"Пальчиковые игры — основа развития речи и мелкой моторики у детей раннего возраста"
материал (младшая группа)

Витальева Мария Андреевна

Сасообразование воспитателя 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_samoobrazovaniya_vospitatelya_2019.docx23.26 КБ

Предварительный просмотр:

Программа самообразования воспитателя

Тема

«Пальчиковые игры — основа развития речи и мелкой моторики у детей раннего возраста

                                                             

 «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,

которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребёнок»

В. А. Сухомлинский.

Актуальность темы

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развития речи и мелкой моторики у дошкольников посредством пальчиковых игр.

Задачи самообразования:

1. Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию речи и мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте.

2. Разработать и подобрать пальчиковые и дидактические игры на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;

3. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;

4. Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста;

Формы работы с детьми:

- совместная работа с детьми;

- индивидуальная работа;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приемы работы:

1. Массаж кистей рук.

2. Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.

3. Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками.

Предполагаемый результат:

Развить мелкую моторику, игровые, познавательные и творческие способности детей. Сформировать речевые навыки у детей, улучшить качества речи.

Перспективный план на 2019-2020 учебный год

I. Теоретический этап.

Изучение учебно-методической литературы:

1. Анищенко Е. С. "Пальчиковая гимнастика для развития речи",

2. Цвынтарный В. " Играем пальчиками и развиваем речь".

3. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры.

4. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения.

5. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. В течение года

II. Практический этап.

Создание картотеки пальчиковых игр.

Октябрь

Заучивание пальчиковых игр:

«Осень»«Ёж»«Дятел»«Овощи».

Дидактические игры:

Мозаика (напольная)

Бусы. Побуждать детей выполнять действия руками и пальчиками, в соответствии со словами текста; развитие мелкой моторики

Заучивание пальчиковых игр:

«Капуста»«Зайка»«Фрукты»«Апельсин».

Дидактические игры:

Конструктор

Бусы

«Чудесный мешочек»

Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками». Подбор и разработка дидактических игр.

Создание картотеки дидактических игр

Ноябрь

Д/и.: «Прищепки» Способствовать формированию детей пользоваться прищепками «дождик для тучки»«иголочки для ёжика». Побуждать детей к дополнению изображения предмета характерными деталями. Формировать умение детей держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать её. Совершенствовать умение прикреплять прищепки по периметру фигуры. Ноябрь

Игры: «Рыбалка»«Поймай лягушку» Развивать координацию движений, мелкую моторику и закрепление цвета рыбки (лягушки).

Д/и. «Шнуровка»«Бусы» Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности. ноябрь

Заучивание пальчиковых игр:

«Ёлка»«Снежок»«Замок».

Заучивание игр с массажными мячиками:

«Ёжик»

«Орех»

Дидактические игры:

«Найди вторую половинку» - разрезные картинки

Консультация для родителей: «Крупная польза мелкой моторики» Создание картотеки игр с массажными мячиками.

Подбор и разработка дидактических игр.

Пополнение картотеки пальчиковых игр.

Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр.

Декабрь

Д/и с сыпучими материалами («сухой бассейн», ищем игрушку, рисуем на крупе) Укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина; воспитание терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения. декабрь

Создание разнообразного «Пальчикового театра» Создание игровой среды для самостоятельной театрализованной деятельности детей, развивать мелкую моторику рук с использование пальчикового театра декабрь

Д\И«Массажный мячик» Развивать сгибание и разгибание кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук. Развивать координацию движений.

Д/и «Веселые упражнения с карандашами» Способствовать умению раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, движения пальцев рук. декабрь

Заучивание пальчиковых игр:

«Медведь»

«Белка»

Заучивание игр с массажными мячиками:

«Шарик»

«Иголки»

Дидактические игры:

«Сухой бассейн»

«Разрезные картинки»

«Помоги развесить одежду» - двойные и одинарные трафареты одежды, (прикрепляют - прищепками). Пополнение картотеки дидактических игр.

Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр

Январь

Папка передвижка для родителей «Для чего нужны пальчиковые игры»

Консультация для родителей: «Игры на развитие мелкой моторики рук» Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей раннего возраста январь

Настольная игра «Мозаика». Способствовать умению детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу

Заучивание пальчиковых игр:

«Перчатка»«Человечек»«Зима».

Заучивание игр с массажными мячиками:

«Горка»

«Месим тесто»

Дидактические игры:

«Пазлы»

«Выложи дом из цветных геометрических фигур»

«Кто в домике живет?» - найти фигурки в «сухом» бассейне.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики посредством использования крупы» Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр

Изготовление дидактических игр.

Февраль

Д/и «С крышками» Создание пособия для игры с крышками от бутылок.

 Развивать координацию движения рук, способствовать умение детей закручивать и откручивать крышки. февраль

Сообщение на родительском собрании «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста» Выставка для родителей и педагогов дидактических игр и пособий на развитие мелкой моторики дошкольников

Заучивание пальчиковых игр:

«Весна»«Кап, кап, кап.»«Уточка».

Заучивание игр с массажными мячиками:

«Ласковый ёжик»

Дидактические игры:

«Пазлы»

«Золушка» - сортировать по цвету зернышки фасоли.

«Солнце светит ярко-ярко» - выложить из счётных палочек солнечные лучи вокруг желтого кружка.

Памятка для родителей: «Наши пальчиковые игры»

Выставка для родителей дидактических игр на развитие мелкой моторики рук у дошкольников. Пополнение картотеки дидактических игр.

Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр.

Изготовление дидактических игр.

Март

Заучивание пальчиковых игр:

«Голуби летели»«У дорожки дуб растёт»,

«Пчела».

Дидактические игры:

«Пальчиковые шаги»«Бусы для мамы»

«Шнуровка».

«Пазлы»

«Чудесные пуговицы» - выкладывание узоров из пуговиц.

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики в домашних условиях» 

Оформление картотеки дидактических игр.

Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр.

Изготовление дидактических игр.

Апрель

III. Оценочный этап.

Диагностика уровня развития мелкой моторики.

Анализ работы по теме самообразования

Проведение контрольного диагностического исследования. Используя метод наблюдения, упражнения, выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки.

май

Выводы: Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга, но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.

2. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007. – 18 с.

3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.

4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006. – 18 с.

5. Ивлев С. В. Занимательные задачки. – М.: Мой мир, 2008. – 256 с.

6. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007. – 96 с.

7. Никитина А. В. 29 лексических тем. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей(4 лет) – СПб.: КАРО, 2008. – 96 с.

8. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 211с.

9. Рымчук Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов-на-ДонуВладис: М.: РИПОЛ классик, 2008. – 320 с.

10. Тимофеева Е. Ю. Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007. – 32 с.

11. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: «Эксмо», 2006. – 25 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план самообразования «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей»

laquo;Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей»...

«Пальчиковые игры — основа развития речи и мелкой моторики у детей средней группы »

quot;Пальчиковые игры"Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подр...

"Пальчиковые игры-основа развития речи и мелкой моторики рук детей"

В статье перечислены приемы, на которые есть видео с практической работой...

План работы по самообразованию воспитателя первой младшей группы на 2021-2022год. Тема «Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей»

laquo;Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у детей» «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тон...

Отчёт по теме самообразования «Пальчиковые игры -основа развития речи и мелкой моторики у детей раннего возраста».

В процессе своей работы я заметила, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. В чём причина задержки речи?       Чтобы ответить на эт...

"Пальчиковые игры- основа развития речи и мелкой моторики у детей раннего возраста"

Программа по самообразованию 2022-2023 учебный год. Группа детей ранего возраста....