Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Моя Югра" в подготовительной группе
проект (подготовительная группа) на тему
В процессе реализации проектной деятельности дети знакомятся с культурой, бытом, историей родного края и населяющих его народов, имеют возможность прикоснуться к национальным истокам, попробовать свои силы в изготовлении предметов традиционных народных промыслов, расширить свои познания о жизни народов ханты и манси.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_moya_yugra.docx | 35.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя Югра».
Актуальность проекта:
Быть патриотом – значит, ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.
Чтобы слова «Я люблю свою Родину» не превращались в пустой звук, важно,
чтобы яркий, емкий образ Родины возник уже у дошкольников. Чтобы любить
Родину, писал Д.С. Лихачев, надо знать, за что ее любить, надо знать ее
историю, знать героев и их великие подвиги. Только дав ребенку эти знания, мы
можем создать необходимые условия для преемственности, духовной связи
поколений, воспитания в каждом ребенке патриота, гражданина.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей страны.
Одним из приоритетных направлений патриотического воспитания является краеведение. Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложный процесс, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирование педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей. Метод проектов является наиболее эффективным в формировании системного подхода к развитию у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю.
В процессе реализации проектной деятельности дети знакомятся с культурой, бытом, историей родного края и населяющих его народов, имеют возможность прикоснуться к национальным истокам, попробовать свои силы в изготовлении предметов традиционных народных промыслов, расширить свои познания о жизни народов ханты и манси.
Тип проекта: Информационно-творческий
Цель проекта: Воспитание патриотических чувств, любви к родному краю; формирование интереса к истории, культуре родного края и бережного отношения к природе.
Задачи проекта:
- Расширять представления детей об истории, культуре, профессиях, людях родного города и края.
- Воспитывать любовь к своей малой Родине.
- Формировать бережное отношение к природе родного края.
- Приобщать детей к уникальной культуре народов ханты и манси, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям.
Задачи, ориентированные на родителей воспитанников:
- Формировать у родителей установку к сотрудничеству, активной позиции как участника воспитательно – образовательного процесса;
- Расширить сферу участия родителей в организации жизни ребенка в ДОУ, создавая условия для творческой самореализации не только детей, но и родителей;
- Подготовить совместно с родителями познавательный материал о родном крае.
Срок реализации проекта: 2015 – 2016 учебный год
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Прогнозируемые результаты:
К концу реализации проекта дети должны:
- знать историю Ханты – Мансийского края (Югры); происхождение своего города;
- знать о своеобразии жизни коренных народов Севера (о культуре, о жилище, об одежде, о труде и о традициях);
- знать о природных условиях, о растительном и животном мире Югры;
- знать особенности хантыйского костюма, его орнамент;
Средства реализации проекта:
- Экскурсия в краеведческий музей «Эхо Югры»;
- Рассказы с целью сообщения знаний;
- Беседы с детьми;
- Чтение художественной литературы;
- Создание коллекций (фотографий, альбомов);
- Изобразительная деятельность;
- Игровая деятельность: дидактические игры, настольно-печатные игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, игры-соревнования, хороводные игры;
- Просмотр мультимедийных презентаций.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный (организационный) – сентябрь-октябрь 2015-2016 уч.год.
- обоснование актуальности темы, мотивация её выбора, определение цели и задач проекта;
- подбор литературы, пособий, атрибутов;
- сбор информации из различных источников по теме;
- создание предметно-развивающей среды в группе;
- разработка методического материала по теме.
II этап – основной – ноябрь – апрель 2015-2016 уч.год.
- организация и проведение циклов занятий;
- проведение совместных экскурсий и мероприятий;
- создание Югорского уголка в группе;
- разработка и изготовление практического и наглядного материала;
III этап – итоговый (обобщающий) – апрель – май 2015 – 2016 уч.год.
- обобщение результатов работы по проекту;
- анализ деятельности, удовлетворенность всех участников результатами, сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми;
- презентация опыта работы по проекту.
