. Созданные постройки, поделки дети используют в основном в игре, в качестве подарка, украшения помещений, участка и т.п., что приносит им большое удовлетворение.

Детское конструирование, и особенно техническое (конструирование из строительного материала, из деталей конструкторов, из крупных модулей), тесно связано с игровой деятельностью. Дети сооружают постройки (гараж для машины, рыцарский замок и т.п.) и играют с ними, неоднократно перестраивая их по ходу игры.

Однако, Лариса Алексеевна Парамонова в своих исследованиях доказала, что выявленные особенности игры и конструирования убеждают в целесообразности принципиального разделения этих двух видов деятельности и в необходимости отказа от термина «строительные игры», поскольку таких игр просто не существует. Она отмечает, что мы имеем дело либо с ролевой игрой, в которую включаются элементы конструирования, способствующие развитию игрового сюжета, либо с полноценным конструированием как деятельностью, в которой используются игрушки, элементы игры, положительно влияющие на процесс самого конструирования. Процесс их создания не

является для детей основной целью и по времени очень непродолжителен. Более значимым оказывается разыгрывание сюжета игры, выполнение взятой на себя роли (капитана, штурмана, врача, воспитателя и др.), что характерно для сюжетно-ролевой игры. Постройки же, наряду с предметами-заместителями и другими игрушками, становятся лишь одним из средств реализации игровых замыслов.

В тоже время, необходимо сказать о выявленной в ходе исследования динамике взаимосвязи игры и конструирования на протяжении всего дошкольного периода: сначала, в раннем возрасте, конструирование слито с игрой; затем игра становится побудителем к конструированию, которое начинает приобретать самостоятельное значение для детей; и к старшему дошкольному возрасту сформированное полноценное конструирование стимулирует развитие сюжетной линии игры и само порой  приобретает сюжетный характер (создается несколько конструкций, объединенных одним сюжетом).

Учет особенностей игры и конструирования, их взаимосвязи необходим при определении педагогом форм и методов организации этих разных видов детской деятельности. Например, требования воспитателя к качеству конструкций, возводимых даже старшими детьми в процессе ролевой игры, неоправданны, поскольку это может ее разрушить. И наоборот, довольствоваться примитивными детскими постройками, поделками и не формировать целенаправленно полноценное конструирование как деятельность — значит существенно обеднять развитие детей.

Конструирование — целенаправленный процесс, в результате которого получается определенный реальный продукт. В этом отношении конструктивная деятельность сходна с другими видами продуктивной деятельности (рисованием, лепкой).

В то же время конструирование предъявляет специфические требования:

1. Ребенок в процессе этой деятельности начинает понимать, что для создания той или иной конструкции недостаточно присоединять любые детали в любом порядке. Надо выделить опорные детали, иначе конструкция развалится. Конструирование требует совсем иной организации деятельности, чем, например, рисование. Так, при рассматривании подъемного крана ребенок выделяет в восприятии то, что бросается в глаза: стрелу, на которой висит груз, кабинку для крановщика и колеса, на которых кран передвигается. Изображая кран, ребенок подрисовывает стрелу к кабине, к кабине же пририсовывает колеса. На рисунке все это не выглядит ошибкой, так как внешнее сходство и назначение крана вполне приемлемо переданы.Однако, имея лишь такое представление о кране, которое он передал в рисунке, ребенок, пытаясь сконструировать кран, обнаруживает ошибочность своего представления. Так, намереваясь крепить стрелу прямо к кабине, он терпит неудачу — кран обрушивается. Прикрепляя колеса к кабине, ребенок терпит еще одну неудачу. Конструктивная деятельность открывает ребенку, что части предмета взаимосвязаны не только внешне, но и по внутренней логике самого предмета. Если предмет высокий и имеет выступающие части, то они должны быть уравновешены тяжелым основанием. Так, у крана должно быть тяжелое основание — платформа. Колеса будут устойчивее держать кран, если они будут крепиться как можно дальше друг от друга по краям платформы.

2. Конструктивная деятельность требует своих способов действия, своих приемов обследования и построения конструкции. Конструирование развивает умение видеть предмет, развивает способность улавливать его назначение, позволяет получить значительно более полное представление о различных свойствах деталей, из которых этот предмет должен быть сооружен. Возводя постройку, ребенок начинает на опыте убеждаться, что одни детали устойчивы в любом положении, другие — лишь в определенном положении, что различные сочетания деталей дают различную прочность. Трудно, например, создать прочную постройку из одних пластин, но, сочетая кубики и пластины, можно сделать прочный домик. В процессе конструирования ребенок узнает, что за определенной формой и весом деталей стоят определенные конструктивные свойства. Так, например, куб одинаково устойчив, на какую бы грань его ни поставили, а вот брусок будет устойчив лишь в том случае, если его положить на любую из боковых граней; поставленный торцом, он теряет свою устойчивость. Чтобы высокомунеустойчивому предмету придать прочность, его нужно зажать между тяжелыми устойчивыми деталями. Итак, конструирование всегда предполагает создание некой целостности!

Цель: развитие у дошкольников интереса к конструированию, как технологии стимулирования детского научно-технического творчества.

Задачи:

1. Сформировать у детей интерес к конструктивной деятельности, желание экспериментировать
2. Развивать воображение, умение видеть необычное в обычных предметах, развивать мелкую моторику рук, мышление, внимание
3. Развивать художественно-творческие способности детей
4. Развивать способность к самоанализу конструкций, схем, содержания своих эскизов игрушек 
5. Учить детей различным приемам преобразования бумаги, ткани, природного и бросового материала
6. Учить создавать совместные декоративные конструкции из разных материалов
7. Научить конструировать из разнообразных конструкторов, имеющих различные способы крепления. 

Основными приемами обучения являются следующие:

1. Показ воспитателем приемов изготовления конструкции.

В присутствии детей воспитатель строит сам. Действия по подражанию являются наиболее доступным детям способом создания конструкций. В ходе осуществления действий по подражанию дети должны хорошо видеть каждый элемент строительного набора, который находится в руках педагога, а также видеть, куда и как он устанавливается. То есть и выбор необходимого элемента, и способы деятельности даются в готовом виде. Демонстрируется и нужная последовательность выполнения: действуя вслед за взрослым, дети воспроизводят заданный порядок операций. Воспитатель привлекает детей к обыгрыванию постройки. Совместные действия используют, главным образом, в самом начале обучения, а в дальнейшем — при формировании новых навыков и выполнении сложных в техническом отношении заданий. Способность к подражанию возникает у детей достаточно быстро, поэтому нет  необходимости задерживаться на подражании. Так, при выполнении новых заданий, требующих применения уже имеющихся у ребенка представлений и навыков, оказывается излишним, а порой даже вредным вновь использовать подражание как исходный способ обучения. В этих случаях дети должны проявлять определенную самостоятельность, хотя бы в небольшой степени, используя прием сотворчества: предлагать детям (в разных возрастных группах) достроить, перестроить, преобразовать постройку, которую он соорудил (пристроить крыльцо, балкон, удлинить мост и т.п.). Пояснения помогают детям усвоить не только действия, необходимые для выполнения конструкции, но и построение занятия, общий порядок работы. Прежде чем приступить к практическому выполнению задания, необходимо рассмотреть предмет или образец, выделить основную и дополнительные части, затем продумать процесс изготовления, отобрать нужный материал, продумать последовать изготовления, способы крепления и только затем приступить к работе.

