Проект (краткосрочный) ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ «Знакомство с монеткой»
проект (младшая группа)

Луханина Светлана Сергеевна

Многие родители уверены, что у их детей должно быть счастливое детство без денег, экономии и распределения финансов. С этим сложно не согласиться, ведь распоряжение средствами – это сложная задача, с которой не справляются даже некоторые взрослые, куда уж детям. Однако, ребенок погружается в мир финансов ещё совсем маленьким хотят того родители или нет: он видит рекламу, посещает с родителями магазины и слышит их разговоры о зарплате, работе и кредитах. Небольшие уроки обращения с деньгами для самых маленьких не только формируют их представления о финансах, но и развивают усидчивость, терпение, чувство времени, навыки планирования и мышление малыша.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_finansovoy_gramotnosti.docx111.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №71»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Проект (краткосрочный)

 ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

«Знакомство с монеткой»

для детей раннего возраста

группы №1

Составитель:

воспитатели

Попова Л.Т.,

Касангалиева С.С.

г. Энгельс

2024–2025  учебный год

Наименование образовательного учреждения: МДОУ «Детский сад №71»

Название проекта: «Знакомство с монеткой»

Разработчики проекта: воспитатель первой квалификационной категории Л.Т.Попова, С.С.Касангалиева.

Вид проекта:

Вид проекта: познавательный, коллективный, краткосрочный.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный;

Сроки реализации проекта: краткосрочный; (2 недели)

Участники проекта: дети, воспитатели группы раннего возраста

Проблема:

Многие родители уверены, что у их детей должно быть счастливое детство без денег, экономии и распределения финансов. С этим сложно не согласиться, ведь распоряжение средствами – это сложная задача, с которой не справляются даже некоторые взрослые, куда уж детям. Однако, ребенок погружается в мир финансов ещё совсем маленьким хотят того родители или нет: он видит рекламу, посещает с родителями магазины и слышит их разговоры о зарплате, работе и кредитах. Небольшие уроки обращения с деньгами для самых маленьких не только формируют их представления о финансах, но и развивают усидчивость, терпение, чувство времени, навыки планирования и мышление малыша.

Как построить диалог о финансах с самыми маленькими детьми? Что входит в понятие финансовой грамотности?

Уже в дошкольном возрасте малыш может начинать знакомство с монетами и купюрами разных номиналов. Раскладывание монет и купюр не только прекрасно развивают мелкую моторику, визуальную память и математические способности малыша, но и приучают ребенка к виду купюр, делая их будущее использование легче и комфортнее.

Прекрасным развивающим занятием для малыша станет слежение за тем, сколько стоит любимая игрушка или шоколадка. Здесь малыш откроет для себя факт того, что существуют вещи разной стоимости, что машина дороже мягкой игрушки, а она дороже шоколадки.

Полное ограждение ребенка от финансовых вопросов – совершенно неэффективная стратегия воспитания. Вместо этого включайте активности, связанные с деньгами в жизнь дошкольника, ведь подобные занятия положительно влияют на все сферы развития ребенка, включая познавательные процессы, навыки произвольной регуляции и планирования, коммуникативные способности.

Предварительно вымытые монеты могут стать прекрасным материалом для развивающих занятий с малышом. Уже в возрасте 2-3 лет можно использовать монеты в играх «Найди лишнее», «Поиск закономерностей», «Найди одинаковые монеты», «Что изменилось?», «Классификация» и т.д. Подобные игры прекрасно развивают мелкую моторику, внимание, память, мышление и речь ребенка, а правила игр знакомы любому родителю.

Актуальность: Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне.

Цель: формирование элементарных представлений о финансовой грамотности.
Задачи:
Образовательные: формировать элементарные представления о понятии монета, кошелек, деньги, купюра, продавец, покупки, магазин.
Развивающие: развивать зрительную память, мелкую моторику, цветовосприятие, речь.
Воспитательные: воспитывать интерес к занятию, бережное отношение к деньгам, коллективизм.

Обязательным условием для реализации задач, направленных на формирование у детей основ финансовой грамотности является создание необходимой предметно-развивающей среды. Используя новый наглядный и методический материал по финансовой грамотности в работе, режимных моментов и посвящения в данную тему родителей, мы более продуктивно сможем донести до детей нужные знания, а значит, и обогатить их жизненный опыт по данной теме. Кроме того, родители почувствовали себя более компетентными в воспитание своих детей, формирование у малышей элементарных представлений о финансовой грамотности.

Вся наша работа осуществлялась в соответствии с заданным планом работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольника, которая включала в себя: (приложение 1)

  1. Изучение методической литературы по формированию основ финансовой грамотности дошкольника.
  2. Создание и разработка календарного планирования по теме:

"Финансовая грамотность в группе раннего возраста".

