Интеллектуальные карты
статья (младшая группа)
Интеллектуальные карты
Работая с детьми и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процессы усвоения детьми знаний.
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется мышление.
Составление интеллект-карты - необычный вид деятельности, имеющий много общего с игровой, но это эффективный способ работы с информацией, причем универсальный: составлять интеллект-карты можно по самым разным темам. Сам процесс создания интеллект-карты стимулирует творчество обучающихся, потому что в ее создании активно участвуют и правое, и левое полушарие мозга, чего не происходит при работе с готовыми схемами. Важно отметить, что интеллект-карта является, прежде всего, техникой мышления, а не способом фиксации результата, т.е. самое главное - это процесс получения нового знания. Составление интеллект-карты можно назвать визуализацией мышления.
С помощью интеллект – карты решаются следующие задачи:
- развитие быстрого восприятия и запоминания
- повышение мотивации
- грамотное планирование решения задачи
- формирует упорядочение мыслей
- рост достижение успеха
- экономия времени
Решая данные задачи мы обеспечиваем целостность усвоения детьми тех или иных знаний.
Использование интеллект – карт позволяет раскрыть полноту выбранной темы и решить стоящие перед педагогом задачи, а именно:
повысить мотивацию, качество знаний воспитанников, конкурентоспособность их в образовательном процессе;
- развить коммуникативные и творческие способности в процессе их учебно-познавательной деятельности;
- скорректировать знания;
- активизировать самостоятельную деятельность воспитанников.
- выявить причины затруднений
- изучить личность
Преимущества метода интеллект-карт:
Наглядность. Вся проблема, в ее многогранном понимании отображается компактно.
Привлекательность. Интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета, информация, отображенная в интеллект-карте, легко запоминается.
Информативность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации, понять, какой информации не достает.
Креативность. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
Инновационность. Интеллект-карта побуждает к новым мыслям, новым идеям.
Интеллект - карты – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации решения творческих задач, инструмент развития памяти и мышления.
Последовательность использования элементов данной технологии заключается в трех основных принципах:
«Принимай» – сначала необходимо изучить все стороны интеллект - карт, правила и по их созданию, проанализировать объект с целью выделения их связи, рассуждений и следствия.
«Применяй» – начни применять их, составь как можно больше интеллект- карт в разных областях: обучение, запоминание, презентации, мозговой штурм, принятие решений.
«Приспосабливай» – пропусти эту технологию через себя, адаптируй под себя, выбери свой стиль и совершенствуй свои умения и навыки
Интеллект - карты можно составлять как индивидуально, так и коллективно: группой, командой, семьёй и по разным тема и поводам. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые нюансы в информации
Целесообразность выбора применяемой технологии заключается в том, что заинтересовавшись проблемой использования метода интеллект –карт на занятиях с дошкольниками, я задумалась, как сделать данный метод достоянием дошкольников, как ввести его элементы в повседневную жизнь, в рамки программы воспитания. Но прежде детей нужно познакомить с правилами составления интеллект – карт. Интеллект-карта должна соответствовать определенным требованиям, иначе она будет похожа на текст с картинками и слегка структурированным.
Составление интеллект - карты требует соблюдения определённых правил:
1. Интеллект - карты удобнее создавать на бумаге формата А4 (не большой, не маленький).
• Располагают лист горизонтально, лучше использовать белую бумагу.
• От центрального образа рисуем "отростки" первого уровня которые и будут раскрывать главную идею.
• Детализируем отростки - каждый состоит из нескольких веточек, они ведут к ассоциации с ключевыми понятиями.
• Наводим красоту: подрисовываем картинки, используем разные цвета ветви должны быть изогнутыми, похожими на ветви дерева.
2. Слова использовать лучше одно на каждую линию. Это расширяет возможности ассоциаций, идей, мыслей. Слова подбираются так чтоб увидев их можно вспомнить всю картину целиком. Буквы лучше использовать печатные: так их проще читать, а трехмерные привлекают внимание.
