Совместная образовательная деятельность "Путешествие к новогодней ёлочке"
план-конспект занятия (старшая группа)
В совместной деятельности с детьми происходит систематизация знаний о традициях русского народа, истории возникновения праздника - Новый год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Совместная образовательная деятельность. Путешествие к новогодней ёлочке | 23.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Детский сад № 124 комбинированного вида Невского района г. Санкт - Петербурга
Совместная образовательная деятельность с детьми.
КОНСПЕКТ
совместной образовательной деятельности детьми 5-6 лет (старшая группа)
Тема: «Путешествие к новогодней ёлочке»
Воспитатель:
Ташева Ю.В.
Санкт-Петербург
2024 год
Совместна образовательная деятельность
с детьми старшей группы
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
Виды деятельности: игровая, музыкальная, познавательная, двигательная, коммуникативная, самостоятельная.
Вид занятия: интегрированное.
Формы образовательной деятельности: совместная образовательная деятельность.
Цель: познакомить детей с историей и традицией празднования Нового года.
Задачи:
Обучающие
- обогащать знания детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений о традициях нашей страны.
- расширять знания детей об истории празднования Нового года в России.
- обучить элементарным представлениям об исторических символах праздника Нового года – ёлочке и о Дедушке Морозе.
- обучить детей знать основателя традиции празднования Нового года - Петра I.
- обучить детей, чем наряжали ёлку в царское время.
- обучит детей мастерить Новогоднюю игрушку своими руками.
-обучить детей работать на smart – столе.
Развивающие:
- развивать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности;
- формировать коммуникативные навыки, обогащать опыт сотрудничества;
- развивать навыки поисковой деятельности в изучении особенностей традиций празднования Нового года;
-развивать познавательный интерес, подбирать интересные исторические факты о празднике Новый год;
- расширять словарный запас на основе формирующихся у детей богатых представлений о мире, активизировать их в самостоятельных высказываниях;
- активизировать словарный запас в речевой практике; Великий Устюг (родина Деда Мороза), Пётр I, мех, опушка, манжеты, застёжка, подол.
- развивать художественно – эстетическое отношение к окружающей действительности;
- развивать умение детей взаимодействовать в коллективе;
- развивать познавательный, речевой, социально - коммуникативный, физический; художественно – эстетический потенциал каждого ребёнка;
- способствовать повышению самооценки, уверенности в себе, в своих силах;
Воспитательные:
- воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира;
- воспитать положительное отношение к семейным и общественным праздникам;
- создавать условия в рамках занятия для самостоятельной познавательной активности детей;
- воспитывать желание работать в коллективе и нести ответственность за результат совместных работ;
- поддерживать стремление ребёнка активно вступать во взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
Предварительная работа:
Беседы «Признаки зимы», «Пётр I и его указ», «Что такое Новый год», «Польза хвойных деревьев для животных и человека», «Правила безопасности в Новый год»
Презентации: «Хвойные деревья», «Как раньше украшали ёлку», «Главная площадь Санкт- Петербурга», «Родина Деда Мороза – Великий Устюг»
Экспериментальная деятельность «Сравнение хвои и шишек хвойных деревьев», «Цветные льдинки»
Наблюдение за хвойными деревьями на участке детского сада.
Изготовление «Календаря ожидания праздника»
Пальчиковая гимнастика: «Зимняя прогулка», «Новый год», «Снежный ком»
Просмотр мультфильма «Дед Мороз и лето»
Загадки о зиме и о Новом годе
Чтение: русской народной сказки «Снегурочка», сказка Б. Гримм «Госпожа метелица»
Слушание новогодних песен: разучивание песен и танцев
Конструирование из бумаги «Снеговик - озорник»
Лепка: «Снегурочка»
Подвижные и дидактические игры на зимнюю тематику.