2. Демонстрация образца, картинки или чертежа, рисунка с изображением предмета могут быть использованы на занятиях, на которых дается лишь объяснение или когда возникает необходимость помочь детям проконтролировать свою работу, уточнить представление о предмете, или в конце занятия в качестве модели наиболее удачного и правильного решения конструктивной задачи для сравнения с работами детей. Образец используется во всех возрастных группах. Малышам 2-3 лет педагог показывает образец (дворик для цыплят), а потом дети выполняют постройку вместе с ним. По мере накопления детьми опыта конструктивной деятельности и усложнения ее задач меняется методика использования образца. Так предлагается частичный образец, т.е. ребенку показывают только те приемы, которые ему незнакомы (новый способ соединения деталей конструктора, сооружения перекрытий в доме с помощью куска картона или фанеры). Усложнит первую задачу показ незаконченного образца постройки, которую каждый может завершить по-своему (педагог строит остов вагона, дети превращают его в автобус, трамвай, товарный или пассажирский вагон поезда). Оправдывает себя такой прием, когда дается один образец, а дети выполняют ее каждый своим способом. Можно предлагать ребенку изменить образец (построить аналогичный дом, но добавить или убавить этаж, сделать не один подъезд, а два, увеличить размеры окон). Дошкольникам, имеющим опыт конструктивной деятельности, целесообразно предлагать не один образец, а 2-3 на выбор. Для старших детей в качестве образца используются рисунок, чертеж, схема постройки. Их также учат составлять схему предполагаемой постройки, самостоятельно намечая ее конструктивные особенности.

Графические образцы для конструирования должны быть приготовлены заранее (лучше всего, если они будут храниться целым набором в методическом кабинете), выполнены на белом картоне, ватмане тушью или фломастером черного цвета. Следует позаботиться о том, чтобы графические образцы точно воспроизводили пропорции объекта в зависимости от того материала, который предлагается детям для практической работы. К каждому образцу готовится также и дидактический материал. Образцы должны быть такими, чтобы не допустить усложнения работы детей из-за трудностей восприятия, расположения образца и т.д.

3. Объяснение задачи с определением условий, которые дети должны выполнить без показа приемов работы. Объяснения могут относиться не только к выполнению действий, необходимых для конструирования, но и к уточнению хода выполнения постройки, общего порядка работы.

4. Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы, которыми дети овладевают для последующего использования их при создании построек, конструкций, поделок. Например, в постройке — как сделать перекрытие на высоких устоях; в работе с конструктором — как крепить колеса на осях с помощью гайки и т.п.

5. Постановка проблемной задачи (как перестроить гараж, чтобы в нем поместилось 2-3 машины).

6. Сообщение темы постройки с указанием условий, которым она должна соответствовать (построить комнату для семьи с определенным числом человек).

5. Анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции также являются приемами обучения конструированию, при этом выясняется, какие способы действий они усвоили, какими нужно еще овладеть. Наряду с формированием умения правильно обследовать предметы и анализировать образцы, педагог уделяет большое внимание формированию у детей оценочного отношения к собственному и чужому выполнению. Сначала взрослый оценивает результаты детской деятельности сам, не ограничиваясь, однако, при этом словами «хорошо, правильно, неправильно». Для того чтобы оценка работы была понятна детям, чтобы каждый ребенок в дальнейшем мог самостоятельно оценить качество выполнения, нужно во всех случаях проводить сравнение готовой постройки с исходным образцом. Сравнение, сопоставление результата и образца осуществляется в той же последовательности, что и предварительный анализ: от сопоставления главных, основных частей к более мелким, второстепенным. Выявленные ошибки тут же исправляются детьми. Педагог оценивает также и прилежание каждого ребенка, его отношение к выполнению, степень доведения действия до конца и пр.

Оценивая результаты деятельности воспитанников, воспитатель идет не путем поисков и фиксации недостатков, а, напротив, отмечает прежде всего то, что удалось ребенку при выполнении задания. Однако нередко от педагогов можно услышать обращенный к ребенку вопрос: «Посмотри, скажи, где ошибка. Где сделано неправильно?» и т. п. То есть педагог направляет ребенка на оценку работы с негативной стороны. Это требование противоречит личностному развитию ребенка дошкольного возраста: известно, что маленьким детям нравится то, что они сделали, независимо от качества выполнения. Тем более, неправильно требовать перечисления ошибок вслух, перед всеми детьми. Анализ детских работ следует проводить очень внимательно, деликатно, чтобы он не препятствовал возникновению у ребенка положительного отношения к конструированию, а, наоборот, способствовал развитию только зарождающегося интереса к деятельности, стремления улучшить качество постройки, сделать ее красивее.

Рекомендуется начать оценку работ со сравнения готовой постройки с образцом, предоставив возможность каждому ребенку поэлементно соотнести, собственное выполнение с тем, что предложено для воспроизведения. Соотнося элементы конструкций, ребенок каждый раз говорит: «так — не так, здесь брусок, и у меня брусок, здесь кубик, и у меня тоже...» Если элементы или их расположение не совпадают, ошибка тут же исправляется («Теперь одинаково»). Если ребенок не замечает неправильности собственного выполнения, полезно использовать помощь других детей. При этом работа над ошибками не должна приобретать отрицательной окраски, вызывать у ребенка нежелательное угнетенное настроение, формировать болезненное отношение к собственным промахам, неудачам. Ребенок, таким образом, учится не страдать от собственного неумения, а анализировать и находить правильное решение, относясь к работе по устранению недостатков как к необходимому завершению деятельности. Отношение к конструированию в целом при этом только улучшается, возникает заинтересованность в его совершенствовании. Элементы анализа и контроля могут иметь место в ходе выполнения детьми работы или по окончании той или иной операции. При этом необходимо, чтобы на занятиях воспитатель общался со всей группой и с каждым ребенком отдельно, чтобы проверить, усвоил ли он новый материал. Так, в постройке моста ребята должны сами определить, правильно ли (крупные и устойчивые) подобраны детали для основания, устойчивы ли опоры у моста, правильно ли сделано перекрытие, чтобы мост не развалился. При оценке коллективной работы отдельных групп детей воспитатель должен учитывать не только качество готовой продукции, но и сам процесс совместной деятельности, поощряя проявление уважения к работе сверстников, инициативу в придумывании оригинальной конструкции, умении мотивировать свои предложения, договариваться друг сдругом, кто, что будет делать.

 

 

 

Предполагаемые результаты использования технологии:

 

Освоение знаний, умений и  навыков:

Ø Сформированы конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

Ø Развито умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.

Ø Развита познавательная активность детей, воображение, фантазия и творческая инициатива.

Ø Совершенствованы коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределение обязанностей.

Ø  Сформированы предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

Формирование представлений:

Ø о деталях конструктора и способах их соединения;

Ø об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;

Ø о зависимости прочности конструкции от способа соединения его отдельных элементов;

Ø  о связи между формой конструкции и ее функциями;

Ø о технологической последовательности изготовления несложных конструкций.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Критерии оценки уровней развития конструктивных умений и навыков.

  • Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету)

Сформирован : Может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать    

необходимые детали. 

Частично  сформирован : Может самостоятельно выбрать необходимую деталь, но очень  медленно, присутствуют неточности.

Не сформирован : Не может без помощи педагога выбрать необходимую деталь или  полное отсутствие навыка.

  • Умение проектировать по образцу

Сформировано : Может самостоятельно, быстро и без ошибок ( или  

самостоятельно и быстро исправляя ошибки) проектировать по  образцу.

Частично  сформировано:  Может проектировать по образцу в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.

Не сформировано : Не видит ошибок при проектировании по образцу, может

 проектировать по образцу только под контролем педагога или  полное отсутствие умения.

  • Умение конструировать по пошаговой схеме

Сформировано : Может самостоятельно, быстро и без ошибок (или быстро и

 самостоятельно исправляя ошибки) конструировать по пошаговой схеме.

Частично  сформировано : Может конструировать по пошаговой схеме в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.

Не сформировано : Не может понять последовательность действий при проектировании  по пошаговой схеме, может конструировать по схеме только под контролем педагога или полное отсутствие умения.



Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей

"Новые виды конструирования как средство для всестороннего развития детей дошкольного возраста»

Воспитатель: Алехина Н.С.  

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активной педагогической работы по конструктивно-модельной деятельности.

Задачи:

  1. Обсудить роль конструирования во всестороннем развитии дошкольника, знакомство с новыми видами конструирования;
  2. показать участникам мастер-класса технологии работы с детьми дошкольного возраста в области ЛЕГО-конструирования;
  3. формирование у участников мастер-класса мотивации на использование в образовательной деятельности ЛЕГО-конструктора.

Предварительная работа: изготовление картотек со схемами и образцами построек из ЛЕГО.

Оборудование и материалы: конструктор ЛЕГО, проектор, картотека схем и образцов построек, картотеки по разным видам конструирования «Схемы, модели, карточки».

Методы и приемы: рассказ, ситуация общения, беседа, показ и объяснение, работа в парах и в группах, творческие задания.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

  1. Вводная часть.

(вначале мероприятия педагогам предлагается разделится на 3 микрогруппы и сесть за отдельные столы)

- Добрый день, уважаемые коллеги. Мы живём с Вами век новейших компьютерных разработок и цифрового оборудования. Огромное разнообразие технических средств даёт воспитателю возможность сделать познание окружающего мира увлекательным для ребёнка любого возраста.  

Одним из таких средств обучения является конструктор «LEGO», незаменимый для занятий с детьми дошкольного возраста.

Важнейшей отличительной особенностью ФГОС ДО является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребенка. Такой подход можно реализовать в образовательной среде «LEGO», так как «LEGO» позволяет ребенку думать, фантазировать, и действовать, не боясь ошибиться.

Конструктор LEGO - давно уже легендарный бренд и по-прежнему обыкновенное чудо: интерес к нему не затухает много десятилетий — с момента его появления в Дании в 1949 году.

С того дня и вплоть до настоящего времени LEGO ни разу не изменил своему девизу «Играй с удовольствием». У слова LEGO два значения: «я учусь» и «я складываю».

«LEGO» — это новое открытие, новая идея, новый толчок к развитию. Это универсальный конструктор, который настолько разнообразен, что никогда не надоедает. Из незатейливых деталей конструктора можно собрать практически всё, что только может вообразить себе человеческая фантазия.

«LEGO» - технология является ярким примером интеграции всех образовательных областей, как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей.

  • Социально-коммуникативное развитие.

С помощью использования «LEGO» - конструирования формируются: умение сотрудничать с партнером, работать в паре и в коллективе. Развиваются способности ставить цели, инициатива, способность доводить дело до конца, стремление отстаивать свои идеи, лидерство, широта интересов.

  • Познавательное развитие.

В процессе «LEGO» - конструирования у дошкольников развиваются математические способности, формируются сенсорные представления: дети, пересчитывая детали, блоки, крепления, вычисляя необходимое количество деталей, их форму, цвет, длину, закрепляют понятия: «высокий - низкий», «широкий - узкий». Дети знакомятся с такими пространственными показателями, как симметричность и асимметричность, ориентируются в пространстве.

  • Речевое развитие.

В процессе конструирования из «LEGO» происходит развитие речевых и коммуникационных навыков — ребёнок пополняет словарь новыми словами, в процессе конструирования общается со взрослыми задаёт конкретные вопросы о различных предметах, уточняет их свойства, дети рассуждают, учатся отстаивать свою точку зрения, развивается диалогическая и монологическая речь.

  • Художественно-эстетическое развитие.

При помощи деталей «LEGO» можно познакомить детей не только с формой, величиной, с цветом, но и усвоить такое понятие как «чередование» и применять чередование цветов в собственных постройках, создавая различные узоры.

  • Физическое развитие.

Помимо мелкой моторики обеих рук «LEGO» - конструирование также способствует развитию крупной моторики.

Таким образом, конструирование при интегративном подходе в обучении даёт возможность развивать разносторонние интеллектуальные и личностные качества дошкольника.

  1. Основная часть.

Структура ЛЕГО-конструированию следующая:

  • Первая часть - упражнения на развитие логического мышления и памяти, закрепление деталей конструктора, изучение схем построек.
  • Вторая часть – собственно конструирование - развитие способностей к наглядному и творческому моделированию.
  • Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ.

В LEGO-конструировании применяется несколько основных методов обучения детей…

  • Конструирование по образцу. Ребятам демонстрируется заранее изготовленная педагогом модель. Задача детей – сконструировать такую же модель, выдержав количество деталей, их цвет и размер.

Конструирование по образцу, в основе, которой лежит подражательная деятельность, - важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

  • Конструирование по модели. Детям в качестве образца, предъявляют модель, скрывающую от ребёнка очертание отдельных её элементов. Эту модель, дети должны воспроизвести из имеющихся у них деталей конструктора. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа её решения. Конструирование по модели – эффективное средство активации мышления дошкольников.

  • Конструирование по условиям. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов её возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчёркивают практическое её назначение. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения способствует развитию творческого конструирования.

  • Конструирование по простейшим чертежам. Моделирующий характер самой деятельности, в которой детали строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности объектов, создаёт возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате у детей формируются мышление и познавательные способности, новые понятия: что такое план, схема, проекция (вид спереди, вид сверху).

  • Конструирование по замыслу. Дети сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма – не средство обучения детей созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее.

  • Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы их выполнения. Основная цель конструирования по заданной теме – закрепление знаний и умений.

Стандартная деталь «LEGO» –это кирпичики с разным количеством кнопочек. Чтобы правильно выбрать нужную деталь, нужно посчитать количество кнопочек в длину и в ширину. Вот, например, на моей детали 2 кнопочки в длину и 4 кнопочки в ширину. Значит, это кирпичик 2 на 4. Также есть детали, которые называются пластина, горка, клювик, окошко и другие дополнительные детали. Поэтому на первых этапах знакомства детей с конструктором LEGO важно научить их называть деталей конструктора и отличать их друг от друга.

Кроме того, при конструировании с LEGO важно знать правильный способ крепления деталей. В LEGO-конструировании есть такое понятие – «кирпичная кладка» –это правильное соединение деталей, обеспечивающее прочное их скрепление.

Конструктор ЛЕГО можно разделить на два больших класса: классическое мелкое ЛЕГО и крупное ЛЕГО. А также конструкторы с разными механизмами и тематическими наборами. В нашем детском саду есть наборы: «LEGO DUPLO Моя первая история», «Юный программист», «Планета STEAM», «Строительные машины».

Но, современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. И в связи с этим, конечно же, появляется новые направления в конструировании в дошкольном образовании – это робототехника. Ведь современные дети должны изучать технологии, которые пригодятся им в будущем. На занятиях по робототехнике осуществляется работа с конструкторами серии LEGO Education (эдьюкэйшен).

LEGO Education (эдьюкэйшен) - это многофункциональный набор, содержащий множество датчиков и программируемых микросхем. С помощью него можно собирать настоящих роботов и самое главное – определять их поведение, создавать программы на специальном языке программирования. Давайте посмотрим видео – алгоритм работы с ним…

(просмотр видеоролика «Робототехника»)

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

- Уважаемые коллеги, я предлагаю Вам окунуться в мир «Лего» и на практике увидеть, как мы можем работать с ним в различных образовательных областях…

«Лего» – умная игра,

Увлекательна, хитра!

Интересно здесь играть,

Строить, составлять, искать!

Приглашаю всех друзей

В «Лего» поиграть скорей!

- И, предлагаю я Вам отправиться в веселое путешествие в сказочную страну «Лего - мир». А, поедем мы с Вами туда на поезде. Я предлагаю построить дорогу, но не простую, а волшебную. Чем она необычна? Она состоит из ЛЕГО деталей.

