Совместная образовательная деятельность "Путешествие к новогодней ёлочке"
план-конспект занятия (старшая группа)

Ташева Юлия Викторовна

В совместной деятельности с детьми происходит систематизация знаний о традициях русского народа, истории возникновения праздника - Новый год. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Детский сад № 124 комбинированного вида Невского района  г. Санкт - Петербурга

Совместная образовательная деятельность с детьми.

                                                           КОНСПЕКТ

           совместной образовательной деятельности детьми 5-6 лет  (старшая группа)

 

Тема: «Путешествие к новогодней ёлочке»

                                                                                                                     Воспитатель:

                                                                                                                      Ташева Ю.В.

                                                         Санкт-Петербург

                                                                2024 год

                                   Совместна образовательная деятельность

                                                 с детьми старшей группы

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Виды деятельности: игровая, музыкальная, познавательная, двигательная, коммуникативная, самостоятельная.

Вид занятия: интегрированное.

Формы образовательной деятельности: совместная образовательная деятельность.

Цель: познакомить детей с  историей и традицией празднования Нового года.

Задачи:

Обучающие

- обогащать знания детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений о традициях нашей страны.

- расширять знания детей об  истории  празднования Нового года в России.

- обучить элементарным представлениям об исторических символах праздника Нового года – ёлочке и о Дедушке Морозе.

-  обучить детей знать основателя традиции празднования Нового года  - Петра I.

-  обучить детей, чем наряжали ёлку в царское время.

- обучит детей мастерить Новогоднюю игрушку своими руками.

-обучить детей работать на smart – столе.

Развивающие:

- развивать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности;

- формировать коммуникативные навыки, обогащать опыт сотрудничества;

- развивать навыки поисковой деятельности в изучении особенностей традиций празднования Нового года;

-развивать познавательный интерес, подбирать интересные исторические факты о празднике Новый год;

- расширять словарный запас на основе формирующихся у детей богатых представлений о мире, активизировать их в самостоятельных высказываниях;

- активизировать словарный запас в речевой практике; Великий Устюг (родина Деда Мороза), Пётр I, мех, опушка, манжеты, застёжка, подол.

- развивать художественно – эстетическое отношение к окружающей действительности;

- развивать умение детей взаимодействовать в коллективе;

- развивать познавательный, речевой, социально - коммуникативный, физический; художественно – эстетический потенциал каждого ребёнка;

- способствовать повышению самооценки, уверенности в себе, в своих силах;

Воспитательные:

- воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира;

- воспитать положительное отношение к семейным и общественным праздникам;

- создавать условия в рамках занятия для самостоятельной познавательной активности детей;

- воспитывать желание работать в коллективе и нести ответственность за результат совместных работ;

- поддерживать стремление ребёнка активно вступать во взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

Предварительная работа:

Беседы  «Признаки зимы»,   «Пётр I и его указ», «Что такое Новый год», «Польза хвойных деревьев для животных и  человека», «Правила безопасности  в Новый год»

Презентации: «Хвойные деревья», «Как раньше украшали ёлку», «Главная площадь Санкт- Петербурга», «Родина Деда Мороза – Великий Устюг»

Экспериментальная деятельность «Сравнение  хвои и  шишек хвойных деревьев», «Цветные льдинки»

Наблюдение  за хвойными деревьями на участке детского сада.

Изготовление «Календаря ожидания праздника»

Пальчиковая гимнастика: «Зимняя прогулка», «Новый год», «Снежный ком»

Просмотр мультфильма «Дед Мороз и лето»

Загадки о зиме и о Новом годе

Чтение: русской народной сказки «Снегурочка», сказка Б. Гримм «Госпожа метелица»

Слушание новогодних песен: разучивание песен и танцев

Конструирование из бумаги «Снеговик  - озорник»

Лепка: «Снегурочка»

Подвижные и дидактические игры на зимнюю тематику.

