«Модель выпускника ДОУ»
статья

Иванова Наталья Геннадьевна
в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_vypusknika_dou.docx31.28 КБ

Предварительный просмотр:

«Модель выпускника ДОУ»

в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования»

        Одним из результатов работы любого дошкольного образовательного учреждения является выпускник – дошкольник, готовый к обучению в школе, имеющий достаточный уровень развития для успешного освоения им основной общеобразовательной программы начального общего образования. При этом готовность к обучению в школе рассматривается как комплексное образование, включающее в себя физическую и психологическую готовность, где физическая готовность определяется состоянием здоровья ребенка, развитием физических навыков и качеств; психологическая готовность определяется эмоционально - личностной (произвольность поведения, учебно - познавательная мотивация, формирование самооценки), интеллектуальной (развитие образного мышления, воображения и творчества, основы словесно-логического мышления) и коммуникативной готовностью (развитие мотивов и элементарных навыков общения со взрослыми и сверстниками).

Для выстраивания предполагаемого результата образовательной деятельности детского сада, определения важных качеств личности ребенка, которыми должен обладать дошкольник - выпускник, при подготовке образовательной программы составляется так называемая «модель выпускника», т.е. тот желаемый образ ребенка – дошкольника на выпуске из детского сада, который педагогический коллектив хочет видеть перед поступлением в школу. Однако, построение такой модели, которая бы удовлетворяла и педагогов детского сада и учителей разных школ, куда поступают выпускники ДОУ, на протяжении последних лет было проблематично в связи с использованием в образовательных учреждениях разных вариативных программ и технологий.

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования и Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования определенным образом стандартизируют содержание дошкольного образования и позволяют определить (спрогнозировать) образ выпускника - интегральные результаты освоения основной образовательной программы, которые он может приобрести в процессе освоения программного материала по любой образовательной программе, в каком бы образовательном учреждении, ребенок его не получал, для обеспечения ребенку того самого равного старта, который позволит ему успешно осваивать основную образовательную программу начального общего образования.

 В соответствии с ФГОС дошкольного образования, содержание основной образовательной программы дошкольного образования реализуется по основным направлениям развития ребенка - физическому, социально- коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому.

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

СЛАЙДЫ Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.

2.  Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире.

3. Эмоционально отзывчивый.

4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

5.  Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.

6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.

8.  Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

9. Овладевший необходимыми умениями и навыками.

ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

старшего дошкольного возраста

 (в соответствии с ФГОС ДО и ФГОС НОО)

На основе выше сказанного мы распределили целевые ориентиры по образовательным областям и представляем вашему вниманию модель выпускника.

Линия развития

Показатели развития (интегративные качества)

Физическое развитие

  • Физическое развитие соответствует возрастным нормам.
  • Физически развит, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками:
  • проявляет интерес и потребность в двигательной активности (проявляет интерес к участию в подвижных играх, играх с элементами соревнования, играм-эстафетам, физическим упражнениям);
  •  владеет основными видами движений на уровне, соответствующем возрасту;
  •  достаточно развиты физические качества (выносливость, сила, быстрота, ловкость);
  • Сформированы ценности здорового образа жизни:
  • имеет представления о собственном теле, владеет способами ухода за ним;
  •  имеет элементарные представления о здоровом образе жизни, о зависимости здоровья от правильного питания, закаливания, физических упражнений, соблюдения режима дня;
  •  проявляет желание заботиться о своем здоровье

Познавательное развитие

  • Сформированы представления об окружающей действительности в соответствии с возрастом детей
  • Проявляет любознательность, познавательную активность:
  • интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире);
  • задает вопросы взрослому, любит экспериментировать;
  • способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности); в случаях затруднения обращается к взрослому;
  • проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности, способен использовать различные источники информации, способствующие самостоятельной деятельности (кино, литература, искусство, экскурсии, информация взрослого);
  • принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
  • Сформированы интеллектуальные умения, адекватные возрасту:
  •  владеет логическими операциями - анализа, сравнения, классификации, обобщения; способен устанавливать связи и зависимости между объектами и явлениями окружающего мира, делать умозаключения и выводы; пытается использовать знаково – символические средства представления информации;
  •  применяет самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим;
  •  способен к решению творческих и интеллектуальных задач; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем); предложить собственный замысел и воплотить его.
  • Сформирована произвольность и опосредованность психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия в соответствии с возрастом

Речевое развитие

  • Речь выпускника: 
  • словарный запас, грамматическая речь соответствует возрасту; достаточно развит фонематический слух;
  •  адекватно использует вербальные и невербальные средства общения;
  •  владеет диалогической речью (умеет слушать и вступать в диалог), конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, распределяет действия при сотрудничестве и др.).
  •  использует речь как инструмент мышления (умеет связно и последовательно выражать свои мысли, понимать смысл текста и передавать его содержание);
  • способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.
  • может выучить небольшое стихотворение; умеет связно и последовательно пересказывать небольшие сказки и рассказы; способен сосредоточенно действовать в течение 15-25минут;

