Проект по нравственно - патриотическому воспитанию в старшей и подготовительной группе
проект (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Румянцевская средняя общеобразовательная школа»
143560, Московская область, городской округ Истра, п. Румянцево,
Волоколамское шоссе, дом 117
Долгосрочный проект по нравственно- патриотическому воспитанию в группе № 4
на тему: «Моя малая Родина»
Воспитатели:
Жаворонкова И.В.
Шевелева С.С.
Истра
2024-2026 г.
Информационная карта проекта
Участники проекта: воспитатель, дети, родители группы
Вид, тип проекта: долгосрочный, групповой, информационно-творческий.
Сроки реализации: сентябрь 2024 г. – май 2026 г.
Цель проекта: воспитание нравственно-патриотического отношения к своей малой Родине (г. Истра)
Задачи:
- углублять представления о Родине;
- познакомить детей с родным городом (история, символика, достопримечательности);
- познакомить с именами тех, кто основал и прославил город;
- формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды;
- воспитывать интерес и любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им;
- развивать эмоционально – ценностные отношения к семье, дому, улице, детскому саду, городу, области, стране;
- развитие интереса к традициям, обычаям и промыслам;
- воспитывать уважительное отношение к местному фольклору, традициям родного города, края;
- обогащать предметно-развивающую среду группы;
- развивать творческое и логическое мышление, воображение;
- воспитывать чувство гордости за свою малую Родину.
Актуальность темы:
«Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – патриотизм… Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России…» В. В. Путин
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным городом: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Предполагаемый результат: Дети свободно называют свою страну, область, город, знают названия нескольких центральных улиц города, основные предприятия нашего города, достопримечательности и их значимость. Дети четко знают свой домашний адрес, адрес детского сада, место работы родителей, значимость их труда.
Реализация проекта предусматривает три этапа:
1 этап подготовительный:
- анкетирование детей и родителей по данной теме;
- выбор темы проекта и его разработка;
- постановка цели и задач;
- разработка перспективного плана совместной деятельности воспитателя с детьми и родителями по реализации проекта;
- подбор методических материалов, литературы, фотографий, иллюстраций, по теме проекта.
2 этап основной:
Реализация проекта (сентябрь 2024г. - май 2026 г.)
3 этап заключительный:
Повторное анкетирование после реализации проекта, которое надеюсь, покажет положительную динамику повышения уровня знаний детей о своем родном городе и уровня понимания родителями необходимости воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста и основ гражданственности в тесном сотрудничестве с педагогами.
Перспективное планирование 2024-2025гг
Сентябрь «Семья», «Детский сад»
Беседы на темы: «Моя семья», «Мой дом-моя крепость», «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», «Кто работает в детском саду» и др.
Экскурсия по детскому саду.
Дидактические игры: «Наши соседи», «Угадай по описанию», «Изобрази себя другим» и др.
Знакомство с пословицами и поговорками о дружбе, семье.
Чтение: Гайдар А. «Чук и Гек» (главы), Габе Д. «Моя семья», Зощенко М.
«Показательный ребёнок», Браиловская Г. «Наши мамы, наши папы» и др. Создание фотоальбома «Моя семья»
Октябрь «Моя малая родина»
Беседы по темам: «Мой любимый город Истра», «Улица, на которой я живу»,
«История моего города», «Памятники и достопримечательности родного города» и др.
Просмотр видеофильмов «Наш родной город», «Район, где я живу» Ознакомление символами нашего города, Знакомство с природой родного края.
Выставка рисунков «Мой любимый Истринский городской округ».
Экскурсия с родителями к памятным местам.
Дидактические игры: «Путешествие по городу», «Кто где живет?» и др.
Квест – игра «Достопримечательности моего города»
Цель: расширять знания о достопримечательностях родного города, воспитание патриотических чувств средствами коллективной игровой деятельности.
Физкультурный досуг: «Любимые места города»
Цель: повысить интерес детей к родному городу, достопримечательностям родного города. Прививать интерес к активному образу жизни, укрепить здоровье детей.