Работа с родителями:

1. Консультация для родителей «Безопасность детей во время новогодних праздников», История возникновения празднования Нового года»

2. Помощь в организации выставки «Ёлка наряжается – праздник приближается»

3. Папка – передвижка «Новый год для детей»

4. Маршрут выходного дня: посещение ёлки на Дворцовой площади. Помощь в организации фотовыставки « Дворцовой площади»

Техническое оснащение: ноутбук, проектор, экран, музыкальный центр, smart стол.

Образовательные методы и технологии:

- метод трёх вопросов;

- технология проблемного обучения;

- ИКТ технология;

- технология развития сюжетной игры;

- технология проектной деятельности;

- наглядное моделирование

Материалы и оборудование:

Игровое оборудование: белка, снежок, снежинка, фигура Петра I, фигура Деда Мороза, новогодний мешок, в нём (грецкий орех, яблоко, мандарин, свечи, конфеты, ленты, жёлудь, кисть рябины, шишка еловая, шишка сосновая), большая новогодняя игрушка, елка, гирлянда на батарейках,

Дидактическое оборудование: грецкие орехи с пиктограммой (изображение: мешок, ухо, глаз язык, рука, нос; Дед Мороз, компьютерная мышь, новогодний шар ,ёлка); основа на бархатной бумаге с изображением человека в шубе, шапке и варежках, детали из тканевой аппликации: опушка шапки, застёжки, манжет, подол, воротник, борода, брови, усы.

Здоровьесберегающая среда: обеспечение эмоционального  комфорта, психологического самочувствия ребёнка , физминутка, речь с движением, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз ,развитие мелкой моторики, ,

         

                                     Ход совместной образовательной деятельности.

I. Организационный момент.

Воспитатель: Дети, сегодня к нам пришли гости.

- А гостям мы всегда рады! Давайте поприветствуем их!

- А теперь станем в круг.

- Солнышко проснулось и потянулось

- Солнышко лучики себе протянуло

- Солнышко щёчки себе приласкало

- Доброго утра тебе пожелало.

– И себе и нашим гостям мы дарим улыбки.

- Как светло сразу стало в зале.

Воспитатель:  Ребята, подскажите пожалуйста, какое сейчас время года? (Зима)

-А какой праздник скоро наступит? (Новый год)

- Новый год – мы все так ждём его с нетерпением.

- Ребята, я буду передавать снежок, а вы отвечать.

- Что вы знаете о празднике Новый год? (ответы детей)

- А что вы хотите ещё интересного узнать об этом празднике? (ответы детей)

- Как вы думаете, а где мы можем найти ответ на эти вопросы? (в библиотеке, в книгах, в интернете, от родителей, воспитателя)

На интерактивной доске изображение не наряженной ёлки на Дворцовой площади.

Ёлка обращается к детям.

- Ребята, скоро праздник Новый год, а я без украшений. Я так стесняюсь, мне очень, очень хочется быть красивой и нарядной на празднике. Моя помощница Белочка разложила  орешки и вы должны их отыскать и все задания выполнить. И тогда я обязательно буду празднично – сказочной для вас!

Воспитатель: Дети, а что это за место, где стоит ёлочка? (Дворцовая площадь)

-Как мы можем помочь ёлочке? (найти орешки, выполнить задания и сделать своими руками новогодние игрушке для ёлочки)

II. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, отправляемся в путешествие, найдём орешки с заданиями и поможем елочке.

1 задание.

Дети находят орех у Белочки, открывают и узнают задание.