3. Линии смысловых и логических связей изображаются в виде ветвей: чем ближе линия к центральному образу - тем она толще. Длина линии равна длине слова или размеру картинки. За счет стрелок показываем значимость, последовательность и связи одного блока информации с другой, а также указываем взаимосвязи
4. Стиль карты необходимо вырабатывать свой собственный. Они могут быть нестандартными и с юмором. Главное чтоб интеллект- карта нравилась самому автору.
5. Использовать картинки везде, где только можно, динамичные и трехмерные картинки- лучше запоминаются. Общепринятые или собственные символы привлекают внимание, говорящие картинки вызывают эмоции и лучше запоминается. Главная же идея должна быть объемной и содержать не более 3 цветов
6. Применение кодирования: используют для выделения информации, рисуют красным или зеленым, использовать можно как общепринятые, так и придумывать свои.
7. Структура интеллект - карты может быть
8. Разнообразие интеллект - карты предполагает использование различных по виду картинок, размеры шрифта, цвета, линий, потому что однообразие неинтересно и не привлекает внимание
9. Использовать разнообразные цвета и текстовыделитель.
Следуя данным правилам построения интеллект – карт мы можем добиться решения поставленных задач и идем к получению ожидаемых результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intelekt_karty.docx | 17.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеллектуальные карты
Работая с детьми и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процессы усвоения детьми знаний.
Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется мышление.
Составление интеллект-карты - необычный вид деятельности, имеющий много общего с игровой, но это эффективный способ работы с информацией, причем универсальный: составлять интеллект-карты можно по самым разным темам. Сам процесс создания интеллект-карты стимулирует творчество обучающихся, потому что в ее создании активно участвуют и правое, и левое полушарие мозга, чего не происходит при работе с готовыми схемами. Важно отметить, что интеллект-карта является, прежде всего, техникой мышления, а не способом фиксации результата, т.е. самое главное - это процесс получения нового знания. Составление интеллект-карты можно назвать визуализацией мышления.
С помощью интеллект – карты решаются следующие задачи:
- развитие быстрого восприятия и запоминания
- повышение мотивации
- грамотное планирование решения задачи
- формирует упорядочение мыслей
- рост достижение успеха
- экономия времени
Решая данные задачи мы обеспечиваем целостность усвоения детьми тех или иных знаний.
Использование интеллект – карт позволяет раскрыть полноту выбранной темы и решить стоящие перед педагогом задачи, а именно:
повысить мотивацию, качество знаний воспитанников, конкурентоспособность их в образовательном процессе;
- развить коммуникативные и творческие способности в процессе их учебно-познавательной деятельности;
- скорректировать знания;
- активизировать самостоятельную деятельность воспитанников.
- выявить причины затруднений
- изучить личность
Преимущества метода интеллект-карт:
Наглядность. Вся проблема, в ее многогранном понимании отображается компактно.
Привлекательность. Интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета, информация, отображенная в интеллект-карте, легко запоминается.
Информативность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации, понять, какой информации не достает.
Креативность. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
Инновационность. Интеллект-карта побуждает к новым мыслям, новым идеям.
Интеллект - карты – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации решения творческих задач, инструмент развития памяти и мышления.
Последовательность использования элементов данной технологии заключается в трех основных принципах:
«Принимай» – сначала необходимо изучить все стороны интеллект - карт, правила и по их созданию, проанализировать объект с целью выделения их связи, рассуждений и следствия.
«Применяй» – начни применять их, составь как можно больше интеллект- карт в разных областях: обучение, запоминание, презентации, мозговой штурм, принятие решений.
«Приспосабливай» – пропусти эту технологию через себя, адаптируй под себя, выбери свой стиль и совершенствуй свои умения и навыки
Интеллект - карты можно составлять как индивидуально, так и коллективно: группой, командой, семьёй и по разным тема и поводам. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые нюансы в информации
Целесообразность выбора применяемой технологии заключается в том, что заинтересовавшись проблемой использования метода интеллект –карт на занятиях с дошкольниками, я задумалась, как сделать данный метод достоянием дошкольников, как ввести его элементы в повседневную жизнь, в рамки программы воспитания. Но прежде детей нужно познакомить с правилами составления интеллект – карт. Интеллект-карта должна соответствовать определенным требованиям, иначе она будет похожа на текст с картинками и слегка структурированным.
