Проект по нравственно - патриотическому воспитанию в старшей и подготовительной группе
проект (старшая, подготовительная группа)

Жаворонкова Ирина Вениаминовна

Долгосрочный проект (2 года)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped._proekt_2024_2026.docx61.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Румянцевская средняя общеобразовательная школа»

143560, Московская область, городской округ Истра, п. Румянцево,

 Волоколамское шоссе, дом 117

istr_rumyancevo@mosreg.ru

Долгосрочный проект по нравственно- патриотическому воспитанию в группе № 4

на тему: «Моя малая Родина»

Воспитатели:

 Жаворонкова И.В.

Шевелева С.С.

Истра

2024-2026 г.

Информационная карта проекта

Участники проекта: воспитатель, дети, родители группы

Вид, тип проекта: долгосрочный, групповой, информационно-творческий.

Сроки реализации: сентябрь 2024 г. – май 2026 г.

Цель проекта: воспитание нравственно-патриотического отношения к своей малой Родине (г. Истра)

Задачи:

  • углублять представления о Родине;
  • познакомить        детей        с        родным        городом (история,        символика, достопримечательности);
  • познакомить с именами тех, кто основал и прославил город;
  • формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды;
  • воспитывать интерес и любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им;
  • развивать эмоционально – ценностные отношения к семье, дому, улице, детскому саду, городу, области, стране;
  • развитие интереса к традициям, обычаям и промыслам;
  • воспитывать уважительное отношение к местному фольклору, традициям родного города, края;
  • обогащать предметно-развивающую среду группы;
  • развивать творческое и логическое мышление, воображение;
  • воспитывать чувство гордости за свою малую Родину.

Актуальность темы:

«Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – патриотизм… Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России…» В. В. Путин

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным городом: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.

Предполагаемый результат: Дети свободно называют свою страну, область, город, знают названия нескольких центральных улиц города, основные предприятия нашего города, достопримечательности и их значимость. Дети четко знают свой домашний адрес, адрес детского сада, место работы родителей, значимость их труда.

Реализация проекта предусматривает три этапа:

1 этап подготовительный:

  • анкетирование детей и родителей по данной теме;
  • выбор темы проекта и его разработка;
  • постановка цели и задач;
  • разработка перспективного плана совместной деятельности воспитателя с детьми и родителями по реализации проекта;
  • подбор методических материалов, литературы, фотографий, иллюстраций, по теме проекта.

2 этап основной:

Реализация проекта (сентябрь 2024г. - май 2026 г.)

3 этап заключительный:

Повторное анкетирование после реализации проекта, которое надеюсь, покажет положительную динамику повышения уровня знаний детей о своем родном городе и уровня понимания родителями необходимости воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста и основ гражданственности в тесном сотрудничестве с педагогами.

Перспективное планирование 2024-2025гг

Сентябрь «Семья», «Детский сад»

Беседы на темы: «Моя семья», «Мой дом-моя крепость», «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», «Кто работает в детском саду» и др.

Экскурсия по детскому саду.

Дидактические игры: «Наши соседи», «Угадай по описанию», «Изобрази себя другим» и др.

Знакомство с пословицами и поговорками о дружбе, семье.

Чтение: Гайдар А. «Чук и Гек» (главы), Габе Д. «Моя семья», Зощенко М.

«Показательный ребёнок», Браиловская Г. «Наши мамы, наши папы» и др. Создание фотоальбома «Моя семья»

Октябрь «Моя малая родина»

Беседы по темам: «Мой любимый город Истра», «Улица, на которой я живу»,

«История моего города», «Памятники и достопримечательности родного города» и др.        

Просмотр видеофильмов «Наш родной город», «Район, где я живу» Ознакомление символами нашего города, Знакомство с природой родного края.

Выставка        рисунков        «Мой        любимый        Истринский городской        округ».        

Экскурсия        с родителями к памятным местам.

Дидактические игры: «Путешествие по городу», «Кто где живет?» и др.

Квест – игра «Достопримечательности моего города»

Цель: расширять знания о достопримечательностях родного города, воспитание патриотических чувств средствами коллективной игровой деятельности.

