Презентация "Стили педагогического общения с детьми"
презентация
Презентация "Стили педагогического общения с детьми"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_microsoft_powerpoint.ppt | 2.54 МБ |
pedagogicheskaya-masterskaya.docx | 33.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Стили педагогического общения: Либеральный или попустительский стиль; Авторитарный стиль; Демократический стиль.
Опросник А.Б. Майского и Е.Г. Ковалевой в ред. А.В. Фокиной «Стиль педагогического общения». Вам необходимо дать ответы на 10 вопросов, начисляя за каждый ответ «а» - 3 балла, «б» – 2 балла, «в» – 1 балл.
Считаем сумму баллов: 25–30 баллов – демократический, 20–24 балла – авторитарный, 10–19 баллов – либеральный.
Либеральный стиль общения или попустительский стиль может быть выражен словами «Пусть все идет, как идет!». Безынициативность; Безответственность; Непоследовательность в принимаемых решениях и действиях; Нерешительность в трудных ситуациях.
Авторитарный стиль общения. «Делайте как я говорю и не рассуждайте!» Ярко выражены установки, Избирательность по отношению к детям, Значительно чаще используются запреты и ограничения в отношении детей, Злоупотребление отрицательными оценками; Строгость и наказание — основные педагогические средства.
Демократический стиль общения. «Вместе задумали, вместе планируем, организуем и подводим итоги!» Широкий контакт с воспитанниками, Проявление доверия и уважения к детям, Эмоциональный контакт с ребенком, Не подавляет детей строгостью и наказанием; В общении преобладают положительные оценки; Существует потребность в обратной связи; Воспитатель умеет признавать допущенные ошибки; В работе стимулируется умственная активность.
Воспитатель – Карабас-Барабас. Не обучает, а дрессирует, добиваясь определенного успеха.
Воспитатель-Мальвина. Отсутствует гибкость; не допускает каких-либо иных способов поведения, решения задач, разрешения конфликтов.
Воспитатель-Снежная Королева. Подменяет осмысленную деятельность формальной системой операций; воспитывает «рабов» и функционеров.
Воспитатель-Красная Шапочка Поведение схоже с поведением ребенка-дошкольника
Воспитатель-Спящая Красавица. Фактически находится вне ситуации взаимодействия с детьми. Дети предоставлены сами себе.
Воспитатель-наседка. Бдительно присматривает за детьми, неустанно ухаживает, показывая, где и как следует «добывать червячков и зернышки».
Воспитатель-Мэри Поппинс. Преследует одну цель - развитие ребенка; обучает детей так, что они этого не замечают.
Воспитатель-Золотая рыбка. Стремится наладить эмоциональный контакт с ребенком, не подавляет строгостью и наказанием. Испытывает потребность в обратной связи от детей.
Таблица формируемых личностных качеств при соответствующем педагогическом стиле управления детьми.
Таблица формируемых личностных качеств при соответствующем педагогическом стиле управления детьми.
Устами младенца.
Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Улыбка».
Консультация на тему:
«Стили педагогического общения».
Воспитатель: М.А.Мартынова
Соответствие занимаемой должности.
Жиздра, 2023 – 2024 год.
Добрый день, уважаемые коллеги. Тема моего выступления сегодня – это «Стили педагогического общения с детьми».
А начнем мы с нашей любимой федеральной образовательной программы, внедрение которой продолжается уже второй год. Вместе с введением ФОП дошкольного образования возникают новые задачи и требования для воспитателей и педагогов.
Одним из основных изменений является акцент на индивидуальном развитии каждого ребенка. Это означает, что воспитателям и педагогам необходимо находить новые подходы и методы для работы с детьми, учитывая их индивидуальные особенности, интересы и потребности. Воспитателям следует уделять больше внимания наблюдению и анализу каждого ребенка, чтобы определить его сильные стороны и условия, которые помогут ему достичь максимального развития.
Конечно, без живого общения с детьми мы не добьемся положительных результатов. Одним из факторов, влияющих на правильное и гармоничное развитие личности ребенка, является стиль общения, присущий воспитателю.
Как вам известно, в педагогике существует различные виды взаимодействия педагогов и детей, есть более удачные, есть – менее. При этом абсолютно все они работают, правда, оказывают разное влияние на формирование личности детей. И сегодня мы попробуем разобрать с вами взаимосвязь стиля педагогического воздействия на ребенка и развитие личностных характеристик воспитанника.
