Методическое пособие «Сенсорный сундучок»
материал

Крылова Юлия Александровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornyy_sunduchok.docx30.64 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое пособие «Сенсорный сундучок»

Пояснительная записка.

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Сенсорное воспитание детей раннего возраста осуществляется в тех формах педагогической организации, которые обеспечивают формирование сенсорных способностей как действенной основы общего развития ребенка.

В качестве средств сенсорного воспитания у детей раннего и младшего дошкольного возраста используются: дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование и др.

Развитие мелкой моторики - это одно из самых важных направлений развития детей в возрасте 1-3 лет. И не случайно! Развивая детские пальчики, мы не только помогаем ребенку научиться владеть своими руками, но формируем у детей восприятие отдельных свойствпредметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства, движений, особых свойств.

Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями). Специально организованные занятия с дидактическим материалом, дидактическими игрушками, предметами-орудиями и строительным материалом являются основной формой работы по сенсорному воспитанию детей второго-третьего года жизни.

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь. 

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

  • является основой для интеллектуального развития;
  • упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
  • развивает наблюдательность;
  • готовит к реальной жизни;
  • позитивно влияет на эстетическое чувство;
  • является основой для развития воображения;
  • развивает внимание;
  • дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
  • обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
  • обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
  • влияет на расширение словарного запаса ребенка;
  • влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Цель

  • Учить рассматривать окружающие предметы, выделяя их форму, величину, цвет, называть эти качества предметов.

Задачи обучения

  • Развитие зрительных ощущений: учить различать цвет, форму, величину предмета.
  • Развитие тактильной чувствительности: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений.
  • Развитие слуховой чувствительности, умение слушать и различать звуки в окружающей обстановке, развитие речевого слуха.
  • Обратить внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов «большой» и «маленький».
  • Закрепить у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и величине.

Пособие «Сенсорный сундучок» разработан для детей раннего возраста (1-3 лет), включает в себя серию дидактических игр:

  1. «Весёлые крышечки»
  2. «Пальчиковый сухой бассейн»
  3. «Сортер»
  4. «Разноцветные гусеницы»
  5. «Машина», «Веселая гусеница»
  6. «Накорми веселых человечков»
  7. «Вязаные пирамидки»
  8. «Грядка с морковкой для зайчика»
  9. «Волшебные прищепочки»
  10. «Тактильные крышечки»
  11. «Сезонные деревья»
  12. «Театрализованные потешки»
  13. «Шагающие пальчики»
  14. «Наряди мышку»
  15. «Накормим Хрюшу»
  16. «Игрушки божьей коровки»
  17. «Зайкины и Мишкины ушки»
  18. «Снеговик»

 

Методическое пособие «Сенсорный сундучок» педагоги могут использовать как на непосредственной образовательной деятельности, так и в режимных моментах. Пособие предназначено для развития у детей раннего возраста сенсорики, мелкой моторики, развитие речевого слуха, умение группировать предметы и соотносить их по цвету, форме и величине.

Каждую дидактическую игру можно использовать отдельно и комплексно.

 

Дидактическая игра для развития мелкой моторики

«Весёлые крышечки»

Цель игры: развитие и тренировка координации движений пальцев рук; развитие кончиков пальцев рук;соотнесение цвета; развитие внимания.

Материал: Крышки с горлышком от пластиковых бутылок, пустые коробки от конфет и самоклеющаяся бумага.

Способ использования: Прикрути или раскрути крышечки на звездах, цветах, камушках, колёсах.

Подбери по цвету серединку к звёздам, цветам и т.д.

 

«Звездное небо»

Мы слыхали: две Медведицы,
По ночам на небе светятся.
Ночью вверх мы взглянули -
Увидали две кастрюли.

 

 

«Цветочная поляна»

На полянке средь листочков,

Вырос маленький цветочек,

Лепестки его – краса,

В них сияют небеса.

 

«Путешествие на паровозике»

Мы играем в паровоз

Не беда, что без колес

Есть, зато труба, гудок

Мы прибудем точно в срок.

Начинается игра

Отправляться нам пора

Я везу своих друзей,

Вместе ехать веселей.

Паровозом управляю,

Остановки объявляю.

 

Паровоз, паровоз!

Ты куда детей повез?

- К бабушке, на дачку!

Тороплюсь, лечу, пыхчу,

Довезти скорей хочу!

- Паровоз старается,

А эхо откликается:

- У-у-у! Я лечу-у-у-у!

 

«Аквариум»

В аквариуме – рыбки,

У них есть свой мирок:

Там камни и улитки,

И пузырьков поток.