Физкультурный досуг: «Любимые места города»

Цель: повысить интерес детей к родному городу, достопримечательностям родного города. Прививать интерес к активному образу жизни, укрепить здоровье детей.

Чтение: Александрова З. «Родина», Михалков С. «Моя улица», Дугилов А. «Моя улица» и др.

Ноябрь «Моя Родина - Россия»

Беседы на темы: «Москва – столица нашей Родины», «Мы гуляем по Кремлю»,

«История Московского Кремля» и др.

Ознакомление с государственными символы России (флаг, герб, гимн); прослушивание «Государственного гимна России».

Чтение: Асеев Н. «Москва- Россия», Баруздин С. «Страна, где мы живем», «За Родину», Исаковский М. «Москва», Лисянский М. «Золотая на веки веков», Черницкий И. «Есть на свете город», Прокофьев А. «Родина и др.

Оформление уголка группе «Моя Родина –Россия».

Подборка пословиц и поговорок о Родине.

Дидактические игры: «Флаг России», «Сложи герб из фрагментов» и др.

Декабрь

Беседы на темы: «От куда пришла сказка», «Любимые герои», «В гостях у сказки» и др.

Чтение: Одоевский В. «Мороз Иванович», Маршак С. «Двенадцать месяцев», Бажов П. «Серебряное копытце» и др.

Знакомство с русскими традиционными народными играми

Выставка детских работ

Январь «Ознакомление с обычаями и традициями русского народа»

Беседы на темы: «Русские народные игры», «Русская народная игрушка»,

«Россия моя мастеровая», «Русские обычаи – взаимопомощь и гостеприимство» и др.

Ознакомление детей с обычаями и традициями русского народа, с народными промыслами.

Проведение развлечений «Рождество Христово», «Крещенские вечера», «Игры наших бабушек».

Выставка совместных изделий по мотивам народного творчества.

Февраль

Беседы        на        темы:        «Защитники        Родины»,        «Народные        праздники        на        Руси. Масленица» и др.

Чтение: Барто А. «На заставе», Орлов В.Н. Рисунок», «Старший брат», Александрова З. «Дозор», Высотская О. «Мой брат уехал на границу», «У телевизора» и др.

Ознакомление детей с воинской славой России.

Оформление газеты с поздравлением.

Проведение праздников: «День защитника Отечества», Фольклорный праздник

«Масленица»

Март

Беседы на темы: «За что я люблю свою маму», «Моя мама –лучшая на свете»,

«Моя бабушка самая лучшая», «Как ты помогаешь по дому маме или бабушке» и др.

Чтение: Виеру Г. «Мамин день», Милн А. «Непослушная мама», Л. Квитко

«Бабушкины руки». В. Осеева «Просто старушка» и др.

Выставка детского творчества «Мамин портрет». Оформление фотогазеты «Моя мама лучшая на свете!» Тематический праздник «8 марта – женский день»

Апрель

Беседа на темы: «День космонавтики», «Космос», «Покорение космоса», «Наш дом во Вселенной «и др.

Чтение: Леонов А. «Шаги над планетой», Митяев А. «12 апреля – день космонавтики», Бороздин В. «Первый в космосе», Кащенко В. «Найди созвездие», Булычёв К. «Тайна третьей планеты», Носов Н. «Незнайка на луне», Клушанцев П. «О чём рассказалтелескоп»идр

Просмотр видеофильмов: «Космос и звездное небо», «Первый космонавт»

Викторина «Что вы знаете о космосе»

Выставка работ детского творчества «Космос глазами детей»

Тематический праздник «День космонавтики»

Май «День Победы»

Беседа на темы: «О подвигах солдат во время Великой Отечественной войны»,

«О войне», «День победы» и др.

Рассматривание альбома с военными профессиями; рассматривание картин из серии «История России».

Чтение: Кассиль Л. «Памятник солдату», «Москва», «Твои защитники», Маршак С. «День Победы», И. Токмакова «Идёт война народная», Исаковский М. «Здесь похоронен красноармеец», Твардовский А. «Рассказ танкиста», Орлов В.Н.

