"Учителя-новаторы земли Ярославской"
статья (подготовительная группа)

Любовь Николаевна Парфентьева

     Николай Михайлович и Юлия Федоровна Головины- основатлели Чебаковской начальной школы Ярославской губернии. Большую пользу принесли народному образованию как создатели многих учебных пособий. По букварю Н.М. Головина в школах работали почти 10 лет. Николай Михайлович много лет изучал методики обучения грамоте. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchitelya-novatory_zemli_yaroslavskoy.docx350.42 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                           

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №70»

«Учителя-новаторы земли Ярославской»

                                 

                                                                                                           

     

Составитель:

Парфентьева Любовь Николаевна,

 учитель – логопед

    г. Ярославль, 2024 г.

                                                                                                                     

Николай Михайлович и Юлия Федоровна

Головины

   

     В 1905 году на станции Чебаково Северной железной дороги было построено здание церковно-приходской школы. Школа строилась крестьянами окрестных деревень, а деньги на постройку пожертвовал Кругликов (местный помещик). Первой учительницей школы стала Юлия Федоровна Кедрова, заведующим - священник, а попечителем – жена Кругликова. Школьное «начальство» не имело представления о педагогике и частных методиках, часто вмешивалось в дела учительницы, которая в то время имела уже большой педагогический опыт.

     

     Вот что пишет в своей биографии Юлия Федоровна Кедрова: «Родилась я 5 мая 1872 года в семье священника села Дмитриевское бывшего Романово-Борисоглебского уезда, Ярославской губернии. С трех лет лишилась отца и матери, воспитывалась у дяди по матери. В 1889 году окончила Ярославское епархиальное женское училище. 21 января 1890 года была назначена на должность учительницы Алешковской начальной школы бывшего Ростовского уезда. В Чебаковскую школу была переведена из Соноходской начальной школы, бывшего Романо-Борисоглебского уезда».

https://lh7-rt.googleusercontent.com/docsz/AD_4nXfIgx9aQc3AImAUH_-8M0vah3_zu2tgLO-lgXZT8DGY7R03zZEirBlpV-LNZSPXaVDaTUu727OYDMySfMMryxQqSZp9P8R7JHEMeby1hqXgFXvsEz4AsE9Gw75NM7IHBtG2AJ87=s800?key=gSve0U64IBGIHHvLYvVUqQ

       

     Приступая к работе в Чебаковской школе, Юлия Федоровна уже имела 15-летний стаж педагогической работы. Любовь к детям и осознание своего долга перед народом прибавляли ей терпения выносить придирки священника и попечительницы. Шли годы... И «крепкие» Чебаковские мужики меняли недоверие к Юлии Федоровне на уважение к ней. В этом во многом способствовали слухи с экзаменов, которые ежегодно устраивались «начальством» босоногим мальчишкам и девчонкам. Несмотря на курьезы, чинимые экзаменаторами, школьники показывали прочные, глубокие знания.

https://lh7-rt.googleusercontent.com/docsz/AD_4nXdEUbI4akWt3AYQ0vbXs2_DRptYGj39OEqTzVIIk_rgeRY-1a5K7wES0KuMftXxqQlSoPT_oprCLzGVcv3jIJ0cwc04qk39LdQZ-VFmByM3bJhGiBkICbU4p2aT1HeXlARAaN1Ucw=s800?key=gSve0U64IBGIHHvLYvVUqQ     

     С ростом авторитета учительницы росла и школа. В 1914 году из Судиловской начальной школы в Чебаковскую был переведен Николай Михайлович Головин. Он родился в 1889 году в деревне Александровское Залужской волости Даниловского уезда Ярославской губернии. В 1890 году окончил трехклассную школу, а в 1903 году – Давыдковское  училище.  В 1907 году сдал экстерном экзамены на звание учителя начальной школы при Ярославской губернской гимназии. В свидетельстве, которое он получил, была сделана следующая запись: «Подвергшись полному испытанию в педагогическом совете Ярославской губернской гимназии и выдержав оное хорошо, удостоен звания учителя начальных училищ.

     Назначенный в 1914 году в Чебаковскую школу Николай Михайлович был мобилизирован в царскую армию, где и прослужил до 1917 года. До февраля 1917 года Чебаковская школа была церковно-приходской, до октября земской. Только после Великой Октябрьской революции  были созданы реальные условия для творческого труда народных учителей.

