Сообщение на РМО "Влияние мелкой моторики рук на развитие речи у детей дошкольного возраста"
учебно-методический материал по логопедии (средняя группа)

Тестова Ирина Валентиновна

Сообщение на РМО «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей дошкольного возраста»

 

 Воспитатель: Тестова И.В.

 

      С введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.
Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика» Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах деятельности. 
 

Известный педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
   С Василием Александровичем трудно не согласиться — двигательные и речевые центры в мозгу находятся рядом, и значит, чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее будет развиваться и речь, да и не только она. В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период жизни, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. Этот период жизни ребенка не случайно называют «нежный возраст». Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитие общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание. Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. На руке находятся биологически активные точки нашего организма.

Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. 

Учеными доказано, что в последние 10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Кроме того у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Родители меньше говорят с детьми, ссылаясь на недостаток свободного времени. Ребенок в основном получает нужную ему информацию из теле- и радиопередач. Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.). Вспомните, сейчас даже во многих детских садах просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Работая с детьми дошкольного возраста, я сталкиваюсь с такими проблемами детей, как слабое развитие кисти рук, слабое запоминание цвета, формы, нарушение моторики рук, у таких детей преобладает медлительность выполнения движений, наблюдается скованность. Ребенок при выполнении заданий начинает капризничать, у него ухудшается настроение.
Понимая важность этой проблемы, я поставила перед собой

цель:

развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, посредством дидактических игр, пособий и игрушек. В группе создана необходимая предметно – развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики.

 

Актуальность и перспективность опыта.

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте. Вопрос развития мелкой моторики детей стоит довольно остро.

В младшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики является одним из главных направлений воспитания и образования дошкольника. Владение педагогическими знаниями и методами помогают мне строить работу по развитию мелкой моторики на основе продуктивной деятельности, дидактических игр и пальчиковых игр.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста обусловлена возрастными, психологическими и физиологическими особенностями детей: в дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

Ещё несколько лет назад взрослым и детям в том числе, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками перебирать крупу, стирать и отжимать белье, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду, а сейчас эти операции за человека выполняют машины — кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы, мультиварки. Вся эта популярность непосредственным образом отражается на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития детской моторики, тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь. Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры малышей при помощи обычных предметов домашнего обихода. Самое главное — для того, чтобы играть с ребенком, не нужно ничего специально покупать. У нас есть все под рукой: пуговицы, баночки, тюбики, крышки,крупа,тряпочки,бумага.
          Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.   Дети с плохо развитой моторикой неумело держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, пазлы, счетные палочки, мозаику. Часто отказываются от лепки и аппликации, не успевают за сверстниками в группе в процессе деятельности.

Я считаю, что решению задач по развитию мелкой моторики ребенка будут способствовать:

1. Разработка системы работы по продуктивным видам деятельности: традиционное и нетрадиционное рисование, работа с бумагой (оригами, «Торцевание», «Жгутики» и т.д.), работа с пластилином (пластилинография), работа с крупой.

2. В работу по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста включаются все виды учебно-игровой деятельности в режимные моменты: утренняя гимнастика, самостоятельная деятельность, занятия, прогулка, продуктивная деятельность.

Развитие мелкой моторики должно осуществляться не периодически, а систематически.

В нашей группе для этого созданы следующие условия:

1. Подобран разнообразный содержательный материал для детской деятельности.

2. Создана предметно-развивающая среда.

3. Разработаны картотеки дидактических игр и пальчиковых игр.

4. Используются разные виды продуктивной деятельности.

Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики рук, проводимые в воспитательно-образовательном процессе, позволят детям почувствовать свою успешность.

 К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. 

         Выдающийся ученый  И.П. Павлов придавал большое значение тактильным ощущениям,  доказывая,  что они формируют речевой центр. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление.

 Тренировка тонких движений пальцев рук не только окажет стимулирующее влияние на общее развитие ребенка, но будет также способствовать преодолению и профилактике нарушений речи у детей. Даже если речь ребенка развивается без особенностей, необходимо заботиться о совершенствовании у него тонких движений пальцев рук; если же развитие речи малыша отстает, на тренировку его пальцев необходимо обратить особое внимание.