Чтение: Александрова З. «Родина», Михалков С. «Моя улица», Дугилов А. «Моя улица» и др.
Ноябрь «Моя Родина - Россия»
Беседы на темы: «Москва – столица нашей Родины», «Мы гуляем по Кремлю»,
«История Московского Кремля» и др.
Ознакомление с государственными символы России (флаг, герб, гимн); прослушивание «Государственного гимна России».
Чтение: Асеев Н. «Москва- Россия», Баруздин С. «Страна, где мы живем», «За Родину», Исаковский М. «Москва», Лисянский М. «Золотая на веки веков», Черницкий И. «Есть на свете город», Прокофьев А. «Родина и др.
Оформление уголка группе «Моя Родина –Россия».
Подборка пословиц и поговорок о Родине.
Дидактические игры: «Флаг России», «Сложи герб из фрагментов» и др.
Декабрь
Беседы на темы: «От куда пришла сказка», «Любимые герои», «В гостях у сказки» и др.
Чтение: Одоевский В. «Мороз Иванович», Маршак С. «Двенадцать месяцев», Бажов П. «Серебряное копытце» и др.
Знакомство с русскими традиционными народными играми
Выставка детских работ
Январь «Ознакомление с обычаями и традициями русского народа»
Беседы на темы: «Русские народные игры», «Русская народная игрушка»,
«Россия моя мастеровая», «Русские обычаи – взаимопомощь и гостеприимство» и др.
Ознакомление детей с обычаями и традициями русского народа, с народными промыслами.
Проведение развлечений «Рождество Христово», «Крещенские вечера», «Игры наших бабушек».
Выставка совместных изделий по мотивам народного творчества.
Февраль
Беседы на темы: «Защитники Родины», «Народные праздники на Руси. Масленица» и др.
Чтение: Барто А. «На заставе», Орлов В.Н. Рисунок», «Старший брат», Александрова З. «Дозор», Высотская О. «Мой брат уехал на границу», «У телевизора» и др.
Ознакомление детей с воинской славой России.
Оформление газеты с поздравлением.
Проведение праздников: «День защитника Отечества», Фольклорный праздник
«Масленица»
Март
Беседы на темы: «За что я люблю свою маму», «Моя мама –лучшая на свете»,
«Моя бабушка самая лучшая», «Как ты помогаешь по дому маме или бабушке» и др.
Чтение: Виеру Г. «Мамин день», Милн А. «Непослушная мама», Л. Квитко
«Бабушкины руки». В. Осеева «Просто старушка» и др.
Выставка детского творчества «Мамин портрет». Оформление фотогазеты «Моя мама лучшая на свете!» Тематический праздник «8 марта – женский день»
Апрель
Беседа на темы: «День космонавтики», «Космос», «Покорение космоса», «Наш дом во Вселенной «и др.
Чтение: Леонов А. «Шаги над планетой», Митяев А. «12 апреля – день космонавтики», Бороздин В. «Первый в космосе», Кащенко В. «Найди созвездие», Булычёв К. «Тайна третьей планеты», Носов Н. «Незнайка на луне», Клушанцев П. «О чём рассказалтелескоп»идр
Просмотр видеофильмов: «Космос и звездное небо», «Первый космонавт»
Викторина «Что вы знаете о космосе»
Выставка работ детского творчества «Космос глазами детей»
Тематический праздник «День космонавтики»
Май «День Победы»
Беседа на темы: «О подвигах солдат во время Великой Отечественной войны»,
«О войне», «День победы» и др.
Рассматривание альбома с военными профессиями; рассматривание картин из серии «История России».
Чтение: Кассиль Л. «Памятник солдату», «Москва», «Твои защитники», Маршак С. «День Победы», И. Токмакова «Идёт война народная», Исаковский М. «Здесь похоронен красноармеец», Твардовский А. «Рассказ танкиста», Орлов В.Н.
«Парад», «Салют» и др.
Просмотр видеофильмов: «Защитники Родины», «Дети герои войны»
Тематический праздник, посвящённый Великой победе.
