Построение эффективной системы взаимодействия между родителями воспитанников и педагогами ДОУ
статья

Оксана Николаевна Миронова

В статье рассматривается построение эффективной системы взаимодействия между родителями воспитанников и педагогами ДОУ, подчёркивается важность сотрудничества, описываются ключевые аспекты взаимодействия, способствующие повышению качества образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_4.1.docx22.99 КБ

Предварительный просмотр:

Построение эффективной системы взаимодействия между родителями воспитанников и педагогами ДОУ

МБДОУ детский сад № 57 «Катюша», г. Тамбов,

Аннотация: в статье рассматривается построение эффективной системы взаимодействия между родителями воспитанников и педагогами ДОУ, подчёркивается важность сотрудничества, описываются ключевые аспекты взаимодействия, способствующие повышению качества образования.

На сегодняшний день тема построения эффективной системы взаимодействия между родителями и педагогами ДОУ является актуальной в современном образовании по нескольким причинам.

  1. Развитие ребёнка. Сотрудничество между семьёй и педагогами способствует более гармоничному развитию, так как обеспечивает более согласованный подход к воспитанию и обучению.
  2. Поддержка детей. Тесная связь семьи и дошкольного учреждения помогает выявить потребности и особенности каждого ребёнка с целью обеспечения ему нужной помощи.
  3. Создание благоприятной образовательной среды. Совместные усилия семьи и педагогов помогают выстраивать благоприятную образовательную среду, повышая эффективность образовательного процесса.
  4. Обмен опытом: способствует повышению качества и воспитания детей. Педагоги, обладая знаниями о методиках обучения, о психологических и возрастных особенностях детей, могут предложить родителям рекомендации по поддержке интересов, потребностей или способы коррекции особенностей развития их ребёнка. Родители, в свою очередь, знакомые с индивидуальными чертами ребёнка, могут предоставить ценную информацию, которая поможет педагогу адаптировать свой педагогический подход к конкретному ребёнку.
  5. Преодоление проблем. Совместная работа семьи и педагогов позволяет более эффективно решать возникающие проблемы в процессе обучения и воспитания детей.
  6. Адаптация к изменениям. В условиях быстро меняющегося общества сотрудничество между семьёй и педагогами помогает адаптироваться к новым вызовам и требованиям современного мира.

Таким образом можно сделать вывод, что взаимодействие семьи и педагогов в дошкольном образовании остаётся ключевым элементом успешного развития детей в современном мире.

Построение эффективной системы взаимодействия между родителями воспитанников и педагогами ДОУ невозможно без соблюдения ключевых принципов:

 - взаимное доверие и уважение педагогов и родителей является основой, без которого эффективное взаимодействие невозможно;

 - открытость и прозрачность; важно общаться открыто, своевременно делиться актуальной информацией, быть честными в отношениях друг с другом;

 - сотрудничество, родители и педагоги должны ощущать себя союзниками, командой, чья деятельность направлена на достижение одной цели – наилучшее развитие детей;

 - взаимопонимание; стремиться к пониманию точек зрения друг друга, учитывать их при принятии итогового решения;

 - коммуникация; регулярное общение между родителями и педагогами играет ведущую роль в успешном взаимодействии;

 - обратная связь; важно уметь давать и принимать конструктивную обратную связь по поводу прогресса и поведения детей;

 - поддержка; педагоги и родители должны поддерживать друг друга и совместно искать решение в случае возникновения проблем;

 - интересы ребёнка; главной целью взаимодействия должно быть обеспечение благополучия и развития ребёнка, с учётом его индивидуальных потребностей и особенностей.

Для построения эффективной системы взаимодействия между родителями и педагогами ДОУ существуют следующие методики и инструментарии:

  1. Регулярные консультации и открытая коммуникация.

Систематические встречи, консультации, отчёты о прогрессе ребёнка (сюда же входят различные праздничные мероприятия, утренники, концерты, открытые занятия, являющиеся своеобразной формой отчётности по работе с детьми) помогают поддерживать открытую и эффективную коммуникацию.

  1. Обучающие мероприятия для родителей.

Семинары, курсы, воркшопы помогают родителям понимать методики обучения и развития детей, что способствует их активному участию в образовательном процессе.

  1. Использование цифровых платформ.

Мобильные приложения, онлайн-системы, для общения и отслеживания успехов ребёнка позволяют своевременно информировать родителей об изменениях и достижениях.

  1. Создание сетевых сообществ.