Работа с родителями:
1. Консультация для родителей «Безопасность детей во время новогодних праздников», История возникновения празднования Нового года»
2. Помощь в организации выставки «Ёлка наряжается – праздник приближается»
3. Папка – передвижка «Новый год для детей»
4. Маршрут выходного дня: посещение ёлки на Дворцовой площади. Помощь в организации фотовыставки « Дворцовой площади»
Техническое оснащение: ноутбук, проектор, экран, музыкальный центр, smart стол.
Образовательные методы и технологии:
- метод трёх вопросов;
- технология проблемного обучения;
- ИКТ технология;
- технология развития сюжетной игры;
- технология проектной деятельности;
- наглядное моделирование
Материалы и оборудование:
Игровое оборудование: белка, снежок, снежинка, фигура Петра I, фигура Деда Мороза, новогодний мешок, в нём (грецкий орех, яблоко, мандарин, свечи, конфеты, ленты, жёлудь, кисть рябины, шишка еловая, шишка сосновая), большая новогодняя игрушка, елка, гирлянда на батарейках,
Дидактическое оборудование: грецкие орехи с пиктограммой (изображение: мешок, ухо, глаз язык, рука, нос; Дед Мороз, компьютерная мышь, новогодний шар ,ёлка); основа на бархатной бумаге с изображением человека в шубе, шапке и варежках, детали из тканевой аппликации: опушка шапки, застёжки, манжет, подол, воротник, борода, брови, усы.
Здоровьесберегающая среда: обеспечение эмоционального комфорта, психологического самочувствия ребёнка , физминутка, речь с движением, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз ,развитие мелкой моторики, ,
Ход совместной образовательной деятельности.
I. Организационный момент.
Воспитатель: Дети, сегодня к нам пришли гости.
- А гостям мы всегда рады! Давайте поприветствуем их!
- А теперь станем в круг.
- Солнышко проснулось и потянулось
- Солнышко лучики себе протянуло
- Солнышко щёчки себе приласкало
- Доброго утра тебе пожелало.
– И себе и нашим гостям мы дарим улыбки.
- Как светло сразу стало в зале.
Воспитатель: Ребята, подскажите пожалуйста, какое сейчас время года? (Зима)
-А какой праздник скоро наступит? (Новый год)
- Новый год – мы все так ждём его с нетерпением.
- Ребята, я буду передавать снежок, а вы отвечать.
- Что вы знаете о празднике Новый год? (ответы детей)
- А что вы хотите ещё интересного узнать об этом празднике? (ответы детей)
- Как вы думаете, а где мы можем найти ответ на эти вопросы? (в библиотеке, в книгах, в интернете, от родителей, воспитателя)
На интерактивной доске изображение не наряженной ёлки на Дворцовой площади.
Ёлка обращается к детям.
- Ребята, скоро праздник Новый год, а я без украшений. Я так стесняюсь, мне очень, очень хочется быть красивой и нарядной на празднике. Моя помощница Белочка разложила орешки и вы должны их отыскать и все задания выполнить. И тогда я обязательно буду празднично – сказочной для вас!
Воспитатель: Дети, а что это за место, где стоит ёлочка? (Дворцовая площадь)
-Как мы можем помочь ёлочке? (найти орешки, выполнить задания и сделать своими руками новогодние игрушке для ёлочки)
II. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, отправляемся в путешествие, найдём орешки с заданиями и поможем елочке.
1 задание.
Дети находят орех у Белочки, открывают и узнают задание.
Воспитатель: Ребята, что за задание? (1 орех, внутри изображение мешка)
Воспитатель: Что это значит? (ответить нужно на вопрос и на ощупь узнать, что находится в мешке)
- Алекс читает вопрос: "Какой царь ввёл обычай праздновать Новый год и ставить ёлки в домах? (Пётр I) (на интерактивной доске изображение Петра I)
Дидактическая игра "Чудесный мешочек"
-Кто откроет мешок, в прошлое старинных игрушек попадёт (надпись на мешке)
(В мешке: яблоко, мандарин, конфеты, желудь, кисть рябины, шишка еловая, шишка сосновая, орех, ленты, свечи)
Воспитатель: Ребята, а почему в мешке спрятаны все эти вещи, кто догадался? (в старину этими вещами украшали ёлку, зажигали свечи)
-Воспитатель: А теперь вместо свечей, что люди зажигают на ёлках? (гирлянды)
(2 орех в мешке, дети открывают его, внутри изображение: ухо, глаз, язык, рука, нос)
Воспитатель: Ребята, а можно я прочту задание? (можно предложить ребёнку прочитать задание)
-Яблоко и мандарин возьми, признаки предмета назови.