Кирпичик нужный ты найди,

Дорогу в ЛЕГО - страну собери.

Игровое упражнение «Волшебная дорожка» (конструктор для дорожки разного цвета и размера)

Чтобы построить дорогу для нашего поезда, нужно соблюдать определённые правила: сначала каждый из вас, по очереди выберет только 2 кирпичика. Кирпичики должны быть разные: разные или по цвету, или по размеру. Я начну строить и положу первую деталь-кирпичик. Теперь вы должны продолжить строительство волшебной дороги. Но будьте внимательны: слева можно класть только те кирпичики, которые по размеру похожи на мой кирпичик, а справа можно класть те кирпичики, которые по цвету похожи на мой кирпичик.

А теперь приступим к строительству дороги. Я кладу первый кирпичик, а вы продолжаете (слева держу кирпичик голубого цвета, справа желтый)

- Твой кирпичик похож на мой? По цвету или размеру?

- А, почему ты поставил этот кирпичик?

- Все поставили свои кирпичики? Дорога готова?

- Что мы закрепляли с детьми, играя в эту игру?

- Чтобы никто не потерялся в пути, крепко сцепимся мизинчиками, как детали ЛЕГО, закроем глаза и скажем волшебные слова:

Раз, два, три, четыре, пять

В страну Лего хотим мы попасть!

- Вот мы с вами оказались на станции под названием «Легоматематика»

(на станции каждой группе педагогов раздаются разные задания)

Первая группа - Игровое упражнение «Башня».

Воспитатель раздает схемы-чертежи башен и кирпичики LEGO. С помощью лего-кирпичиков необходимо выстроить башни по схеме. По первой схеме вам нужно построить башню и раскрасить схему соответствующими цветами кирпичики. Во второй схеме собрать башню в определенной цветовой гамме. И назвать, каким цветом обозначили, например, число «5».

Вторая группа - Игровое упражнение «Зеркало»

Педагогам предлагается схемы построек. Их задача выстроить симметрично вторую часть рисунка.

Третья группа - Игровое упражнение «Удивительные цифры»

Один педагог получает образец постройки цифры «5». А другой педагог по собственному замыслу должен поострить цифру «4». Другой педагог незаконченную постройку цифры, которую он должен закончить.

А мы продолжаем наше путешествие.

Следующая станция «У каждого своя история»

Игровое упражнение «Придумай свою историю»

Каждой группе педагогов предлагаются наборы конструктора и пластины. Дать задание: несколько слов. Нужно придумать и построить с этими словами свою историю.

  • мост, машина, мальчик, кошка
  • скамейка, дерево, дедушка, белка
  • стол, стул, кружка, девочка

- Например, в наборе «Моя первая история» есть картинки уже с историями, которые нужно собрать… (показ карточек)

Ну, а мы идем дальше… станция «Подвижная»

Игровое упражнение «Волшебная шляпа»

Одному педагогу предлагается построить «волшебную шляпу» по схеме-чертежу. Другой педагог кладет его на голову. Остальные дают ему задания, например, пройти два шага, присесть, поднять одну ногу, постоять на одной ноге, покружиться. Если выполнил три задания и у него не упал кирпичик с головы, значит, он выиграл.

Командная игра - упражнение «Кто быстрее построит»

Педагоги делятся на команды, чья команда быстрее построит лестницу. Ведущий считает до 10 в обратном порядком счете.

И мы едем дальше, и на нашем пути станция «Ты да я, да мы с тобой»

Работа в паре - Игровое упражнение «Сделай по словесной инструкции»  

Два участника получают одинаковые детали. Первый участник, отвернувшись, придумывает какую-то элементарную постройку и одновременно рассказывает напарнику, как он это строит. В итоге игры должны получиться две одинаковые модели.

Вопросы: - Что хотели сконструировать? Получилось? Почему? Получилось ли объяснить партнёру ход своих действий?

И вот мы доехали до пункта назначения – в страну «Лего – мир».

«Лего» - конструирование – это, конечно же, наше творчество. И давайте, мы с Вами начнем творить и мастерить!!!

Игровое упражнение «Собери узор»

Я буду называть деталь определённой формы и цвета, которую нужно будет найти и выставить в указанное мною место на пластине. Используются следующие ориентиры положения: «левый верхний угол», «левый нижний угол», «правый верхний угол», «правый нижний угол», «середина левой стороны», «середина правой стороны», «над», «под», «слева от», «справа от».

Например, возьмите 2 кирпичика синего цвета 2 на 4 и выставите один в левый верхний угол, другой в правый верхний угол. Кирпичик голубого цвета 2 на 4 выставите посередине сверху 2-х синих кирпичиков 2 на 4. Посередине голубого кирпичика 2 на 4 выставите кирпичик голубого цвета 2 на 2. И посередине голубого кирпичика 2 на 2 выставите кирпичик зеленого цвета 2 на 1.

На следующем этапе мы смотрим, что напоминает нам получившийся узор и зарисовываем (украшенный платочек, цветочная поляна, поднос с фруктами, овощами или сладостями и т.д.)

Игровое упражнение «Развиваем фантазию - Домик»

Каждой группе педагогов предлагается по небольшому одинаковому набору конструктора «Лего». Попросить построить дом (без образца, не подглядывая друг у друга).

- Дорогие, педагоги. В результате одного задания получились все дома разные. Это и есть творческое воображение каждого человека. И у каждого ребёнка своё видение мира, воображение, которое нужно развивать.

III.        Заключительная часть.

- Вот и закончилось наше путешествие. И в конце нашего путешествие мне хочется сказать… «Лего» - игра – важнейший спутник детства, позволяющий детям учиться, играя. Каждая постройка «Лего» – это фантастическое новое приключение, каждый раз необычное, всегда веселое, познавательное и желанное.

- Но, дорогие педагоги, нам нужно запомнить и не забывать…

Эффективное использование конструкторов «Лего», в образовательном пространстве ДОО, возможно лишь только при грамотном руководстве педагога деятельностью детей. При этом необходимо, чтобы на занятиях воспитатель общался со всей группой и с каждым ребенком индивидуально, при оценивании работы учитывал процесс совместной деятельности.

Только почувствовав интерес к выполняемой работе, предложенному заданию, сюжету игры, ребенок будет активным, проявит свои творческие способности, научится действовать в команде, брать на себя ответственность.

Помните, конструктор – ЛЕГО – это…

  • Неограниченный потенциал игры: легкий сбор и разбор конструкций. Широкие игровые возможности: играть можно везде.
  • Универсальность. Подходит для всех возрастов: для девочек и мальчиков, и даже взрослых.
  • Всестороннее развитие ребенка: воображение, творческие способности, логическое мышление.
  • Это возможность коллективной игры.

- Уважаемые педагоги, сегодня мы с Вами увидели лишь небольшую часть возможностей конструктора LEGO и вариантами игр с ним.  

И закончить свой мастер - класс я хочу следующей фразой:

То, что я хочу познать — это яблоня,

Что я познаю — это ветвь яблони,

То, что я передаю ученику — это яблоко,

То, что он возьмёт от меня — это семечко.

Но из семечка может вырасти яблоня.

- Мой мастер - класс подходит к завершению. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может увидеть пользу или бесполезность нашего общения:

- Если мастер - класс не отличался от прежних, в которых вы принимали участие – прикрепите к нашей яблоньке чахлый лист.  

- Если он прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы.

- Если мастер - класс для вас прошел плодотворно, и вы будете использовать в своей работе то, что сегодня услышали - прикрепите к дереву плоды – яблоки.

- Спасибо за внимание! Желаю Вам, чтобы планы всегда превращались в плоды вашего труда и приносили вам значимые результаты.