«Парад», «Салют» и др.

Просмотр видеофильмов: «Защитники Родины», «Дети герои войны»

Тематический праздник, посвящённый Великой победе.

Выставка поделок руками детей и их родителей «Никто не забыт – ничто не забыто!

Перспективное планирование 2025-2026гг

Сентябрь «Моя семья»

Закрепить представления детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи. Познакомить с ролью мужчины и женщины в семье и в обществе.

Воспитывать уважительное отношение друг к другу.

  • Чтение художественных.
  • Произведений о семье.
  • Рассказы воспитателя о роли членов семьи в семье и обществе.
  • Рисование на тему «Моя семья».
  • Беседы на тему «Моя семья» (рассматривание фотографий).
  • Сюжетно-ролевая игра «Семья».
  • Презентация «Моя семья».

Праздничный концерт, посвященный дню пожилого человека «Бабушка рядышком с дедушкой».

Октябрь : Земля-наш общий дом»

  • Рассказы воспитателя о многонациональности нашей Родины с просмотром презентации.
  • Беседа «Наша Родина — Россия, наш язык — русский».
  • Презентация «Русский костюм».
  • Рассматривание национальных костюмов.
  • Настольно- печатная игра: «Собери костюм».
  • Чтение художественной литературы.
  • Пение песен разных народов.
  • Просмотр видео- слайдов «Разноцветные люди».

Подвижные игры детей разных стран.

Вовлечение родителей в подборке мультфильмов по теме: «Все мы жители одной планеты».

Ноябрь: «Малая Родина». «Моя Истра» За что мы любим свой город

  • Беседы о гербе города.
  • Рассказ воспитателя об истории возникновения герба, символическим значении.
  • Экскурсия в Народный музей.
  • Экскурсия в Музеи Мыши.
  • Чтение художественной и познавательной литературы.
  • Изготовление альбома «Дом, в котором я живу».

Конкурс рисунков «Мой город»

  • Фотовыставка «Мой город тогда и сейчас».
  • Фотовыставка: «Я в родном городе».
  • Проект «Мой город родной»
  • презентация.
  • Заучить стихотворение Матусовского «С чего начинается Родина».

Литературная гостиная (выставка книг поэтов и писателей нашего района, области), встреча с краеведом Гречухиным В.А.

«Моя мама»

  • Концерт «Моя любимая мамочка», посвящённый «Дню матери».
  • Беседы о маме.
  • Рисование на тему «Мама любимая моя», «Нет на свете краше мамочек наших» (портреты).
  • Чтение произведений о маме.

Совместный с родителями проект «Моя мама»

Декабрь: «Новый год у ворот»

  • Беседа о встрече Нового года в других странах.
  • Изготовление открыток с новогодними пожеланиями в рисунках.
  • Составление письма Деду Морозу.
  • Рисование на тему «Новогодний праздник в разных странах мира»,
  • Проведение конкурса «Символ года» (вместе с родителями).

Январь: Наша Родина Россия»

  • Беседы о России.
  • Просмотр видеофильмов и презентаций о городах России.
  • Рисование «Моя страна».

Беседы «Государственные символы России — герб, гимн, флаг»

  • Дидактическая игра «Узнай наш флаг», «Узнай наш герб»,
  • Рассматривание географических карт.
  • Книжная выставка и обзорная беседа «Природная кладовая нашей Родины».
  • Экскурсия в картинную галерею.
  • Экскурсия в детскую библиотеку,
  • Рисование «Люблю березку русскую», выставка детских рисунков.
  • Чтение художественной и познавательной литературы , прослушивание стихов о родной стране, пословицы и поговорки.
  • Изготовление коллективной аппликации «Российский флаг».

Прослушивание музыкальных произведений о Родине.

Февраль: «Забавы  вокруг печки».

  • Беседы о народном костюме и его особенностях.
  • Экскурсия в музей «Русские валенки».
  • Рисование «Красивые валенки»,
  • Дидактические игры.
  • Оформление стендов и выставок детских работ.

Прослушивание русских народных песен, отгадывание загадок.