Но сначала детей на команды Снеговиков и Снежинок раздели.
Дидактическая игра "Волшебная дорожка"
Воспитатель: Посмотрите внимательно, ребята, что изображено на волшебном планшете? (глаз, ухо, рука, язык, нос)
Цель: активизация словаря прилагательных, согласование существительных с прилагательными в роде, числе)
Воспитатель: Отправилось наше яблоко (мандарин) по волшебной дорожке.
Воспитатель: Что могут узнать о яблоке (о мандарине) глаза? (яблоко румяное, круглое, большое)
Воспитатель: Что о яблоке (мандарине) может узнать нос? (яблоко ароматное, душистое)
Воспитатель: Что о яблоке (мандарине) может сказать рука? (яблоко твёрдое, гладкое, лёгкое, тяжёлое)
Воспитатель: Что может сказать о яблоке (мандарине) ухо? (яблоко хрустящее)
Воспитатель: Что может сказать о яблоке (мандарине) язык? (вкусное, сладкое, кисло – сладкое, сочное)
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием!
Воспитатель: Дети, перед выполнением следующего задания предлагаю отдохнуть.
Музыкальная игра "Мы повесим шарики"
Мы повесим шарики,
А потом фонарики
А потом ещё дождинки
Не забудем про снежинки
Рыбки золочёные
Огоньки весёлые
Набросаем мишуру
Продолжаем мы игру.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас проверьте свои ручки, у кого – то третий орех с заданием. (3 орех у ребёнка, внутри изображение Деда Мороза)
(на интерактивной доске изображение Деда Мороза на фоне своей резиденции в Великом Устюге)
Воспитатель: Ребята, какой город объявлен родиной российского Деда Мороза? (Великий Устюг)
Дидактическая игра «Дед Мороз»
Цель: помочь запомнить характерные детали в одежде и образе Деда Мороза.
Задачи: расширять и закреплять представления детей о расположении меховых деталей на костюме Деда Мороза. Закреплять в речи слова: мех, опушка, манжеты, застёжка, подол. Уточнить представления детей о расположении на лице бровей, бороды и усов.
Воспитатель: Саша, покажи и назови меховые детали в одежде Деда Мороза, а вы дети, покажите на себе (показ ребёнком, дети показывают на себе)
Воспитатель: Ребята, пожалуйста, помогите актёру нарядиться в Деда Мороза.
Это задание выполняем в парах (помочь детям попарно разделиться)
Воспитатель: Молодцы, справились и этим заданием!
(4 орех дети находят на столе, рядом с Дедом Морозом, внутри изображение компьютерной мышки)
Воспитатель: Ребята, что изображено, что это означает? (мы будем работать на компьютере, на smart – столе)
Воспитатель: Но сначала поработаем глазками:
Гимнастика для глаз «Снежинка»
Мы снежинку увидали
Со снежинкою играли
Снежинка вправо полетела
Дети вправо посмотрели
Вот снежинка полетела
Глазки влево посмотрели
Ветер вверх снег поднимал
И на землю опускал.
Дети смотрят вверх и вниз.
Всё! На землю опустись.
Глазки закрываем,
Глазки отдыхают.
