Презентация "Роль педагога в познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"
консультация
Презентация "Роль педагога в познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Введение Современные дети живут и развиваются в эпоху, в которой одной из главных ценностей становится способность быстро ориентироваться в растущем потоке информации. Поэтому приоритетной для системы образования становится задача подготовки деятельного исследователя, создание оптимальной педагогически целесообразной образовательной среды, ориентированной на организацию исследовательской деятельности обучающихся.
Все дети от природы являются исследователями всего окружающего мира. Окружающее открывается малышу через его личные действия, ощущения, переживания – через это ребенок познает мир. Ребенок изучает окружающее всеми пятью видами чувств. Почему с возрастом у многих детей пропадает интерес к познанию окружающего мира и исследовательской деятельности? «Не трогай песок, не лезь в лужу, выброси это, не трогай, замараешься… Через некоторое время подросший ребенок также говорит и другим детям, и ему уже не любопытно, почему идет снег или дождь, откуда дует ветер, почему осенью опадает листва. Возможно, это мы - взрослые, утратили интерес к миру, окружающему нас, и поэтому больше не исследуем и не наблюдаем. Как мы обычно реагируем на стремление ребенка к изучению мира?
Познавательно –исследовательская деятельность Наиболее емким представляется определение исследовательской деятельности, предложенное Л.Н. Прохоровой: «Детская исследовательская деятельность по освоению окружающего мира – это вид активности ребенка, направленный на поиск объективной информации об устройстве окружающего мира путем личного практического экспериментирования с объектом исследования»
Два вида ПИД Выделяются два основных вида исследовательской (поисковой) деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Они основываются на изучениях академика Н.Н. Поддъякова. Первый вид заключается в том, что дети старшего дошкольного возраста самостоятельно проявляют собственную активность в ходе исследовательской работы . Второй вид Исследовательский процесс организовывается взрослым или педагогом, где точно выделены важнейшие действия представленной ситуации.
Роль педагога демонстрировать способ действия или следить за действиями детей, но и в том, чтобы побуждать его интерес к предметам, стимулировать любознательность и познавательную динамичность. Объекты, побуждающие исследовательскую активность, должны быть обязательно наделены следующими свойствами: Во-первых, быть современными и неопределенными. Во-вторых, подобные объекты непременно должны быть довольно сложными. Третий отличие объекта, создающий познавательную динамичность дошкольника, двойственность, конфликтность предмета. :
В ситуации, когда ребёнок сталкивается с неопределимым препятствием, то вся активность затухает, воспитанник не может справится с поставленной целью, он начинает относиться к исследованию, как к не интересной, не нужной деятельности, в его подсознание даже появляется мысль о наказании или упрёку. Таким образом, дошкольники начинают бояться использовать исследовательский метод, считают, что ничего хорошего он им не даст. Сущность второй ситуации заключается в следующем. Кода потребности дошкольника выполняются незамедлительно, без приложения собственных усилий, взрослые и педагоги, тем самым лишают его от всякого самостоятельного проявления, то есть ребёнок совершенно выпадает из процесса исследования, теряет связь общения между сверстниками, он не может отразить свои интересы и предпочтения, тем самым исследовательская активность потухает, теряется всякий смысл. Именно поэтому, необходимо создавать для детей не сложные препятствия, тем самым поддерживать активность дошкольников в исследовании. Существуют две ситуации, которые отрицательно воздействуют на развитие любознательности и стремления самостоятельно искать ответы на важные для воспитанников вопросы:
Требования к организации познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников Уметь распределять время хода исследования Обязательно сформулируйте вывод после исследовательского эксперимента Формируйте умение быть смелым, доводить дело до конца Никогда не критикуй ребенка Находите общий интерес к любой деятельности ребенка Следите за тем чтобы ребенок не растерял уверенности в себе
Специально организованный педагогом опыт или эксперимент даёт гарантию о его безопасности. Воспитанники совершенно спокойно могут знакомятся с природными явлениями или предметами, с различными окружающими нас объектами и.т.д В обыденной жизни дошкольники часто проводят эксперименты, сами того не подозревая. Но как это бывает, всё новое и неизведанное не гарантирует, что это безопасно!
Заключение Для педагога главной задачей является, помощь воспитанникам в проведении разных исследований, сделать их полезными. При правильном выполнение и соблюдении всех условий, исследовательские умения будут возрастать, что обязательно даст положительный результат при организации познавательно- исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Роль загадки в познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
Важным средством развития умений давать определения понятиям у дошкольников являются обычные загадки. Таковыми они становятся тогда, когда мы смотрим на них не просто как на забаву, а как на веселое, ...
Масер-класс для педагогов : «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста посредством квест-технологии»
Масер-класс для педагогов : «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста посредством квест-технологии»...
Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2
На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...
«Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста» (Консультация для педагогов).
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...
Доклад на педагогическом совете на тему: «Роль воспитателя в познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного в подготовительной группе
Цель: Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности стремления к самостоятельному познанию и размышлению.Задачи: •Продолжать знакомить детей с обобщенными спос...
Презентация: "Лэпбук-инновационная форма работы по познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"
Использование Лэпбука в познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста....
Выступление воспитателя приюта из опыта работы кружка "Легоконструирование"" с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) на тему: "LEGO- конструирование как средство развития познавательно-исследовательских способностей детей дошкольного возраста"
Выступление воспитателя приюта из опыта работы кружка "Легоконструирование" с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) на тему: "LEGO- конструирование как средство развития познавательно-и...