«О спортивных играх, как эффективном средстве и форме физического воспитания детей в условиях ДОУ»
консультация (старшая группа)

Баранова Нина Анатольевна

Спортивные игры – это самостоятельные виды спорта, в основе которых находится игровая деятельность со своим предметом состязания, игровыми приемами и правилами.

Занятия спортивными играми и упражнениями способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма - нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, улучшению физического развития детей, воспитанию морально-волевых качеств. При обучении элементам спортивных игр в детском саду необходимо формировать у детей положительное отношение к физической культуре и спорту, а также потребность к самостоятельным занятиям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«О спортивных играх, как эффективном средстве и

форме физического воспитания детей в условиях ДОУ»

Дошкольное детство - ответственный период развития ребенка. Именно в дошкольном возрасте, под воздействием целенаправленного физического развития, у детей закладываются основы здоровья, всесторонней физической подготовленности и гармонического физического развития.

Природа дала ребенку врожденное стремление к движению, снабдив очень ценным чувством - чувством «мышечной радости» которое он испытывает, двигаясь. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх.

Среди разнообразных средств физического воспитания дошкольников большое место занимают игры. 

          Игра - это самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Игры, которые используем для физического воспитания, очень разнообразны. Их можно разделить на 2 большие группы: подвижные и спортивные.

           Что же такое спортивная игра?

Спортивные игры – это самостоятельные виды спорта, в основе которых находится игровая деятельность со своим предметом состязания, игровыми приемами и правилами.

Занятия спортивными играми и упражнениями способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма - нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, улучшению физического развития детей, воспитанию морально-волевых качеств. При обучении элементам спортивных игр в детском саду необходимо формировать у детей положительное отношение к физической культуре и спорту, а также потребность к самостоятельным занятиям.

            Спортивные игры относятся к сложным подвижным играм.  Это виды игровых состязаний, основой которых являются различные технические и тактические приёмы поражения в процессе противоборства определённой цели спортивным снарядом (обычно им является мяч спортивный, целью - ворота, площадка и т. п. соперников); содержание и организация спортивных игр регламентируются официальными правилами. Большинство спортивных игр представляет собой комплексы естественных движений, физических упражнений (бег, прыжки, метания, удары и т.п.), выполняемые игроком или взаимодействующими партнёрами в борьбе с соперником и направленные на создание игровых ситуаций, которые в итоге обеспечивают победу. Различают спортивные игры: командные (например, волейбол,  все виды хоккея); личные (например, боулинг, шахматы, шашки) и игры, существующие как личные и командные (например, бадминтон, теннис).

            В старших группах детского сада практикуем спортивные игры по упрощенным правилам, элементы спортивных игр. Они вводятся тогда, когда дети уже самостоятельно организуют подвижные игры. Игры с элементами спортивных игр требуют большей, чем в подвижных играх, собранности, организованности, наблюдательности, определенной, доступной детям техники движений, быстрой двигательной реакции. Их подбираем с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальной склонности и интересов ребенка.

Спортивные игры и упражнения проводятся инструктором по физической культуре на занятиях по физкультуре, а также воспитателем на прогулках, при проведении досуга. В группе и на прогулке наполняем развивающую среду так, чтобы дети могли самостоятельно организовать игры: маски, различные атрибуты: повязки, ленточки. С детьми проводим беседы о безопасности во время спортивных игр.

           Основные наши задачи: научить элементам спортивных игр, поддерживать интерес детей к различным видам спорта, сообщать им некоторые сведения о событиях спортивной жизни страны. Научить ребят самостоятельно следить за состоянием физкультурного инвентаря, спортивной формы.

            Виды спортивных игр, которые мы используем - это городки, элементы бадминтона, регби, гандбола, баскетбола, футбола, хоккея.