Выставка поделок руками детей и их родителей «Никто не забыт – ничто не забыто!
Перспективное планирование 2025-2026гг
Сентябрь «Моя семья»
Закрепить представления детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи. Познакомить с ролью мужчины и женщины в семье и в обществе.
Воспитывать уважительное отношение друг к другу.
- Чтение художественных.
- Произведений о семье.
- Рассказы воспитателя о роли членов семьи в семье и обществе.
- Рисование на тему «Моя семья».
- Беседы на тему «Моя семья» (рассматривание фотографий).
- Сюжетно-ролевая игра «Семья».
- Презентация «Моя семья».
Праздничный концерт, посвященный дню пожилого человека «Бабушка рядышком с дедушкой».
Октябрь : Земля-наш общий дом»
- Рассказы воспитателя о многонациональности нашей Родины с просмотром презентации.
- Беседа «Наша Родина — Россия, наш язык — русский».
- Презентация «Русский костюм».
- Рассматривание национальных костюмов.
- Настольно- печатная игра: «Собери костюм».
- Чтение художественной литературы.
- Пение песен разных народов.
- Просмотр видео- слайдов «Разноцветные люди».
Подвижные игры детей разных стран.
Вовлечение родителей в подборке мультфильмов по теме: «Все мы жители одной планеты».
Ноябрь: «Малая Родина». «Моя Истра» За что мы любим свой город
- Беседы о гербе города.
- Рассказ воспитателя об истории возникновения герба, символическим значении.
- Экскурсия в Народный музей.
- Экскурсия в Музеи Мыши.
- Чтение художественной и познавательной литературы.
- Изготовление альбома «Дом, в котором я живу».
Конкурс рисунков «Мой город»
- Фотовыставка «Мой город тогда и сейчас».
- Фотовыставка: «Я в родном городе».
- Проект «Мой город родной»
- презентация.
- Заучить стихотворение Матусовского «С чего начинается Родина».
Литературная гостиная (выставка книг поэтов и писателей нашего района, области), встреча с краеведом Гречухиным В.А.
«Моя мама»
- Концерт «Моя любимая мамочка», посвящённый «Дню матери».
- Беседы о маме.
- Рисование на тему «Мама любимая моя», «Нет на свете краше мамочек наших» (портреты).
- Чтение произведений о маме.
Совместный с родителями проект «Моя мама»
Декабрь: «Новый год у ворот»
- Беседа о встрече Нового года в других странах.
- Изготовление открыток с новогодними пожеланиями в рисунках.
- Составление письма Деду Морозу.
- Рисование на тему «Новогодний праздник в разных странах мира»,
- Проведение конкурса «Символ года» (вместе с родителями).
Январь: Наша Родина Россия»
- Беседы о России.
- Просмотр видеофильмов и презентаций о городах России.
- Рисование «Моя страна».
Беседы «Государственные символы России — герб, гимн, флаг»
- Дидактическая игра «Узнай наш флаг», «Узнай наш герб»,
- Рассматривание географических карт.
- Книжная выставка и обзорная беседа «Природная кладовая нашей Родины».
- Экскурсия в картинную галерею.
- Экскурсия в детскую библиотеку,
- Рисование «Люблю березку русскую», выставка детских рисунков.
- Чтение художественной и познавательной литературы , прослушивание стихов о родной стране, пословицы и поговорки.
- Изготовление коллективной аппликации «Российский флаг».
Прослушивание музыкальных произведений о Родине.
Февраль: «Забавы вокруг печки».
- Беседы о народном костюме и его особенностях.
- Экскурсия в музей «Русские валенки».
- Рисование «Красивые валенки»,
- Дидактические игры.
- Оформление стендов и выставок детских работ.
Прослушивание русских народных песен, отгадывание загадок.
«Наши защитники»
- Беседы «Защитники земли русской», «Для чего нужна Армия»,
«Профессия — военный», «Есть такая профессия — Родину защищать».
- Рисование «Мой папа- защитник», изготовление поздравительной открытки «С 23 февраля!».