     К этому времени Николай Михайлович и Юлия Федоровна Головины уже имели достаточный педагогический опыт, который позволил им стать активными строителями новой пролетарской школы. В первые годы своего существования советская школа пережила не один проект ее перестройки в новых условиях. В этот период особенно ярко проявились способности Николая Михайловича Головина. Школа, по его мнению, должна стать трудовой, политехнической. В своей книге «Чебаковская образцовая школа» Н.М. Головин пишет: «Мы крепко  связали  школу  с  окружающей общественной жизнью, выдвинули ее на арену классовой борьбы с уходящими, но упорно цепляющимися капиталистическими элементами, ввели в школу общественно-производительный труд, соединив его со школьным обучением, что совершенно не имело места в дореволюционной школе и еще не оформилось в школе 1918-1922 годах. Мы заложили, как сказано в решении ЦК ВКП (б) от 5 сентября 1931 года, основы перестройки школы на базе политехнизма».

             

             

      Николай Михайлович один из тех, кто отстаивал урок как основную форму обучения в новой пролетарской школе. Возглавляемый им учительский коллектив на практике доказал возможность соединения урочной формы обучения с трудовым политехническим образованием. Важной стороной педагогической деятельности Головиных являлось их активное выступление в печати. Юлия Федоровна много писала о методах обучения грамоте по букварю Фортунатовой и Шлегер.

                       

     Николай Михайлович и Юлия Федоровна были учителями-новаторами. За высокие показатели в учебно-воспитательной работе Чебаковской начальной школе впервые 13 декабря 1927 года была присуждена Наркомпросом  РСФСР первая премия среди сельских школ и присвоено звание «Школа имени десятилетия Октября». Выступая в проводимых конкурсах среди образцовых школ, Чебаковская школа завоевывала первые места по итогам работы в 1931, 1933, 1935 годах. За победу в конкурсе образцовых школ в 1935 году  Чебаковской образцовой школе имени А.С. Бубнова было вручено Знамя Наркомпроса РСФСР. Это Знамя вручил школе А.С. Бубнов летом 1936 года. На Знамени написаны слова: «Лучшей образцовой сельской школе от Наркомпроса РСФСР, ноябрь 1935 год». И далее: «Создать, в каждом районе и во всех городах сеть образцовых школ с тем, чтобы учительские массы, рабочие, колхозники и учащиеся могли на практике учиться у них строительству политехнической школы».

     Здание школы, построенное в 1905 году давно уже не вмещало все классы школы, которая в 1932 года стала семилеткой. Авторитет Чебаковской образцовой школы имени А.С. Бубнова, соединившей обучение с производительным трудом учащихся, определил необходимость укрепления ее материальной базы. Постановление Президиума Ивановского облисполкома от 14 июня 1933 года предусматривает строительство нового школьного здания в поселке Чебаково. Новое здание школы было построено в 1937 году. В этом же году на базе передового педагогического опыта Николая Михайловича и Юлии Федоровны Головиных было открыто педагогическое училище, которое просуществовало до 1965 года.  

https://lh7-rt.googleusercontent.com/docsz/AD_4nXcAx2yhs5pZ-SnHS7r2Ur29GhYqwO7eop6FJxsSpANT8l-sd9KDYh8NwJgjdrpmBP8Tm9eEM2NymS1_0jvjtWC8X7jKpP_L8eqVCQTAYuiRG0oTs-ugx88ibWit7eQHMQ1Uci2M=s800?key=gSve0U64IBGIHHvLYvVUqQ 

     Николай Михайлович и Юлия Федоровна Головины большую пользу принесли народному образованию как создатели многих учебных пособий. По букварю Н.М. Головина в школах работали почти 10 лет. Николай Михайлович много лет изучал методики обучения грамоте. Большое внимание он уделял исследованию трудов Ушинского, Бунакова, Вахтерова. Во второй половине 30-х годов среди учителей русских школ разгорелась очень серьезная дискуссия по вопросу о выборе ведущего метода при обучении детей грамоте. Учителя стояли перед важным вопросом: каким же методом обучения грамоте пользоваться, обучая детей чтению. Ведущим в 30-е годы в российских школах считался метод целых слов. А Н.М. Головин отказался от распространенного тогда метода целых слов. Он считал, что обучение русской грамоте нужно проводить лишь звуковым аналитико-синтетическим методом.