Традиционно выделяют 3 стиля, это либеральный, авторитарный и демократический. Перед тем, как мы разберем каждый стиль и последствия его воздействия на ребенка, давайте узнаем, какой стиль общения типичен именно для вас. Для этого пройдем опросник А.Б. Майского и Е.Г. Ковалевой «Стиль педагогического общения» в ред. А.В. Фокиной. Вам необходимо дать ответы на 10 вопросов, начисляя за каждый ответ «а» - 3 балла, «б» – 2 балла, «в» – 1 балл.
Считаем сумму баллов:
25–30 баллов – демократический,
20–24 балла – авторитарный,
10–19 баллов – либеральный.
Как вы считаете, какой стиль общения более подходит для Федерального образовательного стандарта, на основе которого разработана ФОП ДОО?
Да, действительно, демократический стиль общения – это показатель того, что педагог опытный и профессиональный. Давайте подробнее, о каждом стиле общения поговорим.
Вообще, психологи считают, что почти каждый педагог за свою карьеру примеряет каждый стиль педагогического общения. И не всегда в итоге выбирает демократический!
Либеральный стиль общения или попустительский стиль может быть выражен словами «Пусть все идет, как идет!».
Для либерального воспитателя характерны безынициативность, безответственность, непоследовательность в принимаемых решениях и действиях, нерешительность в трудных ситуациях. Такой педагог «забывает» о своих прежних требованиях и через определенное время способен предъявить полностью противоположные, им же самим ранее данным требованиям. Склонен пускать дело на самотек, переоценивать возможности детей. Не проверяет выполнение своих требований. Оценка детей либеральным воспитателем зависит от настроения: в хорошем настроении преобладают положительные оценки, в плохом — негативные. Такой воспитатель стремится ни с кем не портить отношений, в поведении ласков и доброжелателен со всеми.
Авторитарный стиль общения. «Делайте как я говорю и не рассуждайте!»
Педагоги с авторитарным стилем общения, напротив, проявляют ярко выраженные установки, избирательность по отношению к детям, они значительно чаще используют запреты и ограничения в отношении детей, злоупотребляют отрицательными оценками; строгость и наказание — основные педагогические средства. Авторитарный воспитатель ожидает только послушания. Общение педагога с авторитарными тенденциями ведет к конфликтности, недоброжелательности в отношении к детям, создавая тем самым неблагоприятные условия для воспитания дошкольников. Авторитарность педагога часто является следствием недостаточного уровня психологической культуры с одной стороны, и стремлением ускорить темп развития детей вопреки их индивидуальным особенностям - с другой. Причем, педагоги прибегают к авторитарным приемам из самых благих побуждений: они убеждены в том, что, ломая детей и добиваясь от них максимальных результатов здесь и сейчас, скорее можно достигнуть желаемых целей.
Демократический стиль общения. «Вместе задумали, вместе планируем, организуем и подводим итоги!»
Наиболее эффективным и оптимальным считается демократический стиль взаимодействия. Для него характерны широкий контакт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к ним, воспитатель стремится наладить эмоциональный контакт с ребенком, не подавляет строгостью и наказанием; в общении с детьми преобладают положительные оценки. Демократический педагог испытывает потребность в обратной связи от детей в том, как ими воспринимаются те или иные формы совместной деятельности; умеет признавать допущенные ошибки. В своей работе такой педагог стимулирует умственную активность и мотивацию достижения в познавательной деятельности. В группах воспитателей, для общения которых свойственны демократические тенденции, создаются оптимальные условия для формирования детских взаимоотношений, положительного эмоционального климата группы.
А теперь для более наглядного понятия педагогических стилей предлагаю вам проанализировать образы сказочных героев, если бы они были воспитателями в нашем детском саду.
1. Карабас-Барабас. Карабасу-Барабасу нужны послушные и умелые исполнители его спектаклей. Для достижения своих целей он использует следующие способы воздействия: плетку, окрик, наказание, наставление. Карабас-Барабас не обучает, а дрессирует, добиваясь определенного успеха. Куклы овладевают тем набором знаний, умений и навыков, которые нужны для спектаклей Барабаса. Куклы боятся дрессировщика, немногие убегают от него, большинство не смеет и убежать. Но и те, и другие в его присутствии не высказывают своих истинных чувств, парализованные страхом перед ним.
Позиция воспитателя - Карабаса-Барабаса приводит, во - первых, к тому, что у детей блокируется развитие способностей. Вместо этого дети овладевают набором задаваемых воспитателем знаний, умений, навыков. Во-вторых, у детей возникает двойственность (это я сделаю, скажу, Марии Ивановне, а на самом деле я поступлю, подумаю иначе), которая в конечном итоге приводит к двойной морали.
2. Мальвина. Мальвина - благовоспитанная девочка. Она точно знает, что следует мыть руки перед едой, чистить зубы, читать книжки и т. д. Она искренне считает, что все должны следовать этим правилам. Когда же поведение Буратино не укладывается в те нормы, которые она считает единственно правильными, Мальвина сажает непослушного мальчика в чулан. Действия Мальвины мотивированы теми нормами, которые она считает истинными, но у нее отсутствует гибкость, она не допускает иных способов поведения, решения задач, разрешения конфликтов. Поэтому в непривычной, экстремальной ситуации побега от Карабаса-Барабаса Мальвина оказывается беспомощной, не способной проявить инициативу, предложить нестандартный выход из положения.
Позиция воспитателя - Мальвины приводит детей к ограниченной психической активности, воспроизведению стереотипных способов поведения и решения задач. Это происходит потому, что Мальвина предлагает себя детям в качестве единственного образца для подражания, что не способствует формированию у них собственных побудительных мотивов. Немотивированная деятельность отбивает желание познавать, проявлять интерес, гасит детскую любознательность, тем самым, ограничивая развитие каких-либо способностей.
3. Снежная Королева. Снежная Королева обучает Кая складывать из кусочков льда разные «ледяные головоломки». Для Кая эти фигуры были чудом искусства, а складывание их - занятием первостепенной важности. Объятия и поцелуи Снежной Королевы превратили сердце Кая в кусок льда, которое является символом запрета на осмысленную жизнь, созидание. Достичь власти Снежная королева может только одним способом: подменить осмысленную деятельность формальной системой операций.
Воспитатель, занимающий позицию Снежной Королевы, обучает такому же движению, т. е. процессу ради процесса, лишенному смысла. Это приводит к тому, что дети становятся покорными исполнителями чужой воли, у них нет стремления сделать что-либо по собственному намерению. «Снежная Королева» искусно воспитывает рабов и функционеров.
4. Красная Шапочка. Красная Шапочка ведет себя так, как это свойственно ребенку-дошкольнику. Она беспечна, эмоциональна, весела и непослушна. Красная Шапочка не предвидит результатов своих действий. Мама велела ей отнести гостинцы больной бабушке, идти по лесу, не разговаривая с волком. Красная Шапочка пошла, но при этом и цветочки собирала, и с волком поговорила, и бабушкин адрес дала, надеясь, что все как-нибудь обойдется.
Способ воздействия воспитателя, занявшего позицию Красной Шапочки, - предъявление своего натурально - ситуативного «я», которое может быть весьма привлекательным для детей. Привлекательность основывается на их схожести. Это опасно для детей, потому что воспитатель - Красная Шапочка в качестве образца задает непродуктивный с точки зрения психического развития вариант. Вместо реальных, предлагаются чудесные решения, а для них не нужен прогноз, предвосхищение, планирование действия.
Позиции воспитателя - Красной Шапочки приводит детей к трудностям планирования и прогнозирования собственных действий, что проявляется в неорганизованности поведения и неэффективных способах решения познавательных задач. У детей, присвоивших в качестве образца способ поведения Красной Шапочки, нарушается регуляция собственных действий, не формируются усилия по преодолению сиюминутных желаний, нарушается волевая регуляция поведения.
5. Спящая красавица. Спящая красавица спит, окружающая действительность для нее не существует: она к ней либо безразлична, либо воспринимает как помеху своим снам (грезам наяву).
Воспитатель, занимающий позицию Спящей красавицы, фактически находится вне ситуации взаимодействия с детьми. Он предоставляет их самим себе. Для нормального развития детям нужно сравнивать свои действия, способы решения задач с тем, как это делают другие дети и взрослые. Предоставленные самим себе, они «варятся в собственном соку» т. е. перенимают друг у друга как «компетентность, так и «некомпетентность » как социальные, так и асоциальные формы поведения. Проводя ежедневно по 8-9 часов безразличным воспитателем, дети становятся неорганизованными, разболтанными: занялся одним, не закончил, начал делать другое, схватился за третье. Такое поведение свидетельствует об отсутствии целенаправленной деятельности, являющейся основным показателем психического развития.
