Исследовательский проект:« Камень. Необычное в обычном»
проект (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Камни. Происхождение камней | 22.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Однажды папа привез мне очень красивый камень, который назывался уваровит. И мне стало интересно, как такие красивые камни появляются на земле, и зачем люди их ищут и добывают. И папа рассказал мне, что люди давно подружились с камнями, но на земле камни появились задолго до человека.
Мне захотелось как можно больше узнать о камнях, кто их сделал, если не было людей, ведь они такие разные и по цвету, и по размеру. Я посмотрела мультфильмы о том, как появились на земле горы, стала читать о камнях в энциклопедиях, вместе с воспитательницей А.П. сходили в Кузбасский технический университет………
Теперь я знаю, что камни создала природа, одни камни создала живая природа, другие – неживая природа. Например: каменный уголь -это остатки гигантских растений, древовидных папоротников. погибших много миллионов лет назад, они падали в болота, мелкие озера, веками на них наносился толстый слой песка, глины, земли. Все это перемешивалось, спрессовывалось, превратилось в каменный и оказалось глубоко под землей.
Камень ракушечник также появился путем спрессовывания, менялся климат, древние моря высыхали, а на высохшем дне оставались останки умерших рыб, морских животных, ракушек. Годы и природные условия спрессовали все это до твердости камня.
А жемчуг вообще стал первым украшением человека, он рождался в раковине моллюска сразу красивой круглой формы, и его не надо было дополнительно обрабатывать.
Давным - давно, когда еще не было жизни на земле, климат на земле постоянно менялся, из-за этого суша с морем менялись местами и морская соль превратилась в каменную соль и постепенно оказалась глубоко под землей, откуда ее теперь и добывают. Мы провели опыт
Неживая природа совсем иначе создавала камни. Есть несколько способов происхождения камней. Например, магматическое происхождение камней , когда извергается вулкан, лава выходит наружу, смешивается с водой и землей, потом застывает и превращается в камни. Лавы могут быть совершенно разными по составу, по вязкости, а значит и камни из нее получаются совершенно разные. Мы провели опыт с ребятами в группе
Осадочное происхождение камней, когда горы рушатся под воздействием дождей , снега, ветра, солнца и времени, или просто наползали друг на друга и рушили друг друга, потому что земная кора постоянно двигалась, так образовывались камни. Каменный уголь и ракушечник тоже осадочного происхождения.
Еще бывает метаморфическое происхождение камня. На камни магматического и осадочного происхождения из-за движения земной коры действует большая температура, сильное давление и они начинают изменяться. Это и есть метаморфическое происхождение.
Земля готовилась к приходу человека, она создавала моря, горы, реки, равнины. И когда человек пришел на эту землю, первый кто ему помог выжить в дикой природе был камень.
Я узнала, человек дружит с камнем десятки тысяч лет. Люди находили в горах пещеры, которые использовали как жилище. Вход в них закрывали огромным валуном, спасаясь от дождя, холода и диких зверей.
Самые первые орудия древнего человека были сделаны из камня. Археологи до сих пор находят каменные ножи, топоры, иглы, копья. Люди пробовали делать необходимые орудия из дерева, из костей животных, но они были не такими прочными и надежными. Мы проделали опыт
Но с течением времени жизнь человека менялась: сначала он начал рисовать на камнях и в его жизни появилась эстетика.
Когда мы с мамой и ребятами были на Томской Писанице, мы видели наскальные рисунки и письмена, они были выбиты прямо на камнях и скалах. А мой друг Саша рассказал, что в древних пирамидах в Египте, все каменные стены тоже выбиты древними рисунками. Мы почитали книги о наскальных рисунках в детском саду. И тут я поняла, что древние люди оставляли сообщения и рисунки для нас из древности, чтобы мы знали, как они жили. И мы с ребятами тоже решили попробовать рисовать на камнях, вдруг когда - нибудь и наши рисунки найдут люди будущего.
Со временем человек научился не только рисовать, он стал задумываться о другом жилье и стал сам строить жилища, стали появляться деревянные дома, но каменные были надежнее и человек начал строить из камня защитные крепости, огромные замки. И эти замки были не только надежным укрытием от врага, люди начали украшать свое жилище и эти замки из камня оказались очень красивыми. Прошло много веков, но крепкий камень не разрушился, эти замки стоят до сих пор и туристы со всего света ездят любоваться на них.
И тут я вспомнила сказку о «Трех поросятах» и у меня возник вопрос «На самом ли деле каменное жилище прочнее других материалов». И мы решили провести опыт «3 домика».
В последствии, человек нашел совсем другие камни, яркие, сверкающие, он захотел сделать из этих камней украшение для себя. Так в жизни человека появились драгоценные камни из которых стали делать ювелирные украшения.
А еще люди верили, что камни могут защитить, вылечить их и назвали эти камни амулетами.
Сейчас люди продолжают строить дома из камня, только из искусственного, т.е. сделанного руками человека, он называется кирпич.
Чем дольше люди живут на земле, тем больше они используют камень в своей жизни. Человек не только строит из камня, например поделочные камни мрамор и гранит используют для облицовки фасадов зданий, на пол кладут мраморную плитку. Из малахита делают колонны, перила, камины, прекрасные вазы и шкатулки.