- Выставка рисунков.
- Рассматривание альбомов:
«Наша армия», «Военные профессии».
- Презентация «Наша армия».
- Непосредственно образовательная деятельность «Рода войск»
Выставка детских работ «Богатыри».
Март: «Мамин праздник»
- Беседа о мамах, составление рассказов на темы «За что я люблю свою маму», «Кем работает моя мама», «Как я помогаю маме».
- Пение песен о маме,
- Чтение стихов.
Беседа об увлечениях мамы, подготовка к выставке «Мамины умелые руки».
- Рисование портрета «Вот какая моя мама!», оформление работ в книгу.
- Изготовление подарка Маме
Семейные посиделки «Вместе с мамой».
«Голубые реки России»
- Беседы о реках России, озеро Байкал;.
- Рассматривание карты России.
- Рассматривание иллюстраций.
- Чтение рассказов о жизни людей на реке, о жизни речных обитателей.
- Защита мини проекта «Отдых у реки».
Апрель: «Москва _- главный город нашей Родины»
- Рассматривание иллюстраций, открыток с достопримечательностями Москвы,
«экскурсия» по Красной площади» (по иллюстрациям), презентация
«Главный город нашей страны».
- Просмотр видеофильма о Москве.
- Оформление стенда «Москва - столица нашей Родины» (вместе с родителями).
Виртуальная экскурсия по Третьяковской галерее.
«Русский лес- чудесный лес!»
- Беседы о жизни животных в лесу.
- Рассматривание карты России по климатическим зонам.
- Экскурсия в Золотой бор.
- Дидактические игры: «С какого дерева листок», «Чъи припасы», «Зеленая аптека», «У кого какой домик» и т.д.
- Вовлечение родителей в оформление фотовыставки: «Прогулки по лесу».
- Рассматривание картин и иллюстраций.
- Совместная с родителями акция «Первоцветы».
- Рисование.
Выставка детских работ.
Май: «День Победы»
- Экскурсия к мемориалу погибшим воинам.
- Экскурсия в музей,
«Маленький город в великой войне».
- Беседы о Великой Отечественной войне, о героях ВойНы.
- Беседа «Что такое героизм?».
- Рассматривание альбомов, иллюстраций из книг о Великой Отечественной войне.
- Чтение книг о подвигах русских людей.
- Изготовление наглядного пособия «Детям не место на войне».
- Рисование: «День Победы».
Выставка работ: «Я помню, я горжусь!» Оформление их в книгу.
- Участие в акциях: «Спасибо деду за Победу!»; «Знамя Победы»,
«Книга памяти», «Бессмертный полк», «Орден прадеда на руке правнука».
- Слушание и пение фронтовых песен.
- Спортивные соревнования, посвящённые Дню победы.
- Книжная выставка и обзорная беседа «Никто не забыт и ничто не забыто.
Оформление выставок рисунков и плакатов: «Георгиевская ленточка»; «Письмо с фронта»; Открытка для ветерана».
«Семейные традиции»
- Беседы на тему «Традиции моей семьи», «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет», «На кого ты хочешь быть похож›.
- Приглашение родителей для рассказов о семейных традициях.
- Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о семье.
- Слушание музыки и песен о маме и папе.
- Конкурс рисунков «Моя семья», совместно с родителями выпуск стендов, посвящённых Дню семьи.
- Подвижная игра «Кувшин доброты». Словесная игра с мячом
«Собираем добрые слова».
- Спортивный праздник «Мама, папа, я — дружная семья»!
- Выставка семейных работ по теме «Семейные традиции»,
«Семейные увлечения»
Итог: «С чего начинается Родина?» Выставка свободного рисунка «Моя Родина».
Взаимодействие с родителями
Особое внимание в работе по нравственно-патриотическому воспитанию необходимо уделять сотрудничеству с родителями. Родители в данном случае должны быть не просто наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса: принимать участие не только в праздниках и соревнованиях, где играют роли, участвуют в играх и состязаниях, но и проводить совместно с воспитателем занятия, активно обсуждать вопросы воспитания на Педагогических советах, родительских собраниях, семинарах.
