"Влияние мелкой моторики рук на развитие речи у детей раннего возраста" (из опыта работы)
консультация (младшая группа)
Материал для педагогов из групп раннего возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 6 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
«Влияние мелкой моторики рук на развитие речи у детей раннего возраста»
(Из опыта работы)
Воспитатель
Сидорова О. В.
Санкт-Петербург 2024 г.
Речь – это, прежде всего инструмент общения. От того, как человек освоит речь, зависит многое в его дальнейшей судьбе.
Актуальность темы определяется тем, что развитие мелкой моторики рук напрямую связано с развитием формирования развития речи у детей. При недостаточно развитой речи дошкольника возникают трудности в школьном возрасте с освоением процессов чтения и письма.
С самого раннего возраста взрослые стараются научить ребенка выполнять точные движения руками и пальцами, брать в руки большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией.
Поэтому тренировку пальцев рук, то есть развитие мелкой моторики, следует начинать как можно раньше, особенно у детей с общим недоразвитием речи.
Какие же упражнения помогут ребенку усовершенствовать свои навыки?
Мелкую моторику рук развивают:
- Первое – это пальчиковая гимнастика.
Самым ярким примером пальчиковой игры является всем известная присказка про сороку-белобоку. Каждому из нас читали её в детстве заботливые мамы и бабушки. Она существует в различных вариациях, но в основном текст её таков: «Сорока-белобока кашку варила, деток кормила». Дальше идет перечисление всех её деток, которых сорока накормила кашкой, при этом загибаются по очереди все пальчики на ладошке ребенка.
Ещё одна очень полезная пальчиковая игра является «Заготавливаем капусту». Делаем движения с проговариванием: Мы капусту рубим, рубим! (Сжимаем пальцы в кулаки – одновременно на двух руках) Мы морковку трем, трем! (одна рука в кулаке – «морковка» ритмично движется вверх и вниз по ладони другой руки. Потом меняем руки).
Такие игры не только развивают мелкую моторику пальцев, но и память, сосредоточенность и воображение, а также поможет запоминать какие-то важные факты (времена года, названия животных и растений и т. д.)
2. Игры с прищепками, мячиками, шариками, орешками повышают интерес детей, развивают внимание. Например, грецкие орехи мы используем для катания ладошкой по столу или другой поверхности, а так же между ладонями. Предлагаем детям катать по очереди каждым пальцем маленькие мячики, шарики. Эти игры доставляют удовольствие детям. Такая тренировка помогает развитию подвижности пальцев, улучшает мелкую моторику.
3. Пирамидка - это одна из базовых развивающих игрушек для ребёнка. Такие игрушки помогают развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм и размеров, а также цветов. В ходе игры малыши разбирают и собирают пирамидки. Сейчас мы учимся собирать пирамидку. Чтобы пирамидка получалась аккуратной, на начальных этапах мы подсказываем детям, какое колечко большое, какое поменьше, а какое совсем маленькое.
4. Игры-мозаики являются ещё одним эффективным способом развития мелкой моторики и творческих способностей ребёнка. Такая игра подходит для детей любого возраста. Для детей раннего возраста мы выбирали мозаику с большими деталями. Во время игры дети постоянно манипулируют деталями, проявляют сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость. В ходе игры мы учим детей выкладывать дорожку, закреплять основные цвета.
5. Ещё один из способов развития мелкой моторики, который нравится детям - это застёгивание и расстёгивание различных застёжек, пуговиц, кнопок, молний. В ходе таких занятий дети тренируют пальцы и совершенствуют ловкость рук.
6. Также в работе с детьми мы используем пальчиковый театр. Пальчиковый театр всегда вызывает у детей радостные переживания.
Удержать героя пальчикового театра на своей руке не так уж легко. Надо чтобы пальчики были сильными, прямыми, в нужный момент могли нагнуться или покачаться. Но детям очень нравится, когда их пальчики превращаются в сказочных персонажей, они с удовольствием проговаривают за воспитателем или самостоятельно знакомые слова полюбившихся сказок. Игры с пальчиковым театром развивают воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству. Помогают справляться с застенчивостью, способствуют развитию речи, памяти, внимания.
7. В нашей группе имеются баночки, с различными наполнителями. В гречневой крупе, горохе, пшене, малыши прячут маленькие игрушки, а потом с большим удовольствием их там ищут.
8. Развивают мелкую моторику также игры-шнуровки. Благодаря им, дети учатся, пытаются научится шнуровать.
9. Так же развивают мелкую моторику игры с кубиками. Они появляются в жизни малыша с самого раннего детства. При помощи деревянных или пластмассовых кубиков дети конструируют башни, строят крепости и дома.
Современные дети очень любят играть конструктором «Лего», в ходе игры малышам приходилось собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, эти манипуляции способствуют тренировке пальцев рук, тем самым стимулируют речевое развитие малыша.
10. Игры с бизибордом.
Сколько в мире всего интересного: что то крутится, что то открывается или закрывается. Но взрослые почему то не всегда разрешают этим воспользоваться, а вот с бизибордом можно все: применить нужную силу и сноровку, открыть и закрыть нужную дверку и все остаются довольными.
11. Чудесный мешочек.
Через создание сюрпризного момента, развивается мелкая моторика и тактильные навыки детей.
Работая с детьми ясельной группы, хочется отметить, что работа по данной проблеме уже дает свои результаты:
- дети уже могут выражать свои мысли словом, стали озвучивать выполняемые действия.
- расширяется активный словарь, что можно наблюдать в самостоятельной речи детей,
- дети знают уже и играют в пальчиковые игры,
- в речи детей появились простые предложения.
Обучение показало, что развитие мелкой моторики, как активизация речи детей раннего возраста дает положительный результат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Влияние мелкой моторики рук на развитие речи у детей младшего дошкольного возраста».
Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогрес...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/12/picture-834525-1478968953.jpg)
«Влияние игр с мячом на развитие двигательных навыков детей раннего возраста» из опыта работы
Всестороннее развитие ребёнка невозможно без правильно организованной и достаточной двигательной активности. Предполагается, что развитие двигательных навыков у детей происходит более эффективно в игр...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/31/picture-810390-1472659659.jpg)
Мастер-класс «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи у детей дошкольного возраста»
Цель: развитие речи и мелкой моторики рук посредством здоровьесберегающих технологий.Коррекционно-развивающие задачи: развивать моторные умения и навыки с помощью гидромассажа и гидрогимнастики, разви...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/03/picture-1064948-1538554656.jpg)
Сообщение на РМО "Влияние мелкой моторики рук на развитие речи у детей дошкольного возраста"
Сообщение на РМО «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей дошкольного возраста» Воспитатель: Тестова И.В. С введением Федерального...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/18/picture-1013324-1518979890.jpg)
Обобщение опыта «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи у детей младшего дошкольного возраста»
Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста выполняет много разных функций. На кончиках детских пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного кол...
Статья «Развитие мелкой моторики как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста »
Статья «Развитие мелкой моторики как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста »...