Проект «Шаги к успеху». Создание кейсов, как средства познания основ финансовой грамотности дошкольников».
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Мартовая Юлия Владимировна

Пояснительная записка

     Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_finansovoy_gramotnosti_ns.docx36.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида «Сказка»

Проект «Шаги к успеху». Создание кейсов, как средства познания основ финансовой грамотности дошкольников».

Составила: Мартовая Юлия Владимировна,

 педагог дополнительного образования,

 МКДОУ «Сказка», г. Вихоревка

2024г

Пояснительная записка

     Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.

Актуальность

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике. Социальный заказ общества на экономически грамотную личность обусловлен взятием курса на развитие современных рыночных условий, которые основаны на свободном предпринимательстве, выборе вида экономической деятельности и т.д. ФГОС ДО четко не выделял основы финансовой грамотности, но прослеживал отдельными аспектами в разных областях. Анализ программно-методических пособий для дошкольных учреждений, таких как Курак Е.А, Смоленцевой А.А, Шорыгиной Т.А, показывает, что с детьми дошкольного возраста в этом направлении целенаправленная система работы пока не сложилась. В качестве предпосылок финансовой грамотности авторами выделились лишь доступные детям знания из области экономики и качества деятельности, которые постепенно становятся личностными. Надо отметить, что, если у ребенка не сформировать правильное представление о денежных средствах, то у него появится собственное, и очень часто искаженное мнение о них. Детям необходимо донести, что деньги зарабатываются исключительно собственным трудом. Именно этим и обусловлена актуальность элементарного экономического (финансового) образования дошкольников.  Приобщение детей дошкольного возраста к финансовой сфере – это на сегодняшний день одна из наиважнейших проблем.

Проблема         

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. Нужно понимать, что грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Создание   необходимых психолого-педагогических условий будет способствовать формированию финансовой грамотности в различных видах деятельности. Исходя из этого, избранная нами тема проекта является актуальной. Таким образом, было принято решение разработать и реализовать данный проект.

Целью проекта являлось: создание кейсов, как средства познания для формирования основ финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гражданина.

В соответствии с поставленной целью, были сформулированы следующие задачи:

  1. Определить основные характеристики «основы финансовой грамотности» у старших дошкольников
  2. Охарактеризовать методы, формы, технологии в формировании финансовой грамотности старших дошкольников
  3. Выявить педагогические условия использование кейсов в формировании основ финансовой грамотности старших дошкольников

      Решение данных задач поможет дошкольникам в дальнейшем выработать такие навыки и умения, а также личностные качества как: уважение к людям, которые умеют трудиться и зарабатывать честно; ценить и понимать предметный окружающий мир (как результат труда людей); осознать понятия и их взаимосвязь «труд — продукт — деньги», а также «стоимость продукта, которая зависит от качества»; видеть красоту человеческого творения; развитие бережливости, экономности рациональности и трудолюбия и как следствие, честность, щедрость, отзывчивость, благородство, сочувствие, оценивать средства и способы выполнения желаний и корректировать собственные потребности; уметь применять полученные умения и навыки в жизни.

На сегодняшний день нет общепринятого научного определения понятия «финансовая грамотность». У исследователей основ финансовой грамотности определения различаются. Полное и точное определение рассматриваемого понятия формулирует Д.В. Моисеева: «Под финансовой грамотностью понимается способность человека достигать финансового благосостояния и принимать участие в экономической жизни, основанная на наличии одного или нескольких (в разных сочетаниях) элементов: финансовых знаний, финансовых навыков, финансовых установок».

Финансовая грамотность включает в себя: умение зарабатывать; умение тратить деньги; умение экономить; умение учитывать; умение планировать.

На этапе обучения дошкольников правильнее говорить о формировании азов финансовой грамотности.

Мы понимаем под основами финансовой грамотности дошкольников формирование представлений о социально-экономических, товарно-денежных областях, труде взрослых и проявление этих представлений в сюжетно-игровой деятельности и практической жизни ребенка.

Интеграция образовательных областей:

«Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное  развитие»,  «Художественно  - эстетическое развитие», «Речевое  развитие»,

Реализация  проекта

1 этап - «Погружение в проект» – 2.10.2023- 23.10.2023г

2 этап - «Осуществление деятельности по решению проблемы» – 3.10.2023-17.10.2023г

3 этап - «Презентация результатов» – 19.10.2023г

4 этап - «Оценка результатов и процесса проектной деятельности» - 23.10.2023г

Паспорт проекта

Название проекта

Шаги к успеху» посредством создания кейсов, как средства познания основ финансовой грамотности дошкольников

Тип проекта

Образовательный проект совместной деятельности, обучающий, познавательно-практико-ориентированный

Участники

Педагоги, дети старшего дошкольного возраста, родители

Срок реализации

Цель проекта

создание кейсов, как средства познания для формирования основ финансово грамотного поведения детей старшего дошкольного возраста, как необходимого условия повышения уровня и качества жизни будущего гражданина.

Задачи проекта

1.Определить основные характеристики «основы финансовой грамотности» у старших дошкольников

2.Охарактеризовать методы, формы, технологии в формировании финансовой грамотности старших дошкольников

3.Выявить педагогические условия использование кейсов в формировании основ финансовой грамотности старших дошкольников

4.Развивать умение рассуждать, высказывать свои предположения, делать выводы.

5.Развивать мыслительные операции анализа и синтеза, логическое мышление, связную речь, память.

6.Воспитывать культуру поведения, умение экономно и рационально тратить деньги, чувство благодарности к тем, кто помогает удовлетворять наши желания и потребности.

Принципы  реализации проекта        

  • принцип наглядности;
  • принцип доступности;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип целенаправленности;
  • принцип новизны;
  • принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка

Планируемые образовательные результаты

У воспитанников:

Сформировано умение использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

Сформировано умение осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.

Сформировано представление о том, что зарплата – это оплата за труд, пенсии за прошлый труд.

Сформировано понимание того, что расходы семьи не должны быть расточительными.

У педагогов:

Используют инновационные технологии и новые формы работы по формированию финансовой грамотности  дошкольников.

Повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение метода проекта в работе с детьми.

Пополнена предметно - развивающая среда.

Составлены и апробированы конспекты мероприятий с детьми.

Обобщение педагогического опыта.

У родителей:

Сформирована активная, компетентная позиция в процессе экономического воспитания детей.

Создание единого воспитательно - образовательного пространства ДОО и семьи по формированию финансовой грамотности детей среднего дошкольного возраста.

I этап – «Погружение в проект»

  • определение цели и задач проекта «Путь к успеху»;
  • подбор информации, методической, художественной литературы, Интернет-ресурсов, опыта работы коллег по теме;
  • подобраны дидактические, развивающие, настольно – печатные игры, игровые задания;
  • подбор иллюстративного   материала;
  • анкетирование семей воспитанников старшего дошкольного возраста;

II этап - «Осуществление деятельности по решению проблемы»  

  • Обогащение предметно-развивающей среды:
  • создание дидактических игр, игровых заданий, атрибутов для сюжетно – ролевых игр; .
  • Совместная и самостоятельная  деятельность детей по теме проекта:
  • Изготовление кейса с играми по финансовой грамотности

Беседы:

«Что такое деньги?», https://obr.nd.ru/#fin-literacy-schoolchildren

«Денежкина история»,

«Бумажные и металлические деньги»,

«Что такое бюджет семьи?»,

«Где используются деньги?»,

«Чего нельзя купить за деньги?».

Рассматривание и обсуждение иллюстраций альбомов:

«Профессии»,

«Посуда»,

«Мебель»,

«Одежда и обувь».

Чтение  художественной литературы:

К.Чуковский «Муха – цокотуха»,

С. Михалков «Как мужик корову продавал»,

Б. Минина «Доверчивый Зайчик»,

Т.Грекова «Клад», «Копейка рубль бережёт».

Заучивание пословиц и поговорок.

Дидактические игры и упражнения: 

«Бюджет семьи»,

«Копим и сберегаем»

«Важные расходы»,

«Мы идем в магазин»,

«Занять и одолжить»,

«Кладоискатели»,

«Доход - расход»,

«Знакомство с банковским терминалом».

Пальчиковые гимнастики и физкультминутки:

«Будем денежки считать», https://nsportal.ru/detskii-sad/osnovy-finansovoy-gramotnosti/2022/05/03/kartateka-fizminutki-po-finansovoy-gramotnosti

«Моя семья»,

«Покупки»,

«Посуда».

