«Оснащение центра речевого развития в ДОУ в соответствие с ФГОС ДО»
методическая разработка

Иванова Наталья Геннадьевна

Методические рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_tsentra_po_razvitiyu_rechi.docx25.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Чебурашка»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«Оснащение центра речевого развития в ДОУ

в соответствие с ФГОС ДО»

Воспитатель: Иванова Н. Г.

пгт.Междуреченский, 2019 го

Цель создания уголка речевого развития «Речевичок» — оптимальная организация развивающей среды для совершенствования речевых способностей воспитанников.

Наполнение  речевого центра должно  отражать  все направления работы по развитию речи:

- развитие словаря ребёнка;

-работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам  словообразования,  формирование  грамматически  правильной речи);

-развитие  связной  речи  (составление  описательных  и  творческих рассказов,  пересказы, описание  картин и предметов, работа  с  загадками,

пословицами и поговорками, стихами);

-воспитание звуковой культуры речи (совершенствование речевого дыхания,  развитие  слухового  внимания  и  фонематического  слуха, закрепление в речи чистого звукопроизношения, работа над просодическими компонентами речи);

-подготовка  к  обучению  грамоте  (знакомство  со  звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ и синтез предложения);

-развитие мелкой моторики и графомоторной функции;

-знакомство с художественной литературой.

Необходима  организация  двух  центров,  стимулирующих  речевую активность  детей.  Это  литературный  центр  (книжный  уголок)  и  центр

речевого развития (речевой уголок).

Литературные произведения, подбираемые в книжный уголок, должны быть разнообразными по жанру, тематике и содержанию.

Овладение устной речью является важным процессом в становлении личностных качеств ребёнка. Пополняется активный словарь дошкольника, развивается умение задавать вопросы, формулировать мысли и делать выводы. Формирование и совершенствование речевых навыков осуществляется одновременно с развитием мыслительных и психоэмоциональных способностей. Речь — инструмент в исследовательской и творческой деятельности, возможность общения со сверстниками и взрослыми.

Процесс овладения речью — сложный процесс, который осуществляется во всех видах детской деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выделяет отдельную область — «Речевое развитие» — и выдвигает требования к работе воспитателя в этой направленности. Помимо разработки и проведения типовых и интегрированных речевых занятий, перед педагогом дошкольного образовательного учреждения поставлена задача в организации предметно-пространственной среды в группе. С целью развития и при необходимости корректировки речевых умений воспитанников всех возрастов оформляются несколько уголков — книжный, логопедический, театрализованный и речевой.

Речевой уголок предполагает проведение занятий индивидуальных и в подгруппах по 2–3 воспитанника. Он также становится одним из центров самостоятельной деятельности детей, им приятно и интересно изучать здесь наглядные материалы и играть.

Центр речевого развития оборудуется и наполняется в соответствии с возрастом воспитанников. Таким образом, ежегодно он трансформируется и обогащается, чтобы детям было интересно и результативно здесь заниматься.

Для всех возрастных групп дошкольников в уголке должны быть представлены предметы и игровые наборы для развития речевого дыхания. Для этих целей используется бросовый материал и простые игрушки: пластиковые трубочки и стаканчики, мячики для пинг-понга, ватные шарики, султанчики и вертушки, флажки, воздушные шарики. Воспитатель включает дыхательные упражнения в игровую деятельность: «Загони мяч в ворота», «Поднять паруса!», «Мели, мели, мельничка!».

В нашем центре находится методическая литература по обучению речевого развития у детей дошкольного возраста:

-  О.С. Рудик «Развитие речи детей 6 – 7 лет в свободной деятельности».

- Е.А. Алябьева «Игры для детей 4- 7 лет: развитие речи и воображения».

А так же альбомы – схематизация стихов, альбом - схематизация скороговорок, картотека  чистоговорок, ребусы, папка карты – схемы «Расскажи - ка» по составлению описательных рассказов.

Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. Развитие мелкой моторики пальцев, обучение сознательному управлению органами артикуляционного аппарата, выработка воздушной струи, различение звуков на слух – основные методы формирования правильной речи ребёнка. Для этого у нас в группе, разработаны картотеки пальчиковой и артикуляционной гимнастики.

По средствам словесных и дидактических игр мы  развиваем речь детей: пополняем и активизируем словарь, формируем правильное звукопроизношение, развиваем связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Картотека словесных игр по развитию речи детей:

- «Какой, Какая, Какое?» - на закрепление умения соотносить предмет и его признаки.

- «Добавь слог» - на развитие у детей фонематического слуха, быстроту мышления.

- «Закончи предложение» - учить детей понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.

- «Какое, что бывает» - на сравнение и обобщение свойства предметов.

- «Бывает – не бывает» - на развитие у детей  памяти, мышления, быстроту реакции.

- «Спрягаем и склоняем», «Придумай рассказ», «Делим слова на слоги», «Составь предложение», «Определи звук в слове».

Картотека дидактических игр по развитию речи детей:

- «Что лишнее?» - развивает доказательную речь детей.  

- «Скажи наоборот» - на развитие у детей сообразительности, быстроту мышления.

- «Назови одним словом» - упражнять детей в классификации предметов.

- «Положи в сундучок» - на закрепление понятий о живых и неживых предметах.  

- «Угадай, что в мешочке» - учить детей описывать признаки, воспринимаемые на ощупь.

Театрализованная деятельность делает жизнь детей интересной  содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества, знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, развивается речь детей,
появляется возможность к самореализации.

- Сказка «Бременские музыканты».

- Сказка «Белоснежка»

- Сказка «Мальчик с пальчик».

- Сказка «Гуси - лебеди».

- Сказка «Три поросенка»

Развитие познавательно – речевой деятельности считаем одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и что оно направлено на умственное развитие ребенка. Мы уверены, чем лучше будет организована познавательно – речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оснащение центра речевого развития

Представлены рекомендации для педагогоа по оснащению центра речевого развития в каждой возрастной группе...

Оснащение ЦЕНТРА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ в группе в соответствии с ФГОС ДО

Данный материал поможет воспитателям организовать центр речевого развития (речевой уголок) в группе....

«Оснащение ЦЕНТРА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ в группе в соответствии с ФГОС ДО»

Место расположения   Речевой центр лучше всего расположить рядом с книжным центром. Для центра речевого развития необходимо свободное место, достаточное для смены положения ребенка: занятий ...

Оснащение центра речевого развития в старшей речевой группе.

quot;Оснащение центра речевого развития в старшей речевой группе"....

Презентация "Оснащение центра речевого развития"

Этот материал могут использовать воспитатели при оформлении центра речевого развития....

«Оснащение центра речевого развития детей в группах»

laquo;Оснащение центра речевого развития детей в группах»...

Доклад "Оснащение центра речевого развития в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"

Доклад"ОСНАЩЕНИЕ ЦЕНТРА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО"     Воспитатель:Чернышова Надежда Владимировна   Грязи2023г.Федеральные госу...