«Наши защитники»

  • Беседы «Защитники земли русской», «Для чего нужна Армия»,

«Профессия — военный», «Есть такая профессия — Родину защищать».

  • Рисование «Мой папа- защитник», изготовление поздравительной открытки «С 23 февраля!».
  • Выставка рисунков.
  • Рассматривание альбомов:

«Наша армия», «Военные профессии».

  • Презентация «Наша армия».
  • Непосредственно образовательная деятельность «Рода войск»

Выставка детских работ «Богатыри».

Март: «Мамин праздник»

  • Беседа о мамах, составление рассказов на темы «За что я люблю свою маму», «Кем работает моя мама», «Как я помогаю маме».
  • Пение песен о маме,
  • Чтение стихов.

Беседа об увлечениях мамы, подготовка к выставке «Мамины умелые руки».

  • Рисование портрета «Вот какая моя мама!», оформление работ в книгу.
  • Изготовление подарка Маме

Семейные посиделки «Вместе с мамой».

«Голубые реки России»

  • Беседы о реках России, озеро Байкал;.
  • Рассматривание карты России.
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Чтение рассказов о жизни людей на реке, о жизни речных обитателей.
  • Защита мини проекта «Отдых у реки».

Апрель: «Москва _- главный город нашей Родины»

  • Рассматривание иллюстраций, открыток с достопримечательностями Москвы,

«экскурсия» по Красной площади» (по иллюстрациям), презентация

«Главный город нашей страны».

  • Просмотр видеофильма о Москве.
  • Оформление стенда «Москва - столица нашей Родины» (вместе с родителями).

Виртуальная экскурсия по Третьяковской галерее.

«Русский лес- чудесный лес!»

  • Беседы о жизни животных в лесу.
  • Рассматривание карты России по климатическим зонам.
  • Экскурсия в Золотой бор.
  • Дидактические игры: «С какого дерева листок», «Чъи припасы», «Зеленая аптека», «У кого какой домик» и т.д.
  • Вовлечение родителей в оформление фотовыставки: «Прогулки по лесу».
  • Рассматривание картин и иллюстраций.
  • Совместная с родителями акция «Первоцветы».
  • Рисование.

Выставка детских работ.

Май: «День Победы»

  • Экскурсия к мемориалу погибшим воинам.
  • Экскурсия в музей,

«Маленький город в великой войне».

  • Беседы о Великой Отечественной войне, о героях ВойНы.
  • Беседа «Что такое героизм?».
  • Рассматривание альбомов, иллюстраций из книг о Великой Отечественной войне.
  • Чтение книг о подвигах русских людей.
  • Изготовление наглядного пособия «Детям не место на войне».
  • Рисование: «День Победы».

Выставка работ: «Я помню, я горжусь!» Оформление их в книгу.

  • Участие в акциях: «Спасибо деду за Победу!»; «Знамя Победы»,

«Книга памяти», «Бессмертный полк», «Орден прадеда на руке правнука».

  • Слушание и пение фронтовых песен.
  • Спортивные соревнования, посвящённые Дню победы.
  • Книжная выставка и обзорная беседа «Никто не забыт и ничто не забыто.

Оформление выставок рисунков и плакатов: «Георгиевская ленточка»; «Письмо с фронта»; Открытка для ветерана».

«Семейные традиции»

  • Беседы на тему «Традиции моей семьи», «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет», «На кого ты хочешь быть похож›.
  • Приглашение родителей для рассказов о семейных традициях.
  • Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о семье.
  • Слушание музыки и песен о маме и папе.
  • Конкурс рисунков «Моя семья», совместно с родителями выпуск стендов, посвящённых Дню семьи.
  • Подвижная игра «Кувшин доброты». Словесная игра с мячом

«Собираем добрые слова».

  • Спортивный праздник «Мама, папа, я — дружная семья»!
  • Выставка семейных работ по теме «Семейные традиции»,

«Семейные увлечения»

Итог: «С чего начинается Родина?» Выставка свободного рисунка «Моя Родина».