Воспитатель - Спящая красавица приводит детей к деструктивному поведению, которое, в свою очередь, тормозит психическое развитие.
6. Наседка. Наседка любит своих детей-цыплят. Сначала она долго высиживает их. Потом бдительно за ними присматривает, неустанно ухаживает, показывая, где и как следует добывать червячков и зернышки. Она постоянно тревожится о своем потомстве, кудахчет, скликая цыплят под свое крыло, под свой неусыпный контроль.
Воспитатель, занявший позицию наседки, наносит ущерб, психическому развитию детей, постоянно опекая их, делая многое за них. У детей пропадает желание узнавать, они не хотят учиться самостоятельно, преодолевать трудности.
7. Мери Поппинс. Мери Поппинс весьма образованная особа, замечательно рассказывающая разные истории, хорошо воспитанная и точно представляющая, как следует себя вести в разных ситуациях. С другой стороны. Мери Поппинс прекрасно разбирается в детях: понимает, что они чувствуют, думают, хотят или не хотят, т. е. она знает детей, как-бы, изнутри.
Воспитатель - Мери Поппинс совмещает в себе обе эти стороны, преследуя одну единственную цель - развитие ребенка. Она является посредником между миром культуры и миром детей. Мери Поппинс обучает детей так, что они этого не замечают. Она постоянно ставит перед ними новые задачи, создает условия для развития воображения, учит нормам поведения, оптимальным способам разрешения конфликтов.
8. Золотая рыбка. Золотая рыбка предпочитает индивидуальный подход к каждому рыбаку. Старается понять ситуацию и максимально помогает. Конечно, когда видит, что образовательный маршрут не развивает, а ставит в тупик, то возвращается к исходной точке, чтобы все исправить. Рассудительная и преданная своему делу.
Воспитатель – Золотая рыбка стремится наладить эмоциональный контакт с ребенком, не подавляет строгостью и наказанием. Испытывает потребность в обратной связи от детей в том, как ими воспринимаются те или иные формы совместной деятельности; умеет признавать допущенные ошибки. В своей работе такой педагог стимулирует умственную активность и мотивацию достижения в познавательной деятельности. Обеспечивает дружественное взаимопонимание между педагогом и воспитанником, вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности.
На практике часто встречается, что отдельный педагог проявляет так называемый «смешанный стиль» взаимодействия с детьми. Смешанный стиль характеризуется преобладанием двух каких-либо стилей: авторитарного и демократического или демократического стиля с либеральным. Редко сочетаются друг с другом черты авторитарного и либерального стиля.
Предлагаю вам обобщить прослушанную информацию и заполнить таблицу формируемых личностных качеств при соответствующем педагогическом стиле управления детьми.
В заключение своего выступления хочу показать вам результаты нашей работы «Устами младенца». Ребятам задавались следующие вопросы:
- Моя воспитательница …
- Я люблю, когда моя воспитательница …
- Я не люблю, когда моя воспитательница …
Карабас-Барабас | Мальвина | Снежная Королева | Красная Шапочка | Спящая красавица | Наседка | Мэри Поппинс | Золотая рыбка | |
авторитарный | либерально- попустительский | демократический | ||||||
Дети привыкают к крику и не слышат спокойный голос, надрессированны, у них формируется двойная позиция: в основе идеалов – ложь. | Отсутствие инициативности, самостоятельностилюбознательности | Отсутствие эмпатии, жестокость, безынициативность | Дети инфантильны и неорганизованны, как итог, деятельность нерезультативна. | Развивается деструктивное поведение, дети неорганизованны, непослушны | Безынициативны, несамотоятельны | Дети чувствуют себя спокойно, эмоционально защищено; стимулируется умственная активность и мотивиция к достижениям в познавательной деятельности. | Дети дружны, умеют взаимодействовать друг с другом, уверенны в себе |
Карабас-Барабас | Мальвина | Снежная Королева | Красная Шапочка | Спящая красавица | Наседка | Мэри Поппинс | Золотая рыбка | |
Опросник А.Б. Майского и Е.Г. Ковалевой в ред. А.В. Фокиной
«Стиль педагогического общения».