Список использованных источников:

  1. Волосовец Т.В., Карпова Ю.В., Тимофеева Т.В.  Парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»: учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. Самара: Вектор, 2018. 79 с.
  2. Фешина, Е.В. Лего-конструирование в детском саду / Е.В. Фешина. - М.: Сфера, 2018. - 125 c.
  3. Мельникова, О.В. Лего-конструирование. 5-10 лет. Программа, занятия. 32 конструкторские модели. ФГОС / О.В. Мельникова. - М.: Учитель, 2018. - 79 c.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия

конструированию «Постройка башни для Мистера Знайки»

Подготовила:  

воспитатель Алёхина Нина Сергеевна

                                       

Задачи:

Образовательные:

  1. Расширять представления детей о различных зданиях и строениях; их значении в жизни человека.
  2. Закреплять у детей умение конструировать из конструктора LEGO.
  3. Создавать условия для формирования умения устанавливать причинно-следственные связи исследовательских умений у детей.
  4. Учить анализировать свою деятельность.

Развивающие:

  1. Развивать внимание, память, мышление, творческие способности. воображение и речь детей.
  2. Развивать у детей интерес к конструированию.

Воспитательные:

  1. Формировать умение и желание доводить дело до конца.
  2. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми
  3. Продолжать учить детей самостоятельно объединяться в пары, группы для решения общей задачи

Демонстрационный материал: презентация «Башни разных стран», постройка города из конструктора lego.

Раздаточный   Конструктор Lego: наборы на каждого ребенка.

В: Сегодня в интернете я увидела интересные фотографии. Хотите на них посмотреть?

Что на них сфотографировано? (дома, дорога, небоскрёбы) А у вас что, Саша? Как можно назвать это одним словом? (город) А ты как думаешь, Даша? Говорят, что эти фото сделаны с высоты птичьего полета. А как это? С высоты птичьего полета? (значит сверху) Как фотограф мог сделать эти фотографии? (с крыши дома, дерева, с горы, из окна высокого дома) А ты как думаешь?  (высказывания из личного опыта детей)

А как называются высокие дома? (высотки)

А по-другому: высокие дома до самого неба-небо скребут (небоскребы)

А какие здания или сооружения могут быть выше дома, даже выше небоскрёбов?

Какие ещё высокие сооружения вы знаете? (башни)

Какие бывают башни? (ответы детей)

Для чего люди строили башни?

Хотите узнать какие ещё бывают башни?

Презентация «Башни мира»

1слайд  пожарная каланча-следить нет ли где в городе пожара;

2 слайд колокольня-звонить в колокола созывая людей в храм на службу или в православные праздники звонят колокола;

 3 слайд телебашня- передавать телевизионный сигнал чтоб показывал телевизор в домах

4 слайд Спасская башня Московского кремля

5 слайд Пизанская башня-знаменитая падающая башня

6 слайд Тауэрский мост

7 слайд Эйфелева башня в Париже

8 слайд Башни с часами

9 слайд разные башни

Все эти башни разные или одинаковые (одинаковые, разные) Что у них разное? (цвет, форма, назначение) А ты, Света как думаешь? А что у них общего? (они самые высокие из всех зданий, у них есть основание)

Физкультминутка:          

Подними ладошки выше и сложи над головой

Что же вышло? Вышла крыша.

А под крышей мы с тобой. (Руки возвращают на колени.)

Подними ладошки выше, поскорее помаши.

Что же вышло? Птички вышли.

Птички очень хороши. (Руки возвращают на колени.)

Подними ладошки выше, изогни скорей дугой.

Что же вышло? Гуси вышли - вот один, а вот другой.

(Руки возвращают на колени.)

Подними ладошки выше

Пальчики скорей согни.

Что же вышло? Мишки вышли.

И качают головой.

Ребята, наш друг Мистер Знайка тоже хочет сделать фото своего Легогородка, но не знает откуда можно сфотографировать, чтобы было видно весь город. Как ему помочь?

А мы сможем построить башню для нашего Легогородка?  А из чего мы сможем построить? Где мы будем строить?

Подумайте, какую башню вы хотите построить. Давайте устроим соревнование и узнаем кто сможет построить самую высокую башню за определенное время.

Продуктивная деятельность.

Посмотрите, чья башня самая высокая? Как вы это узнали? Как ещё можно измерить наши башни? Хотите? Рассмотреть все постройки. Выбрать самую высокую. Рассмотреть различные варианты измерения (поставить рядом, измерить ленточкой)

Эти башни подойдут для нашего городка? А мы сможем построить башни ещё выше? Что для этого нужно? (объединиться в группы, пары, тройки)

Постарайтесь договориться кто с кем будет строить башни. Все нашли себе друзей по строительству? Готовы? Я засекаю время.

Всё, стоп!

Посмотрите, получилось построить более высокие башни? А почему? (строили вдвоем, втроем, больше строительного материала) На сколько выше получились ваши башни? Всё получалось в работе? Что иногда происходило с вашими постройками? Почему? Как можно это исправить? Что должно быть у каждой башни? А чтобы вверху не ломались? Как вы думаете, нам удастся построить высокую и прочную башню, чтобы не страшны были ей ни ветер, ни град?

Вам нужна моя помощь?

Получилась у нас башня? Теперь Мистер Знайка сможет сфотографировать свой Легогород с высоты птичьего полета? Куда мы должны её поставить? А вы хотите сфотографировать наш Легогородок? Посмотрим, что получилось?

Садятся смотреть

Рефлексия: Смогли мы помочь Мистеру Знайке? Что вам больше всего понравилось делать? А в чем вы испытали трудности?

Когда у нас получилась самая высокая и прочная башня? (Когда делали все вместе сообща)

Да дружба великая сила!



Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по конструированию

в старшей группе «Путешествие в Лего-град»

Подготовила: воспитатель  Алёхина Нина Сергеевна

Цель: Развитие способности детей к наглядному моделированию через ЛЕГО – конструктор.

Задачи: Развивать зрительное и пространственное восприятие, активизировать внимание, направленное на продолжение ритмического рисунка постройки. Закреплять умения детей строить по образцу.

Развивать наглядно-действенное мышление. Воспитывать детей работать в коллективе сверстников, помогая, друг другу при совместной постройке. Развивать способность осуществлять элементарный анализ объектов, выделять целое и части. Развивать у детей умения, передавать характерные особенности животных, опираясь на схему.

Материал: ЛЕГО – человек, индивидуальные наборы с деталями конструктора, образец постройки для детей, схемы на каждого ребенка.

Ход:

Педагог встречает детей, предлагая пройти на ковер. Звучит загадочная музыка. На воздушном шаре спускается ЛЕГО-человек.

Я ЛЕГО - человек. Я прилетел к вам из волшебного ЛЕГО-града. Ночью там был сильный ураган. Когда утром мы проснулись, то увидели, что любимый зоопарк разрушен, а звери разбежались. Помогите нам.

- Дети, вы согласны помочь ЛЕГО - другу. Он такой интересный,

необычный. (обращает внимание на фигурку ЛЕГО-человечка)

- Чем же он необычен? (Предполагаемые ответы детей)

- Да, он сделан из деталей конструктора.

- А как называется этот конструктор?

- Правильно. Это конструктор ЛЕГО.

- Он попал к нам из волшебного города. Что бы ему помочь нам надо туда отправиться.

- Вы согласны? Как туда попасть?

- А я предлагаю построить дорогу, но не простую, не обычную, а волшебную. Чем она необычна? Она состоит из ЛЕГО деталей.

Но сначала построим волшебную дорогу.

Кирпичик нужный найди,

Дорогу в ЛЕГО - град собери.

Развивающая игра «Волшебная дорожка»

Что бы построить дорогу, нужно соблюдать правила, каждому надо взять только 2 детали. Детали должны быть разные: разные или по цвету, или по размеру. Начинаем строить: я ставлю первую деталь. Следующая должна быть похожа на мою по цвету или размеру.