Дидактическая игра «» (smart – стол)
(5 орех дети находят на smart – столе, внутри изображение ёлочной игрушки)
Воспитатель: Ребята, а вы любите изготавливать поделки своими руками? Тогда я предлагаю вам на выбор сделать своими руками новогоднюю игрушку. Можно сделать игрушку из киндер – сюрприза например. Для этого берем киндер – сюрприз, петельку и оборачиваем фольгой и только потом украшаем цветными стразами (показ выполнения)
Воспитатель: А вот второй вариант: (показ выполнения изготовления второго варианта игрушки ёлочки) и третий вариант новогодний шар.
-Перед тем, как приступить к работе, с ножницами и клеем, вспомним правила безопасности.
-А теперь разомнём наши ручки.
Пальчиковая гимнастика «Снежинки»
Стою и снежинки в ладошку ловлю (ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой)
Я зиму, и снег, и снежинки люблю (ритмичные удары пальцами правой руки)
Но где же снежинки? В ладошке – вода (на вопрос сжать кулаки, на ответ – разжать)
Куда же исчезли снежинки? Куда? (на первый вопрос сжать кулаки, на второй – разжать)
Растаяли хрупкие льдинки – лучи… (мелкие потряхивания расслабленными ладонями)
Как видно, ладошки мои горячи (показываем всем свои ладошки)
Самостоятельная деятельность детей.
Воспитатель: Какие молодцы! И с этим заданием справились!
(6 орех дети находят на столе, рядом с ёлочной игрушкой, в нём изображение ёлки)
Воспитатель обращает внимание детей, что в зале ёлка не наряжена, предлагает её украсить.
Воспитатель: Свои чудесные игрушки повесим на ёлку.
Ребята, а что ещё на ёлке вы видите? (гирлянду на батарейках включает ребёнок)
Зажжём нашу нарядную ёлочку.
Подведение итогов занятия.
Воспитатель: Наше путешествие закончилось, мы выполнили все задания ёлочки.
(на интерактивной доске празднично украшенная ёлка)
Ёлка благодарит вас за помощь и передаёт вам в подарок символ наступающего Нового года – дракончиков.
Вы очень старались. Что нового вы узнали на занятии для себя?
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие?
Прошу подойти ко мне. Если занятие вам понравилось и у вас всё получилось – берёте смайлик с улыбкой. Если занятие не понравилось и ничего не получилось – грустного смайлика (уточнить у детей, что понравилось на занятии, а что не понравилось, почему)
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная образовательная деятельность на тему: "Ёлочка-красавица" для детей 2-3 лет
Данный материал направлен на:-ознакомление с новым приёмом рисования "тычком",-развитие эстетического восприятия, мышления, мелкй моторики рук;-побуждение детей к дополнению нарисованного изображения ...
Конспект совместной образовательной деятельности (с использованием технологий ТРИЗ) во второй группе раннего возраста. "Украсим ёлочку".
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.Цель: Учить детей располагать детали на всей поверхности листа. Развивать мелкую моторику рук, глазоме...
Конспект совместной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в средней группе. Аппликация. "Бусы на ёлочку"
Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста....
Методическая разработка.Опытно-практическая работа по разработке и реализации совместного проекта «Новогодняя ёлочка» воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста и их родителями
Важное место в данном проекте занимает изучение и сохранение традиций празднования Нового года, что помогает удовлетворить познавательный интерес детей к этому празднику. Многообразие, богатство, духо...
Совместная образовательная деятельность с детьми раннего возраста «Ёлочка в гостях у ребят»
Цель: создание условий для привлечения внимания детей к проблеме вырубки елей.Задачи:расширить представления детей о внешнем виде ели;развивать мелкую моторику;воспитывать основы экологической культур...
Опытно-практическая работа по разработке и реализации совместного проекта «Новогодняя ёлочка» воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста и их родителями
Опытно-практическая работа по разработке и реализации совместного проекта «Новогодняя ёлочка» воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста и их родителями. Паспорт проекта &laqu...
Мастер - класс для родителей совместно с воспитанниками по ТИКО конструированию "Новогодняя ёлочка"
Ребята и родители погрузились в мир творчества и получили массу положительных эмоций....