Взаимодействие с родителями

Особое внимание в работе по нравственно-патриотическому воспитанию необходимо уделять сотрудничеству с родителями. Родители в данном случае должны быть не просто наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса: принимать участие не только в праздниках и соревнованиях, где играют роли, участвуют в играх и состязаниях, но и проводить совместно с воспитателем занятия, активно обсуждать вопросы воспитания на Педагогических советах, родительских собраниях, семинарах.

Формы работы с семьями воспитанников:

  • Привлечение родителей к подготовке и проведению праздников и развлечений:

«Мама, папа, я — спортивная семья», Новогодний праздник, «Я как папа», утренник 8 марта, «День Победы».

  • Составление фотоальбомов и стенгазет согласно календарно-тематического планирования.
  • Консультации для родителей: «Воспитание любви к Родине», «Семейные традиции», «Природа Донского края», «Что значит — быть патриотом?» и др.
  • Привлечение родителей к помощи в организации экскурсий по городу в музеи.
  • Организация семинаров по ознакомлению родителей с содержанием ознакомления дошкольников с народными праздниками, обрядами, традициями, умением создать в домашних условиях сказочно-праздничную атмосферу (оформление интерьера, столовый этикет, преподнесение детям подарков). Приобщение родителей к совместному с детьми празднованию народных праздников.
  • Оформление рекомендаций по использованию полученных знаний в повседневном общении с детьми:
  • список рекомендованной для чтения детям литературы;
  • составление картотеки иллюстраций;
  • рекомендации по ведению беседы о прочитанном и т.д.
  • Совместные проекты детей и родителей (согласно календарно-тематического планирования).
  • Участие в акциях (согласно календарно-тематического планирования).
  • Организация совместных мероприятий организованной образовательной деятельности для детей и родителей.

Таким образом, помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребёнка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребёнок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.

Используемая литература

  1. Александрова Е.Ю, Гордеева Е.П. Система патриотического воспитания в детском саду. - Волгоград: «Учитель», 2007. 3. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. - М.: Просвещение, 1999.
  2. Дерягина Л.Б. Моя Родина —Россия. - CП6.: Издательский Дом «Литера», 2007.
  3. Дыбина О.В. Ребёнок и окружающий мир. - М.: Мозаика — Синтез, - 2010.
  4. Зацепина М.Б, Антонова Т.В... Народные праздники в детском саду. Мозаика — Синтез, 2008.
  5. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - Санкт — Петербург: «Детство - Пpecc», 2010.
  6. Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Мозаика — Синтез, 2008.
  7. 7 . Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. - CП6.: Издательский Дом «Литера», 2007.
  8. 8 . Региональный компонент: Педагогическая диагностика Р.М. Чумичева, О.Л.Ведмедь, Н.А.Платохина «Ценностное смысловое развитие дошкольников» (на материале истории и культуры Донского края)-2005.
  9. «Реализация регионального содержания образования в дошкольных образовательных учреждениях на основе традиций донского казачества" под ред. Л.А. Баландиной

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Моя Югра" в подготовительной группе

В процессе реализации проектной деятельности дети знакомятся с культурой, бытом, историей родного края и населяющих его народов, имеют возможность прикоснуться к национальным истокам, попробовать свои...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего и подготовительного возраста «Этот город самый лучший, город на земле»

Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина.Именно на основе любви к малой Родине, к семье, к дому основывается патриотизм. Постепенно любовь и гордость от малого рас...

ПРОЕКТ по нравственно-патриотическому воспитанию «Богатыри земли русской» (подготовительная к школе группа)

ПРОЕКТ «23 ФЕВРАЛЯ» (подготовительная группа)Проблема:  отсутствие интереса к Российской армии.Обоснование проблемы: недостаточный уровень у дошкольников знаний о Российской арми...

Краткосрочный проект по нравственно патриотическому воспитанию "Моя Россия" детей подготовительной группы.

Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны. Воспитание патриотизма - это не просто...

Краткосрочный проект по нравственно патриотическому воспитанию "Моя Россия" детей подготовительной группы.

Патриотическое воспитание - процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Малая Родина» детей подготовительной к школе группы

Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Дети- это наше будущее, а значит будущее нашей страны. Каждый из нас должен любить свою страну. Начинать воспитание любви к своей Отчиз...