 

Дидактическая игра для развития мелкой моторики

«Пальчиковый сухой бассейн»


Цель игры: одновременное активное воздействие на различные точки кистей, пальцев, ладоней;сенсомоторное развитие, формирование основныхсенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес, звук; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.

Материал: капсулы от киндер-сюрприза наполняем различными наполнителями (рис, горох, фасоль), обвязываем нитками четырех основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый), складываем их в небольшой глубокий пластиковый контейнер, на дно не забываем спрятать игрушки от киндер-сюрприза.
Описание: погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения - координированными.
Данное пособие можно использовать на музыкальных занятиях.

Способ использования: попросите малыша искать в "сухом бассейне" различные мелкие предметы или игрушки.

 

Дидактическая игра для развития мелкой моторики

«Сортер»

Цель игры: формировать умение различать и правильно называть основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый);координации движений рук;закрепление сенсорных знаний;развитие мелкой моторики.

Материал: большая коробка (разделенная на четыре основных цвета), капсулы от киндер - сюрприза обвязанные нитками четырех основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый).

Описание: Сортер — прекрасная игрушка для малышей, которая подойдет для ребенка уже годовалого возраста! С помощью этого пособия можно не только выучить цвета и формы, но и развить мелкую моторику, координацию движений, глазомер, и просто здорово увлечься и провести прекрасно время с ребенком.

Способ использования: распределить из контейнера капсулы по ячейкам соответствующих цветов.

 

Дидактическая игра для развития мелкой моторики

«Разноцветные гусеницы»

Цель игры: Учить детей различать цвета; находить одинаковые по цвету предметы; воспитывать наблюдательность, смекалку, связную речь, развивать мелкую моторику.

Материал: капсулы от киндер-сюрприза обвязанные нитками четырех основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый), бусинки разных размеров. Все детали скреплены между собой кнопками.

Описание: игра предназначена для обучения детей дошкольного возраста. Это многофункциональное пособие, которое может быть использовано как в различных видах непосредственно образовательной деятельности (математика, развитие речи), так и в индивидуальной работе с детьми.

Способ использования: детям предлагается из капсул разных цветов или определенного цвета собрать гусеницу. Когда гусеница собрана её украшают цветами.

 

Дидактическая игра для развития мелкой моторики

«Машина», «Веселая гусеница»

Цель игры: развитие мелкой моторики, как средство повышения уровня речевого развития детей дошкольного возраста, укрепление и развитие руки ребёнка, координацию мелких движений, ритмики, формирование и воспитание нравственно-волевых качеств: целеустремленность, сосредоточенность, настойчивость, контроль и оценку собственной деятельности.

Описание: обратить внимание детей на безопасность игры с пуговицами (не брать в рот, не совать в нос).

Материал: нитки разных цветов, пуговицы разных размеров и цветов.

Способ использования: Отстегнуть детали от основы.

Пристегнуть детали с помощью пуговиц по своим местам. (Если ребенок затрудняется, помочь правильно расположить детали.)

Сгруппировать предметы по форме.

 

Дидактическая игра для развития мелкой моторики

«Накорми веселых человечков»

Цель игры: формировать умение соотносить предметы по цвету; развивать внимание, воображение, мелкую моторику рук; воспитывать самостоятельность.

Материал: невысокие пластиковые баночки с крышечками, четыре основных цвета крышечек от пластиковых бутылок и самоклеющаяся бумага. На крышечке изобразить человечка с отверстием во рту.

Способ использования: Рассыпать крышечки по столу, паласу или насыпать в какую-либо ёмкость. Предложить детям накормить «Весёлых человечков», раскладывая крышечки по цвету.

 

Дидактическая игра для развития мелкой моторики

«Вязаные пирамидки»

Цель игры: Познакомить детей с величиной и формой предметов;изучение понятия "один", "много"; "больше", "меньше"; развитие сенсорных умений; развитие тактильного восприятия; закрепление основных цветов (желтый, красный, синий, зеленый).
Материал: нитки основных цветов, липкая лента, наполнитель.

Способ использования: Разобрать и собрать пирамидку прикрепляя с помощью липкой ленты, соблюдая последовательность при выборе размера.

 

Дидактическая игра для развития мелкой моторики

«Грядка с морковкой для зайчика»

 

Цель игры: Изучение понятия "один", "много"; "большая", "маленькая"; развитие сенсорных умений; развитие тактильного восприятия

Материал: ниткиоранжевого, зеленого и красного цвета, капсулы от киндер – сюрприза с насыпанной в них крупой, коробка оформленная с помощью самоклеющейся бумаги в виде грядки.