Социально— коммуникативное развитие

  • Развито положительное отношение к себе, другим людям, окружающему миру: 
  • имеет представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;
  •  имеет представление о семье, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;
  •  имеет представление об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.
  • Проявляет самостоятельность, инициативность в разных видах деятельности (игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и т.д.)
  • Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности
  • Проявляет интерес к взаимоотношениям людей, их эмоциональному состоянию, умеет распознавать эмоциональное состояние окружающих близких и друзей, выражать свои эмоциональные ощущения и переживания;
  • Владеет приемами и навыками межличностного общения (охотно участвует во всех видах взаимодействия со сверстниками и взрослыми, устанавливает дружеские отношения со сверстниками, может отстаивать свою точку зрения, выражать желания, ориентирован на мнение и оценку других людей).
  • Проявляет навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками (умение распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли, т.е. способен договариваться с партнерами по взаимодействию, учитывая их желания и мнения, согласовывая свои действия с действиями партнера).
  • Сформированы предпосылки морального развития в соответствии с возрастом:
  • имеет первичные ценностные представления о моральном и неморальном поведении (хорошо, плохо);
  •  способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных представлений о морали;
  •  принимает и соблюдает элементарные моральные нормы и правила поведения (работать в коллективе, не мешать друг другу, не ссориться, договариваться, соблюдать правила, помогать друг другу),
  • соблюдает правила этикета, правила поведения на улице, в общественных местах;
  • может давать этическую оценку сверстникам, персонажам игр, литературных произведений за соблюдение или нарушение моральных норм поведения;
  •  проявляет бережное отношение к окружающей природе, окружающему миру.
  • Проявляет положительное отношение к разным видам труда
  • Соблюдает правила безопасного поведения и личной гигиены

Художественно - эстетическое развитие

  • Проявляет эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности при восприятии объектов природы, слушании музыки, при ознакомлении с произведениями художественного и изобразительного искусства.
  • Имеет первичные представления о традициях народного творчества с учетом регионального компонента.
  • Сформированы основы художественно - творческой деятельности: проявляет интерес, способен предложить собственный замысел и воплотить его;
  • Сформированы основы музыкальной деятельности (развиты танцевально - двигательные, исполнительские умения).
  • Сформированы умения создавать художественный образ с помощью вербальных и невербальных средств выразительности в театрализованной и игровой деятельности.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Универсальные предпосылки учебной деятельности

 (в соответствии с ФГОС НОО)

Универсальные предпосылки учебной деятельности:

  • Личностные УПУД:
  • Сформированы познавательные мотивы учебной деятельности, внутренняя позиция школьника; сформированы предпосылки моральных норм и правил поведения, принимает и соблюдает социальные и этические нормы поведения.
  • Познавательные УПУД:
  • Проявляет любознательность и познавательную активность;
  • Способен решать проблемы творческого и поискового характера; использует знаково –символические средства представления информации, владеет логическими операциями; использует речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Регулятивные УПУД:
  • Владеет умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкци.
  • Сформированы основы целеполагания (способен принимать и сохранять (ставить) цели и задачи деятельности, искать средства ее осуществления, добиваться получения результата).
  • Способен регулировать свое поведение в соответствии с требованиями со стороны взрослых и представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо».
  • Коммуникативные УПУД: 
  • Умеет слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

  Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

                                                                                               Венгер Л.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПИСАНИЕ «МОДЕЛИ» ВЫПУСКНИКА

ОПИСАНИЕ «МОДЕЛИ» ВЫПУСКНИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 1320...

ФГТ. Модель выпускника ДОУ

ФГТ. Модель выпускника  ДОУ...

Модель выпускника

Главные черты выпускника детского сада...

Модель выпускника

Модель выпускника...

описание "модели" выпускника //презентация

Модель  выпускника - предполагаемый результат совместной деятельности детского сада и семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребенка, которыми должен о...

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ДЕТСКОГО САДА

Ребёнок, который имеет сохранённое здоровье, обладает интеллектуальной и личностной готовностью к школе (сформированы универсальные предпосылки учебной деятельности)....

Выпускная работа слушателя краткосрочных курсов повышения квалификации по проблеме: « Модель выпускника ДОУ в свете реализации ФГОС ДО»

Преемственность и непрерывность образовательного процесса между детским садом и начальной школой является важной проблемой перехода ребенка из детского сада в школу. Чтобы более легко прошел этот пере...