    Головины установили, что одной из причин того, что дети читают с ошибками, пишут с пропусками букв является применение неправильного метода обучения грамоте (метода целых слов). В газете «За коммунистическое просвещение» от 26 марта 1936 года в статье «О методах обучения грамоте» Ю.Ф. Головина пишет: «Я работаю в начальной школе 45 лет, добрые ¾ у меня на руках был первый класс. Вопрос методики обучения грамоте – один из главных в работе школы и поэтому требует самого серьезного подхода. Я не была сторонницей обучения методом целых слов. Наиболее результативным, по-моему, является обучение по аналитико-синтетическому, звуко-буквенному методу».

 

https://lh7-rt.googleusercontent.com/docsz/AD_4nXfCyJwl64CQ79Wg46OMZLKZm98BF10l9qjcD9QqTaYm5mzCo8F_Urqgl7ZdOdVnwbuPnLNNghDljUTnZZbDujPbeR0DEsKSsU3kkL6JVOL3TBt5bRQLPM7fnAJIXfTNtnKNDb8e=s800?key=gSve0U64IBGIHHvLYvVUqQ Эта статья была опубликована в порядке обсуждения, т.е. вопрос о выборе методов обучения грамоте являлся дискуссионным вопросом.

    В 1937 году при непосредственном сотрудничестве с Юлией Федоровной Николай Михайлович создал один из первых в условиях советской школы новый букварь для обучения грамоте по звуковому аналитико-синтетическому методу, в котором развивал идеи Ушинского, Бунакова, Вахтерова, разработавшими основы этого метода. С 1937 года по 1945 год «Букварь» Н.М. Головина выдержал 8 изданий. Наша советская школа пользовалась этим букварем как стабильным в течение 10 лет. Можно сделать вывод о том, что именно Н.М. Головин и его «Букварь» внесли большой вклад в методику обучения русской грамоте в начальной школе. Возможно именно за Головиным было последнее слово в дискуссии по вопросу о применении того или иного метода обучения грамоте в России.

    Что же представляет собой букварь Н.М. Головина?

   Всякий успех в работе окрыляет и взрослого человека и тем более ребенка, поэтому Н.М. Головин при составлении букваря положил в основу постепенное преодоление  трудностей овладения техникой чтения в строго последовательной системе, для того, чтобы ребенок с первых шагов, видя в ней успехи, полюбил ее.

Добукварный период в 8 – 10 дней отводился для ознакомления учителя с детьми, детей со школой, выяснения запаса слов детей, их речи.

https://lh7-rt.googleusercontent.com/docsz/AD_4nXdpQg84jrK5b-Px71t4cpOlKtokaB5Wdwhv9Z8vrFy5wfFwLPirTD3ANxYi_7BE_JupdXqTC1h7AoaddLUuCD3Kfjpdq-JezlGzakBAkFnU-uvH9D-UBHi0ZKd-_ftwcAjC5N1VTQ=s800?key=gSve0U64IBGIHHvLYvVUqQ В букварном периоде даются только слова, состоящие из двух слогов (типа мама, дома) и слова из одного слога, состоящие из обратного слога (ус, ум), чтобы на этом простейшем материале ученик постиг первоначальную технику чтения без особых трудностей.

В дальнейшем Николай Михайлович дает следующие 16 трудностей:

1)  дает слова из одного закрытого слога (дом, сад)

2) слова, состоящие из трех открытых слогов (со-ло-ма, бу-ма-га)

3) слова с первым открытым и вторым закрытым слогом (за-вод, за-мок)

4) слова с первым закрытым и вторым открытым слогом (бул-ка, пал-ка)

5) даются слова четырехсложные с прямыми открытыми слогами (ру-ка-ви-ца)

6) слова, состоящие из двух закрытых слогов (кол-хоз, фон-тан)

7) мягкий знак и слов с ним в конце (хорь, уголь)

https://lh7-rt.googleusercontent.com/docsz/AD_4nXds78ROndkool0aPYQKDBuwG5_wFIAiJDAFBhrnsT7dSKgfazD0QCg3QU-2Osd1OvrSVUGaVqNTdDXtgSgrjq6krSTbtogbqaiBI7Fgjq102bQOIfB-x0bve3_cdtyRC9R0caIzRw=s800?key=gSve0U64IBGIHHvLYvVUqQ8) даны предлоги

