Мастер-класс: «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста».
материал

Ольга Николаевна Дергачева

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами ДОУ, является  сохранение  здоровья в процессе воспитания и обучения.

Кроме того, особенно остро встает вопрос в зимний период, когда значительно увеличивается случаи заболеваемости, что требует современных подходов в оздоровительной работе.

Привычка к здоровому образу жизни - главная, основная, жизненно важная привычка, она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста, в целях решения оздоровительных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx23.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №3 «Рябинушка»

Поспелихинского района Алтайского края

МКДОУ «Детский сад №3 «Рябинушка»

Мастер-класс: «Формирование привычки к здоровому образу жизни

 у детей дошкольного возраста».

                                           Разработчик: Дергачева Ольга

                                                             Николаевна, методист МКДОУ «Детский                  

                                                             сад №3«Рябинушка»

                 

с. Поспелиха, 2023г

Цель: Распространение педагогического опыта по формированию                                                  здорового образа  жизни у детей дошкольного возраста.

   

Задачи:

  Показать актуальность проблемы по приобщению детей к здоровому образу

     жизни;

Показать значение развития потребности ребенка в знаниях о себе и своем здоровье, умения использования детьми упражнений на дыхание, пальчиковой гимнастики, самомассажа  для  оздоравливания своего организма и предотвращения усталости глаз, мышц спины и рук.

 Форма проведения: мастер-класса

Основная часть.

  Добрый день, уважаемые педагоги! Сегодня я проведу мастер-класс:              «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста».

 «Здоровье – это не всё, но всё без здоровья – ничто»

Эти слова повторяет человечество вслед за мудрецом Сократом уже более двух тысяч лет.

 

  Под здоровьем подразумеваем -  состояние полного физического,     психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней ». 

Быть здоровым – естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте, и поэтому очень важно с самого детства формировать у человека привычку здорового образа жизни. Надо учить ребёнка любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.  Важно научить ребёнка понимать, сколь ценно здоровье для человека и как важно стремиться к здоровому образу жизни.

В.А. Сухомлинский

 «Я не боюсь ещё и ещё раз сказать забота о здоровье – важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие» 

 Наш мастер-класс будет проходить под девизом«Я здоровье берегу - сам себе я помогу!»

 В нашем ДОУ используются различные формы оздоровительной работы: утренняя гимнастика, артикуляционная, дыхательная гимнастика и  пальчиковая гимнастика,  музыкотерапия, оздоровительные и подвижные игры,  динамические паузы, ходьба по тренажёрам, разные виды массажа,  босохождение и др.  формы работы.

 Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию несколько вариантов   игр, используемые    в образовательной деятельности с детьми, способствующие сохранению и повышению защитных сил здоровья ребенка.

Эффективной формой является гимнастика для глаз:

 

 «Веселая неделька»

(Голова неподвижна, работаем глазами, в соответствии с текстом поднимаем вверх, вниз, поднимаем в правую, левую сторону, открываем, закрываем)

Всю неделю по – порядку, глазки делают зарядку.

-В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся, вниз посмотрят на траву,

И обратно в высоту.

Во вторник часики глаза, водят взгляд туда-сюда,

Ходят влево, ходят вправо,

Не устанут никогда.

В среду в жмурки мы играем, крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять, будем глазки  открывать.

По четвергам мы смотрим вдаль, на это времени не жаль,

 что вдали и что вблизи,

(прямо перед собой поставить пальчик  на расстоянии 25 см от глаз смотреть на него)

глазки рассмотреть должны.

В пятницу мы не зевали, глаза по кругу побежали.

Остановка и опять в другую сторону бежать.

- Хоть в субботу выходной, мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки, чтоб не бегали зрачки

(глазками ищем правый верхний, левый нижний, левый верхний, правый нижний)

В воскресенье будем спать, а потом пойдем гулять.

Чтобы глазки закалять,  будем воздухом дышать.

(Закрыть веки и массировать  их с помощью круговых движений пальцев,

верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края глаз к носу.)

Без гимнастики,  друзья, нашим глазкам жить нельзя!

МАССАЖ УШЕЙ.

    Массаж ушей важная процедура при простуде, насморке, кашле.

1. Быстро загните уши вперед сначала  мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижмите ушные раковины к голове, затем отпустите (дозировка 3-6 раз).

 2. Захватите кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей. С силой потяните их вниз, потом отпустите (как это делают с именинниками, дозировка 6 раз).                                  

Эти простые  приемы массажа  (укрепляют слизистые носа, горла), способствует общему укреплению здоровья.

 Среди методов   оздоровления огромное  значение имеет дыхательная гимнастика. Она является профилактикой заболеваний органов дыхания.

 Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе органов дыхания. Дыхание в жизни непроизвольно, то есть происходит неосознанно. Вдох и выдох совершаются через нос, они коротки и равны по времени.

Упражнение «Воздушный шарик»

Медленно делаем вдох через нос, а выдох — ртом.

Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – «ффф»Упражнение выполняем 6-10 раз

 «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит«шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

Можно использовать стихи:

Надуваем быстро шарик,        

Он становиться большой.