           Игры и упражнения спортивного характера проводим в три приёма: утром до завтрака, на прогулке и после дневного сна. В утренние часы проводим игры малой и средней подвижности. Во время прогулки используем упражнения и игры с максимальной физиологической и эмоциональной нагрузкой, а также отрабатываем технические приёмы разных видов спорта. После сна больше внимания уделяем командным играм, особенно тем, технические тонкости которых рассматривали до обеда.

            Для начала описываем или напоминаем условия игры или порядок выполнения упражнения.

Во время прогулок даём малышам индивидуальные задания, направленные на освоение базовых движений (например, «постоять как цапля» на одной ножке на бортике песочницы).

Игры и упражнения должны соответствовать возрастным возможностям детей. Так как слишком лёгкие задания в старшей группе или слишком сложные в младшей снизит интерес к выполнению заданий. Если предполагает командная или парная работа, то участников  подбираем  приблизительно равных  по силе: в каждой группе должны быть малоактивные и подвижные ребята. При этом важно акцентировать внимание малышей на необходимости оказывать посильную помощь товарищам.

           Необходимо заботиться об обеспечении оборудованием для упражнений и игр: мячами разных размеров, скакалками, кеглями, кольцебросами, верёвками разной длины, мешочками с песком и пр.

           Несколько раз в год проводим показательные мероприятия (физкультурные праздники), в которых дети  демонстрируют  свои спортивные достижения. В эти формы стараемся подключать родителей, организуя  совместные соревнования.

            В работе с дошкольниками используем три группы приёмов, комбинируя их в той или иной последовательности в зависимости от содержания вида деятельности и темы.

Словесные приёмы: речь сопровождает любое действие ребёнка. Тем более если речь идёт о знакомстве и отработке игровых действий.

Наглядные приёмы: как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. В отношении работы с детьми это правило действует, может, и не на 100%, но на 70–80% точно (оставшиеся проценты пойдут на слово и практику). Использование наглядности — важное условие достижения поставленных образовательных целей и задач. 

Практические приёмы: эти способы взаимодействия подразумевают материализацию опыта, полученного благодаря спортивным играм и упражнениям. Кроме практических занятий спортивными играми, формирующих и развивающих у старших дошкольников основные виды движений и физических качеств, проводим теоретические занятия с детьми.

           Спортивные игры укрепляют крупные группы мышц, развивают психофизические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость. В спортивных играх у ребенка повышается умственная активность, ориентировка в пространстве, развивается сообразительность, быстрота мышления, происходит осознание собственных действий. Ребенок учится согласовывать свои действия с действиями товарищей; у него воспитывается сдержанность, самообладание, ответственность, воля и решительность; обогащается его сенсомоторный опыт, развивается творчество.

           Спортивные игры дают возможность каждому ребенку почувствовать важность участия в совместных действиях, помощи друг другу для достижения результата и успеха, т.е. приобщают детей к универсальным ценностям человеческой жизни: доброте, коллективизму, взаимопомощи.

Конечно, многое еще предстоит выполнить, работу необходимо продолжать.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры на прогулке, как средство повышения физической активности детей в условиях ДОУ

Подвижные игры на прогулке, как средство повышения физической активности детей в условиях ДОУ...

Подвижные игры на прогулке, как средство повышения физической активности детей в условиях ДОУ

Пдвижные игры на прогулке, как средство повышения физичнской активности детей в условиях ДОУ...

Ознакомление с семейными традициями и обычаями — эффективное средство социально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев, передающих новым поколениям его опыт, знания и достижения. Традиции, обычаи и обряды играют важную роль в воспроизводстве к...

консультация для воспитателей "Приемы физического воспитания детей в условиях группы"

  В основе физической культуры лежит целесообразная двигательная деятельность в виде физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые  умения и навыки, физические...

Опыт работы "Народная тряпичная кукла как эффективное средство духовно-нравственного воспитания детей"

Куклы, с незапамятных времен, были самой известной и любимой игрушкой русского народа. Они сохранили для нас обряды и предания предков, которые всегда были важны людям, помогали им выживать и передава...