Формы работы с семьями воспитанников:
- Привлечение родителей к подготовке и проведению праздников и развлечений:
«Мама, папа, я — спортивная семья», Новогодний праздник, «Я как папа», утренник 8 марта, «День Победы».
- Составление фотоальбомов и стенгазет согласно календарно-тематического планирования.
- Консультации для родителей: «Воспитание любви к Родине», «Семейные традиции», «Природа Донского края», «Что значит — быть патриотом?» и др.
- Привлечение родителей к помощи в организации экскурсий по городу в музеи.
- Организация семинаров по ознакомлению родителей с содержанием ознакомления дошкольников с народными праздниками, обрядами, традициями, умением создать в домашних условиях сказочно-праздничную атмосферу (оформление интерьера, столовый этикет, преподнесение детям подарков). Приобщение родителей к совместному с детьми празднованию народных праздников.
- Оформление рекомендаций по использованию полученных знаний в повседневном общении с детьми:
- список рекомендованной для чтения детям литературы;
- составление картотеки иллюстраций;
- рекомендации по ведению беседы о прочитанном и т.д.
- Совместные проекты детей и родителей (согласно календарно-тематического планирования).
- Участие в акциях (согласно календарно-тематического планирования).
- Организация совместных мероприятий организованной образовательной деятельности для детей и родителей.
Таким образом, помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребёнка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребёнок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.
Используемая литература
- Александрова Е.Ю, Гордеева Е.П. Система патриотического воспитания в детском саду. - Волгоград: «Учитель», 2007. 3. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1999.
- Дерягина Л.Б. Моя Родина —Россия. - CП6.: Издательский Дом «Литера», 2007.
- Дыбина О.В. Ребёнок и окружающий мир. - М.: Мозаика — Синтез, - 2010.
- Зацепина М.Б, Антонова Т.В... Народные праздники в детском саду. Мозаика — Синтез, 2008.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - Санкт — Петербург: «Детство - Пpecc», 2010.
- Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Мозаика — Синтез, 2008.
- 7 . Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. - CП6.: Издательский Дом «Литера», 2007.
- 8 . Региональный компонент: Педагогическая диагностика Р.М. Чумичева, О.Л.Ведмедь, Н.А.Платохина «Ценностное смысловое развитие дошкольников» (на материале истории и культуры Донского края)-2005.
- «Реализация регионального содержания образования в дошкольных образовательных учреждениях на основе традиций донского казачества" под ред. Л.А. Баландиной
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Моя Югра" в подготовительной группе
В процессе реализации проектной деятельности дети знакомятся с культурой, бытом, историей родного края и населяющих его народов, имеют возможность прикоснуться к национальным истокам, попробовать свои...
Краткосрочный проект по нравственному патриотическому воспитанию в старшей- подготовительной группе « Одна на всех - Победа».
проектная деятельность со старшими дошкольниками....
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего и подготовительного возраста «Этот город самый лучший, город на земле»
Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина.Именно на основе любви к малой Родине, к семье, к дому основывается патриотизм. Постепенно любовь и гордость от малого рас...
ПРОЕКТ по нравственно-патриотическому воспитанию «Богатыри земли русской» (подготовительная к школе группа)
ПРОЕКТ «23 ФЕВРАЛЯ» (подготовительная группа)Проблема: отсутствие интереса к Российской армии.Обоснование проблемы: недостаточный уровень у дошкольников знаний о Российской арми...
Краткосрочный проект по нравственно патриотическому воспитанию "Моя Россия" детей подготовительной группы.
Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны. Воспитание патриотизма - это не просто...
Краткосрочный проект по нравственно патриотическому воспитанию "Моя Россия" детей подготовительной группы.
Патриотическое воспитание - процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Малая Родина» детей подготовительной к школе группы
Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Дети- это наше будущее, а значит будущее нашей страны. Каждый из нас должен любить свою страну. Начинать воспитание любви к своей Отчиз...