9) слова с двумя согласными, стоящими рядом в начале слова (дно, сто, флаги)

10) слова с двумя согласными, стоящими рядом в конце слова (вождь, дрозд)

11) слова с буквой «Й»

12) слова с тремя согласными, стоящими рядом в первом слоге (страна, стриж), с четырьмя согласными (встречу, вскричу)

13) чтение слов с мягким знаком, смягчающим согласную (пальто, кольцо)

14) слова с разделительным мягким знаком (крылья, перья)

15) слова с разделительным твердым знаком (съезд, объем)

16) слова с удвоенными буквами (Анна, суббота, зимняя)

    В букваре все слова подобраны для постепенного обогащения детской лексики. Для выделения каждого нового звука в букваре даны по две картинки. В одном слове новый звук слышен в начале слова, в другом в конце слова. Это необходимо для развития самодеятельности ребенка при отыскивании звука. Начиная с тринадцатой страницы материал в букваре дан с расчетом на дифференцированный подход к детям. В левых столбиках даны примеры и рассказы более легкие, а в правых сложнее, для того, чтобы учитель и слабо читающего ребенка мог подвести к общему уровню, давая ему посильный материал для чтения и постепенно его усложняя.

    В букваре есть загадки и ребусы, пословицы и поговорки для закрепления проходимого материала. Они связаны с ним по смыслу и содержанию. Это Николай Михайлович считал необходимым для развития ребенка.

https://lh7-rt.googleusercontent.com/docsz/AD_4nXefpqvDvMApbLGz1EzUAj9ifxg_uLo9Whzqvn4g-2SkkM19k85uphBxzWOrK1RG_5LFOjK3F3hyUnabrJqe-fb4CH4ppHnt_VJg_-xX12UACV6yQA2YEObLdWczkvdwah3V_EdUoA=s800?key=gSve0U64IBGIHHvLYvVUqQ Букварь Николая Михайловича выдержан идеологически в воспитательном отношении. Политическое развитие СССР в 30-е годы сказывалось и на системе образования. Букварь политизирован. На странице 39 рассказ «День Октября», где говорится о праздничной демонстрации. На странице 40 портреты В.И. Ленина и И.В. Сталина. Для списывания даны слова Ленин, Сталин; предложение: Сталин – наш вождь. На странице 62 стихотворение «Письмо Ворошилову», его портрет. Заканчивается букварь стихотворением «Спасибо великому Сталину».

    Николай Михайлович Головин любил наш Ярославский край, изучал его историю и природу. В своем букваре он поместил рассказы из жизни детей станции Чёбаково. Анна Вениаминовна Смирнова, которая хранит букварь Головина как бесценную реликвию, пишет в своем письме: «В этом букваре есть маленький  рассказ обо мне, он называется «Наша звездочка». Есть рассказ об ученике Чёбаковской школы Мите Майорове. Он называется «Как Митя спас поезд». Сам Николай Михайлович писал замечательные стихи. Тетради рукописных работ, запечатлевшие множество стихов, басен, посвящений, поэм, сценариев школьных праздников хранится в Ярославском краеведческом музее-заповеднике.

   

    В 1943 году Николай Михайлович одним из первых в республике бы удостоен высокого звания «Заслуженный учитель РСФСР», его жена Юлия Федоровна тоже «Заслуженный учитель РСФСР». Так был отмечен самоотверженный труд педагогов-новаторов. А в 1944 году Николая Михайловича избрали членом-корреспондентом Академии педагогических наук РСФСР.

    В начале 50-х гг. Николай Михайлович Головин был во Франции и Англии на международном конгрессе учителей, где выступил с докладом об опыте Чёбаковской школы. Газета «Правда» об этом писала: «9 августа советская делегация в составе академика Б.А. Келлера, заведующей первой ленинградской образцовой школой М.Я. Перкиной и заведующим Чёбаковской школой Н.М. Головиным отправились на Международный конгресс просвещения. 15 августа на секции «Взаимодействие семьи и школы в деле воспитания ребенка» выступал Николай Михайлович. «Появление на трибуне советского учителя вызвало бурные аплодисменты. Во время перевода моей речи я наблюдал, с каким вниманием учителя всех стран ловят каждое слово о советской школе. Американская учительница, обняв меня и крепко сжимая руку, воскликнула: «Дорогой товарищ!» и дальше начала изливать свою душу на английском языке, из которого я знаю два слова… Но, честное слово, мы друг друга поняли!» - писал Николай Михайлович.