А еще многие люди носят на руках часы и если эти часы механические, то в них есть детали, которые делают из камня рубин. Это драгоценный камень, он занимает второе место после алмаза по твердости.
Самый твердый минерал на Земле - алмаз. Не случайно его название произошло от греческого «адамас», что значит «непобедимый». Это самый дорогой камень в мире и не только потому, что он самый красивый и самый твердый, но еще и потому, что он встречается реже всех других камней. Его используют в медицине, скальпель с алмазным напылением самый точный и самый острый. В строительстве используют алмазные пилы и сверла. Алмазные детали часто можно встретить в часах, микроэлектронике и даже компьютерах. А из самых лучших алмазов делают бриллианты для ювелирных украшений.
В ходе исследовательской деятельности мы в группе решили собрать коллекцию камней и создать музей камня. В нашем музее есть поделочные камни: гранит, галька, кварц, мрамор. Полудрагоценные: яшма, агат, сердолик, малахит, авантюрин, горный хрусталь и многие другие. В нашем музее есть даже порода драгоценного камня уваровита. Мы собираем не только сами камни, но и книги, и энциклопедии о них. Наш музей постоянно пополняется новыми камнями. Благодаря тому, что у нас появился музей, мы смогли изучить свойства камней.
Опыт № 1.Определение цвета и формы.
Цель: познакомиться с таким свойством камня, как цвет и форма.
Оборудование: камни разного цвета и формы.
Ход: рассматривание камней.
Вывод: камни по цвету и форме бывают разные.
Приложение №1.
Опыт № 2.Определение размера.
Цель: увидеть отличие по размеру камней.
Оборудование: камни разного размера.
Ход: рассматривание камней разного размера.
Вывод: камни бывают разных размеров.
Приложение №2.
Опыт №3.Определение характера поверхности.
Цель: поверхность у камней одинаковая или разная? Нахождение самого гладкого камня и самого шершавого на ощупь.
Оборудование: разные виды камней.
Ход: берем разные виды камней и определяем характер поверхности.
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.
Чтобы ещё лучше увидеть поверхность камней воспользуемся лупой.
Вывод: поверхность камня имеет разные рисунки: крапинки,дорожки,углубления,ямочки,узоры и т.д.
Приложение №3.
Опыт №4.Определение веса камня.
Цель: убедиться, что камни бывают разного веса.
Оборудование: камни разного веса, весы.
Ход: держа камни в ладошках определяем самый тяжелый и самый легкий камень, после взвешиваем на весах.
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.
Приложение №4.
Опыт № 5.Определение температуры.
Цель: познакомиться с особым свойством камней – определение температуры.
Оборудование: камни.
Ход: камни холодные. Кладем их на ладони, делаем вдох носом, а выдох через нос.
Вывод: камни холодные, но они быстро нагреваются.
Приложение №5.
Опыт № 6.Плотность.
Цель: познакомиться со способностью камня как плотность.
Оборудование: камень, губка.
Ход: берем в одну руку камень, в другую- губку и сильно сжимаем.
Вывод: камни твердые, плотные.
Приложение №6.
Опыт № 7.Плавучесть.
Цель: показать, что камни тяжелые и плотные.
Оборудование: камень, банка, вода.
Ход: берем банку с водой и осторожно кладем один камень в воду. Наблюдаем.
Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые и плотные.
Приложение №7.
Итак, можно сделать вывод, что Важнейшими свойствами камней являются:
1) камни по цвету и форме бывают разные ;
2) камни бывают разных размеров;
3) камень может быть гладким и шероховатым;
4) камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые;
5) камни холодные, но они быстро нагреваются;
6) камни твердые, плотные;
7) камни тонут в воде, потому что они тяжелые и плотные.
А недавно мы решили сами сделать макет ландшафтного дизайна. Старалась и фантазировала вся группа. И вот что у нас получилось.
Я и все дети нашей группы очень внимательны к природе и обращаем внимание на новые камни на прогулке, в поездках и в путешествиях и стараемся принести их в нашу коллекцию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект: «Камень, рождённый деревом!».
Предлагаю вам проект для детей 5 – 6 лет по теме «Камень, рождённый деревом». Материалы проекта будут полезны воспитателям для проведения занятий по ознакомлению с миром природы («Мир камней»). ...
Исследовательский проект "Каменная сказка"
Проект исследовательской работы "Каменная сказка"...
краткосрочный информационно - исследовательский проект в подготовительной группе "Необычное в обычном"
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА Развитие познавательной активности, интеллектуально – творческого потенциала личности ребёнка, путём совершенствования его исследовательских способностей.ЗАДАЧИ ПРОЕКТА¢Организ...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: «Необычное в обычном или чудеса своими руками»
Тема: «Необычное в обычном или чудеса своими руками»...
Исследовательский проект "Маракас - необычный музыкальный инструмент"
Это исследовательский проект мы делали вместе с ребенком старшей группы. Мы изучили с ним историю маракаса, какой он бывает, из чего сделан и можно ли маракас сделать своими руками....
Познавательно-исследовательский проект "Такие необычные - обычные конфеты"
Пополнение знаний детей об истории возникновения конфет, о том, какие бывают конфеты и из чего делают конфеты. Дети узнают о том, чем полезны конфеты, какие конфеты вредные и почему, можно...
Познавательно - исследовательский проект «Каменные ворота» - памятник природы нашего города»
Презентация проекта...