Формирование групп в социальных сетях или мессенджерах, где родители и педагоги могут обсуждать различные вопросы, делиться информацией, опытом или советами.

  1. Индивидуализированный подход к каждой семье.

Понимание особенностей каждого ребёнка и его семьи помогает адаптировать взаимодействие и обучение под их потребности.

  1. Позитивное взаимодействие и уважение. 

Создание дружественной атмосферы, поддержка и уважение мнения родителей способствуют сотрудничеству и партнёрству между всеми сторонами.

  1. Обратная связь и оценка эффективности.

Регулярный сбор обратной связи от родителей позволяет оценивать результаты и вносить коррективы для улучшения системы взаимодействия.

На успешное партнёрство между родителями и педагогами ДОУ оказывают такие факторы, как создание открытой, доверительной, уважительной атмосферы между педагогами и семьями, регулярный обмен информацией о ребёнке, совместные мероприятия, родительские встречи, программы обучения родителей, готовность принимать во внимание особенностей каждого ребёнка, учитывать их при планировании занятий. При возникновении проблем или конфликтов необходимо работать в партнёрстве для их преодоления. Для успешного сотрудничества важно давать возможность семьям принимать активное участие в жизни дошкольного учреждения через добровольческую работу или совместные мероприятия.

Все вышеперечисленное невозможно без повышения компетенций педагогов в области работы с семьями, их мотивации на эту работу, готовности к ней. Следует учитывать уже имеющуюся нагрузку педагогов, чтобы не спровоцировать профессионального выгорания и, как его следствия, ухода педагога из образовательной системы.

Так же не стоит без необходимости перегружать и родителей. Следует учитывать, что в погоне за отличными показателями не следует проводить мероприятия слишком часто или перегружать чат-группы избыточной информацией. В наш сложный век информационного шума слишком много, и неактуальная, ненужная, формальная, неинтересная родителям информация вместо создания доверительных отношений может спровоцировать агрессию, неприятие, раздражение. Важно найти золотую середину, позволяющую поддерживать связь с родительской аудиторией, но не перегружая и не вызывая при этом отторжения. Следует помнить, что периодические встречи и мероприятия создают, как правило, здоровую атмосферу общения - их избыток может привести к негативной реакции. Частота встреч должна быть продумана так, чтобы каждая была значимой, полезной.

Эффективно организованные мероприятия должны выстраиваться с учётом интересов детей и потребностей родителей, а не быть рутинным обязательством. Когда мероприятия становятся слишком частыми, они теряют в качестве, снижается их привлекательность и важность. Идеальный формат взаимодействия совмещает в себе актуальность обсуждения вопросов и пространство для неформального общения.

В нашем учреждении освоены следующие практики построения эффективного взаимодействия между родителями и педагогами:

Регулярные родительские собрания и встречи, проводятся по плану ежеквартально или по возникающей необходимости. Собрания посвящены успехам детей, обсуждению планов на будущее, решению текущих проблем. Собрания создают пространство для обмена мнениями и условия для активного участия родителей в образовательном процессе.

Создание родительских комитетов формируется из числа родителей, которые участвуют в принятии решений по организации досуга, праздников, мероприятий в ДОУ. Данная практика способствует большему вовлечению родителей в процесс и укреплению сообщества.

Маршрут выходного дня в последнее время получил широкое распространение в нашем учреждении. Он составляется согласно ожиданиям и желаниям семей воспитанников. Включает такие форматы, как совместное посещение культурных и спортивных мероприятий (театры, музеи, инструментальные концерты, конная усадьба, спортивные школы и др.), выходы на природу, совместные занятия спортом (лыжи, коньки, катание с горок, бадминтон, туризм).

Совместные мероприятия в учреждении – утренники, концерты, тематические мероприятия, совместные музыкальные праздники, спортивные состязания, мастер-классы, праздничные чаепития.

Все мероприятия направлены на укрепления связи между родителями и педагогами, а также создают положительную атмосферу для детей.

Использование цифровых платформ для коммуникаций, внедрение цифровых платформ Сферум, ВК-мессенджер, социальная сеть «В контакте», где педагоги могут делиться новостями, фотографиями, достижениями детей, а родители – задавать вопросы, получать обратную связь.

Обучающие семинары – проводились тренинги по музыкальному воспитанию, музыкальной арт-терапии, психологии развития детей, логопедии и другим темам, связанным с образовательным процессом. Целью проведённых семинаров было помочь родителям понять потребности своих детей и поддержать их в развитии.