Воспитатель: Ребята, что за задание?  (1 орех, внутри изображение мешка)

Воспитатель: Что это значит? (ответить нужно на вопрос и на ощупь узнать, что находится в мешке)

- Алекс читает вопрос: "Какой царь ввёл обычай праздновать Новый год и ставить ёлки в домах?  (Пётр I)  (на интерактивной доске изображение Петра I)

Дидактическая игра "Чудесный мешочек"

-Кто откроет мешок, в прошлое старинных игрушек попадёт (надпись на мешке)

 (В мешке: яблоко, мандарин, конфеты, желудь, кисть рябины, шишка еловая, шишка сосновая, орех, ленты, свечи)

Воспитатель: Ребята, а почему в мешке спрятаны все эти вещи, кто догадался? (в старину этими вещами украшали ёлку, зажигали свечи)

-Воспитатель: А теперь вместо свечей, что люди зажигают на ёлках? (гирлянды)

(2 орех в мешке, дети открывают его, внутри изображение: ухо, глаз, язык, рука, нос)

Воспитатель: Ребята, а можно я прочту задание?  (можно предложить ребёнку прочитать задание)

-Яблоко и мандарин возьми, признаки предмета назови.

Но сначала детей на команды Снеговиков и Снежинок раздели.

Дидактическая игра "Волшебная дорожка"

Воспитатель: Посмотрите  внимательно, ребята, что изображено на волшебном планшете? (глаз,  ухо, рука, язык, нос)

Цель: активизация словаря прилагательных, согласование существительных с прилагательными в роде, числе)

Воспитатель: Отправилось наше яблоко (мандарин)  по волшебной дорожке.

Воспитатель: Что могут узнать о яблоке  (о мандарине) глаза? (яблоко румяное, круглое, большое)

Воспитатель: Что о яблоке  (мандарине) может узнать нос? (яблоко ароматное, душистое)

Воспитатель: Что о яблоке  (мандарине) может сказать рука? (яблоко твёрдое, гладкое, лёгкое, тяжёлое)

Воспитатель: Что может сказать о яблоке (мандарине)  ухо? (яблоко хрустящее)

Воспитатель: Что может сказать о яблоке  (мандарине) язык? (вкусное, сладкое, кисло – сладкое, сочное)

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием!

Воспитатель: Дети, перед выполнением следующего задания предлагаю отдохнуть.

Музыкальная игра "Мы повесим шарики"

Мы повесим шарики,

А потом фонарики

А потом ещё дождинки

Не забудем про снежинки

Рыбки золочёные

Огоньки весёлые

Набросаем мишуру

Продолжаем мы игру.

 Воспитатель: Молодцы! А сейчас проверьте свои ручки, у кого – то третий орех с заданием. (3 орех у ребёнка, внутри изображение Деда Мороза)

(на интерактивной доске изображение Деда Мороза на фоне своей резиденции в Великом Устюге)

Воспитатель: Ребята, какой город объявлен родиной российского Деда Мороза? (Великий Устюг)

Дидактическая игра «Дед Мороз»

Цель: помочь запомнить характерные детали в одежде и образе Деда Мороза.

Задачи: расширять и закреплять представления детей о расположении меховых деталей на костюме Деда Мороза. Закреплять в речи слова:  мех, опушка, манжеты, застёжка, подол. Уточнить представления детей о расположении на лице  бровей, бороды и усов.

Воспитатель: Саша, покажи и назови  меховые детали в одежде Деда Мороза, а  вы дети,  покажите на себе (показ ребёнком, дети показывают на себе)

Воспитатель: Ребята,  пожалуйста, помогите актёру нарядиться в Деда Мороза.

Это задание выполняем в парах (помочь детям попарно разделиться)

Воспитатель: Молодцы, справились и этим заданием!

(4 орех дети находят на столе, рядом с Дедом Морозом, внутри изображение компьютерной мышки)

Воспитатель: Ребята, что изображено, что это означает? (мы будем работать на компьютере, на smart – столе)

Воспитатель: Но сначала  поработаем глазками:

Гимнастика для глаз «Снежинка»

Мы снежинку увидали

Со снежинкою играли

Снежинка вправо полетела

Дети вправо посмотрели

Вот снежинка полетела

Глазки влево посмотрели

Ветер вверх снег поднимал

И на землю опускал.

Дети смотрят вверх и вниз.

Всё! На землю опустись.

Глазки закрываем,

 Глазки отдыхают.