Составление интеллект - карты требует соблюдения определённых правил:
1. Интеллект - карты удобнее создавать на бумаге формата А4 (не большой, не маленький).
• Располагают лист горизонтально, лучше использовать белую бумагу.
• От центрального образа рисуем "отростки" первого уровня которые и будут раскрывать главную идею.
• Детализируем отростки - каждый состоит из нескольких веточек, они ведут к ассоциации с ключевыми понятиями.
• Наводим красоту: подрисовываем картинки, используем разные цвета ветви должны быть изогнутыми, похожими на ветви дерева.
2. Слова использовать лучше одно на каждую линию. Это расширяет возможности ассоциаций, идей, мыслей. Слова подбираются так чтоб увидев их можно вспомнить всю картину целиком. Буквы лучше использовать печатные: так их проще читать, а трехмерные привлекают внимание.
3. Линии смысловых и логических связей изображаются в виде ветвей: чем ближе линия к центральному образу - тем она толще. Длина линии равна длине слова или размеру картинки. За счет стрелок показываем значимость, последовательность и связи одного блока информации с другой, а также указываем взаимосвязи
4. Стиль карты необходимо вырабатывать свой собственный. Они могут быть нестандартными и с юмором. Главное чтоб интеллект- карта нравилась самому автору.
5. Использовать картинки везде, где только можно, динамичные и трехмерные картинки- лучше запоминаются. Общепринятые или собственные символы привлекают внимание, говорящие картинки вызывают эмоции и лучше запоминается. Главная же идея должна быть объемной и содержать не более 3 цветов
6. Применение кодирования: используют для выделения информации, рисуют красным или зеленым, использовать можно как общепринятые, так и придумывать свои.
7. Структура интеллект - карты может быть
8. Разнообразие интеллект - карты предполагает использование различных по виду картинок, размеры шрифта, цвета, линий, потому что однообразие неинтересно и не привлекает внимание
9. Использовать разнообразные цвета и текстовыделитель.
Следуя данным правилам построения интеллект – карт мы можем добиться решения поставленных задач и идем к получению ожидаемых результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальные карты – эффективное средство развития словаря и связной речи в работе с детьми дошкольного возраста с ОНР.
Интеллектуальные карты– это уникальный и простой метод запоминания информации. Автор этого метода известный психолог ТОНИ БЬЮЗЕН. Регулярное использование интеллектуальных карт позволяет с...
Презентация.Интеллектуальные карты - эффективное средство развития словаря и связной речи в работе с детьми дошкольного возраста с ОНР
Метод запоминания информации автором которого является американский ученый Тони Бьюзен. Этот метод способствует развитию словаря, связной и психических процессов....
Развитие связной речи детей старшего возраста с применением интеллектуальных карт.
Эффективная методика для детей с нарушениями речи,так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование,что способствует развитию словаря, грамматического строя и планир...
Составление рассказа "Весна" по интеллектуальной карте в старшей логопедической группе.
Новые логопедические технологии. Развивающие лексико-грамматические занятия....
Инновации в ДОУ. Интеллектуальные карты.
Mind-maps - термин может переводиться как «интеллект карты», «карты ума», «карты мыслей», «карты мышления», «ментальные карты», «карты памяти» или «карты разума» – информация, изображаемая...
интеллектуальные карты
Начать наш разговор хотелось бы с риторического вопроса - «Когда начинается развитие детской речи?» Для родителей- в тот незабываемый день, когда малыш произнес первые слова: мама, папа, дай, на. Для ...
НОД по развитию речи «Составление рассказа по интеллектуальной карте «Осень».
«Если вы работаете с детьми, от которых трудно добиться слова… - начните показывать картинки, и они заговорят свободно, непринужденно…» ...