  1. Изготовление методических пособий  - дидактических игр («Разноцветные монетки», «Копилка», «Разложи монетки по кошелькам», «Разноцветная копилка»,  «Магазин».
  2. Проведение открытого занятия по формированию основ финансовой грамотности «Знакомство с монеткой».
  3. Информационый стенд для родителей: «Финансовая грамотность с пелёнок»

Выполняя данную работу, мы придерживались принципа систематичности, последовательности, поэтапности, учета возрастных и индивидуальных особенностей наших детей.

 План работы "Финансовая грамотность в группе раннего возраста"

Беседы: 

- «Домик для денег» - формирование элементарных представлений о финансовой грамотности, знакомство с понятием кошелек, закрепление знаний о деньках, монетах, бумажных купюрах

– «Поющая копилка» формирование элементарных представлений о финансовой грамотности, знакомство с понятием копилка

- «О профессиях» - формирование элементарных знаний о профессии продавец, парихмахер,о бережном отношении друг к другу.

 Дидактические игры: «Разноцветные монетки», «Копилка», «Разложи монетки по кошелькам», «Разноцветная копилка»,  «Магазин».

Чтение художественной литературы:

                     1. К.И Чуковский «Муха-Цокотуха»

Просмотр мультфильмов с родителями дома: 

1. Три кота "Поход в магазин"

2. Синий трактор. Магазин.

3. Малышарики. Магазин.

Сюжетно-ролевые игры: 

«Идем в магазин за покупками»,

«Покупаем игрушки»,

«Что одеть на ножки?»,

«Парикмахерская»,

«Мама ведет Дашу на прическу в парикмахерскую».

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  №71»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

СОГЛАСОВАННО:                                                                                                 УТВЕРЖДЕНО:

Старший воспитатель МДОУ «Детский сад №71»                  Заведущий МДОУ «Детский сад №71»

Энгельсского муниципального района                                      Энгельсского муниципального района

Саратовской области                                                                    Саратовской области

___________ С.А.Игнатова                                                                          __________Д.А.Симакова

Конспект

занятия по финансовой грамотности

«Знакомство с монеткой»

для детей раннего возраста

группы №1

Составитель:

воспитатель

Попова Л.Т.

г. Энгельс

2024-2025 учебный год

Образовательная область: познавательное развитие.

Цель: воспитание детей дошкольного возраста, содействие финансовому просвещению, создание необходимой мотивации для повышения финансовой грамотности.

Задачи:

1.Обучающие:

- формировать знания детей, о монетах;

- активизировать в речи новые слова: монета, копилка, кошелек;

характеристику: гладкие, твердые, металлические.

2.Развивающие :

- развивать умение работать в малых группах;

- выполнять задания вместе с педагогом

- развивать речевую активность, зрительное и слуховое восприятие, внимание и память;

- формировать коммуникативные умения: слышать заданный вопрос, выполнять простые игровые действия.
3.Воспитательные:

-воспитывать бережное отношение к деньгам;

-воспитывать интерес к занятию с использованием  игровых атрибутов.

Материал и оборудование: игрушка монета, кошелек, настоящие деньги (монеты), поднос, копилка.

Предварительная работа: д/и «Магазин», рассматривание картинок с изображением денег.

Ход занятия

Часть НОД

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивационная (вводная)

Ребята проходите поздоровайтесь с гостями. Присаживайтесь на стульчики.

Воспитатель обращает внимание детей, говорит:

- Ой,  ребята посмотрите, кошелек!-берет кошелек ,трясет.

- Кажется там что -то звенит!

- Слышите?

Дети входят в группу, здороваются, присаживаются на стульчики.

Дети смотрят.

-Да

Содержательная (основная)

 Воспитатель достает из кошелька монетку.

- (Что) Кто же это?

 Воспитатель одевает на руку монетку.

-Здравствуйте, меня зовут Монета, посмотрите на меня, какая я красивая, круглая (показывает детям).

- Я живу в кошельке.

- Я пришла к вам не одна, а со своими подружками ,монетами, вот послушайте, как они звенят(педагог трясет кошелек)

- Возьмете  в руки монетку (раздает монеты),потрогайте их, рассмотрите.

- Какие они?-спрашивает у детей.

- Круглые ,гладкие ,твердые, холодные.

- Посмотрели, потрогали, а теперь давайте поиграем в игру, хотите поиграть?

- Игра  называется «Один -много».

Воспитатель раскладывает на подносе с одной стороны одну монету, с другой стороны много монет.

- Покажите ребята ,где одна монета?

- А теперь покажите где много монет?

- Молодцы ребята!

