«Оснащение центра речевого развития в ДОУ в соответствие с ФГОС ДО»
методическая разработка
Методические рекомендации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_tsentra_po_razvitiyu_rechi.docx | 25.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Чебурашка»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
«Оснащение центра речевого развития в ДОУ
в соответствие с ФГОС ДО»
Воспитатель: Иванова Н. Г.
пгт.Междуреченский, 2019 го
Цель создания уголка речевого развития «Речевичок» — оптимальная организация развивающей среды для совершенствования речевых способностей воспитанников.
Наполнение речевого центра должно отражать все направления работы по развитию речи:
- развитие словаря ребёнка;
-работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи);
-развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками,
пословицами и поговорками, стихами);
-воспитание звуковой культуры речи (совершенствование речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха, закрепление в речи чистого звукопроизношения, работа над просодическими компонентами речи);
-подготовка к обучению грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ и синтез предложения);
-развитие мелкой моторики и графомоторной функции;
-знакомство с художественной литературой.
Необходима организация двух центров, стимулирующих речевую активность детей. Это литературный центр (книжный уголок) и центр
речевого развития (речевой уголок).
Литературные произведения, подбираемые в книжный уголок, должны быть разнообразными по жанру, тематике и содержанию.
Овладение устной речью является важным процессом в становлении личностных качеств ребёнка. Пополняется активный словарь дошкольника, развивается умение задавать вопросы, формулировать мысли и делать выводы. Формирование и совершенствование речевых навыков осуществляется одновременно с развитием мыслительных и психоэмоциональных способностей. Речь — инструмент в исследовательской и творческой деятельности, возможность общения со сверстниками и взрослыми.
Процесс овладения речью — сложный процесс, который осуществляется во всех видах детской деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выделяет отдельную область — «Речевое развитие» — и выдвигает требования к работе воспитателя в этой направленности. Помимо разработки и проведения типовых и интегрированных речевых занятий, перед педагогом дошкольного образовательного учреждения поставлена задача в организации предметно-пространственной среды в группе. С целью развития и при необходимости корректировки речевых умений воспитанников всех возрастов оформляются несколько уголков — книжный, логопедический, театрализованный и речевой.
Речевой уголок предполагает проведение занятий индивидуальных и в подгруппах по 2–3 воспитанника. Он также становится одним из центров самостоятельной деятельности детей, им приятно и интересно изучать здесь наглядные материалы и играть.
Центр речевого развития оборудуется и наполняется в соответствии с возрастом воспитанников. Таким образом, ежегодно он трансформируется и обогащается, чтобы детям было интересно и результативно здесь заниматься.
Для всех возрастных групп дошкольников в уголке должны быть представлены предметы и игровые наборы для развития речевого дыхания. Для этих целей используется бросовый материал и простые игрушки: пластиковые трубочки и стаканчики, мячики для пинг-понга, ватные шарики, султанчики и вертушки, флажки, воздушные шарики. Воспитатель включает дыхательные упражнения в игровую деятельность: «Загони мяч в ворота», «Поднять паруса!», «Мели, мели, мельничка!».
В нашем центре находится методическая литература по обучению речевого развития у детей дошкольного возраста:
- О.С. Рудик «Развитие речи детей 6 – 7 лет в свободной деятельности».
- Е.А. Алябьева «Игры для детей 4- 7 лет: развитие речи и воображения».
А так же альбомы – схематизация стихов, альбом - схематизация скороговорок, картотека чистоговорок, ребусы, папка карты – схемы «Расскажи - ка» по составлению описательных рассказов.
Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. Развитие мелкой моторики пальцев, обучение сознательному управлению органами артикуляционного аппарата, выработка воздушной струи, различение звуков на слух – основные методы формирования правильной речи ребёнка. Для этого у нас в группе, разработаны картотеки пальчиковой и артикуляционной гимнастики.
По средствам словесных и дидактических игр мы развиваем речь детей: пополняем и активизируем словарь, формируем правильное звукопроизношение, развиваем связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Картотека словесных игр по развитию речи детей:
- «Какой, Какая, Какое?» - на закрепление умения соотносить предмет и его признаки.
- «Добавь слог» - на развитие у детей фонематического слуха, быстроту мышления.
- «Закончи предложение» - учить детей понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.
- «Какое, что бывает» - на сравнение и обобщение свойства предметов.
- «Бывает – не бывает» - на развитие у детей памяти, мышления, быстроту реакции.
- «Спрягаем и склоняем», «Придумай рассказ», «Делим слова на слоги», «Составь предложение», «Определи звук в слове».
Картотека дидактических игр по развитию речи детей:
- «Что лишнее?» - развивает доказательную речь детей.
- «Скажи наоборот» - на развитие у детей сообразительности, быстроту мышления.
- «Назови одним словом» - упражнять детей в классификации предметов.
- «Положи в сундучок» - на закрепление понятий о живых и неживых предметах.
- «Угадай, что в мешочке» - учить детей описывать признаки, воспринимаемые на ощупь.
Театрализованная деятельность делает жизнь детей интересной содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества, знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, развивается речь детей,
появляется возможность к самореализации.
- Сказка «Бременские музыканты».
- Сказка «Белоснежка»
- Сказка «Мальчик с пальчик».
- Сказка «Гуси - лебеди».
- Сказка «Три поросенка»
Развитие познавательно – речевой деятельности считаем одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и что оно направлено на умственное развитие ребенка. Мы уверены, чем лучше будет организована познавательно – речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оснащение центра речевого развития
Представлены рекомендации для педагогоа по оснащению центра речевого развития в каждой возрастной группе...
Оснащение ЦЕНТРА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ в группе в соответствии с ФГОС ДО
Данный материал поможет воспитателям организовать центр речевого развития (речевой уголок) в группе....
«Оснащение ЦЕНТРА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ в группе в соответствии с ФГОС ДО»
Место расположения Речевой центр лучше всего расположить рядом с книжным центром. Для центра речевого развития необходимо свободное место, достаточное для смены положения ребенка: занятий ...
Оснащение центра речевого развития в старшей речевой группе.
quot;Оснащение центра речевого развития в старшей речевой группе"....
Презентация "Оснащение центра речевого развития"
Этот материал могут использовать воспитатели при оформлении центра речевого развития....
«Оснащение центра речевого развития детей в группах»
laquo;Оснащение центра речевого развития детей в группах»...
Доклад "Оснащение центра речевого развития в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"
Доклад"ОСНАЩЕНИЕ ЦЕНТРА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО" Воспитатель:Чернышова Надежда Владимировна Грязи2023г.Федеральные госу...