Сенсорное развитие как основа формирования речи детей дошкольного возраста
статья (младшая группа)
Сенсорика – важная составляющая полноценного развития, фундамент для усвоения многих навыков. В том числе установления связи сенсорного развития в формировании речи. Восприятие и речь тесно связаны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornoe_razvitie_kak_osnova_formirovaniya_rechi_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 23.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсорное развитие как основа формирования речи детей дошкольного возраста.
Сенсорное развитие ребенка – способ познания окружающего мира за счет использования органов чувств, анализаторов. Именно ощущения, получаемые через различные каналы, позволяют получить представление об окружающей среде, сформировать целостные образы.
В каждом возрасте сенсорное развитие у детей имеет свои особенности. В более раннем возрасте формируются представления о цвете, геометрических формах, отношениях величин. Параллельно с этим у детей появляются навыки обследования предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий их систематизации, со временем эти навыки усложняются и совершенствуются. Например:
Величина: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше», «Найди листок» и т. п.
Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.
Форма: «Какой это формы», «Геометрические бусы», «Волшебный мешочек» и т. п.
В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме, вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.
Цвет: «Разноцветные варежки», «Подбери сапожок», «Разложи шарики по цвету», «Разложи кубики по цвету», «Разложи божьи коровки по цвету», «Собери палочки в стаканчик по цвету», «Цветочная поляна» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.
В игре «Мозаика из бросового материала» Подобрать по желанию пуговицы разного цвета и размера или разноцветные пробки от пластиковых бутылок, фруктового пюре. Выложите рисунок, это может быть неваляшка, бабочка, снеговик, мячики, бусы и т. д. Дома можете предложить ребенку выполнить по вашему образцу. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, а если использовать пуговицы, то и сенсорного эталона – форма (круг, квадрат, треугольник, овал). Например:
В игре «Чудесный мешочек». Для игры понадобится тканевой мешочек из плотной непрозрачной ткани, в который помещаются разные по форме и фактуре предметы. Предлагаю определить на ощупь каждый предмет, не заглядывая в мешочек. Также вы можете спрятать в него музыкальные инструменты, ребенок должен угадать по звучанию, какой инструмент спрятан. Действуя с предметами, ребенок познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношения.
Например: В играх с предметами.
«Сложи матрешку», «Собери пирамидку», «Построй башенку», «Чудесные кубики», игры с палочками Кюизенера и т. п.
Сенсорика – важная составляющая полноценного развития, фундамент для усвоения многих навыков. В том числе установления связи сенсорного развития в формировании речи. Восприятие и речь тесно связаны.
Основной задачей выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие – умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.
Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Непосредственное, чувственное познание действительности является первой ступенью познания.
Ученый Виктор Соломонович Вайнерман констатируют, что в детском возрасте не обнаружено оптимумов развития даже по отношению к самым элементарным сенсомоторным реакциям, что свидетельствует о незавершенности в этой возрастной фазе процессов и сенсорного, и сенсомоторного («сенсо» – чувства, «моторика» – движение) развития.
Познание ребенком окружающего мира и его объектов, их основополагающих геометрических, кинетических и динамических свойств, законов пространства и времени происходит в процессе практической (познавательско-исследовательской) деятельности.
Установлена важная роль чувственного опыта в формировании речи и, в частности, ее номинативной (обозначающей) функции. Восприятие и речь взаимно обусловлены в своем формировании. Слово возникает и уточняется на основе чувственной сферы.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
На огромное значение речи для сенсорного развития и развития мышления и формирования личности неоднократно указывал Л.С. Выготский.
Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс, ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, речедвигательный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Но, имея даже достаточно развитой речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы у него появилась речь, а в дальнейшем и правильно развивалась, нужна речевая среда.
В общении с окружающими малыш на первоначальных этапах речевого развития подражает звукам и словам, которые произносят взрослые, т. е. «подгоняет» свое умение к их произношению. Постепенно он обогащает свой словарь, у него формируется правильное произношение звуков, он начинает говорить так же, как и взрослые. Но если малыш говорил, только повторяя за окружающими его людьми, то он никогда бы не смог в полной мере пользоваться речью в различных ситуациях и играх. Например: Обыгрывая игру «Чья мама»?, «Чей малыш»?. Способствовать развитию связной речи, артикуляционного аппарата при произношении гласных звуков по звукоподражаниям. В овладении речью важна языковая способность ребенка.
Ребенок черпает свои первые основные, исключительно конкретные представления из окружающей его материальной среды при посредстве своих анализаторов. Слово закрепляет представления, добытые сенсорным путем. Лингвистическое развитие ребенка неразрывно связано с сенсорным.
Для ребенка в первую пору его жизни слова являются только вторыми оригиналами действительности. Первыми являются восприятия, поступающие в его сознание через органы внешних чувств – из окружающего его вещественного мира.
В раннем детстве надо как можно больше расширять круг наблюдений ребенка, прочно и систематически укреплять в них представления, добытые при наблюдении, давать им обширное знакомство с языком, необходимое для выражения словом того, с чем их познакомила природа и искусство посредством наблюдения. Слово закрепляет представления и делает их более прочными.
Расширение круга представлений детей неразрывно связано с организацией окружающей их обстановки. Педагог должен организовать обстановку так, чтобы дети могли из нее непринужденно и свободно черпать представления, понятия, образы; создать условия, в которых у них явилось бы желание и потребность говорить, превращать воспринимаемое, наблюдаемое в речь.
Необходимо приспособлять к интересам развития детей уже существующую, готовую обстановку, работать над ней, изменять, обновлять и этим расширять круг представлений детей и запас их речевых форм.
Ощущения и восприятия – первая ступень в познании мира, развивающаяся речь опирается на базу сенсорных представлений. Органы внешних чувств – орудие познания, и в развитии речи ребенка они играют главнейшую роль. Правильное восприятие предметов является главной умственной работой ребенка. Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятий.
Игры для сенсорного и речевого развития.
Для развития тактильных ощущений мы используем природный материал: шишки, желуди, грецкие орехи, бобы, горох, «сухой бассейн», «Сенсорная коробка», благодаря которым, дети получают новые тактильные ощущения, дети проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам.
В результате:
- дети проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам;
- с удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность;
- способны целенаправленно наблюдать за объектами организованного восприятия;
- умеют выполнять простейший сенсорный анализ;
- стремятся передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной и конструктивной деятельности;
- дети научились играть в дидактические игры.
Список литературы
Мелёхина И.В. Сенсорное развитие – фундамент умственного развития детей дошкольного возраста [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). – СПб.: Заневская площадь, 2014. – С. 136-139.
Фоменко Т.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. – С. 53-55.
Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года) Методическое пособие для воспитателей и родителей // Библиотека воспитателя «Мозаика – Синтез» - 2010. – С. 34-39.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста.
В моей работе представлена как теория, так и практические занятия, игры. В своей работе,я отразила,необходимость использовать пальчиковые игры и упражнения в повседневной деятельности. Что...
Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста
Пальчиковые игры - весёлое, увлекательное и полезное занятие, которое и обучением-то назвать сложно! Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребён...
Развитие мелкой моторики как основа формирования речи детей раннего возраста.
Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает ...
"Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня на 2014-2016 учебный год по теме «Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста».
Индивидуальный план....
Консультация для родителей "Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста".
Пальчиковые игры -это не только увлекательные и эмоциональные игры, но и очень полезные упражнения для развития моторики. Также они способствуют развитию речи и творческой деятельности....
Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста
Содержание ВведениеЧто такое «игры с пальчиками»?1. Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр2. Принципы подбора игр3....