Перспективный план работы с детьми
№ | Тема занятия | Цель занятия |
Сентябрь | ||
1. | Наш проект «Моя Югра» | Знакомство детей с групповым проектом, определение уровня знаний детей о родном крае. |
2. | «Путешествие в осенний лес» | Расширять представления детей об осенних приметах и явлениях природы нашего края, растительном мире, взаимосвязи природы и человека, воспитывать любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь её. |
3. | «Щедрые дары природы Югры» | Расширять и закреплять представления дошкольников об особенностях строения, пользе деревьев и растений нашего края. Воспитание наблюдательности, умения видеть прекрасное, учить беречь природу. |
4. | «Родной свой край люби и знай» | Формирование системы знаний о родном крае, знакомство с городами округа и их достопримечательностями. |
Октябрь | ||
1. | «Природные богатства нашего края» | Расширять представления об окружающем мире, актуализировать имеющиеся знания. |
2. | «Быт и традиции народов севера» | Развивать познавательный интерес. Создать условий для формирования у детей интереса к национальной культуре народов севера. |
3. | «Игры народов севера» | Познакомить с играми народов севера. |
4. | «Одежда народов севера» | Знакомство с национальным костюмом народов севера. |
Ноябрь | ||
1. | «Музыкальные инструменты народов севера» | Познакомить детей с особенностями народных музыкальных инструментов ханты и манси. |
2. | «Птицы нашего края» | Систематизировать представления детей о характерных признаках, особенностях птиц. |
3. | «Книга зимы – следы на снегу» | Познакомить детей с жизнью животных нашего края зимой. Учить различать следы зверей. Воспитывать любовь к природе, ко всему живому. |
Декабрь | ||
1. | «Традиционная кукла ханты и манси» | Расширять представления детей о культуре народов ханты и манси. |
2. | Хантыйская кукла «Акань» | Приобщать детей к традиционной культуре коренного населения; учить изготавливать куклу Акань. |
3. | Куклы-деревья | Научить детей изготовлять хантыйскую куклу – березу; показать последовательность ее изготовления и приемы; объяснить, как подбирают цвета ткани. |
4. | Куклы-ягоды | Пробудить у детей интерес к хантыйской старинной игрушке. |
Январь | ||
1. | « Детские писатели Югры» | Приобщать детей к уникальной культуре народов ханты и манси, их традициям и обычаям, нравственно - эстетическим ценностям. |
2. | «Мой город: вчера и сегодня» | Сформировать представления об истории города. |
3. | «Символика родного города» | Познакомить с гербом и флагом, с историей их создания. |
Февраль | ||
1. | «Достопримечательности нашего города» | Закрепить знания детей о достопримечательностях Города Пыть-Ях. |
2. | «Улицы нашего города» | Дать детям знания об улицах нашего города; воспитывать любовь к родному городу. |
3. | «Знаменитые земляки» | Познакомить детей с земляками, прославившими наш город; воспитывать уважение к их труду, желание быть на них похожими. |
4. | «Есть такая профессия Родину защищать» | Воспитывать чувство уважения к людям, которые защищают Родину. |
Март | ||
1. | «Мужчины и женщины в семье» | Закрепить представления детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи; познакомить с особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье. |
2. | «Женские образы» | Закреплять у детей женские образы, которые несут доброту, аккуратность, трудолюбие, заботливость, преданность у всех народов. |
3. | «Хантыйские сказки» | Продолжать знакомить с хантыйским народным творчеством. |
4. | «Сказки народов севера» | Продолжать знакомить с творчеством народов севера. |
Апрель | ||
1. | Викторина «Наша Родина –Югра" | Закреплять знания детей о родном крае. |
2. | «Праздник Вороний день «Вуранга хатл»» | Расширять знания детей о традиционном празднике, о традициях народов севера. |
3. | Викторина «Природа родного края» | Отгадывание загадок о растениях, животных, насекомых Югры. |
4. | «Многонациональная Родина» | Формировать представление о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей; понимание того, что все люди одинаковы и равны; воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей. |
Май | ||
1. | « Этих дней не смолкает слава!» | Обогащение знаний детей о героях нашего края. |
2. | « Их помнит Россия, их помнит Пыть-Ях». | Расширять представления детей о ветеранах Отечественной войны. Воспитывать чувство уважения, почтения памяти в нашем городе. |
3. | «За что мы любим свой край» | Уточнить представления детей о родном края; выявить знания о достопримечательностях. |
- Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М. : ЦГЛ, 2004г.
- Интернет ресурсы.
- Красная книга ХМАО. Животные, растения, грибы. Екатеринбург, 2003 г.
- Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», 2009
- Природа Югры. Азбука первоклассника, 2008
- Сказки народов Севера, составитель Самойлова Е.Н. 1995
- Сказки народов Севера. //Составитель В.В.Винокурова, Ю.А.Сем. – Л.,
- Просвещение, 1991.
- Шорыгина Т.А. Беседы о русском севере. М., Сфера, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной к школе группе. Тема проекта: «Малая Родина»
Тип проекта: информационный. Участники проекта:Подготовительная к школе группа. Возраст детей 6 - 7 лет.Воспитатели, родители. Пояснительная записка....
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной к школе группы на тему «День Победы»
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно ...
Проект "Нравственно-патриотическое воспитание детей в подготовительной группе через ознакомление с окружающим"
Это долгосрочный проект, основанный на работе с детьми по данной теме в течение всего учебного года....
Краткосрочный проект по нравственному патриотическому воспитанию в старшей- подготовительной группе « Одна на всех - Победа».
проектная деятельность со старшими дошкольниками....
Проект: «С чего начинается Родина?» Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в подготовительной группе
Проект по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников в подготовительной группе...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной группы на тему: "Мы помним, мы гордимся..."
Проект призван способствовать формированию чувства патриотизма, уважения к героическому прошлому нашей Родины, учит ценить мир....
Познавательно-творческий проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной группы "Мы живем в России"
Познавательно-творческий проектпо нравственно-патриотическому воспитанию для детей подготовительной группы"Мы живем в России"«Человеку никак нельзя жить без Родины,как нельзя жить без ...