- У кого есть подходящая? (помогает соотносить детали по цвету или размеру.)

Твоя деталь похожа на мою? По цвету или размеру?

- А почему ты поставил эту деталь?

- Все поставили свои детали? Дорога готова?

- Чтобы никто не потерялся в пути, крепко сцепимся

мизинчиками, как детальки ЛЕГО (по кругу вокруг стола) .

- Можно отправиться в путь. (Как заклинание)

Друзей с собою возьми.

И в ЛЕГО-град попади.

Упражнение для глаз. ЧЕЛОВЕЧЕК (Глаза вверх, вниз, вправо, влево, широко открыли от удивления, крепко зажмурились, поморгали.)

Мы с вами в ЛЕГО-граде. (Беру человечка) А вот и зоопарк (подходят к столу с зоопарком). Поспешим к нему!

Посмотрите, стены зоопарка разрушены. Сможем мы их восстановить? А как? Часть стены сохранилась. Это будет для нас подсказка. Давайте мы ее внимательно рассмотрим.

- Из чего она сделана? Да из деталей Лего - конструктора.

- Все ли детали одинакового цвета?

- А какого они цвета?

- А по размеру одинаковые (уточняешь размер?

- Как детали ЛЕГО держатся (соединяются) между собой? (про кнопочки) .

Возьмите контейнеры с деталями и проходите на полянку, располагайтесь удобно, но так, чтобы было видно образец (следить за осанкой). Начинаем строительство.

Детали, детали,

Вы спать не устали.

Сегодня с утра

Нам строить пора.

Начинаем строительство.

(Поза. Идет индивидуальная работа: оказание помощи путем показа, дополнительного объяснения, поддержки, одобрения.)

- Несите постройки к разрушенному зоопарку. Захватите с собой контейнеры. Лего-друг нас ждет. Будем восстанавливать стены.

Нам осталось только закрепить ваши стены на фундаменте. Ставьте их плотно, без щелей и проемов. (Закрепить зелеными деталями) .

Было много кирпичей.

Каждый был совсем ничей.

А теперь детали

Крепкой стенкой встали.

Зоопарк восстановлен. Можно вернуться на полянку.

- Ребята, посмотрите, как красиво смотрится наш зоопарк!

Вам нравится? Какие мы молодцы. Жители ЛЕГО-града будут приходить в зоопарк… .рассматривать и кого они увидят. Но животных в зоопарке нет.

- А каких животных вы знаете? Как много животных вы знаете!

- А показать руками вы их сможете?

Например, зайчика! (правой рукой, левой, одновременно)

- А как собаку показать? (Дети пробуют, педагог показывает свою) .

У собаки острый носик,

Есть и шейка, есть и хвостик. (Двумя руками) .

В зоопарке стоит слон

Уши, хобот, серый он.

Головой кивает,

Будто в гости приглашает.

Крокодил плывет по речке,

Выпучив глаза.

Он зеленый весь, как тина.

От макушки до хвоста.

- Молодцы! У вас просто волшебные пальчики!

Из ЛЕГО выросла стена.

Продолжим добрые дела?

У ЛЕГО - друга сохранились фотографии животных, которые жили в зоопарке. Дети мы с вами, в ЛЕГО – граде, значит, собрать животных можно из… .ЛЕГО – деталей! У нас на мольберте схемы животных. Одни схемы легкие, - они зеленого цвета. А красные – это более сложные. Давайте их рассмотрим

(дети подходят к доске) .

Вы узнали их? (Обратить внимание па части тела и в соответствии с этим — технологию изготовления). (Обобщает) Сделаны они тоже. из лего. Кто какого животного хотел бы собрать?

Возьми фотографию - схему и пройди за столы - там будет удобнее работать.

(Дети строят под музыку, воспитатель оказывает помощь по мере необходимости) .

Осанка, поза, неуверенные.

Мы с умом и разумом

Строим все по- разному.

Вот как в ЛЕГО-граде бывает –

Все, что мы любим - оживает.

Несите их аккуратно, бережно. Не торопитесь заселять зоопарк. Посмотрим - кто в нем будет жить.

В нашем зоопарке поселился. его построил Миша

- Расскажи о нем: есть ли у него имя? Что он любит делать? Есть ли друзья? Какой он по характеру? Кто его сосед по зоопарку?

Вы заметили: какие удивительные у вас постройки. Крепкие, красивые, оригинальные, все разные. И вы замечательно о них рассказали.

ЛЕГО - другу они очень нравятся. Он благодарит вас за помощь. А за какую помощь?

Вы помогли жителям Лего-града. Восстановили зоопарк. Вы были смелые, отважные, решительные, сообразительные - замечательные помощники. На вас можно положиться. А вы себя за что можете похвалить?

А теперь встаньте в круг и соедините ладошки.

Расцветай ЛЕГО - град

А нам домой возвращаться пора.

Закрывайте глазки-

Мы уходим из этой сказки.



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по конструированию «Дом для собачки» из ЛЕГО-конструктора в средней группе

Подготовила:  Воспитатель Алёхина Нина Сергеевна

Описание материала: Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы «Дом для собачки». Материал будет полезен воспитателям дошкольных групп. Этот конспект занятия по конструированию из ЛЕГО-конструктора для дошкольников 4-5 лет.
Цель: Учить детей индивидуальному и совместному конструированию.
Программное содержание: Учить строить по предложенным инструкциям, учитывая способы крепления деталей; передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO;
- закрепить представление о строительных деталях, их свойствах; определять назначение частей предметов, их пространственное расположение; выбирать правильную последовательность действий; 
- сформировать у детей устойчивый интерес к конструктивной деятельности; желание экспериментировать, творить, изобретать;
- развивать внимание, способность сосредоточиться, память, логическое мышление; мелкие мышцы кистей рук (моторику);
- развивать умение анализировать, выделяя характерные особенности предмета, функциональные части; устанавливать связь между их назначением и строением; продолжать учить правильно и быстро ориентироваться в пространстве;
- закреплять математические знания о форме, пропорции, симметрии;
- воспитывать бережное отношение к животным, уважение к своему и чужому труду.
Оборудование:
1. Картинки и игрушки разных пород собак; изображения конуры.
2. Корзины с деталями LEGO;
3. Готовая постройка конуры для собаки;
4. Магнитофон или ПК: аудио запись: «Лай собаки», детская песня «Человек собаке друг».
Предварительная подготовка:
1. Просмотр мультфильмов, презентаций о собаках, особенностях их жизни;
2. Чтение литературы, рассматривание иллюстраций о собаках.

Ход НОД:

1. Вводная часть.
Педагог: 
- Здравствуйте, ребята. Скажите пожалуйста, у вас есть друзья? (да)
- А что такое дружба?
Педагог:
- Конечное, без друзей наша жизнь была бы скучной и не интересной, нам не с кем было бы играть, делиться игрушками, рассказывать секреты, придумывать разные интересные истории. Послушайте стихотворение «Про дружбу»:
Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо! 
(Автор: Юрий Энтин)
Педагог:

- Ребята, а ведь мы можем дружить не только с ребятами из детского сада. С кем ещё мы можем дружить? Кого ещё называют другом человека? (ответы детей)
Педагог:
- Правильно. Собака – это самый преданный друг человека. Она никогда не подведёт и не предаст. Она охраняет жилище человека.
Педагог:
- Посмотрите на картинки собак. Они все такие разные. А какие породы собак вы знаете? (такса, пудель, дворняжка, овчарка)
Педагог:
- Послушайте, кто это к нам пришёл в гости? (слышится лай собак) Да это же наши четвероногие друзья! Возьмите себе по любимцу и мы с вами отправимся на прогулку. (Дети двигаются по группе под детскую песню «Человек собаке друг» (1 куплет) и повторяют движения за воспитателем, согласно тексту)
Педагог: 
- Как мы славно прогулялись с нашими питомцами. Присаживайтесь. Только наши любимцы загрустили. Как вы думаете, что случилось (предположения детей: проголодались, устали).
Педагог:
- А что случилось вы узнаете, если отгадаете загадку: 
Во дворе поставлен дом – 
На цепи хозяин в нём. 
(собачья будка, конура)
Педагог:
- Вот что случилось, у них оказывается нет дома. А как называется место, где живут собаки? (конура)