Индивидуальные консультации: проводились для обсуждения конкретных вопросов, связанных с развитием и поведением ребёнка. Данный формат позволяет решать проблему на раннем развитии, создаёт доверительную атмосферу.

Проектная деятельность с участием родителей

Проводились «Уроки искусства» по музыкальному направлению. Родители делились своими навыками и знаниями, обогащая образовательный процесс.

Обратная связь и опросы

Анкетирование родителей по группам проводились два раза в год, в начале и конце учебного периода (сентябрь/май). Данная форма обратной связи помогает выявить потребности и ожидания с целью адаптировать образовательный процесс к запросам семей.

Данные примеры показывают, что активное сотрудничество между родителями и педагогами может способствовать созданию благоприятной образовательной среды для детей и повышению качества дошкольного образования.

Литература:

  1. Ахунова Л.Ю. Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях / Л. Ю. Ахунова, И. Г. Боронилова // Психология и педагогика XXI века: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. ст. IV Всерос. студ. науч.-практ. конф. – Орехово-Зуево, 2023. – С. 37-40. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки eLIBRARY.RU. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_54890759_99963967.pdf (дата обращения: 04.11.2024). – Доступ после регистрации.
  2. Байдаулетова К.С. Детский сад и семья: современные грани взаимодействия /К. С. Байдаулетова, Н. Ю. Митрофанова И. В. Баранова // Дошкольное и начальное образование: проблемы, перспективы, инновации развития: материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Сургут, 2024. – С. 12-14. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки eLIBRARY.RU. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_67903011_92132089.pdf (дата обращения: 04.11.2024). – Доступ после регистрации.
  3. Гребенкина Н.В. Взаимодействие семьи и детского сада в современных условиях/Н. В. Гребенкина, В. А. Астапова, С. Б. Кучеренко // Молодой ученый. – 2023. – № 10 (457), ч. 4. – С. 213-215. – Электрон. копия статьи доступна на сайте изд-ва Молодой ученый. URL:https://moluch.ru/archive/457/(дата обращения: 04.11.2024)
  4. 5. Козырева Э.О. Формирование партнерских взаимоотношений между педагогами ДОО и семьями воспитанников //Воспитание и обучение детей младшего возраста : сб. тез. Ежегодной междунар. науч.-практ. конф. – 2020. – № 8. – С. 241-242. – Электронная копия доступна на сайте науч. электрон. б-ки «КиберЛенинка». URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-partnerskih-vzaimootnosheniy-mezhdu-pedagogami-doo-i-semyami-vospitannikov (дата обращения: 04.11.2024).
  5. Львова С.В. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи в развитии личности ребенка-дошкольника /С. В. Львова, Е. Г. Неделькович // Научное обозрение. Серия 2, Гуманитарные науки. – 2019. – № 1/2. – С. 77-86.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные формы взаимодействия с родителями воспитанников в рамках реализации комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса

Невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья име...

Опыт эффективных партнёрских отношений между семьями воспитанников и педагогами по формированию первоначальных учебных умений и навыков у дошкольников.

Создание условий для успешной адаптации  дошкольников к школьным условиям – наша общая цель. Общая цель – это работа детского сада, начальной школы и семьи....

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Как показывает практика, жизнь и развитие образовательной организации в настоящее время немыслимы без активного участия в этом родителей как единомышленников и полноправных участников образовательного...

Презентация «Календарь событий группы» - эффективная форма взаимодействия с родителями воспитанников в условиях современной ДОО"

Данная презентация поможет педагогам познакомиться с одной из форм взаимодействия с родителями, создать условия для вовлечения их в единое образовательное пространство,  установить  партнерс...

Памятка "Эффективные формы взаимодействия с родителями воспитанников".

Памятка будет полезна как молодым педагогам, так уже имеюим опыт...

Методическая разработка: «Маршрут выходного дня – как эффективное средство взаимодействия с родителями воспитанников»

Методическая разработка: «Маршрут выходного дня – как эффективноесредство взаимодействия с родителями воспитанников» Одно из приоритетных направлений работы ДОУ – взаимоде...

Семейный клуб как эффективная форма взаимодействия с родителями воспитанников в ДОУ Семейный клуб «Малышок»

. В настоящее время наблюдается понижение уровня здоровья детей в группах раннего возраста. Одной из причин врачи, психологи и педагоги считают сложность адаптации к детскому саду.Традиционно под...