Проект «Шаги к успеху». Создание кейсов, как средства познания основ финансовой грамотности дошкольников».
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)
Пояснительная записка
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_finansovoy_gramotnosti_ns.docx | 36.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида «Сказка»
Проект «Шаги к успеху». Создание кейсов, как средства познания основ финансовой грамотности дошкольников».
Составила: Мартовая Юлия Владимировна,
педагог дополнительного образования,
МКДОУ «Сказка», г. Вихоревка
2024г
Пояснительная записка
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.
Актуальность
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике. Социальный заказ общества на экономически грамотную личность обусловлен взятием курса на развитие современных рыночных условий, которые основаны на свободном предпринимательстве, выборе вида экономической деятельности и т.д. ФГОС ДО четко не выделял основы финансовой грамотности, но прослеживал отдельными аспектами в разных областях. Анализ программно-методических пособий для дошкольных учреждений, таких как Курак Е.А, Смоленцевой А.А, Шорыгиной Т.А, показывает, что с детьми дошкольного возраста в этом направлении целенаправленная система работы пока не сложилась. В качестве предпосылок финансовой грамотности авторами выделились лишь доступные детям знания из области экономики и качества деятельности, которые постепенно становятся личностными. Надо отметить, что, если у ребенка не сформировать правильное представление о денежных средствах, то у него появится собственное, и очень часто искаженное мнение о них. Детям необходимо донести, что деньги зарабатываются исключительно собственным трудом. Именно этим и обусловлена актуальность элементарного экономического (финансового) образования дошкольников. Приобщение детей дошкольного возраста к финансовой сфере – это на сегодняшний день одна из наиважнейших проблем.
Проблема
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. Нужно понимать, что грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Создание необходимых психолого-педагогических условий будет способствовать формированию финансовой грамотности в различных видах деятельности. Исходя из этого, избранная нами тема проекта является актуальной. Таким образом, было принято решение разработать и реализовать данный проект.
Целью проекта являлось: создание кейсов, как средства познания для формирования основ финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гражданина.
В соответствии с поставленной целью, были сформулированы следующие задачи:
- Определить основные характеристики «основы финансовой грамотности» у старших дошкольников
- Охарактеризовать методы, формы, технологии в формировании финансовой грамотности старших дошкольников
- Выявить педагогические условия использование кейсов в формировании основ финансовой грамотности старших дошкольников
Решение данных задач поможет дошкольникам в дальнейшем выработать такие навыки и умения, а также личностные качества как: уважение к людям, которые умеют трудиться и зарабатывать честно; ценить и понимать предметный окружающий мир (как результат труда людей); осознать понятия и их взаимосвязь «труд — продукт — деньги», а также «стоимость продукта, которая зависит от качества»; видеть красоту человеческого творения; развитие бережливости, экономности рациональности и трудолюбия и как следствие, честность, щедрость, отзывчивость, благородство, сочувствие, оценивать средства и способы выполнения желаний и корректировать собственные потребности; уметь применять полученные умения и навыки в жизни.
На сегодняшний день нет общепринятого научного определения понятия «финансовая грамотность». У исследователей основ финансовой грамотности определения различаются. Полное и точное определение рассматриваемого понятия формулирует Д.В. Моисеева: «Под финансовой грамотностью понимается способность человека достигать финансового благосостояния и принимать участие в экономической жизни, основанная на наличии одного или нескольких (в разных сочетаниях) элементов: финансовых знаний, финансовых навыков, финансовых установок».
Финансовая грамотность включает в себя: умение зарабатывать; умение тратить деньги; умение экономить; умение учитывать; умение планировать.
На этапе обучения дошкольников правильнее говорить о формировании азов финансовой грамотности.
Мы понимаем под основами финансовой грамотности дошкольников формирование представлений о социально-экономических, товарно-денежных областях, труде взрослых и проявление этих представлений в сюжетно-игровой деятельности и практической жизни ребенка.
