Методическое пособие «Волшебные бусы»
методическая разработка (средняя группа)
В настоящее время проблемой служит растущее количество детей дошкольного возраста, имеющих как речевые отклонения, так и отклонения в эмоционально-волевой сфере, т.е. не умения связано высказывать свои мысли, строить диалог на определенную тему. Значимость данной проблемы обусловлена тем, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев рук.
Очень часто мы слышим фразы «Мелкая моторика рук» или «Развитие мелкой моторики рук» - это достаточно актуальные фразы и в настоящее время очень важно развивать мелкую моторику рук.
Речь -это уникальная способность, присущая только человеку, связана с процессами мышления, обеспечивает развитие моторики и общение.
Как писал физиолог И.П. Павлов, «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Учитывая данную проблему, пришла к выводу о необходимости педагогической диагностики речевого развития детей группы. Результаты показали, что потребность в развитии связной речи, грамотно и правильно выражать свои мысли, чтобы быть понятым другими, стала большой проблемой у дошкольников.
На основании данной диагностики я решила внедрить в работу наглядное пособие-обычные елочные бусы.
Бусы можно применить в своей педагогической практике с детьми от двух лет и до… при различных формах работы и во всех областях развития :на занятиях, развлечениях, в индивидуальной, работе , дома, на прогулках ,наблюдениях, на занятиях музыкой и т.д.
А дальше трудно обозначить границы возраста, потому что предполагаемые игры и упражнения интересны всем: и дошкольникам, и детям постарше. Пособие открывает для каждого творческие горизонты: выкладыванием бусами различных образов, предметов можно попробовать придумать свои игры, выложить бусами различные образы и предметы , изобразить при помощи бус фантастические картины, сочинять и показывать удивительные истории.
Каждый может проявить свою выдумку и фантазию, каждый будет увлечен волшебным процессом творчества.
Работа с бусами, способствует развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста ,что позволяет сформировать координацию движений пальцев рук и ведет к активному развитию речевой деятельности ,а также развитию фантазии, воображения ребёнка, обогащает опыт детей яркими художественными впечатлениями, т.к бусы – это не только элемент украшения, а это ещё доступный , интересный дидактический материал. Воспитательная система направлена не только на формирование речевых, коммуникативных и других полезных навыков , что тоже очень важно , но и на воспитание тонких качеств личности: внимания друг к другу, терпения, понимания, заботы и доброжелательности. Бусами можно рассказать не только о своем настроении, но и настроении своего рисунка, персонажа и т. д.
Внедряя работу с бусами , я ставила перед собой цель: Развитие активной речевой деятельности, фантазии, творческих способностей детей, через игровую деятельность с бусами.
И реализацию следующих задач:
- Способствовать развитию мелкой моторики рук.
- Способствовать развитию творческого воображения.
- Развивать зрительное и слуховое восприятие и память.
- Развивать эмоциональную отзывчивость.
- Обогащение активного словаря.
- Развивать речевое творчество.
Работу начинаем со знакомства с бусами. Сначала дети , берут их в руки, внимательно рассматривают их, исследуют, перебирают бусины одну за другой , кто-то возможно примеряет бусы т.к они еще и являются элементом украшения.
Как проводиться работа с бусами в нашей группе : начинаем от самых простых упражнений - шкатулка с бусами, узоры, дорожка, ручеек. Далее мы учимся работать с простыми элементами сопровождая их стишками (дорожка, улитка, горка, тучка, птичка, цветок, бабочка, домик).
Как и где можно применять пособие с дошкольниками? Везде!
Рисуем бусами , прослушивая музыкальные отрывки ( ручеёк).
Рисуем по наблюдениям (морозные узоры, снежинки), рисуем на прогулке , наблюдая за красотой природы.
Рисуем на всех занятиях , применяя данное пособие во всех образовательных областях, обыгрываем сказки, совмещая бусы с разными видами театра, читая художественную литературу, в проектной деятельности по экологии , придумываем интересные истории, украшаем новогоднюю ёлку и т.д.
Итогом работы с бусами может быть самостоятельное или групповое составление картин, придумывание героев, придумывание сюжета к историям и сказкам. Кроме того, во время занятия, ребенку нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно , для соматически ослабленных детей.
Данное пособие соблюдает определенные требования: обеспечение активной речевой практики, взаимосвязь познавательного и речевого развития, здоровьесберегающий характер, коммуникативные навыки,а также художественно-эстетическое развитие детей
Примеры игр с бусами и стишками | |
«Капельки» |
|
«Узоры»
|
|
«Завитушку» завиваем, |
|
«Цветочки» |
|
«Птицы» |
|
«Дары осени» Были полны закрома. |
|
«Бабочки» |
|
«Дорожка» Бусы в кучку соберём И ладошками сгребём, Пальчиками их поманим- «Дорожку» длинную растянем |
|
«Улитка» Вот из бус дорожка. Край прижмём ладошкой. Крутим мы ладонь - и нитка Превращается в «улитку»! |
|
«Тучка» Снова «дорожка», Лежит и молчит. Две «ямки», две «горки», И «тучка» летит!
|
|
«Домик» Вот две дорожки, квадратик потом, Над ним треугольник – построили дом.
|
|
Я уверена, что внедрение в педагогическую практику данного пособия позволяет делать образовательный процесс для ребенка более комфортным, интересным, доступным, разнообразным и продуктивным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие "Волшебные часы".
Пособие для совершенствования навыка образования и использования в речи относительных прилагательных детьми 5-6 лет. При помощи этой игры у детей формируется навык образования относительных прилагател...
Учебно-методическое пособие "Волшебный телевизор"
Цель: развивать фонематический анализ,фонематический синтезИнструкция по применению:Перед детьми макет телевизора,с прорезью - экраном, за экраном - карман (для демонстрации картинок-отгадок) и карман...
Учебно-методическое пособие «Волшебная страна стихов»
Знакомство с литературными произведениями и разучивание стихотворений являются одними из важных средств коррекции личности детей с проблемами...
Многофункциональное методическое пособие "Волшебный калейдоскоп"
Игру принято называть основной формой деятельности дошкольника. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие эмоциональные и интеллектуальные потребности...
Методическое пособие "Волшебная одежда"
Методическое пособие помогает формировать простейшие навыки самообслуживания,помогает воспитывать трудолюбие,развивает мелкую моторику,мышление,внимание,помогает закрепить знание цвета, формы,величины...
Методическое пособие "Волшебный ковёр" для детей 1-4 лет
Методическое пособие "Волшебный ковёр" для детей 1-4 лет...
Методическое пособие "Волшебный кубик"
"Волшебный кубик"...