Семинар Нейропсихологический подход
план-конспект занятия (старшая группа)

Семинар Нейропсихологический подход

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_neyropsihologicheskiy_podhod_2.docx435.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7» г. Алагир

Семинар

Готовность ребенка к школьному обучению «Нейропсихологический подход»

 Подготовила Педагог – психолог

Гугкаева Л.Н.

 

г. Алагир

Готовность к школе как никогда раньше стала актуальной проблемой у современных учителей и родителей. По некоторым данным, функциональная незрелость, а следовательно, не сформированная готовность к школьному обучению характерна для 30-35% первоклассников. В настоящей статье обсуждаются признаки сформированной готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст - время, когда развиваются мотивация, желание что-то делать, выражать себя, творить, общаться.

Игровая деятельность - ведущая для ребенка дошкольного возраста – к 7 годам сменяется учебной. Ребенку становится интересно узнавать новое, быть компетентным в какой-то деятельности, знать правила и осознанно им следовать. Это становится источником удовольствия и гордости за себя.

Для достижения «школьной зрелости» ребенок должен быть подготовлен психологически, эмоционально, физиологически, социально.

Чрезвычайно важно свободное владение речью на языке обучения (как правило, это – родной язык). В момент перехода от дошкольного к школьному возрасту можно эффективно использовать игру как средство обучения – без принуждения и осознанного волевого усилия, к которому ребенок еще не готов.

Владение речью предполагает наличие развитого фонематического и фонетического слуха, понимание обращенной речи в полном объеме, а также владение экспрессивной речью на уровне сложных фраз, способность составить простой, но связный и логически не противоречивый рассказ по картинке. Имеется в виду не только перечисление и описание персонажей, но и наличие сюжета рассказа. Не следует забывать и о сформированности звукопроизношения.

Важно, чтобы ребенок мог ориентироваться в своем социальном окружении, знать свое имя, имена мамы и папы, свой адрес. Также важно, чтобы он мог свободно оперировать понятиями, день недели, время года. Все это признаки развитой общей осведомленности. 

Не менее важна сформированность пространственных представлений. Именно она является залогом не только свободного владения и передвижения своего тела в пространстве, но и развивающейся ориентацией в пространстве листа тетради и в целом успешного овладения письмом, чтением, математическими знаниями. Можно сказать, что сформированность пространственных представлений один из базовых кирпичиков в фундаменте успешности обучения.

Развитие функций восприятия, памяти, мышления позволят ребенку адекватно перерабатывать информацию, а следовательно, воспринимать и усваивать новые знания и умения. В старшем дошкольном возрасте ребенок должен различать цвета и формы, запоминать 6-7 зрительных или слуховых стимулов, уметь проводить простую классификацию предметов, проводить простые аналогии, понимать и формулировать мораль простого короткого рассказа в 6-7 предложений рассказа.

Еще одним источником школьных и социальных трудностей является недостаточно развитый праксис. Нарушения праксиса у современных детей являются достаточно частыми. При определении готовности к школе следует обращать внимание на общую ловкость, координированность, которая свидетельствует о развитой моторике. Важно, чтобы ребенок умел ловко прыгать и бегать, ловить и бросать мяч, собирать различные мозаики, кубики по схеме. Знать и находить без помощи зрения пальцы обеих рук, показывать различные комбинации пальцев, например: указательный и мизинец, колечко из большого и любого другого пальца руки, свободно владеть кистью в целом. Важно, чтобы ребенок умел рисовать и копировать простые фигуры и рисунки. Нелюбовь к рисованию, так часто встречающаяся у современных детей, в подавляющем большинстве случаев свидетельствует о неразвитости пальцевого, кистевого, пространственного и конструктивного праксиса, что выраженно снижает шансы на успешность в обучении.

Важнейшим залогом успешности обучения является произвольное внимание. В возрасте 6-7 лет ребенок должен иметь возможность сосредотачиваться на игровой или учебной задаче не менее получаса. Внимание – обеспечивающий процессе, без которого невозможно развитие и реализация других познавательных функций.

Отдельно стоит упомянуть регуляторные функции.  В возрасте 5-6 лет дети активно интересуются ролевыми играми, играми по правилам, в частности настольными. Многие игры с правилами - например, настольно-печатные - требуют от ребенка довольно сложных действий, выполнения одновременно нескольких условий. В таких играх развивается необходимая будущему школьнику произвольная регуляция поведения, навыки общения со взрослыми и сверстниками.

Произвольная регуляция является важнейшей способностью, необходимой для успешного обучения в школе. Произвольность поведения характеризуется умением ребенка управлять своим поведением и эмоциями, организовывать работу. Важно понимать, что самый высокий интеллект без развитой регуляции не позволят ребенку стать успешным в школе и в жизни вообще. Важно учить ребенка планировать и предвосхищать результаты своих действий.

Кроме того, развитию произвольности способствует самостоятельность. Если у ребенка 6 лет есть свои маленькие обязанности, пусть очень простые, он оказывается лучше готов к школе, чем тот, за которого все делают родители.

Таким образом, нейропсихологическая подготовка ребенка к школьному обучению включает в себя развитие крупной моторики и мелкой моторики, зрительного и слухового восприятия, эмоционально –волевой сферы, речи, памяти, мышления, воображения, а также расширение общего кругозора. Осуществляя нейропсихологическую подготовку к школе, мы помогаем детям «научится учиться», формируем    учебную мотивацию, корректируем    слабые стороны, опираясь на сильные. И, конечно, развиваем у ребенка предпосылки успешного овладения чтением, письмом и счетом. Нейропсихологическая подготовка ориентирована на развитие и интеллектуальной, и психической, и социальной, и физической, и эмоциональной – волевой сфер ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нейропсихологический подход при подготовке детей с задержкой психического развития к школьному обучению"

Эта статья вошла в сборнник материалов региональной научно-практической конференции по проблемам условий организации и реализации предшкольного образования в дошкольных образовательных учреждениях, г....

Нейропсихологический подход в коррекционной работе психолога ДОУ

В статье описывается пример применения нейропсихологического подхода в коррекционной работе педагога-психолога ДОУ. В данном случае это работа с детьми подготовительной к школе группы. Акцент сделан н...

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В УСЛОВИЯХ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

В последние годы наметился рост числа детей, имеющих отклонения в психическом развитии и испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с отклон...

12.03.19г. Семинары для родителей в центре "Диалог" в рамках проекта "Нейропсихологический подход в воспитании и развитии - основа формирования здорового поколения"

quot;Белый слон" в Центре "Диалог"Информация находится в свободном доступе интернета.На базе Центра "Диалог" 21 и 22 марта специалисты Центра «Белый слон» проведу...

Семинар-практикум для педагогов «Использование нейропсихологических подходов в работе с детьми с речевыми нарушениями»

Целью данного семинара является  расширение знаний педагогов о нейропсихологических подходах к коррекции речевых нарушений детей, обучение навыкам практического использования нейропсихологич...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Нейропсихологический подход:групповая диагностика".

В отечественной нейропсихологии разработан ряд методик нейропсихологического обследования детей. По своей методологической направленности они основываются на принципах системной динамической локализац...

Семинар «Нейропсихологический подход в работе с детьми как здоровьесберегающий фактор в процессе социализации»

Семинар «Нейропсихологический подход в работе с детьми как здоровьесберегающий фактор в процессе социализации» Проблема здоровьесбережения подрастающего поколения уже не оди...