    Николаю Михайловичу Головину, сельскому учителю из самой глубинки, неслучайно предоставили возможность за границей представлять СССР на Международном конгрессе учителей. Своим самоотверженным трудом он доказал, что лучший в своем деле.

     «Сколько школьников обучилось за 42 года учительства? – переспрашивает Николай Михайлович. Пожалуй, не меньше тысячи. Некоторые до сих пор поддерживают связь со мной. Вот и сегодня пришло пять писем. Это из Приморского края от Ани Смирновой. Она твердо встала на ноги, уже заведует районным отделом народного образования, но не забывает старого учителя. Способная была девочка. Хорошо помню ее: остроглазая, светловолосая, с небольшими косичками».

    Появился Николай Михайлович Головин в наших местах в 1908 году и прирос к Чёбакову, как Циолковский к Калуге, как Шолохов к Вешенской и более трети века сеял здесь разумное, доброе, вечное.

    В соавторстве с Юлией Федоровной и другими учителями школы Николай Михайлович написал следующие книги: «Развитие письменной речи в начальных классах», «Краеведение в школе»,  «Краеведение в начальной школе», «Книга для чтения»,  «Русский  язык  в начальной школе». Николай Михайлович Головин написал книги: «Записки учителя», «Чебаковская образцовая школа». Он и учителя школы И.П. Казанский, Н.А. Розова, Г.И. Толгобольский, К.А. Кудрявцев, А.В. Полиевктов и другие часто выступали в педагогической печати с описанием опыта своей работы.

      Педагогическая, научная, общественная деятельность Николая Михайловича и Юлии Федоровны Головиных были высоко оценены Советским правительством. Николай Михайлович был награжден двумя Орденами Ленина, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.» С 1944 года являлся членом-корреспондентом Академии Педагогических наук. В 1943 году был удостоен звания заслуженного учителя школы РСФСР. Юлия Федоровна звание заслуженного учителя школы РСФСР получила в 1940 году, в том же году была награждена орденом Трудового Красного Знамени, в 1946 году медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и позднее - «Медалью Ушинского».

   

 

    За годы своего существования Чебаковскую школу окончили тысячи подростков, юношей и девушек. Многие ее выпускники пали смертью храбрых на полях сражений Великой Отечественной войны. В память о них воздвигнут памятник на фундаменте школы, которая была построена в 1905 году. Питомцы школы трудятся во многих районах нашей страны, родном совхозе «Чебаково», работают учителями в родной школе. Чебаковская школа на всех этапах своего развития успешно решала стоящие перед ней задачи. Задачей сегодняшнего периода является успешная реализация школьной реформы.

                  

             

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Настольная игра-лото для старших дошкольников «Животный и растительный мир Ярославской области»

Настольная игра для старших дошкольниковЛОТО «Животный и растительный мир Ярославской области»АВТОР: Семененко Анна Сергеевна, воспитатель МДОУ Детский сад общеразвивающего вида №127 города ЯрославляО...

"Познавательно - исследовательная деятельность детей старшего дошкольного возраста". Тема открытого занятия: «Экспериментируем, познаём…» Воспитатель: Кузьмичёва Елена Фёдоровна, МБДОУ детский сад №2 "Сказка", п Некрасовское, Ярославской области

Разработка итогового занятия в старшей группе детского сада работы в детской лаборатории "Хочу всё знать".  Конспект, презентация, используемые мнемотаблицы. Использованная в разработке лите...

Мини - доклад "Ярославский зоопарк"

Здесь, Вы можете узнать, о кратком описании Ярославского зоопарка.......

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ "Народное творчество и художественные промыслы Ярославской земли"

Данный материал будет полезен, как для проведения семинара-практикума, так и для использования его для занятий с детьми старшего дошкольного возраста....

"Сказочная карта Ярославской области"

Цикл занятий знакомит детей со сказочными персонажами живущими на терртории Ярославской области....

"Сказочная карта Ярославской области"

Знакомство со сказочными персонажами...