Способ использования: Дети собирают морковку для зайчика и обращают внимание, что одна морковка отличается от остальных.

 

 

Дидактическая игра для развития мелкой моторики

«Волшебные прищепочки»
Цель игры: формирование и развитие движения сжимания и разжимания кончиков пальцев правой и левой руки.

Материал: распечатанные крупные цветные сюжетные картинки, вырезанные без каких-нибудь элементов, и заламенированные.

Способ использования: предложить ребенку рассмотреть картинку, определить каких деталей или частей не хватает до полной картинки. Затем прикреплять прищепки по тематике (лучики к солнцу, иголки к ёжику, лепестки к цветку, ушки к голове зайчика).

 

Дидактическая игра для развития мелкой моторики

«Тактильные крышечки»

Цель игры: закреплять умение зрительного и тактильного обследования предметов и материалов и умение анализировать, их свойства и качества; упражнять и активизировать зрительные функции и мелкую моторику; учить детей в назывании предмета, его цвета;развитие речи и упражнение в употреблении разных грамматических формах; воспитывать бережное отношение к вещам, оказывать взаимопомощь друг другу.
Материал: пластмассовые крышечки, сюжетные картинки, самоклеющаяся бумага разных цветов, разные виды круп, шнурки, верёвочки, мелкие цветные камушки.

Способ использования: предложить ребёнку «пошагать» пальчиками по дорожке к животному и обратно.

 

Дидактическая игра для развития мелкой моторики

«Сезонные деревья»

Цель игры: развитие сенсорных умений; развитие мелкой моторики рук ребёнка; развитие тактильного восприятия;закрепление у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме.

Материал: нитки разных цветов, липкая лента.

Способ использования: Прикрепить на деревья листья, снежинки, цветы и яблоки с помощью липкой ленты в зависимости от цвета (сезона) дерева.

 

Дидактическая игра для развития мелкой моторики.

«Театрализованные потешки»

Цель игры: совершенствование мелкой моторики; закрепление знания содержания сказок, развивать речь и образное мышление; формирование активной детской речи, исправление ее недостатков; формирование правильного произношения; снижение психического напряжения;

Описание: Ежедневно на каждом занятии можно использовать отдельные игры и упражнения для развития тонких движений пальцев рук, сопровождаемые стихотворными текстами. Эти упражнения очень эмоциональны и просты. Они как бы отражают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей и их деятельности.

Материал: нитки разных цветов, глазки, бусинки, наполнитель, липкая лента.

Способ использования: предложить ребёнку надеть героя на пальчик и поиграть в сказку.

Предлагаю вашему вниманию пальчиковые игры по сказкам.

«Репка»

Репку мы садили, (пальцами «роют» лунку ладошке)

Репку поливали, (имитирование, как льется вода из лейки)

Выросла репка (разгибаем постепенно пальчики)

Хороша и крепка. (ладонь оставляем открытой, пальцы согнуты, как крючки. Крючками пальцев, сцепившись, тяните в разные стороны)

А вытянуть не можем.

Кто же нам поможет?

Тянем – тянем, тянем – тянем! Ух! (расцепляем руки и трясем кистями)

«Теремок»

Стоит в поле теремок, теремок. (руки поднять над головой. Кончики пальцев левой руки соединить с кончиками пальцев правой руки – это “крыша”)

Он не низок, не высок. (ладони сложить на уровне груди)

На двери висит замок, да замок. (Сцепляют пальцы рук «в замок» так сильно, чтобы пальцы покраснели)

Кто бы тот замок нам открыть помог? (расцепить пальчики)

«Колобок»

Я, колобок, колобок, (катают в руках воображаемый колобок)

По сусекам скребен, (правой ладонью скребут по левой ладони)

По амбару метен, (имитируют подметание пола)

На сметане мешан, (делают круговые движения кистью правой руки по левой)

В печку сажен, (показывают обе руки, вытянутые вперед)

На окошке стужен. (рисуют руками окошко)

Я от бабушки ушел, (правой рукой загибают пальцы левой руки)

Я от дедушки ушел. (левой рукой загибают пальцы правой руки)

«Сказки»

(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши)

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок,

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад.

 

Дидактическая игра для развития мелкой моторики.

«Шагающие пальчики»

Цель игры: совершенствование мелкой моторики; закрепление знания содержания сказок, развивать речь и образное мышление;формирование активной детской речи, исправление ее недостатков;формирование правильного произношения; снижение психическогонапряжения;

Материал: раскрашенные сюжетные картинки.

Способ использования: предложить ребёнку надеть героя на пальчик и поиграть в сказку.

