Методическое пособие «Волшебные бусы»
методическая разработка (средняя группа)

Журавлева Любовь Владимировна

В настоящее время проблемой служит растущее количество детей дошкольного возраста, имеющих как речевые отклонения, так и отклонения в эмоционально-волевой сфере, т.е. не умения связано высказывать свои мысли, строить диалог на определенную тему. Значимость данной проблемы обусловлена тем, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев рук.

Очень часто мы слышим фразы «Мелкая моторика рук» или «Развитие мелкой моторики рук» - это достаточно актуальные фразы  и в настоящее время очень важно развивать мелкую моторику рук.

Речь -это уникальная способность, присущая только человеку, связана с процессами мышления, обеспечивает развитие моторики и общение.

Как писал физиолог И.П. Павлов, «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

Учитывая данную проблему, пришла к выводу о необходимости педагогической диагностики речевого развития детей группы. Результаты показали, что  потребность в развитии связной речи, грамотно и правильно выражать свои мысли, чтобы быть понятым другими, стала большой проблемой  у дошкольников.

На основании данной диагностики я решила внедрить в работу  наглядное пособие-обычные елочные бусы.

Бусы можно применить в своей педагогической практике с детьми от двух лет и до… при различных формах работы  и во всех областях развития :на занятиях, развлечениях, в индивидуальной, работе , дома, на прогулках ,наблюдениях, на занятиях музыкой и т.д.

 А дальше трудно обозначить границы возраста, потому что предполагаемые игры и упражнения интересны всем: и дошкольникам, и детям постарше. Пособие открывает для каждого творческие горизонты: выкладыванием бусами различных образов, предметов  можно попробовать придумать свои игры, выложить бусами различные образы и  предметы  , изобразить при помощи бус фантастические картины, сочинять и показывать удивительные истории.
Каждый может проявить свою выдумку и фантазию, каждый будет увлечен волшебным процессом творчества.

Работа с бусами, способствует развитию мелкой моторики  рук у детей дошкольного возраста ,что позволяет сформировать координацию движений пальцев рук и  ведет к активному развитию речевой деятельности ,а также  развитию фантазии, воображения ребёнка, обогащает опыт  детей яркими художественными впечатлениями, т.к бусы – это не только элемент украшения, а это  ещё  доступный , интересный дидактический материал. Воспитательная система направлена не только на формирование речевых, коммуникативных и других полезных навыков , что тоже очень важно , но и на воспитание тонких качеств личности: внимания друг к другу, терпения, понимания, заботы и доброжелательности. Бусами можно рассказать не только о своем настроении, но и настроении своего рисунка, персонажа и т. д.

Внедряя работу с бусами  , я ставила перед собой цель:  Развитие активной речевой деятельности, фантазии, творческих способностей детей, через игровую деятельность с бусами.

   И реализацию следующих задач:

  • Способствовать развитию мелкой моторики рук.
  • Способствовать развитию творческого воображения.
  • Развивать зрительное и слуховое восприятие и память.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость.
  • Обогащение активного словаря.
  • Развивать речевое творчество.

Работу начинаем со знакомства с бусами. Сначала дети , берут их в руки, внимательно рассматривают их, исследуют, перебирают  бусины одну за другой , кто-то возможно примеряет бусы т.к они еще и являются элементом украшения.

Как проводиться работа с бусами в нашей группе : начинаем от самых простых упражнений - шкатулка с бусами, узоры, дорожка, ручеек. Далее мы учимся работать с простыми элементами сопровождая их стишками (дорожка, улитка, горка, тучка, птичка, цветок, бабочка, домик).

Как и где можно применять пособие с дошкольниками? Везде!

Рисуем бусами , прослушивая музыкальные отрывки ( ручеёк).

Рисуем по наблюдениям (морозные узоры, снежинки), рисуем на прогулке , наблюдая за красотой природы.