- Вы, наверное, устали сидеть? Вставайте со стульчиков, мы с вами разомнемся.

Физминутка:

Мы нашли огромный клад

Каждый кладу очень рад

Стали думать, как нам быть?

Как же клад нам разделить?

Чтоб хватило всем друзьям,

Делим ровно пополам.

- Молодцы!

- Присаживайтесь.

-Ребята, а вы знаете, что монетки не растут на ветке, их дают за работу.

-А еще с монетами ходят в магазин, чтобы что ни будь купить.

-А что можно купить в магазине?

-Но на одну монету ничего не купишь, нужно чтобы было много монет.

-У меня есть красивая копилка, я вам ее подарю, вы будете копить монеты и сможете купить что  ни будь в магазине.

-Спасибо монета, ребята скажите спасибо, возвращайся в свой домик

-До свидания.(воспитатель кладет монету в кошелек).

-А теперь ребята берите монеты и складывайте их в копилку, будем с вами копить, а когда накопим, сходим в магазин.

Дети  наблюдают.

Дети слушают.

Дети берут монеты.

Дети рассматривают монеты.

 

Дети повторяют:

Гладкие, круглые, твердые, холодные

Да.

 Дети показывают.

Дети показывают.

Дети подходят к воспитателю.

Дети изображают как копают клад лопаткой

Улыбаются друг другу

Пожимают плечами

Разводят руки в стороны

Поднимают руки вверх и опускают, касаясь пола.

Дети садятся на стулья.

Конфеты, мороженое, игрушки…

Спасибо!

До свидания!

Дети берут монеты и кладут в копилку.

Заключительная (итоговая) Рефлексия

Молодцы ребята, вам понравилось? Вы познакомились с монетой. И у вас появилась копилка.

Скажите нашим гостям: «До свидания!»

До свидания!

Приложение 1

План работы по формированию основ финансовой грамотности дошкольника.

№ п/п

Наименование работы

Отметка о выполнении

1

Изучение методической литературы по формированию основ финансовой грамотности дошкольника.

   

2

Создание и разработка календарного планирования по теме: "Финансовая грамотность в группе раннего возраста".

3

Изготовление методических пособий  - дидактических игр («Разноцветные монетки», «Копилка», «Разложи монетки по кошелькам», «Разноцветная копилка»,  «Магазин».

4

Проведение открытого занятия по формированию основ финансовой грамотности «Знакомство с монеткой».

5

Информационый стенд для родителей: «Финансовая грамотность с пелёнок»

 

     

 Приложение 2

План работы "Финансовая грамотность в группе раннего возраста".

№ п/п

Наименование работы

Отметка о выполнении

1

Беседы: 

- «Домик для денег» - формирование элементарных представлений о финансовой грамотности, знакомство с понятием кошелек, закрепление знаний о деньках, монетах, бумажных купюрах

– «Поющая копилка» формирование элементарных представлений о финансовой грамотности, знакомство с понятием копилка

- «О профессиях» - формирование элементарных знаний о профессии продавец, парихмахер,о бережном отношении друг к другу.

2

Дидактические игры: «Разноцветные монетки», «Копилка», «Разложи монетки по кошелькам», «Разноцветная копилка»,  «Магазин».

3

 Чтение художественной литературы:

                     1. К.И Чуковский «Муха-Цокотуха»

4

Просмотр мультфильмов с родителями дома: 

1. Три кота "Поход в магазин"

2. Синий трактор. Магазин.

3. Малышарики. Магазин.

5

Сюжетно-ролевые игры: 

«Идем в магазин за покупками»,

«Покупаем игрушки»,

«Что одеть на ножки?»,

«Парикмахерская»,

«Мама ведет Дашу на прическу в парикмахерскую».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников «Финансовая наука»

В нашем мире ребёнок встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое: «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», ...

Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район   Познавательный проектпо фор...

проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста "Дошкольник - финансист"

Финансовая грамотность является важным аспектом в становлении успешной личности. Получив представление о деньгах, способах ими грамотно распоряжаться, дошкольники смогут осознаннее относиться к финанс...

проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста "Дошкольник - финансист"

Финансовая грамотность является важным аспектом в становлении успешной личности. Получив представление о деньгах, способах ими грамотно распоряжаться, дошкольники смогут осознаннее относиться к финанс...

Реализация проекта «Шаги к успеху» посредством создания кейсов, как средства познания основ финансовой грамотности дошкольников.

В «Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года»утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2023 г. № 2958-р о...

Проект по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников «ЮНЫЙ ФИНАНСИСТ».

          Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является ...

Проект «Шаги к успеху». Создание кейсов, как средства познания основ финансовой грамотности дошкольников».

Пояснительная записка     Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность являе...