Для развития мелкой моторики  полезны такие упражнения:

          - перебирая пальцами, крутить бруски или карандаш;

         - застегивать и расстегивать пуговицы разного размера;

         - плести косички из жестких ниток;

         - рисовать и штриховать карандашами;

         - играть в пальчиковые игры и др.

Преимущественно в работе над тонкой моторикой рук педагогами применяются пальчиковые игры следующих видов:

Фольклорные пальчиковые игры

 Пальчиковые игры с авторским текстом

 Игровой пальчиковый массаж.  

 

Пальчиковые игры, моделирующие окружающий предметный мир ребенка, при умелом их включении в контекст различных занятий и режимных моментов могут способствовать развитию у детей элементов их двигательного поведения, обусловленного игровой, бытовой или учебной ситуацией.

Ирина Александровна Лыкова дает такие  советы по проведению пальчиковых игр:

1.Убедитесь в том, что малыши знают персонажей стихов, песенок и потешек.

2. Перед проведением пальчиковых игр убедитесь, что руки у детей теплые.

3.При проведении первых пальчиковых игр текст читайте медленно, чтобы дети успели показать движения.

4.Не торопитесь обновлять репертуар: в вашем повседневном активе должно быть не более 2-3 игр, новые игры вводите постепенно, исключая по одной из знакомых (но через время возвращайтесь к ней).

 

Самым ярким примером пальчиковой игры является всем известная присказка про сороку-белобоку. Каждому из нас читали её в детстве заботливые мамы и бабушки. Она существует в различных вариациях.

 

Ещё одной распространённой игрой являются «Фонарики». Эти упражнения относятся ещё к кинезиологическим.

Кинезиология – это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, т.е. путём физической активности.

Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности. Под влиянием кинезиологических тренировок, в организме происходит положительные структурные изменения. Текст таков: «Фонарики зажглись! Фонарики погасли! ». Сначала сжатые кулак пальцы резко и одновременно на двух руках разжимаются (зажглись, затем пальцы сжимаются в кулак (погасли).

Также можно поиграть в «Печем блины». Касаемся поверхности стола попеременно ладонью и тыльной стороной руки. Если нет стола – подойдут и коленки. Приговариваем: Мама нам пекла блины, очень вкусные они. Встали мы сегодня рано (потягиваемся) и едим их со сметаной (подносим сложенные «щепотью» пальцы ко рту, имитируя еду).

Ещё одна очень полезная пальчиковая игра является «Заготавливаем капусту». Делаем движения с проговариванием: Мы капусту рубим, рубим! (Сжимаем пальцы в кулаки – одновременно на двух руках) Мы морковку трем, трем! (одна рука в кулаке – «морковка» ритмично движется вверх и вниз по ладони другой руки. Потом меняем руки).

Такие игры не только развивают мелкую моторику пальцев, но и память, сосредоточенность и воображение, а также поможет запоминать какие-то важные факты (времена года, названия животных и растений и т. д.)

Свою работу по развитию мелкой моторики рук начала с использования продуктивных видов деятельности. Занятия этими видами деятельности способствуют развитию восприятия, чувства цвета.

Один из способов совершенствования пальчиковой моторики является рисование.

В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.

 

В своей работе использую традиционные и нетрадиционные техники рисования. Нетрадиционные техники способствуют развитию у детей: мелкой моторики и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений; наблюдательности и эстетической отзывчивости.

Детям нравится рисовать пальчиками и ладошками, крупой, «монотипия». Таким способом мы рисовали на самые разнообразные темы: «Гусеница», «Ветка рябины», «Бабочка» т.д.

Интересны и эффективны занятия с использованием пластилина – пластилинография. Пластилинография хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной. Многократные повторения однородных движений способствовало развитию и усвоению разных движений, что в свою очередь развивало координацию движений обеих рук и мелкую моторику.