Рисуем на всех занятиях , применяя данное пособие во всех образовательных областях, обыгрываем сказки, совмещая бусы с разными видами театра, читая художественную литературу, в проектной деятельности по экологии , придумываем интересные  истории, украшаем новогоднюю ёлку и т.д.

          Итогом работы с бусами может быть  самостоятельное или групповое  составление картин, придумывание героев, придумывание сюжета  к историям и сказкам.                    Кроме того, во время занятия, ребенку нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно , для соматически ослабленных детей.

Данное пособие соблюдает определенные требования: обеспечение активной речевой практики, взаимосвязь познавательного и речевого развития, здоровьесберегающий характер, коммуникативные навыки,а также художественно-эстетическое развитие детей

                           Примеры игр с бусами и стишками

«Капельки»
Положить на стол «завитушку». Плавно соединить кончики обрезки из бус. 
Все время завиваются 
И в капли превращаются. 
 

 

 

«Узоры» 
Положить на стол «завитушку». Кончиками указательного, большого и среднего пальцев плавно покрутить по очереди каждый конец. 

 


 

 

 

 

«Завитушку» завиваем, 
Пальчиками помогаем. 
Чтоб узорчик получить, 
Можно сильно не крутить! 

 

«Цветочки» 
Можно «цветочек» 
Как раньше сложить, 
Только в серёдку 
Браслет положить. 

 

 

«Птицы» 
А вот и птички летят, 
Поселиться хотят, 
Погуляем, полетаем 
И друг друга повидаем. 
Птички в домик захотели – 
Полетели, полетели. 

 

«Дары осени» 
Солнце, солнце, веселей, посвети, ещё погрей! 
Дождик, дождик, не мешай 
Собирать нам урожай: груши, яблоки в садах, 
Помидоры на полях. 
Свёклу, редьку и картошку. 
И, конечно же, морковку. 
Чтоб когда придет зима,

Были полны закрома. 
 

 

«Бабочки» 
Бабочки-красавицы 
На лугу порхают. 
Им цветочки нравятся, 
Нектар их собирают. 

 

«Дорожка»

Бусы в кучку соберём

И ладошками сгребём,

Пальчиками их поманим-

«Дорожку» длинную растянем

 

«Улитка»

Вот из бус дорожка.

Край прижмём ладошкой.

Крутим мы ладонь - и нитка

Превращается в «улитку»!

 

 

 

«Тучка»

Снова «дорожка»,

Лежит и молчит.

Две «ямки», две «горки»,

И «тучка» летит!

 

 

«Домик»

Вот две дорожки, квадратик потом,

Над ним треугольник – построили дом.

 

 

 

 

 

 

Я  уверена, что внедрение в педагогическую практику  данного пособия  позволяет делать образовательный  процесс для ребенка более комфортным, интересным, доступным, разнообразным  и продуктивным.

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Волшебные часы".

Пособие для совершенствования навыка образования и использования в речи относительных прилагательных детьми 5-6 лет. При помощи этой игры у детей формируется навык образования относительных прилагател...

Учебно-методическое пособие "Волшебный телевизор"

Цель: развивать фонематический анализ,фонематический синтезИнструкция по применению:Перед детьми макет телевизора,с прорезью - экраном, за экраном - карман (для демонстрации картинок-отгадок) и карман...

Учебно-методическое пособие «Волшебная страна стихов»

Знакомство с литературными произведениями  и разучивание стихотворений являются одними  из  важных  средств  коррекции  личности  детей  с  проблемами...

Многофункциональное методическое пособие "Волшебный калейдоскоп"

Игру принято называть основной формой деятельности дошкольника. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие эмоциональные и интеллектуальные потребности...

Методическое пособие "Волшебная одежда"

Методическое пособие помогает формировать простейшие навыки самообслуживания,помогает воспитывать трудолюбие,развивает мелкую моторику,мышление,внимание,помогает закрепить знание цвета, формы,величины...

Методическое пособие "Волшебный ковёр" для детей 1-4 лет

Методическое пособие "Волшебный ковёр" для детей 1-4 лет...