Подвижные игры на прогулке, как средство повышения физической активности детей в условиях ДОУ
статья на тему

Аткина Лариса Вениаминовна

Подвижные игры на прогулке, как средство повышения физической активности детей в условиях ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podvizhka.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Швец Е.Ю.

                       (Россия,  Санкт-Петербург,

                              ГБДОУ детский сад № 108

                             Фрунзенского района

                                                                                              6wezl@mail.ru)

ПОДВИЖНЫЕ  ИГРЫ  НА  ПРОГУЛКЕ

КАК  СРЕДСТВО  ПОВЫШЕНИЯ  ФИЗИЧЕСКОЙ

АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ

          Система физического воспитания включает создание санитарно-гигиенических условий, закаливание, формирование культурно-гигиенических навыков, организацию рационального питания, проведение утренней гимнастики, физкультурных занятий, прогулок, спортивных игр и развлечений.

         Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движению. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать.

          Игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Разнообразные движения и действия детей во время игры при умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность сердечно - сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребенка.

         Анализ показателей здоровья, физического и дыхательного развития детей старшего дошкольного возраста в последние годы свидетельствует о тревожных тенденциях. По данным Е.Н. Вавиловой, Н.А. Ноткиной, М.А. Правдова, Ю.К. Чернышенко, В.И. Усакова от 30%  до 40% детей старшего дошкольного возраста имеют низкий уровень двигательного развития. Причины этого кроются в современном образе жизни.  Не случайно в программе воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях вопрос здоровья стоит на первом месте. Если учесть, что двигательная активность является еще и условием, стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится очевидным актуальность данного вопроса.

               Подвижные игры, построенные на движениях, требующие большой затраты энергии (бег, прыжки и д. р.), усиливают обмен веществ в организме. Они оказывают укрепляющее действие на нервную систему ребенка, способствуют созданию бодрого настроения у детей. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывая мобилизацию защитных сил организма, способствуют улучшению питания тканей, формированию скелета, правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям. Во время подвижных игр у детей  совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные правила.

          В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны – получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Таким образом, игра – одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.

         Итак, игры и развлечения детей на свежем воздухе имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение и легкодоступны для занятий физкультурой. Доказано, что они улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье. Кроме этого это очень эмоциональное спортивное занятие, которое может создавать очень большую физическую нагрузку на ребенка, что необходимо обязательно учитывать при организации занятий и игр.

          Опираясь на общие цели физического воспитания дошкольников, выделим основные задачи, решаемые при проведении подвижных игр. К ним относятся: оздоровительные, воспитательные, образовательные.

          Оздоровительные задачи подвижных игр:

          При правильной организации занятий с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности занимающихся подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей, а также повышают функциональную деятельность организма.

          Воспитательные задачи подвижных игр:

          Подвижные игры в большой степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе. Большинство подвижных игр требуют от участников быстроты. Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время. Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости. Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений. Игры с многократными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости. Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений.

          Увлекательный игровой сюжет вызывает у участников положительные эмоции и побуждает их к тому, чтобы они с неослабевающей активностью многократно проделывали те или иные приемы, проявляя необходимые волевые качества и физические способности. Для возникновения интереса к игре большое значение имеет путь к достижению игровой цели – характер и степень трудности препятствий, которые надо преодолевать для получения конкретного результата, для удовлетворения игрой.

          Соревновательный характер коллективных подвижных игр также может активизировать действия игроков, вызывать проявление решительности, мужества и упорства для достижения цели. Однако необходимо учитывать, что острота состязаний не должна разъединять играющих. В коллективной подвижной игре каждый участник наглядно убеждается в преимуществах общих, дружных усилий, направленных на преодоление препятствий и достижение общей цели. Добровольное принятие ограничений действий правилами, принятыми в коллективной подвижной игре, при одновременном увлечении игрой дисциплинирует играющих детей.

Подвижная игра носит коллективный характер. Мнение сверстников, как известно, оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. В зависимости от качества выполнения роли тот или иной участник подвижной игры может заслужить поощрение или, наоборот, неодобрение товарищей; так дети приучаются к деятельности в коллективе.

          Игре свойственны противодействия одного игрока другому, одной команды – другой, когда перед играющим возникают самые разнообразные задачи, требующие мгновенного решения. Для этого необходимо в кратчайший срок оценить окружающую обстановку, выбрать наиболее правильное действие и выполнить его – так подвижные игры способствуют самопознанию.

         Кроме того, занятия играми вырабатывают координированные, экономные и согласованные движения; игроки приобретают умения быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость, что важно в жизни.

          Образовательные задачи подвижных игр:

        -  Игра оказывает большое воздействие на формирование личности: это такая сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Занятия играми способствуют развитию у детей способностей к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности, в самих занятиях играми, а также в гимнастике, спорте и туризме;

         - Правила и двигательные действия подвижной игры создают у играющих верные представления о поведении в реальной жизни, закрепляют в их сознании представления о существующих в обществе отношениях между людьми.

         Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи надо решать в комплексе, только в таком случае каждая подвижная игра будет эффективным средством разностороннего физического воспитания детей. Таким образом, подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых и физических качеств. Однако следует помнить, что при проведении подвижных игр в силу их специфики, прежде всего, решаются задачи собственно физического воспитания.

          Из всего этого можно сделать вывод, что подвижная игра способствует развитию у детей дошкольного возраста названных физических качеств. Выдвинутая гипотеза о том, что активные занятия подвижными играми содействуют процессу правильного физического развития ребенка -подтвердилась.

         Таким образом, подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом. Обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств – важная сторона повышения эффективности физического воспитания.

Литература:

          1. Доронина М.А.  Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика.- 2007.  - № 4. – С.10-14

          2. Кузнецов В.С., Колодницкий  Г.А.  Физический упражнения и подвижные игры: метод. Пособие. – М.: НЦ ЭНАС, 2006. – 151 с.

          3. Мащенко М.В., Шишкина В.А. Физическая культура дошкольника. – Мн.: Урожай, 2008.- 156 с.

          4. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. – М.: Просвещение, 1984. – 207 с.

         



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры на прогулке, как средство повышения физической активности детей в условиях ДОУ

Пдвижные игры на прогулке, как средство повышения физичнской активности детей в условиях ДОУ...

Семинар – практикум «Подвижные игры народов Севера – как средство повышения двигательной активности детей»

Народные подвижные игры являются важнейшим средством повышения двигательной активности детей. Эта форма деятельности наиболее близка и понятна детям, вызывает у них яркие эмоциональные переживания. Уч...

Геокешинг в ДОУ как средство повышения двигательной активности детей в условиях ДОУ

Описание образовательного проекта внедряющего ориентирование на местности, развивающее самостоятельность в решении интеллектуальных задач....

Подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей на прогулке

Игры и развлечения на свежем воздухе особенно полезныдля растущего детского организма....

Самообразование по теме: «Подвижная игра на прогулке, как средство развития физических качеств детей среднего дошкольного возраста».

Дети среднего дошкольного возраста активны, много двигаются и,  именно прогулка, идеальное место для игр. Воспитатель может помочь не только активизировать двигательную активность детей, но и поб...

Развивающие альбомы игры на липучках и игры с фонариком как средство повышения познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Развивающие альбомы игры на липучках и игры с фонариком - средство повышения познавательной активности детей старшего дошкольного возраста....

Подвижные игры на прогулке, как средство повышения физической активности.

Высокий уровень двигательной активности – важнейшее условие не только физического, но и умственного развития детей.  Запас двигательной энергии ребенка, особенно ребенка младшего возраста, ...