 

Дидактическая игра для развития мелкой моторики

«Наряди мышку»

Цель игры: развивать цветовое восприятие, мелкую моторику рук, фантазию.

Материал: в капсулу от киндер-сюрприза надо вставить цветной шнурок - это хвостик. Затем обвязать крючком и вышить мордочку. Мышка готова! Будут нужны еще крышки от пластиковых бутылок с отверстиями.

Способ использования: малыша просим каждой мышке собрать бусы по цвету, например, называя цвета (нанизываем их на шнурочек).

 

 

Дидактическая игра для развития мелкой моторики

«Накормим Хрюшу»


Цель игры: развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации; формирование умения сочетать по цвету (при использовании в игре разных круп); развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности;упражнять детей в различении и сравнении величины предметов (больше, меньше);стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук;развивать образное мышление, воображение, формировать умение различать и правильно называть крупу, которой ребёнок кормит поросёнка;воспитывать нравственные качества - бережное отношение к животному, проявление заботы о нём.
Материал: Пластиковая бутылка (1,5 литра, обвязанная крючком, цветными нитками, оформленная в виде животного Хрюши, маленькие бутылочки из под йогурта – обвязанные и оформленные в виде животных (поросят).
Способ использования: рассмотреть поросят, обращая внимание на отдельные части: голову, пятачок, туловище, копыта, на голове у них уши, на туловище есть хвостики. Обратить внимание на величину поросят (больше, меньше). Затем педагог предлагает детям покормить Хрюшу, раздает каждому ребёнку по поросенку, а в тарелочке ставит корм (фасоль, горох, жёлуди, бобы, макароны, перловую или гречневую крупу, семечки арбуза и тыквы). Затем объясняет детям, как, постепенно, не торопясь накормить поросёнка (т. е по одному зёрнышку или семечку).

 

Дидактическая игра для развития мелкой моторики

сухой пальчиковый бассейн.«Игрушки божьей коровки»

Цель игры: развитие мелкой моторики, осязательных ощущений.

Материал: Роль бассейна играет пластиковая коробка, обвязанная нитками в виде божьей коровки, заполненная какой-либо крупой (манка, гречка, рис, пшено...) или песком. Также понадобятся мелкие игрушки, которые не будет видно, если их погрузить в массу бассейна.

Способ использования: Перед игрой важно познакомиться с теми предметами, которые вы можете туда погружать, дать каждому название. Затем, когда ребёнок закрывает глаза, ведущий погружает игрушки в разных уголках бассейна.

Задача ребёнка - нащупав предмет угадать его название.

 

 

Дидактическая игра для развития мелкой моторики

«Зайкины и Мишкины ушки»

Цель игры: развитие мелкой моторики, осязательных ощущений; формирование умения сочетать по цвету;развивать образное мышление, воображение;

Материал: фетр и пуговицы разных цветов.

Способ использования: подобрать ушки по цвету и форме к голове (что бы получился мишка или зайка). Правильно их пристегнуть.

 

 

Дидактическая игра для развития мелкой моторики

«Снеговик»

Цель игры: развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации; изучение понятия "один", "много"; "большая", "маленькая"; закреплять части тела;развитие сенсорных умений; развитие тактильного восприятия.

Материал: нитки, пуговицы, липкая лента.

Способ использования: Разобрать и собрать снеговика. Прикрепить все детали с помощью липкой ленты. При сборке уточнять названия прикрепляемых деталей снеговика (нос – морковка, руки, ноги).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методическое пособие "Сенсорный куб"

Этот куб помогает решать множество задач, и по математике, и по развитию речи, и для развития мелкой моторики, и правильного дыхания и многого другого....

учебно-методическое пособие "Сенсорный куб"

Цель: развивать у детей сенсорные способности, речь, внимание, воображение, память, мелкую моторику, коммуникабельные способности; формировать дифференцированное восприятие качества предметов; воспиты...

Методическое пособие "Марюшкин сундучок

В сборнике материалов, посвященного проблеме семейного воспитания детей дошкольного возраста представлен опыт деятельности негосударственного дошкольного образовательного учреждения «Иван да Мар...

Методическое пособие «Волшебный сундучок художника»

Методическое пособие «Волшебный сундучок художника»Данное пособие дидактических игр может применяться в следующих образовательных областях: художественно-эстетическое развитие, познаватель...

Методическое пособие "Сенсорная коробка" эффективное средство сенсорного развития детей раннего возраста.

Перспективный план работы по самообразованию. Цель:. Повышение профессионального мастерства в работе по использованию  «Методического пособия "Сенсорная коробка" эффекти...