Так же дети освоили работу с бумагой, салфетками: «Рваные бумажки», «Торцевание», «Жгутики»

 

В своей работе я практикую дидактические игры по развитию мелкой моторики.

 

Мной разработана картотека дидактических игр.

1.Игры с прищепками: «Волшебные прищепки», «Хвостики у фруктов», «Колючий ежик», «Загадочное колесо», «У солнышка в гостях» и т.д..

2. Игры со счетными палочками: «Выложи солнышко из палочек», «Лес – лесок», « Кто в домике живёт?», «Мебель для кукол» и т.д.

3. Игры на наматывание: «Шаловливый котенок», «Разноцветные ленточки».

4. Игры с бросовым материалом: «Сюрприз», «Собери бусы»»Бусы для куклы» и т.д..

5. Игры с пуговицами «Расстегашки»

6. Игры с цветными камешками.

7. Игры с цветными резиночками «Колечки на палец», «Радуга – дуга», «Найди геометрическую фигуру», «Где спряталась буква» и т.д.

8. Вырезание ножницами, аппликация.

9.  Соединение по точкам «Обведи по точкам», «Найди, что спрятано»

10. Кубики разного вида( строительные, с картинками).

11. Мазайка разного вида.

12. Пазлы.

Анализ результативности

Разные виды продуктивной деятельности, используемые мною в работе, при целенаправленном их применении способствовали развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности.

При обобщении опыта работы была сделана попытка найти возможные пути развития и совершенствования координации движений обеих рук, зрительно — двигательной координации и развития мелкой моторики в процессе продуктивных видов деятельности и дидактических игр.

Анализ проведённой работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование игровых приёмов, эффективно помогает развить мелкую моторику и благотворно влиять на развитие связной речи и подводит их к успешному овладению письмом. Представленная система работы направлена не только на овладение навыком письма, но и на формирование учебной деятельности в дальнейшем. На основе использования игр, заданий, упражнений у младших дошкольников развивается память, внимание, мышление, воображение, расширяется словарный запас, приобретаются навыки учебной деятельности.

Для совершенствования работы по данной проблеме я наметила следующие перспективы:

продолжить работу над развитием мелкой моторики в средней группе;

продолжить знакомить детей с различными техниками продуктивной деятельности;

- пополнять копилку пальчиковых игр;

- пополнить картотеку дидактических игр;

- следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области развития мелкой моторики у детей;

- осуществлять взаимодействие с семьей.

Совместная деятельность с родителями по развитию мелкой моторики

малышей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие

речи, готовит руку ребёнка к продуктивной деятельности, что в будущем

поможет избежать многих проблем школьного обучения.

В следующем году запланирован долгосрочный проект совместно с родителями по данной теме.

 

Заключение.
Таким образом, развивая мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности, совершенствуя условия для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста, я добилась следующих результатов: улучшилась координация и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; мелкая моторика пальцев, кистей рук; улучшилось развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческая активность; создана эмоционально-комфортная обстановка в общении со сверстниками и взрослыми.

Давайте смело ребёнку задание даже сидя дома на кухне : разобрать по форме макароны, перебрать пшено и гречку. Это увлечет ребёнка и принесет большую пользу.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Влияние мелкой моторики рук на развитие речи у детей дошкольного возраста»

Цель: развитие речи и мелкой моторики рук посредством здоровьесберегающих технологий.Коррекционно-развивающие задачи: развивать моторные умения и навыки с помощью гидромассажа и гидрогимнастики, разви...

Статья «Развитие мелкой моторики как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» -  это высказывание принадлежит известному педагогу В.А. Сухомлинскому. В этой фразе сконцентрирована важность развития мелкой моторики ...

Консультация для родителей: "Развитие мелкой моторики как средство формирование речи для детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей: "Развитие мелкой моторики как средство формирование речи для детей дошкольного возраста"...

Развитие мелкой моторики как средство развития речи в раннем дошкольном возрасте

В презентации показан опыт работы с детьми третьего года жизни по развитию мелкой моторики....

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики как средство формирования речи у детей дошкольного возраста".

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики как средство формирования речи у детей дошкольного возраста"....