Консультация "Влияние дидактических игр на развитие речи детей дошкольного возраста"
консультация
«Игра- это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский.
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления и развития ребенка. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, речь, воображение, дисциплинированность, ловкость.
Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Она представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: является и игровым методом, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние дидактических игр на развитие речи детей дошкольного возраста
«Игра- это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский.
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления и развития ребенка. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, речь, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В ней формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.
Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Она представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: является и игровым методом, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.
В любой дидактической игре заложены большие возможности для развития речи ребёнка: любое знание, которое даёт дидактическая игра, усваивается ребёнком в словесной форме. Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры-занятия и дидактические игры. И на занятиях, и в играх развитие знаний, умений, навыков, отношений, мотивов учения имеет зону актуального и зону ближайшего развития. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки.
Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены.
Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребенка. В своей работе с детьми используем различные дидактические игры: словесные, с игрушками, предметами, настольно-печатные.
Одна из главных задач подобрать такие варианты игры, чтобы вызвать у детей интерес к играм со словом. Во все занятия и режимные моменты включаем речевые дидактические игры и занимательные упражнения: фонетические, лексические, грамматические, игры со словом и движением. Некоторые игры и занятия с детьми можно начинать с артикуляционных упражнений, проговаривания всевозможных скороговорок, чистоговорок, рифмованных строчек для развития речевого аппарата.
Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формировать фонетический и речевой слух ребёнка. Для развития фонетико-фонематической стороны речи проводим такие игры, например, как «Испорченный телефон», «Светофор», «Повтори», «Поиграем в сказку», где требуется найти картинку и четко произнести звукосочетание, правильно предать звучание слова соседу, выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три и т. д.
Расширять и обогащать словарный запас детей разными формами речи, синонимами, антонимами, обобщающими словами помогают лексико-грамматические игры, например, «Назови три слова», «Кто кем хочет стать?», «Кто больше действий назовёт» (употребление трудных форм глагола), «Что вы видите вокруг?», «Кто больше увидит и назовёт» (употребление названия предметов), «Скажи, какое», «Составь описание» (подбор прилагательных).
Словесные игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также развитию связной речи. «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом», «Добавь слово», «Похож –не похож»», «Кто больше заметит небылиц», «А что потом?», «Так бывает или нет?», «Троечки» и др.
Для детей старшего возраста чаще отбираем игры, в которых дети учатся связно и последовательно излагать свои мысли, выразительно рассказывать. Роль ведущего в играх чаще поручаем кому-либо из участвующих, кто более самостоятелен в выборе дидактических игр, организации обстановки, подборе партнеров по игре. В процессе объяснения правил игры, оценивания ответов и высказываний сверстников дети учатся употреблять в речи сложные предложения, пользоваться прямой и косвенной речью.
Словесные игры как «Зоопарк», «Это правда или нет?», «Составь описание», «Придумай окончание сказки» учат детей пересказывать, самостоятельно составлять рассказы по образцу, по схеме, по сюжетной картине, по набору картинок, из личного опыта; сочинять концовки к сказкам, отгадывать загадки.
Главное в загадках, то, что они развивают воображение, помогают освоить умение характеризовать кого - либо или что- либо, формируют быструю реакцию на слово.
Настольно –печатные игры используем как наглядные пособия, направленные на развитие зрительной памяти и внимания: «Умные карточки», «Что, растёт в саду, лесу, огороде?», «Что сначала, что потом?», «Что кому нужно?», «Лото», «Логический поезд», «Где это я видел?», «Кто где живёт и, кто что ест» и др.
В играх с предметами используем игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и их различия. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. Это позволяет упражнять детей в решении определённых дидактических задач, совершенствуются знания о материале, из которого сделаны игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности.
Игры - типа «Угадай, что изменилось» можно проводить во всех возрастных группах, но в зависимости от возраста детей ставятся разные задачи. Эти игры способствуют закреплению знаний названия предметов; пространственной ориентировки (ближе, дальше); частей речи; предлогов; названию цветов и т.д.
Играя в «Чудесный мешочек» - в младшей группе, дети достают предмет и называют его. В средней группе на ощупь определяют предметы. В старшей и подготовительной группах дают более сложные и качественные предметы (деревянные, пластмассовые, из губки, из ваты); дети описывают предмет, загадывают загадки, придумывают рассказы.
Таким образом, использование дидактических игр и упражнений даёт большие возможности для развития речи у детей - дошкольников:
- повышается речевая мотивация, успешно развиваются коммуникативные навыки;
- обеспечивается психологический комфорт;
- дети запоминают большое количество речевого материала;
- активизируются высшие психические функции (память, внимание, мышление).
Дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность детей, внесут занимательность в процесс образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Дидактические игры по развитию речи детей дошкольного возраста"
В Учебно -методическом пособии можно ознакомиться с различными играми, помогающими решать задачи по развитию всех компонентов устной речи у старших дошкольников. Эти игры интересны и занимательны для ...
Влияние дидактической игры на развитие речи детей дошкольного возраста
«Игра- это искра, зажигающая огонёкпытливости и любознательности»....

Влияние дидактической игры на развитие речи детей дошкольного возраста.
Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая приобщить детей к окружающей жизни в доступных им формах. Основная особенность дидактических игр определена их названием: э...

Методическая разработка в рамках аттестации "Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста"
Учёные - лингвисты считают, что многие педагоги недооценивают устную речь, обращая основное внимание на письменную. Это невнимание к культуре устной речи, правилам произношения и ударения привело к то...

Презентация "Дидактические игры по развитию речи детей дошкольного возраста"
Презентация "Дидактические игры по развитию речи детей дошкольного возраста" 3-4 года...

Учебно-методическое пособие "Дидактические игры по развитию речи детей дошкольного возраста".
Игра «Измени слово» или придумай похожие слова.Цель: Упражнять детей в образовании однокоренных слов с помощью приставок и суффиксов.Материал: Предметная или сюжетная картинка по теме, фишки.Ход...

Использование дидактических игр для развития речи детей дошкольного возраста
Развитие речи дошкольника процесс очень важный, ведь развитая речь будущего ученика-это хорошая основа для его полноценного развития и обучения. Сделать этот процесс интересным и увлекатель...