Шарик лопнул,

Воздух вышел.

Стал он тонкий и худой!

Упражнение «Вдох-выдох»

Сядьте в удобную позу, большим пальцем правой руки прижмите правую ноздрю и сделайте глубокий вдох через левую. На пике вдоха закройте левую ноздрю безымянным пальцем и выдохните через правую ноздрю. Затем тоже самое проделываем со вдохом через  правую и выдохом через левую ноздрю.

 Упражнение «Ежик»

      Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный («как ёжик). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.

      Повторить 4-8 раз.

Пальчиковая гимнастика в детских садах очень важна. Если для школьников разминка пальцев и кистей рук только снимает напряжение, то у малышей во время этих коротких занятий улучшается мелкая моторика, стимулируется речь, усиливается кровообращение. Проводить пальчиковую гимнастику можно в любой период.

 «Дождь».

Дождь! Дождь! Надо нам             «бегают» пальчиками по лицу

Расходиться по домам!

Гром! Гром! Как из пушек            барабанят  пальчиками по лбу,

                                                              щекам.

Нынче праздник у лягушек.

Град! Град! Сыплет град!               хлопают в ладоши.

Все под крышами сидят,               изображают «крышу» над головой

Только мой братишка в луже       гладят себя по лицу.

Ловит рыбу нам на ужин.          проводят большими пальцами

                                                         по крыльям носа.

                 

Массаж пальцев шариком Су-джок

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

«Ежик»

Катится колючий ежик, нет ни головы, ни ножек.

По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит.

(Катаем шарик, слегка сжимая ладонями, прямыми движениями между ладонями)

Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда – сюда, мне щекотно, да, да, да

(Движения по пальцам)

Уходи колючий еж в темный лес, где ты живешь!

(Кладем в ладонь шарик и берем подушками пальцев)

В каждом шарике есть сюрприз - «волшебное» колечко!

прием (этап) это: Массаж эластичным кольцом.  Кольцо нужно поочередно надеть на палец и провести массаж. Этот массаж помогает выучить как называется каждый пальчик.


«Волшебные точки».

Я здоровым стать хочу, сам себя теперь лечу.

Пальчик мой волшебным стал.

Я легонько им прижал

Точку первую, она – в центре грудки у меня.

Покрутил и отпустил, пальчик вверх переместил.

Здесь, в ложбинке притаилась точка два, в нее вместилась

Сила и иммунитет – удивительный дует.

Чтоб головка не болела, точку три найду я смело:

Где затылок, чуть пониже на спине есть бугорок,

Самый круглый позвонок.

Есть еще двойные точки.

Там, где бровки, там, где щечки,

За ушами, где духами мама мажет по утрам,

И чуть ниже, с боку шеи, я найти ее сумею,

Если пальчик опущу и легонько покручу.

На руках их тоже две.

Ты найдешь их в глубине между пальчиком большим

И стоящим рядом с ним.

Я закончил процедуру, посмотрите на меня,

Как я весел и здоров, мне не нужно докторов! 

Подводя итог  мастер-класса, хочу обратить внимание на то, что

ответственность  человека за свое здоровье — оно в руках каждого из нас, и

каждый сам выбирает тот образ жизни, который или обеспечит ему здоровье,

или приведет к болезни. Именно эту идею мы - педагоги обязаны донести до

сознания своих воспитанников.

 Если с детьми систематически проводить эти несложные игры и упражнения, то  семена любого труда дадут свои всходы: труд педагогов — на благо детям, но и естественно их родителям. Как говорится  Здоровы дети - счастливы родители.

    В завершении мастер – класса я предлагаю вам поиметировать  (проводится под спокойную музыку).

Сядьте по удобнее. Представьте себе, что вы загораете у моря, на солнышке. Солнышко греет ваше лицо. Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте подарим друг другу немного света и тепла своего сердца, улыбку.

А мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание и за работу.  Будьте здоровы вы и ваши воспитанники! Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект во второй группе раннего возраста «Формирование привычки к здоровому образу жизни детей младшего возраста»

  В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превра...

Мастер- класс для педагогов: "Здоровьесберегающие технологии в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста" (из опыта работы). Выступление на педагогическом совете №2 от 26.11.2015 года

Мастер- класс познакомит  педагогов с элементами здоровьесберегающих технологий,  с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на развитие детей, а также...

Проект «Формирование привычки к здоровому образу жизни детей младшего возраста»

Актуальность данной проблемы в том, что дети в большинстве своем испытывают  «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной ...

ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА- КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРИВЫЧКИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА- КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРИВЫЧКИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ                   ДЕТ...

Мастер-класс для родителей на тему: "Игровой самомассаж в домашних условиях как средство приобщения к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста"

   Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, являетсявоспитание здорового подрастающего поколения. В последние годы наблюдается ухудшение состояния детей. Это обусловлено мно...

Мастер-класс для родителей «Игровой самомассаж в домашних условиях как средство приобщения к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста»

Игровой массаж в дошкольном образовании является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Так...