"Системно-деятельностный подход в образовательном процессе через игровые технологии"
статья

Иванова Наталья Геннадьевна

Суть воспитания, с точки зрения системно-деятельностного подхода, заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослого. Педагог не просто дает готовые знания и ответы, а вместе с детьми ищет ответы на вопросы, делают выводы. Основной дельностью для дошкольников является игра. Игровая деятельность проходит через все образовательные области, предусмотренные ФГОС ДО. Игра является одной из универсальных педагогических технологий, которая с успехом применяется работе  с любой возрастной группой. Она может быть использована на любом занятии. Для ребёнка игра является и развлечением, и способом познания окружающего мира, окружающей действительности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemno_-_deyatelnostnyy_podhod.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение  

детский сад «Чебурашка»

Воспитатель: Н.Г. Иванова

Системно-деятельностный подход  в образовательном процессе

через игровые технологии.

Суть воспитания, с точки зрения системно-деятельностного подхода, заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослого. Педагог не просто дает готовые знания и ответы, а вместе с детьми ищет ответы на вопросы, делают выводы. Основной дельностью для дошкольников является игра. Игровая деятельность проходит через все образовательные области, предусмотренные ФГОС ДО. Игра является одной из универсальных педагогических технологий, которая с успехом применяется работе  с любой возрастной группой. Она может быть использована на любом занятии. Для ребёнка игра является и развлечением, и способом познания окружающего мира, окружающей действительности.

Одной из главных задач в работе воспитателя является подготовка ребёнка к школьной жизни. И именно через игру он учится общаться со взрослыми, сверстниками, через игру формируется интерес к познанию, ребенок учится задавать вопросы и отвечать на них.

Сюжетно-ролевые игры - именно так взрослые называют любимые развлечения ребёнка, в которых нет предела фантазии. Сюжеты для своих игр малыши берут из нашей жизни, которая представляется ребёнку очень увлекательной и интересной. Почему эти игры так важны в развитии ребёнка? Дело в том, что маленькие дети не проводят четкой границы между реальностью и игрой, поэтому в игре малыш становится реальным участником хоть и выдуманных взаимоотношений с окружающей действительностью.

Таким образом, малыш получает очень важный жизненный опыт, значение которого сложно переоценить.

Сюжетно – ролевая игра «Кукла заболела».

Педагогический замысел этой игры - научить детей брать на себя социальные роли мамы, папы, заболевшего ребёнка, врача, медсестры, действовать в соответствии с ролью, доводить взятую роль до конца игры, учить детей эмоциям, действиям и профессиональным навыкам. Например: мама обеспокоена, она определяет, что ребёнок заболел (ставит градусник, тепло одевает, жалеет, вызывает врача или идет с ребёнком в поликлинику), врач осматривает больного, проверяет температуру, слушает фонендоскопом.

Важно помогать детям в процессе игры сопровождать свои действия речью, вести простые диалоги, передавать свои эмоции с помощью интонации.

Для любой игры очень важны и внешние атрибуты (для мамы - фартук, для врача - белый халат и медицинские инструменты и т. д.).

Естественная потребность ребёнка в сюжетно-ролевой игре сегодня широко используется. Мы не сможем заставить кроху учить правила, делать уроки и слушать объяснения. Единственно возможный способ развивать и обучать малыша - научиться с ним играть, но по нашим правилам. То, какими будут правила игры, во многом зависит от возраста ребёнка. Центральная роль, конечно, принадлежит малышу - он главный герой любой «взрослой» истории. Еще одной активной и действенной формой обучения является дидактическая игра, в которой одновременно действуют два начала: познавательное и игровое. Дидактическая игра, как и любая другая, направлена на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, творческих способностей. Предназначение дидактических игр - смягчить переход от одной ведущей деятельности к другой; облегчить детям процесс усвоения знаний и представлений об окружающем мире.

В отличие от учебных занятий, в дидактической игре учебные цели ставятся не прямо, когда педагог учит, объясняет, а косвенно - через игровую деятельность. Ребёнка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

Например: дидактическая игра «Чей хвостик?».

Дидактические задачи: закрепить знания по темам «Дикие и домашние животные», создать условия для активизации словаря ребенка по данным темам, закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные, развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных, развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: вырезанные из картона цветные изображения животных и отдельно хвостов этих животных, фланелеграф или магнитная доска.

Ход игры для младшего дошкольного возраста.

Детям раздаются изображения животных, а на фланелеграфе или магнитной доске размещены хвостики этих животных. Дети поочередно соединяют изображение и хвостик животного, называют это животное.

Ход игры для среднего возраста.

Воспитатель показывает изображение животного и просит детей сказать, какой хвостик потерялся. Дети находят нужный  хвостик и отвечают на вопрос. В процессе игры происходит знакомство со словами, отвечающими на вопросы чей? чья? чье? чьи? (Лисий, волчий, медвежий и т. д.)

Ход игры для старшего возраста.

Дети самостоятельно ищут, где чей хвост, и проговаривают слова, отвечающие на вопросы чей? чья? чье? чьи? (Лисий, волчий, медвежий и т. д.)

При этом определяют характер животных:  Лиса — хитрая, волк - злой, заяц - трусливый и т. д.

Таким образом, можно сделать вывод об основных функциях игры в педагогическом процессе. Игра является средством общения с ребёнком, средством обучения, средством воспитания, изучения ребёнка, средством развития, коррекции, средством здоровьесбережения.

Использование игровых технологий в контексте системно - деятельностного подхода помогает подготовить ребёнка к школе. Каждая игровая ситуация общения ребёнка со взрослым и другими детьми является «школой сотрудничества», в которой он учится радоваться успеху сверстника и спокойно переносить свои неудачи, регулировать свой поведение, успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества. Игра становится одним из механизмов регулирования качества образования в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность как средство системно-деятельностного подхода в образовательном процессе»

На дошкольное образование возлагаются особые надежды, потому что везде в мире признано, что дошкольный возраст это золотой возраст развития личности и что именно те навыки, те основы деятельности, кот...

"Проектная деятельность , как средство системно - деятельностного подхода в образовательном процессе"

Согласно ФГОС, основным подходом в современном образовании является системно - деятельностный подход....

Презентация «Организация системно-деятельностного подхода в образовательном процессе ДОУ через реализацию совместной проектной деятельности.»

Презентация «Организация системно-деятельностного подхода в образовательном процессе ДОУ через реализацию совместной проектной деятельности.»...

Вебинар «Организация системно-деятельностного подхода в образовательном процессе».

Международный педагогический портал "Солнечный свет" Вебинар на тему:«Организация системно-деятельностного подхода в образовательном процессе»....

Презентация к семинару «Организация системно-деятельностного подхода в образовательном процессе ДОУ через реализацию совместной проектной деятельности»

Презентация «Организация системно-деятельностного подхода в образовательном процессе ДОУ через реализацию совместной проектной деятельности.»...

Системно-деятельностный подход в образовательном процессе

Дидактическая игра «Волшебные квадраты»...

"Системно-деятельностный подход в образовательном процессе через игровые технологии"

Использование игровых технологий в контексте системно - деятельностного подхода помогает подготовить ребёнка к школе, при этом дать ему возможность почувствовать себя уверенным человечком, что очень в...