2. Основная часть.
Педагог:
- Я думаю, что мы сможем помочь нашим верным друзьям. Мы смастерим им вот такую конуру. А построим мы её из ЛЕГО-конструктора. Давайте рассмотрим домик собачки. Из каких основных частей он состоит? (основание, сама конура, крыша).
Педагог:
- Какая форма у основания домика? (прямоугольная)
Педагог:
- Посмотрите, на какую фигуру похож сам домик? (на квадрат)
Педагог:
- На какую фигуру похожа крыша? (на треугольник)
Педагог:
- Что ещё нужно обязательно сделать, чтобы собачка могла попасть в свой уютный дом? (вход)
Педагог:
- Что можно сказать о размерах этих частей? Где мы будем использовать самые большие детали конструктора ЛЕГО? (Самые большие детали конструктора мы используем на основание конуры)
Педагог:
- Из каких деталей состоит сама конура? (из средних и маленьких деталей конструктора)
Педагог:
- Какие детали конструктора нам понадобятся для крыши? (треугольные детали)
Педагог:
- Правильно. Самые большие детали конструктора мы используем для построения основания для конуры; средние и маленькие для построения самой конуры; завершим нашу постройку треугольными деталями, сделав из них крышу. 
А какого цвета бывает конура у собаки? (коричневая, жёлтая, зелёная)
- Конечно, ведь хозяин может выкрасить любой краской по своему желанию. Крыша может быть покрашена в совершенно другой цвет. 
А сейчас, перед началом работы, мы погреем наши ручки.
Пальчиковая гимнастика «Дом для щенка»
Буду строить щенку дом. (Поднять руки над головой домиком)
И окошко будет в нем. (Соединить большие и указательные пальцы обеих рук, чтобы получился прямоугольник)
Чтоб красивый вход в него. (Повернуть ладошки к себе и сомкнуть боковыми ребрами, выпрямив все пальчики) 
Забор вокруг будет стоять (Расположить руки перед собой кольцом, соединив пальчики)
И пес все будет охранять (Сложили ладошки вместе, подогнули указательные пальчики, оттопырили большие пальчики («ушки»), показали мизинчиками открывающийся ротик «собачки» (то есть изобразили «собачку»))

3. Практическая часть.
Педагог:
- А теперь приступим к работе. Начинаем с построения основания из самых крупных деталей, прикладываем ровненько друг к другу длинной стороной. Сейчас построим стены у конуры с той и другой стороны из средних деталей, ставим их друг на друга. Количество деталей должно быть с обеих сторон одинаковое. Прикрепим заднюю стенку конуры из такого же количества деталей, что и боковые стены. А вход мы построим из самых меленьких деталей, прикрепив их к боковым стенкам нашего домика. Осталось построить крышу из треугольных деталей, соединив их друг с другом боковой стороной так, чтобы прямой угол смотрел вверх.
Педагог:
- Те, кто собрал конуру для своего щенка, может помочь остальным. Или выложить коврик перед конурой из дополнительных деталей ЛЕГО-конструктора.

4. Заключительная часть.
Педагог:
- Все ребята завершили постройку домика для своего четвероногого друга. Приступаем к заселению наших любимцев. (дети рассаживают своих собак возле их конуры)
Посмотрите, какие замечательные домики для наших друзей у нас получились. Тебе чей домик больше понравился. Почему? А тебе чей? Почему?
А кто помнит, как называется домик для собаки? (конура). 
Какой материал мы использовали для постройки? (ЛЕГО-конструктор)
Вам понравилось наше занятие? Что больше всего? Что нового и интересного вы узнали на занятии?
Молодцы! Вы славно потрудились, мне понравилось, как вы мне отвечали. Наше занятие подошло к концу. Всем спасибо.



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

Родителям маленьких конструкторов важно помнить:

  • приобретать конструкторы необходимо в соответствии с возрастом ребёнка (чем старше ребёнок, тем мельче должны быть детали конструктора);
  • при обучении конструированию, учитывайте степень сложности конструктивных задач, а именно постепенный переход от простого к сложному;
  • для ребёнка очень важно не только построить, но и поиграть с постройкой. Этот момент называется «обыгрыванием»;
  • хвалите, поддерживайте ребёнка, помогайте ему по мере необходимости, но не делайте всё за ребёнка сами. Это воспитает пассивного созерцателя, а не активного созидателя;
  • для конструирования выделите удобное место в комнате, чтобы ребенок смог оставить свои постройки на время, чтобы потом достроить их и продолжить игру;
  • для хранения конструктора приобретите специальный контейнер: удобный, чтобы сам ребёнок смог его брать; 
  • выбирая конструктор в магазине, ознакомитесь с правилами на упаковке, сопоставляя с возможностями и умениями ребенка. Слишком простая игра будет скучной, а слишком сложная не сможет увлечь;
  • в работе с конструктором не забывайте о технике безопасности (маленький ребёнок может проглотить детали конструктора); конструктор не должен иметь резкого неприятного запаха;
  • по окончании игры похвалите и обязательно поддержите ребёнка. Желательно спросить ребёнка, что он построил, какие детали использовал, было ли сложно или легко;
  • заканчивая игру с конструктором, приучите ребёнка убирать оставшиеся детали на место, где хранится конструктор;
  • стройте и играйте вместе с детьми, доставляя им радость совместной деятельности.



Предварительный просмотр:

Консультация-практикум для родителей

«Детское конструирование – что это такое?»

Подготовила: воспитатель Алёхина Н.С.

Цель: Оживление интереса родителей к конструированию, повышение педагогической грамотности родителей в вопросах разностороннего развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Дать представление родителям о роли конструирования во всестороннем развитии ребенка.

2. Познакомить родителей с видами и типами конструирования

3. Познакомить с различными вариантами игровых упражнений с помощью конструкторов. 

Участники: Воспитатель Онищенко Л.С., родители.

План проведения:

1. Вступительная часть. Игра-приветствие

2. Мини-лекция «Детское конструирование – что это такое?»

3. Беседа «Какую роль играет конструктивная деятельность в развитии ребенка»

4. Конструирование с родителями в подгруппах

5. Изготовление конструктора из липучек

6. Памятка «Родителям маленьких конструкторов важно помнить…»

7. Рефлексия «Я хочу, чтобы мой ребенок был….»

 

Ход:

«Желтые кубики – это песок,
Кубик зеленый – весенний лесок,
Синие кубики – это река.
Кубиков много – река широка.
Кубик на кубик – растут этажи:
Учатся строить дома малыши»

Воспитатель: именно с этих строк хочется начать наше собрание, ведь поговорим мы сегодня о конструировании. Но для начала давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.

1. Игра-приветствие. 

- улыбнуться соседу справа,

- улыбнуться соседу слева

- прикоснуться ладошками друг к другу и сказать: «Очень рада тебя видеть!»

- а теперь давайте пожелаем друг другу здоровья и все вместе поздороваемся, скажем «Здравствуйте!»

2. Мини-лекция «Детское конструирование – что это такое?»

Термин «конструирование» пришел к нам из латинского языка, где слово construere обозначает – создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных предметов, частей, элементов.

Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта. Как вид деятельности, оно играет важную роль в общем психическом развитии ребенка, отвечает интересам и потребностям детей, носит познавательный и творческий характер.