Интеграция образовательных областей:
«Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Речевое развитие»,
Реализация проекта
1 этап - «Погружение в проект» – 2.10.2023- 23.10.2023г
2 этап - «Осуществление деятельности по решению проблемы» – 3.10.2023-17.10.2023г
3 этап - «Презентация результатов» – 19.10.2023г
4 этап - «Оценка результатов и процесса проектной деятельности» - 23.10.2023г
Паспорт проекта
Название проекта | Шаги к успеху» посредством создания кейсов, как средства познания основ финансовой грамотности дошкольников |
Тип проекта | Образовательный проект совместной деятельности, обучающий, познавательно-практико-ориентированный |
Участники | Педагоги, дети старшего дошкольного возраста, родители |
Срок реализации | |
Цель проекта | создание кейсов, как средства познания для формирования основ финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гражданина. |
Задачи проекта | 1.Определить основные характеристики «основы финансовой грамотности» у старших дошкольников 2.Охарактеризовать методы, формы, технологии в формировании финансовой грамотности старших дошкольников 3.Выявить педагогические условия использование кейсов в формировании основ финансовой грамотности старших дошкольников 4.Развивать умение рассуждать, высказывать свои предположения, делать выводы. 5.Развивать мыслительные операции анализа и синтеза, логическое мышление, связную речь, память. 6.Воспитывать культуру поведения, умение экономно и рационально тратить деньги, чувство благодарности к тем, кто помогает удовлетворять наши желания и потребности. |
Принципы реализации проекта |
|
Планируемые образовательные результаты | У воспитанников: Сформировано умение использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.). Сформировано умение осознавать и соизмерять свои потребности и возможности. Сформировано представление о том, что зарплата – это оплата за труд, пенсии за прошлый труд. Сформировано понимание того, что расходы семьи не должны быть расточительными. У педагогов: Используют инновационные технологии и новые формы работы по формированию финансовой грамотности дошкольников. Повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение метода проекта в работе с детьми. Пополнена предметно - развивающая среда. Составлены и апробированы конспекты мероприятий с детьми. Обобщение педагогического опыта. У родителей: Сформирована активная, компетентная позиция в процессе экономического воспитания детей. Создание единого воспитательно - образовательного пространства ДОО и семьи по формированию финансовой грамотности детей среднего дошкольного возраста. |
I этап – «Погружение в проект»
| |
II этап - «Осуществление деятельности по решению проблемы»
Беседы: «Что такое деньги?», https://obr.nd.ru/#fin-literacy-schoolchildren «Денежкина история», «Бумажные и металлические деньги», «Что такое бюджет семьи?», «Где используются деньги?», «Чего нельзя купить за деньги?». Рассматривание и обсуждение иллюстраций альбомов: «Профессии», «Посуда», «Мебель», «Одежда и обувь». Чтение художественной литературы: К.Чуковский «Муха – цокотуха», С. Михалков «Как мужик корову продавал», Б. Минина «Доверчивый Зайчик», Т.Грекова «Клад», «Копейка рубль бережёт». Заучивание пословиц и поговорок. Дидактические игры и упражнения: «Бюджет семьи», «Копим и сберегаем» «Важные расходы», «Мы идем в магазин», «Занять и одолжить», «Кладоискатели», «Доход - расход», «Знакомство с банковским терминалом». Пальчиковые гимнастики и физкультминутки: «Будем денежки считать», https://nsportal.ru/detskii-sad/osnovy-finansovoy-gramotnosti/2022/05/03/kartateka-fizminutki-po-finansovoy-gramotnosti «Моя семья», «Покупки», «Посуда». Просмотр обучающих мультсериалов «Уроки тетушки Совы. Азбука денег», https://yandex.ru/search?text=уроки+тетушки+совы+азбука+денег&source=tabbar&lr=11262 «Азбука финансовой грамотности со Смешариками». https://yandex.ru/search?text=«Азбука+финансовой+грамотности+со+Смешариками&lr=11262
| |
III этап - «Презентация результатов» Демонстрация кейса по финансовой грамотности | |
IV этап - «Оценка результатов и процесса проектной деятельности» Совместная и самостоятельная деятельность детей привела к оптимизации детско-родительских отношений, значительно пополнилась РППС группы. Дети в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет знакомятся со сложными финансовыми понятиями, делятся информацией друг с другом, педагогами, родителями. | |
Продукт | Кейс по финансовой грамотности с играми и ситуациями |
Ресурсы и методические материалы, необходимые для проекта |
|
Практическая значимость проекта | Данная работа может быть широко использована в практике педагогов дошкольного образования. |
Работа над проектом показала важность этой темы. Мероприятия, направленные на повышение финансовой грамотности - дело важное и нужное. Таким образом, проект «Путь к успеху» посредством создания кейсов, как средства познания основ финансовой грамотности дошкольников, сформировал у детей предпосылки финансовой грамотности, умение использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории. Участие в проекте повысило уровень информированности родителей.
Использование возможностей единого образовательного пространства, взаимодействие с семьей, применение в работе с детьми разных видов деятельности, внедрение эффективных и современных методов и приемов в воспитательно – образовательном процессе, позволяет сделать вывод о том, что формирование финансовой грамотности при создании определённых условий у детей старшего дошкольного возраста в рамках проектной деятельности эффективно и результативно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район Познавательный проектпо фор...
Педсовет «Экономическое воспитание как средство формирования основ финансовой грамотности дошкольников»
Цель: обогащение знаний педагогов по экономическому воспитанию дошкольников....
Создание оптимальных условий по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.
Цель: помочь детям старшего дошкольного возраста войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:-Познакоми...
Семинар практикум для педагогов: "Экономическое воспитание как средство формирования основ финансовой грамотности дошкольников"
Семинар-практикум«Экономическое воспитание как средство формирования основ финансовой грамотности дошкольников»...
Реализация проекта «Шаги к успеху» посредством создания кейсов, как средства познания основ финансовой грамотности дошкольников.
В «Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года»утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2023 г. № 2958-р о...
Экономическое воспитание как средство формирования основ Финансовой грамотности дошкольников
Экономическое воспитание как средство формирования основ Финансовой грамотности ...
Совместная деятельность педагогов с детьми "Создание игровых ситуаций для формирования основ финансовой грамотности у дошкольников 6-7 лет».
В современном мире, в век информатизации и товарно-денежных отношений дети с интересом относятся к жизни взрослых. Они слышат такие понятия, как деньги, товары, покупки, дорого, дешево, экономить и др...