Использование знаково-символической деятельности в работе по формированию речевых навыков у старших дошкольников
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Метод наглядного моделирования

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Одной из основных задач, стоящих перед образовательными учреждениями, является замена ценностей обучения на ценности развития ребенка. Знания, умения и навыки в системе развивающего образования не должны быть самоцелью, а, прежде всего это формирование личности ребенка через различные виды деятельности, обеспечение эмоционального благополучия воспитанников, создание психолого-педагогических условий для развития способностей и склонностей детей, предоставление широкого выбора видов деятельности, то есть опора на личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком. Важнейшая задача современного дошкольного образования –это гармоническое и всестороннее развитие личности.

  Одно из направлений всестороннего развития ребенка- дошкольника- это формирование речевых навыков. Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции- общения, передачи накопленного опыта, регуляции поведения и деятельности. Чтобы выполнить все свои функции, речь проходит сложный и последовательный путь развития, тесно связанный с общим психическим становлением ребенка. Полноценное развитие всех сторон мыслительной деятельности невозможно без участия речи. Для того чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, побуждающие ребенка осознанно обращаться к слову, формирующие потребность быть понятым сначала взрослым, а потом и сверстниками. Такие условия возникают, прежде всего, в процессе самого общения и деятельности, организуемой взрослыми совместно с ребенком. Родители должны понимать, что основное значение в развитии ребенка имеет собственная деятельность. Поэтому их роль в формировании и развитии ребенка не должна сводиться к словесным указаниям; взрослые должны руководить, поощрять, организовывать занятия, игры, посильный труд детей.

  Наблюдая за детьми, в процессе игровой деятельности, специально организованного обучения, пришли к выводу, что большинство детей дошкольного возраста имеют проблемы при построении связного высказывания, уровень информативности высказываний находится на низком уровне, им сложно составлять распространенные предложения. Нарушения речи являются одной из наиболее часто встречающихся форм патологии среди детей дошкольного возраста. Более чем у 70% дете1 в раннем возрасте обнаруживаются речевые расстройства различной тяжести.

  Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но ч неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому, что он не может оформить их с связные речевые высказывания. Все эти нарушения, если их вовремя не исправить (в детском возрасте), вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения в цепи развития ребенок-подросток-взрослый, то есть ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни.

  Практика и поиск новых путей повышения результативности речевой работы, позволяют определить в качестве средства оптимизации процесса речевого развития- метод наглядного моделирования, который дает возможность ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст, предложение, персонаж), научиться практическим действиям с ними. Это особенно важно для дошкольников, т.к. процесс решения мыслительных задач протекает у них с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Наглядное моделирование-воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

  Использование моделирования в процессе развития речи имеет два аспекта:

 -служит определенным методом познания;

-является программой для анализа новых явлений.

  Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с повышением доли самостоятельного участия дошкольников в этом процессе.

  Этапы развития навыков наглядного моделирования решают следующие дидактические задачи:

1. Знакомство с графическим способом представления информации.

 2. Формирование навыка дешифровки модели.

 3. Формирование навыка самостоятельного моделирования.

Формирование самостоятельности, общительности, умения оперирования языковыми символами поможет ребенку в его учебе в школе. Так, знаково-символическая деятельность используется в школе постоянно. Каждый учебный предмет имеет свою систему знаков и символов. С их помощью ученик кодирует изучаемую информацию. Моделирование занимает важное место в учебной деятельности младшего школьника. Это необходимый компонент умения учиться, а правильная речь- один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения. Ведение наглядных моделей в процессе обучения позволяет более целенаправленно развивать экспрессивную речь детей, обогащать их активный словарь, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ. Включение наглядных моделей в процесс обучения содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания.

  В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации- моделью. В качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера:

геометрические фигуры;

 символические изображения предметов;

 силуэтные и предметные картинки

  Вначале работы основное внимание уделяется переориентировке детей со смысловой стороны речи на звуковую. Воспитанники знакомятся со звучащим словом, многообразием языковых форм; узнают, что слова могут одинаково звучать и по-разному, знакомятся с протяженностью слов, овладевают способом интонационного выделения звуков в слове, выделяют и определяют первый и последний звуки в слове, различают твердые и мягкие согласные звуки. И на данном этапе работы модель является бесспорным помощником в расширении знаний дошкольников о словах и звуках. Ребенок соотносит определенный звук или слово с определенным графическим объектом и в дальнейшем строит графические цепочки из моделей звуков и слов. Например, гласные звуки обозначаются графическим объектом красного цвета, твердые согласные звуки обозначаются синим цветом, мягкие согласные- зеленым цветом. Таким образом, при знакомстве с каждым звуком дети получают как бы двойную опору для восприятия: слуховую и зрительную, причем такую зрительную, которая в отличие от буквы легко и быстро запоминается, помогает моментально воспроизвести звук и, следовательно, значительно облегчает овладение звуковым анализом.