Просмотр обучающих мультсериалов «Уроки тетушки Совы. Азбука денег», https://yandex.ru/search?text=уроки+тетушки+совы+азбука+денег&source=tabbar&lr=11262

«Азбука финансовой грамотности со Смешариками». https://yandex.ru/search?text=«Азбука+финансовой+грамотности+со+Смешариками&lr=11262

  1. Работа с родителями:
  • Организация тематических стендов, фотовыставок;
  • консультации для родителей: «Советуют специалисты», «Школа для родителей», «Деньги будущего»;
  • родительское собрание в старшей группе «Дети и Деньги»

III этап - «Презентация результатов»

Демонстрация кейса по финансовой грамотности

IV этап - «Оценка результатов и процесса проектной деятельности»

Совместная и самостоятельная деятельность детей привела к оптимизации детско-родительских отношений, значительно пополнилась РППС группы. Дети в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет знакомятся со сложными финансовыми понятиями, делятся информацией друг с другом,  педагогами, родителями.

Продукт

Кейс по финансовой грамотности с  играми и ситуациями

Ресурсы и методические материалы, необходимые для проекта

  1. Антонова Ю.Е. Основы финансовой грамотности для дошкольников: мотивы и мнения//Воспитатель ДОУ. – № 9. – 2018. – С. 6–16.
  2. Белошистая А.В., Богданец Т.П. Игровые образовательные технологии как способ организации исследовательской деятельности дошкольников//Детский сад: теория и практика. – 2015. – № 9. – С. 62–69.
  3. Введение основ финансовой грамотности в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации: Методические рекомендации / Сост. Л.Ю. Ильина. – Ростов: МДОУ «Детский сад №3 Золотая рыбка», 2021. – 30 с.
  4. Галкина Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 89 с.
  5. Галкина Л.Н. Экономика для детей: метод.пособие. – Челябинск: Цицеро, 2013. – 112 с.
  6. Гуцул В.Ф. Дидактические игры и задания на развитие логического мышления и воображения старших дошкольников//Воспитатель ДОО. – 2017. –№ 10. – С. 49–52.
  7. Кузнецова, Е. Н. Внедрение кейс-технологии в условиях реализации ФГОС ДО / Е. Н. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — №

Практическая значимость проекта

Данная работа может быть широко использована в практике педагогов дошкольного образования.

Работа над проектом показала важность этой темы. Мероприятия, направленные на повышение финансовой грамотности - дело важное и нужное. Таким образом, проект «Путь к успеху» посредством создания кейсов, как средства познания основ финансовой грамотности дошкольников, сформировал у детей предпосылки финансовой грамотности, умение использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории. Участие в проекте повысило уровень информированности родителей.

Использование возможностей единого образовательного пространства, взаимодействие с семьей, применение в работе с детьми разных видов деятельности, внедрение эффективных и современных методов и приемов в воспитательно – образовательном процессе, позволяет сделать вывод о том, что формирование  финансовой грамотности при создании определённых условий  у детей старшего дошкольного возраста в рамках проектной  деятельности эффективно и результативно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение центр развития ребенка –детский сад №21Муниципального образования Кавказский район   Познавательный проектпо фор...

Педсовет «Экономическое воспитание как средство формирования основ финансовой грамотности дошкольников»

Цель: обогащение знаний педагогов по экономическому воспитанию дошкольников....

Создание оптимальных условий по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.

Цель: помочь детям старшего дошкольного возраста войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:-Познакоми...

Семинар практикум для педагогов: "Экономическое воспитание как средство формирования основ финансовой грамотности дошкольников"

Семинар-практикум«Экономическое воспитание как средство формирования основ финансовой грамотности дошкольников»...

Реализация проекта «Шаги к успеху» посредством создания кейсов, как средства познания основ финансовой грамотности дошкольников.

В «Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года»утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2023 г. № 2958-р о...

Экономическое воспитание как средство формирования основ Финансовой грамотности дошкольников

Экономическое воспитание как средство формирования основ Финансовой грамотности ...

Совместная деятельность педагогов с детьми "Создание игровых ситуаций для формирования основ финансовой грамотности у дошкольников 6-7 лет».

В современном мире, в век информатизации и товарно-денежных отношений дети с интересом относятся к жизни взрослых. Они слышат такие понятия, как деньги, товары, покупки, дорого, дешево, экономить и др...