Игровая деятельность
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Виды дидактических игр
I. Игры с предметами (игрушками) В качестве дидактического материала используют: игрушки; реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др .); объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена и др.);
Игры с предметами (игрушками) дают возможность формировать у детей знания о свойствах предметов и их признаках: цвет; величина; форма; фактура материала; качество; назначение
II. Настольно – печатные игры
Разрезные картинки Младший дошкольный возраст: на картинке изображен один предмет: игрушка, растение, предметы одежды и др.; картинка делится на 2 – 4 части. Средний и старший дошкольный возраст: на картинке изображен знакомый сюжет; Картинка делится на 8 – 10 частей.
Парные картинки Нахождение парных картинок по сходству : подбор совершенно одинаковых пар по визуальному сходству ( две варежки , два румяных яблока и др.); подбор совершенно одинаковых пар одинаковых по смыслу ( найти две машины, из которых одна легковая, другая грузовая и др.); отыскать пары среди предметов, отличающихся друг от друга пространственным расположением, формой, особенностями окраски.
Нахождение в парных картинках различия: Младший дошкольный возраст: картинки должны резко отличаться друг от друга; к артинки отличаются по 2 – 4 параметрам. Средний и старший дошкольный возраст : разница в картинках менее заметна; к артинки отличаются до 10 параметрам.
Лото В лото ребенок должен к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких карточках . Тематика лото разнообразна: «Зоологическое лото», «Цветут цветы», «Мы считаем», «Сказки» и др.
Домино В домино принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода. Тематика домино разнообразна: « Игрушки», « Геометрические фигуры», « Ягоды», « Герои мультфильмов» и др.
Головоломки Игры, где используются игровое поле, фишки, счетный кубик. Дети «путешествуют» по игровому полю, бросая по очереди кубик и передвигая свои фишки. Игры для развития психических процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти). старшего
III . Словесные игры Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся знания, использовать их в новых связях, в новых обстоятельствах.
Методика организации и руководства дидактической игрой
Подготовка к проведению дидактической игры Отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения, углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь ) . Установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы. О пределение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время ). Выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально ). Подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал ). Подготовка к игре самого воспитателя (изучение и осмысление всего хода игры, роль воспитателя в игре, методы руководства игрой). П одготовка к игре детей ( обогащение знаниями и представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимых для решения игровой задачи).
Проведение дидактической игры Мотивация на предстоящую игру: разыгрывание сюрпризных моментов; обыгрывание предметов, игрушек; рассказ о каком – либо событии; беседа по содержанию игры; загадывание загадок; создание проблемной ситуации; напоминание , в какую игру играли раньше; формулировка познавательных задач; внесение нового дидактического материала; изменение содержания игры; внесение дополнительных правил; внесение элементов соревнования; и т.п.
Ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них ). Объяснение хода и правил игры. В оспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое их выполнение ( что они запрещают, разрешают, предписывают ). Младший дошкольный возраст – этот этап игры отсутствует. Объяснение правил игры осуществляется по ходу игры. Средний дошкольный возраст – правила (1 - 2) озвучивает воспитатель до начало игровых действий . Если необходимо то в ходе игры они еще раз уточняются. Старший дошкольный возраст – все правила (не более 5) до начало игровых действий воспитатель обговаривает с детьми. Если позволяет содержание игры, то совместно с детьми придумать новые правила.
Показ игровых действий (воспитатель демонстрирует правильность выполнения игрового действия, а так же акцентирует внимание детей на том, что в противном случае игра не приведет к нужному результату). Руководство ходом игры, обеспечение активности всех детей, оказание помощи нуждающимся. Младший дошкольный возраст – воспитатель выполняет роль ведущего и активного участника игры; в ходе игры связывает игровые действия с правилами; учит детей играть; поддерживает интерес детей к игре. Средний дошкольный возраст – у детей уже есть опыт совместных игровых действий, но все еще главенствующая роль принадлежит воспитателю. Он в роли «партнера» следит за выполнением правил игры; поддерживает к ней интерес; постепенно подводит детей к умению следить за действиями и словами товарищей по игре. Старший дошкольный возраст – если игра новая, то воспитатель выполняет роль ведущего и активного участника (так он о пределяет насколько правила игры усвоены детьми). Если игра детям хорошо знакома, то воспитатель может выступать или в роли «партнера», или в роли «болельщика » или в роли «арбитра ». Роль, которую выбирает воспитатель, зависит от уровня подготовки детей, сложности дидактической задачи , игровых правил.
Подведение итогов происходит сразу по окончании игры (это может быть подсчет очков; озвучивание имен детей, которые лучше выполнили игровое задание, достигли определенных успехов; определение команды – победительницы; словесное или материальное поощрение и т.п. Кроме этого необходимо нарисовать перспективу, создать интерес к продолжению игры).
Диагностика уровня сформированности игровой деятельности (дидактическая игра)
№ п/п Ф.И. ребенка Организация игры Условий для игры Дидактическая задача Правила игры Выполнение игровых действий Результат игры Эмоциональное состояние детей Речевая активность детей по инициативе воспитателя по инициативе товарищей по собственной инициативе подбор дид . материала размещение дид . материала не понимает понимает соблюдает полностью соблюдает частично не соблюдает самостоятельно с помощью взрослого выполнение всех игровых действий частичное выполнение игровых действий достигнут не достигнут равнодушное спокойное оживленное отсутствует Произносятся несколько отдельных слов Используются развернутые словесные высказывания С помощью воспитателя самостоятельно самостоятельно С помощью воспитателя С помощью воспитателя самостоятельно
Педагогическая копилка Подбор дидактических игр на развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста: - игры на цветовосприятия ; - игры на восприятие формы; - игры на восприятие величины; - игры на тактильное восприятие; - игры на слуховое восприятие. Распечатка диагностики уровня форсированности игровой деятельности (дидактическая игра)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация интегративной игровой деятельности, в процессе подготовки дошкольника к театрально – игровой деятельности».
Данная статья посвящена вопросу организации интегративной игровой деятельности, в процессе подготовки дошкольника к театрально - игровой деятельности.Ключевые слова: интеграция, театрально - игровая д...
Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно
Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...
Контрольная работа по курсу « Организация игровой деятельности дошкольников» на тему: «Поддержка самостоятельной игровой деятельности детей: методики руководства сюжетно-ролевой игрой»
Задачи развития игровой деятельности, методика педагогической поддержки игровой деятельности....
ПРОЕКТ «Формирование ключевых компетентностей дошкольников в игровой деятельности: познавательно-игровая деятельность «Супермаркет» (подготовительная к школе группа)»
Разработка для сюжетно - ролевой игры "Супермаркет"...
Технология игровой деятельности (Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду).
Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. По мнению Н.Ф. Губановой, она выполняет роль комплексного развити...
Технология игровой деятельности (Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду).
Технология игровой деятельности(автор Н.Ф. Губанова) Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Игры используются на занятиях, в свободное время дети с упоением играют в придуманные ими игры...