«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
консультация (подготовительная группа)

В последнее время были утеряны многие общечеловеческие ценности. В людях пропало чувство гордости за свою родину, за свой народ, появилось равнодушное отношение друг к другу и даже к близким и родным. Детям стали чужды такие понятия, как милосердие, сочувствие, сострадание, уважение к людям труда. Поэтому в настоящее время идея патриотического и гражданского воспитания приобретает всё большую значимость. Разные поколения не находят общего языка, они пребывают в состоянии конфронтации, противоречия. Нравственные  и культурные ценности одного поколения не находят понимания друг с другом. И такую работу нужно начинать уже со стен детского сада. «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом» (С.В.Михалков).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx21.57 КБ

Предварительный просмотр:

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

В последнее время были утеряны многие общечеловеческие ценности. В людях пропало чувство гордости за свою родину, за свой народ, появилось равнодушное отношение друг к другу и даже к близким и родным. Детям стали чужды такие понятия, как милосердие, сочувствие, сострадание, уважение к людям труда. Поэтому в настоящее время идея патриотического и гражданского воспитания приобретает всё большую значимость. Разные поколения не находят общего языка, они пребывают в состоянии конфронтации, противоречия. Нравственные и культурные ценности одного поколения не находят понимания друг с другом. И такую работу нужно начинать уже со стен детского сада. «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом» (С.В.Михалков).

Музейная педагогика, в основе своей направлена на создание условий для погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Поэтому основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности,. приобщение детей и родителей к музейному искусств.. На сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию

Включение музеев в образовательный процесс – дело не такое простое. К посещению музея необходимо серьёзно и целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и впечатления. Ребёнок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея, поэтому нужно помочь ребенку понять, объяснить. Музей– это особое пространство, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, приобщения к вечным ценностям. Данная педагогическая технология дает возможность

Знакомить дошкольников с музеем, его значением и коллекциями. Формировать у детей чувство истории, чувство времени, ощущение неразрывной связи прошлого с настоящим и будущим. Формировать и развивать у воспитанников дошкольного учреждения нравственные ориентиры и патриотические чувства. Развивать творческое мышление, воображение, фантазию. Повышать роль культурно-просветительской работы музеев в образовании и воспитании.

- исследовать,

- развивать интерес к изучению народной культуры, традиций, познания прошлого, изучения своей малой Родины,

- объяснять сложное на примере простого,

- нетрадиционно подходить к подаче информации,

- учиться коммуницировать

К какому результату мы должны идти?

В условиях ДОУ результат заключается в следующем:

- у ребёнка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщённым к культуре и к одному из её замечательных проявлений – музею;

- дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею;

- у детей формируется ценностное отношение к истории, развивается эмоциональный отклик. Ребёнок должен покидать музей с ощущением уверенности подъёма «ещё на одну ступеньку выше».

В беседах с детьми мы выяснили, что не все дети были в музее хотя бы раз, некоторые родители не считают нужным водить дошкольников в музеи, так как дети ничего не поймут, им будет скучно и неинтересно. Проблему решает создание музейно-образовательного пространства, центром которого становится мини-музей. Экскурсии в музей способны дополнить и обогатить любую информацию педагога, сделать сам процесс образования предметным, наглядным и осязаемым.

. В чем отличие музея от мини-музея в ДОУ? Мини-музей в детском саду - это особый вид детского музея, который располагается непосредственно в дошкольном учреждении. Почему о музее в детском саду мы говорим «мини -музей»? В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому мы назвали их «мини-музеями». Слово «мини» отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики , своеобразие методов работы музея.

Создание мини-музея помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота.

Особенности организации мини-музеев в дошкольном образовательном учреждении. Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с интересными людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность. Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Какую работу проводим мы в детском саду, применяя технологию «музейная педагогика»?

В нашем образовательном учреждении практически с момента открытия 14 лет назад первым делом были организованы совместными усилиями с родителями мини-музеи. Мини-музеи наполняются экспонатами и по сей день. А некоторое время назад начали реализовывать идею оформления фойе, рекреаций, лестничных пролетов школы и сада различными тематическими зонами музейной направленности, например:

- черно-белая кинолента военного времени с фотографиями знаменитых героев-земляков времен Великой Отечественной войны, в честь которых названы улицы, памятные места города и области;

-Карта Белгородской области, большеразмерные фотографии города, памятных мест, знаменитых земляков. Экспонаты, фотографии сопровождаются QR-кодами с дополнительной информацией.

Посещение детьми музеями наиболее эффективно в старшем дошкольном возрасте в 6-7 лет, но начинаем посещать музеи со средней группы. За время нахождения в саду ребенок несколько раз в год посещает экспозиции и с каждым разом их восприятие становится более полным, конкретным, эмоциональным.

Весной и летом, когда в силу военной ситуации детские сады были закрыты и многие родители вынуждены были покинуть город, мы организовали акцию «Посети музей страны». Многие дети вместе с их родителями откликнулись и специально посетили музеи в разных уголках страны (в Москве, Санкт-Петербурге, Курске, Старом Осколе, музеи Белгородской области). Из собранных фотографий создали ролик. Это послужило и остальным родителям повести своих детей в музей. Этой осенью, когда оперативная обстановка позволила, мы совместно с нашими родителями посетили наш Белгородский музей народной культуры, Диораму «Огненная дуга». Родители отметили, что для них это было очень познавательно и интересно, а дети ярче всего запомнили то, что можно было потрогать (деревянные игрушки, лапти), интерактивные модули.На занятиях по краеведению ребята снова посещали наши мини-музеи. Дети активно вспоминали, что такие же предметы они видели в настоящем музее, рассказывали об их назначении, сравнивали, обобщали.

На регулярной основе кроме посещения мини-музеев, мы организуем игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, интеллектуально-творческие игры.

Таким образом, применение в образовательной деятельности инновационной педагогической технологии «Музейная педагогика» даёт свои плоды - идёт постепенное расширение детского кругозора, нравственно-патриотических представлений.

У детей формируется ценностное отношение к истории, развивается эмоциональный отклик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему "Использование культурно - региональных ценностей в воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Музыка»

Развитие эстетических качеств, художественного вкуса, творческой активности и нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста....

«Воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников»

Главной целью работы по этой теме я считаю воспитание исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческо...

Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик».

Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группеТема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик»....

Консультация для воспитателей "Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников"

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке,...

Воспитание нравственно - патриотических чувств у дошкольников через культуру родного края.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится нравственное и патриотическое воспитание. ...

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...