Дидактическая игра «» (smart – стол)

(5 орех дети находят на smart – столе, внутри изображение ёлочной игрушки)

Воспитатель: Ребята, а вы любите изготавливать поделки своими руками? Тогда я предлагаю вам на выбор сделать своими руками новогоднюю игрушку. Можно сделать игрушку из киндер – сюрприза например. Для этого берем киндер – сюрприз, петельку и оборачиваем фольгой и только потом украшаем цветными стразами (показ выполнения)

Воспитатель: А вот второй вариант:  (показ выполнения изготовления второго варианта игрушки ёлочки) и третий вариант новогодний шар.

-Перед тем, как приступить к работе, с ножницами и клеем, вспомним правила безопасности.

-А теперь  разомнём наши ручки.

Пальчиковая гимнастика «Снежинки»

Стою и снежинки в ладошку ловлю (ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой)

Я зиму, и снег, и снежинки люблю (ритмичные удары пальцами правой руки)

Но где же снежинки?  В ладошке – вода (на вопрос сжать кулаки, на ответ – разжать)

 Куда же исчезли снежинки? Куда? (на первый вопрос сжать кулаки, на второй – разжать)

Растаяли хрупкие льдинки – лучи… (мелкие потряхивания расслабленными ладонями)

Как видно, ладошки мои горячи (показываем всем свои ладошки)

Самостоятельная деятельность детей.

Воспитатель: Какие молодцы! И с этим заданием справились!

(6 орех дети находят на столе, рядом с ёлочной игрушкой, в нём изображение ёлки)

Воспитатель обращает внимание детей, что в зале ёлка не наряжена, предлагает её украсить.

Воспитатель: Свои чудесные игрушки повесим на ёлку.

Ребята, а что ещё на ёлке вы видите? (гирлянду на батарейках включает ребёнок)

Зажжём нашу нарядную ёлочку.

Подведение итогов занятия.

Воспитатель: Наше путешествие закончилось, мы выполнили все задания ёлочки.

(на интерактивной доске празднично украшенная ёлка)

Ёлка благодарит вас за помощь и передаёт вам в подарок символ наступающего Нового года – дракончиков.

Вы очень старались. Что нового вы узнали на занятии для себя?

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Прошу подойти ко мне. Если занятие вам понравилось и у вас всё получилось – берёте смайлик с улыбкой. Если занятие не понравилось и ничего не получилось – грустного смайлика (уточнить у детей, что понравилось на занятии, а что не понравилось, почему)

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная образовательная деятельность на тему: "Ёлочка-красавица" для детей 2-3 лет

Данный материал направлен на:-ознакомление с новым приёмом рисования "тычком",-развитие эстетического восприятия, мышления, мелкй моторики рук;-побуждение детей к дополнению нарисованного изображения ...

Конспект совместной образовательной деятельности (с использованием технологий ТРИЗ) во второй группе раннего возраста. "Украсим ёлочку".

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.Цель: Учить детей располагать детали на всей поверхности листа. Развивать мелкую моторику рук, глазоме...

Методическая разработка.Опытно-практическая работа по разработке и реализации совместного проекта «Новогодняя ёлочка» воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста и их родителями

Важное место в данном проекте занимает изучение и сохранение традиций празднования Нового года, что помогает удовлетворить познавательный интерес детей к этому празднику. Многообразие, богатство, духо...

Совместная образовательная деятельность с детьми раннего возраста «Ёлочка в гостях у ребят»

Цель: создание условий для привлечения внимания детей к проблеме вырубки елей.Задачи:расширить представления детей о внешнем виде ели;развивать мелкую моторику;воспитывать основы экологической культур...

Опытно-практическая работа по разработке и реализации совместного проекта «Новогодняя ёлочка» воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста и их родителями

Опытно-практическая работа по разработке и реализации совместного проекта «Новогодняя ёлочка» воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста и их родителями. Паспорт проекта &laqu...

Мастер - класс для родителей совместно с воспитанниками по ТИКО конструированию "Новогодняя ёлочка"

Ребята и родители погрузились в мир творчества и получили массу положительных эмоций....