Иногда, многие родители, стремятся накупить как можно больше различных игрушек, им кажется, что чем их больше, тем ребенок лучше будет играть. Это, естественно, ошибочное мнение. Пересыщать ребенка игрушками так же вредно, как и пищей. Лучше, если у ребенка имеются не только готовые игрушки, но и легко трансформируемые предметы, которые могут послужить помощниками для ребенка, удовлетворяя его потребности.

(Вспомните себя: наверное, все мы в своем детстве на детской площадке встречали различные палочки, досочки. Мы с легкостью могли приспособить их в любую нашу игру. Можем ли мы с уверенностью сказать то же самое и про наших детей? Чаще всего, они проходят мимо...)

Типы конструирования

Выделяют два типа конструирования:

Техническое – когда дети отображают реально существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов. К техническому типу конструкторской деятельности относят:

  • конструирование из строительного материала;
  • конструирование из деталей конструктора, имеющих разные способы крепления;
  • конструирование из крупногабаритных модульных блоков.

Художественное - когда дети, создавая образы, не только отображают их структуру, но и выражают своё отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, формой. К художественному типу конструирования относятся:

  • конструирование из бумаги;
  •  конструирование из природного материала.

Существуют различные виды конструктивной деятельности, каждая из которых способствует формированию познавательных и социальных мотивов учения.

Конструирование по образцу – детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала. В основе деятельности лежит подражание, которое является важным обучающим этапом.

Конструирование по условиям – детям не дают образцы построек, а лишь, определяются условия, которым постройка должна соответствовать (н.: иметь мост, треугольную крышу и т.п.) для ребенка это проблемная ситуация, которую он должен решить самостоятельно. В процессе такого конструирования у ребенка формируется умение анализировать условия и на этой основе строить свою деятельность.

Конструирование по простейшим образцам и схемам - имеет моделирующий характер деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности определенных объектов.

Конструирование по теме – эта форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой.

Конструирование по замыслу (творческое конструирование) – способствует развитию творчества детей, в котором проявляется их самостоятельность. Ведь здесь, ребенок сам решает, что он будет строить. Однако, необходимо помнить, что создание замысла будущей конструкции и его осуществление – достаточно трудная задача для дошкольников, так как замыслы неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности.

Отсюда следует отметить, что работа по конструированию стремится к развитию у детей навыков творческого конструирования.

Виды конструирования

В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают:

1. Конструирование из строительных материалов;

2. Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов;

3. Конструирование из природного материала.

Конструирование из строительных материалов:

Самый простой вид конструирования, который доступен самым маленьким. При помощи различных фигур геометрической формы (куб, призма, цилиндр и т.д.) выстраиваются самый простые строения – башни, домики. По мере приобретения опыта, конструкции могут постепенно усложняться добавлением новых элементов.

Конструирование из природного материала

Как правило, при работе с природными материалами используются пластилин, клей, картон и прочие дополнительные предметы. Данный вид конструирования ближе всего к изобразительной деятельности. Он помогает сформировать у малыша художественное и эстетическое восприятие. Учит видеть в малом красоту окружающего мира.

Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов

Этот вид конструирования включает поделку игрушек с использованием бумаги, картона и других материалов. Данный вид конструирования требует определенных навыков. Ребенок должен уметь самостоятельно клеить и владеть ножницами.

Конструирование из бумаги – «оригами»

Оригами - вид декоративно-прикладного искусства, древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.

Какие же возможности даёт нашим детям искусство оригами?

•        Знакомит с бумагой и её свойствами;

•        Развивает мелкую моторику рук;

•        Способствует улучшению ориентации в пространстве;

•        Знакомит с некоторыми геометрическими понятиями;

•        Способствует концентрации внимания;

•        Развивает конструктивное мышление;

•        Развивает художественный вкус

3. Беседа «Какую роль играет конструктивная деятельность в развитии ребенка»

- Как вы считаете, играет ли роль конструктивная деятельность в развитии ребенка?
      На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. Дети приобретают не только конструктивно-технические умения (сооружать отдельные предметы из строительного материала — здания, мосты и т.д. или делать из бумаги различные поделки — елочные игрушки, кораблики и т.д.), но и обобщенные умения — целенаправленно рассматривать предметы, сравнивать их между собой и расчленять на части, видеть в них общее и различное, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей, делать умозаключения и обобщения.
        Важно, что мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.
       Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений. В связи с этим речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.), которые в других видах деятельности употребляются редко; дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький), в точном словесном указании направления (над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди, ближе и т.д.).
      Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность.
Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе — умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) и работать дружно, не мешая друг другу.
       Изготовление детьми различных поделок и игрушек для подарка маме, бабушке, сестре, младшему товарищу или сверстнику воспитывает заботливое и внимательное отношение к близким, к товарищам, желание сделать им что-то приятное. Именно это желание часто заставляет ребенка трудиться с особым усердием и старанием, что делает его деятельность еще более полнокровной и приносит ему большое удовлетворение.
         Изготовление поделок из природного материала формирует у детей не только технические умения и навыки, но и особое отношение к окружающему их миру — дети начинают видеть и чувствовать красоту изумрудного мха и ярко-красной рябины, причудливость корней и веток деревьев, чувствовать красоту и целесообразность их сочетаний.
         Однако такое многостороннее значение в воспитании детей конструктивная деятельность приобретает только при условии осуществления систематического обучения, использования разнообразных методов, направленных на развитие не только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребенка, его умственных способностей.

4. Конструирование с родителями по предложенному образцу в подгруппах

 1 подгруппа-конструирование из плоскостного конструктора по схеме, 2 подгруппа – из губчатого конструктора по замыслу, 3 подгруппа - из пластмассового конструктора по условию (мост, чтоб под ним проплыл кораблик).

Уважаемые родители, давайте подведём итог. Я предлагаю вам рассказать, что вы построили, и какие детали конструктора использовали в постройке.

Затем воспитатель показывает, какой конструктор еще имеется в группе для ребятишек.

5. Изготовление конструктора из липучек. Воспитатель раздает родителям ленты липучек и предлагает изготовить новый интересный конструктор детям.

6. Памятка для родителей: «Родителям маленьких конструкторов важно помнить…»

7. Игра-рефлексия

У вас под стульчиками находятся детали конструктора «Лего софт». Вам предлагается сообща построить лестницу успешности ваших детей. Каждый из вас участвует в ее возведении со словами «Я хочу, чтобы мой ребенок был…».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование конструктивных умений и навыков - основа детского научно-технического творчества

Конструирование из снега как средство развития позновательных способностей детей...

Презентация "Приобщение дошкольников к детскому научно-техническому творчеству посредством Лего-конструирования и робототехники"

1-2 слайды.Внедрение инноваций  в детском саду требует новые подходы к организации  образовательной деятельности.Причина: вызов  времени, запрос родителей, высокая конкуренциямежду обра...

Программа объединения дополнительного образования научно-технической направленности (художественное творчество) для детей 6-8 лет «Рисуем на песке»

Программа объединения дополнительного образования научно-технической направленности для детей 6-8 лет "Рисуем на песке" разработанная на основе парциальной образовательной программы "Ри...

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности по развитию у детей дошкольного возраста интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно – техническое творчество «Детская STEM – лаборатория»

Современные дети живут и развиваются в эпоху новых технологий. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания са...

Проект «Детская универсальная Steam-лаборатория, как средство развития познавательной активности и научно-технического творчества дошкольников»

Образовательная модель STEAM – это один из трендов в мировом образовании, который подразумевает смешанную среду обучения, и показывает ребенку, как применять науку и искусство воедино в повседне...

«Командообразование - как основа эффективного взаимодействия, направленного на вовлечения детей в научно-техническое творчество»

В статье раскрыт опыт работы детского сада как инновационной площадки по реализации парциальной модульной программы "СТЕМ - образование"...