  Используя фишки, символы, мы подводим ребенка к усвоению как звуковой, так и слоговой стороны слова, что является подготовкой к развитию у детей навыка слогового чтения.

  Но в то же время внимание уделяется и работе над предложением. Что же является составной частью предложений? Конечно же, это слова!

  В старшем дошкольном возрасте дети более подробно знакомятся с понятием предложение и учатся анализировать и синтезировать предложения, используя метод моделирования их. Слова- это домики, где живут «Звуковички». В домиках столько окошек, сколько слогов. Если в слове только один слог, то в домике будет одно окно, если два слога- два окна и т.д. Если строим схему предложения, то первую часть схемы всегда выделяем: если это домики, то первый домик будет самым большим, если полоски- то у первой полоски будет выступ.

  Отдельно хотелось бы отметить использование приема наглядного моделирования при обучении дошкольников рассказыванию. Одним из самых сложных видов рассказывания является составление описательных рассказов. Опыт работы показывает, что умение описывать предмет формируется у детей медленно. Этот вид занятий сложен не только трудностью формирования у детей навыка описательного рассказывания, но и трудностью поддержания устойчивого внимания во время прослушивания детьми рассказов других детей, особенно если они не совершенны. Одним из факторов, облегчающих составление описательных рассказов, являются схемы. Использование их на занятиях заметно облегчает составление описательных рассказов, делает их четкими, связными и последовательными. На первом этапе детей обучают составлять описательный рассказ, опираясь на готовую схему. Предложенная схема подсказывает ребенку последовательность рассказывания. Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:

принадлежность к родовидовому понятию;

 величина;

 цвет;

 форма;

 составляющие детали;

 качество поверхности;

 материал, из которых изготовлен объект;

 как он используется;

 эмоциональное отношение

  По данной схеме можно составить описание отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе.

  Кроме составления рассказов, дети составляют загадки-описания с опорой на схему, а также отгадывают загадки при помощи самостоятельно поставленных вопросов с опорой на схему. Но если продолжать использовать подобные схемы, то постепенно у детей, во-первых, снижается интерес, во-вторых, не происходит развитие умения самостоятельного логичного и последовательного описания предмета.

  С другой стороны, отказ от схемы приводит к тому, что дети начинают очень затрудняться в составлении описательного рассказа.

  Поэтому, на следующем, втором этапе обучения составлению описательного рассказа, нужно продолжать использовать схемы, но не готовые, а составленные на занятии самими детьми. В результате чего дети, как правило, не испытывают серьезных затруднений на каждом этапе при составлении описательных рассказов.

  Опыт работы свидетельствует, что использование приема наглядного моделирования позволяет научить детей представлять структуру слова, определять количество слогов в словах, анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка, сформировать навыки звукового анализа и синтеза слов и предложений, отработать навык слогового чтения и более успешно подготовить ребенка к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗНАКОВО – СИМВОЛИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (МОДЕЛИРОВАНИЯ) В РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Небольшой обзор опыта работы по формированию речевых навыков с помощью метода моделирования....

"Использование нетрадиционных форм работы в формировании трудовых навыков детей старшего дошкольного возраста".

Значение трудового воспитания.Виды трудовой деятельности.Задачи трудового воспитания.Формы организации труда.Создание условий труда.Виды труда в старшем дошкольном возрасте.Методы трудового воспитания...

мМоделирование в работе по формированию речевых навыков у старших дошкольников.

Использование знаково-символической деятельности(моделирования) в работе по формированию речевых навыкову старших дошкольников....

Итоговая практико – значимая работа Тема: «Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.» по программе « Актуальные подходы к организации образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО»

АктуальностьСюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое...

Проект. Итоговая практико - значимая работа .Тема: "Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре".

Содержание Введение ------------------------------------------------------------------------стр3-4.1.Основная часть. Теоретическое  обоснование  проблемы  формирования коммуникатив...

Статья «Особенности работы по формированию певческих навыков у старших дошкольников»

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития  певческого  голоса.  Занятия  пением  являются  важной  составляющей гармоничного...

Использование знаково – символической деятельности (моделирования) в работе по формированию речевых навыков у старших дошкольников.

Важнейшая задача современного дошкольного образования – это гармоническое и всестороннее развитие личности.Источник: https://doshvozrast.ru/metodich/konsultac31.htm...