Знаково-символическая деятельность дошкольников
консультация
В старшем дошкольном возрасте начинается целенаправленное развитие различных форм символизации и включение символов в решение интеллектуальных задач. Важным показателем умственного развития ребенка является его умение использовать в деятельности знаково-символические средства, которые ребенок учится понимать, оперировать ими в своей деятельности. Богатство познания окружающего мира зависит от уровня развития знаково-символической функции мышления, которая определяет и будущую успешность обучения ребенка в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakovo-simvolicheskaya_deyatelnost_doshkolnikov.docx | 18.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Знаково-символическая деятельность дошкольников
Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания. Основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки, носящие образный характер. Мыслительные задачи у дошкольников решаются с преобладающей ролью наглядных средств, поскольку мышление отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Использование обозначений позволяет обобщить свой непосредственный опыт.
В старшем дошкольном возрасте начинается целенаправленное развитие различных форм символизации и включение символов в решение интеллектуальных задач. Богатство познания окружающего мира зависит от уровня развития знаково-символической функции мышления, которая определяет и будущую успешность обучения ребенка в школе.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования дошкольные образовательные учреждения создают условия для развития интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; для формирования познавательных действий, становления сознания; для развития воображения и творческой активности; для формирования первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Решаются задачи обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования. В основе ФГОС ДО лежит системно-деятельностный подход, который предполагает познание и освоение ребенком мира и формирование у него предпосылок универсальных учебных действий. В свою очередь, формирование предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста тесно связано с знаково-символической деятельностью.
Знаково-символическая деятельность - особый вид самостоятельной деятельности, содержанием которой является использование и преобразование знаковых средств для представления информации, выражения мыслей и чувств. Она является одним из важных аспектов развития ребёнка и формирования его когнитивных функций.
В.В. Давыдов, Л.С. Выготский, А.Ф. Лосев, Э.В. Ильенков Э.В. Ильенков и другие авторы считали знаково-символическую деятельность идеальной, умственной, формирующейся во внешней деятельности ребёнка и имеющей как результат развития выход в самостоятельную творческую, креативную деятельность, порождающую новые идеи, образы, знаковые системы в материальном или идеальном планах.
Важным показателем умственного развития ребенка является его умение использовать в деятельности знаково-символические средства, которые ребенок учится понимать, оперировать ими в своей деятельности.
Овладение знаково-символическими средствами служит существенным фактором развития познавательной деятельности детей, обеспечивает переход от любопытства, ситуативного интереса к деятельности познания, основанной на любознательности. По мнению Л.С. Выготского овладение знаками и символами переводит детей на более высокий уровень интеллектуального развития.
Знаково-символическая деятельность дошкольников это деятельность через игру, рисование, конструирование и другие виды деятельности. Дети учатся понимать значение знаков и символов, а также использовать их для коммуникации с окружающими.
Знаково-символическая деятельность дошкольников это:
- умение понимать графический язык
- работа со схемами, таблицами, графиками, моделями
- база для формирования полноценного понятийного мышления.
Знаково-символические средства имеют следующие виды:
1)замещение;
2)кодирование (отражение явления в определенном алфавите);
3)моделирование;
4)схематизация.
Основные аспекты знаково-символической деятельности дошкольников:
Развитие воображения и креативности. Дети учатся создавать собственные знаки и символы, которые отражают их мысли и чувства. Это способствует развитию воображения и творческих способностей.
Формирование абстрактного мышления. Знаково-символическая деятельность помогает детям научиться мыслить абстрактно, то есть представлять себе объекты и явления, которые не существуют в реальности.
Улучшение памяти и внимания. Использование знаков и символов требует от детей концентрации внимания и запоминания информации. Это улучшает их память и внимание.
Развитие речи и коммуникации. Знаково-символическая деятельность тесно связана с развитием речи и коммуникативных навыков. Дети учатся использовать знаки и символы для передачи информации и понимания других людей.
Подготовка к обучению чтению и письму. Знаково-символическая деятельность является основой для обучения чтению и письму. Дети учатся соотносить звуки и буквы, слова и предложения, что помогает им в дальнейшем обучении грамоте.
Формирование знаково-символической деятельности у детей дошкольного возраста проходит несколько этапов:
Нулевой – встречное поведение ребенка на поведение взрослого (нет никакого различия обозначения и обозначаемого).
I этап – замещения – это перенос значения с одного предмета на другой и придание ему функции знака (процесс действия ребенка с предметом).
II этап моделирования. Совместная деятельность взрослого и ребенка по построению моделей. С помощью моделирования объективный мир получает своего двойника в отношении, которого ребенок в большей степени свободен, чем в оперировании с реальными вещами.
Многие виды знаний, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, которые отображают существенные черты изучаемых явлений.
III этап – экспериментирование. Этот этап формируется в школьном возрасте.
Таким образом, знаково-символическая деятельность играет важную роль в развитии дошкольников и формировании их когнитивных функций. Она способствует развитию воображения, абстрактного мышления, памяти, внимания, речи и коммуникации, а также подготовке к обучению грамоте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗНАКОВО – СИМВОЛИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (МОДЕЛИРОВАНИЯ) В РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Небольшой обзор опыта работы по формированию речевых навыков с помощью метода моделирования....
Консультация для воспитателей на тему: «Становление знаково-символической деятельности у детей дошкольного возраста».
Освоение метода моделирования основано на развитии знаково-символической деятельности у детей.Исследование ученых А.Н. Поддъякова, А.В. Запорожца показали, что основой для развития умственных способно...
НОД Конспект совместной деятельности взрослых и детей: "Развитие способности моделирования у детей дошкольного возраста через кодирование, декодирование ( расшифровывания информации) о свойствах предметов по их знаково - символическим обозначениям"
НОД Конспект совместной деятельности взрослых и детей: " Развитие способности моделирования у детей дошкольного возраста через кодирование, декодирование ( расшифровывания информации) о свойствах пред...
Формирование знаково – символической деятельности у детей со снижением интеллекта
Консультация для воспитателей "Формирование знаково – символической деятельности у детей со снижением интеллекта"...
Использование знаково – символической деятельности (моделирования) в работе по формированию речевых навыков у старших дошкольников.
Важнейшая задача современного дошкольного образования – это гармоническое и всестороннее развитие личности.Источник: https://doshvozrast.ru/metodich/konsultac31.htm...
Активизация познавательной деятельности дошкольников посредством освоения знаково-символических средств и моделирования
Познавательная активность проявляется с рождения и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства и продолжает развиваться дальше практически на протяжении всей жизни. Однако дошкольно...
Использование знаково-символической деятельности в работе по формированию речевых навыков у старших дошкольников
Метод наглядного моделирования...