Вам необходимо дать ответы на 10 вопросов, начисляя за каждый ответ «а» - 3 балла, «б» – 2 балла, «в» – 1 балл.
Считаем сумму баллов:
25–30 баллов – демократический,
20–24 балла – авторитарный,
10–19 баллов – либеральный.
1) Считаете ли вы, что ребенок должен:
а) говорить вам только то, что сам захочет
б) делиться с вами всеми своими мыслями, чувствами и переживаниями
в) оставлять свои мысли и переживания при себе
2) Если ребенок взял у другого, пока тот не видел и без разрешения, игрушку, то вы:
а) доверительно с ним поговорите и предоставите возможность самому принять нужное решение
б) известите об этом всех детей, заставите вернуть игрушку и извиниться
в) дадите детям самим разбираться в своих игрушках
3) Подвижный, суетливый, недисциплинированный ребенок сегодня на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание. Как вы поступите:
а) проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня
б) скажете ему: «Вот так бы всегда занимался»
в) похвалите и всем детям покажете его работу
4) Ребенок, входя в кабинет, не поздоровался с вами. Вы:
а) сразу же начнете общаться с ребенком, не упоминая о его промахе
б) заставите его громко при всех поздороваться
в) не обратите на это внимания
5) Дети спокойно занимаются. У вас есть свободная минутка, и вы предпочтете:
а) спокойно, не вмешиваясь, наблюдать, как они играют и общаются
б) кому-то поможете, подскажете, сделаете замечание
в) займетесь своими делами в группе
6) Какая точка зрения вам кажется более правильной:
а) чувства ребенка удивительны, переживания его значимы, и к ним нужно относиться бережно, с большим тактом
б) эмоции ребенка, его переживания – это важные факторы, с помощью которых его можно эффективно обучать и воспитывать
в) переживания ребенка еще поверхностны, быстро проходят, и на них не стоит обращать особого внимания
7 Ваша позиция в работе с детьми:
а) у ребенка много возможностей для саморазвития, сотрудничество же взрослого должно направляться на максимальное повышение активности самого ребенка
б) ребенок неразумен, неопытен, и взрослый должен и может научить и воспитывать его
в) ребенок развивается почти неуправляемо под влиянием наследственности и семьи, и поэтому главная забота, чтобы он был здоров, накормлен и не нарушал дисциплину
8) Как вы относитесь к активности самого ребенка:
а) положительно – без нее невозможно полноценное развитие
б) отрицательно – она часто мешает целенаправленно и планомерно вести обучение и воспитание
в) положительно, но только тогда, когда активность согласована с педагогом
9) Ребенок не захотел выполнять задание под предлогом, что делал это дома. Ваши действия:
а) предложили бы другое задание или по-другому задали это, заинтересовали
б) заставили бы выполнить задание
в) не стали бы заставлять, сделал дома – значит сделал
10) Какую позицию вы считаете более правильной:
а) педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь
б) ребенок должен быть благодарен взрослым за заботу о нем
в) если ребенок не осознает заботу о нем, не ценит ее, то это его дело: когда-нибудь поймет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Построение педагогического общения с детьми дошкольного возраста»
Занятие - тренинг для педагогов ДОУ...
Занятие-тренинг для педагогов ДОУ «Построение психолого-педагогического общения с детьми дошкольного возраста»
Обучение педагогов основам эффективного общения. Овладение навыками различных техник эффективного общения, которые помогут в решении проблемных ситуаций, возникающих в работе с детьми.Повышение п...
Тренинг для педагогов ДОУ «Построение педагогического общения с детьми дошкольного возраста»
Работа педагогов во время тренинга дает возможность «проживания» педагогом роли ребенка, конкретизировать правила взаимодействия с детьми для достижения личностно-ориентированной мод...
Интеллектуальное кофе "Стили педагогического общения с детьми".
Интеллектуалное кафе для педагогов детского сада....
«Построение психолого-педагогического общения с детьми дошкольного возраста»
Тренинг для педагогов...
Консультация для воспитателей «Стиль педагогического общения с детьми, как один из факторов влияющих на поведение детей»
Консультация для воспитателей «Стиль педагогического общения с детьми, как один из факторов влияющих на поведение детей» Доминирующая роль в формировании личности ребенка, в том...