Рекомендации для воспитателей «Рекомендации к организации театрализованных игр в ДОУ»
методическая разработка
Рекомендации для воспитателей
«Рекомендации к организации театрализованных игр в ДОУ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_dlya_vospitateley.docx | 17.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для воспитателей
«Рекомендации к организации театрализованных игр в ДОУ»
Занятия по театрализованной деятельности имеют большое значение для всестороннего развития ребёнка.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.
Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всё его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
В процессе работы над выразительностью персонажей незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи.
'Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.
Именно поэтому в примерных требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении выделен специальный раздел «Театрализованная деятельность». В нём подчёркивается, что педагог обязан:
- Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (т.е. поошрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, использовать мимику, жесты, интонацию).
- Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, разными видами кукольных театров).
- Обеспечивать связь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
Для этого необходимы определённые условия. В первую очередь организация работы. Театрализованная деятельность может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время, представлена частью занятия по разным видам деятельности, а также запланирована как специальное занятие в рамках занятий по родному языку и ознакомлению с окружающим миром.
Среда является одним из основных средств развития личности ребёнка в театрализованной деятельности. При этом предметно-пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребёнка.
Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды следует учитывать:
- индивидуальные социально-психологические особенности ребёнка;
- особенности его эмоционально-личностного развития;
- индивидуальные интересы, склонности, предпочтения;
- любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
- возрастные и поло-ролевые особенности.
Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а также «тихий уголок», в котором ребёнок может побыть один.
В зоне театрализованной деятельности должны быть разные виды кукольного театра и ширма для его показа, детские рисунки. Кроме этого, необходимо периодически обновлять материал.
В зоне театрализованной деятельности необходимо иметь разнообразный бросовый материал, ткань, костюмы для ряжения.
Учёт возрастных особенностей ребёнка требует предусматривать возрастную адресованность оборудования и материалов. Так, например, в группе для детей 2-4 лет в данной зоне должен быть уголок ряжения и игрушки- животные для театрализации знакомых сказок.
В группе детей 5-7 лет более широко должны быть представлены виды театров, а также разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям. В целях учёта поло-ролевых особенностей детей оборудование зоны для театрализованной деятельности должно отвечать интересам как мальчиков, так и девочек.
Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:
- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
- игры-драматизации;
- подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
- упражнения по формированию выразительности исполнения;
- отдельные упражнения по этике;
- упражнения в целях социально-эмоционального развития.
Содержанием занятий по театрализованной деятельности является не только знакомство с текстом литературного произведения или сказки, но и жестом, мимикой, движением.
Подготовка к театрализованной деятельности должна проходить в несколько этапов.:
1) Выразительное чтение;
2) Беседа, поясняющая содержание и отдельные стороны выразительности;
3) Рассматривание иллюстраций. Особое внимание следует уделять анализу эмоциональных состояний персонажей, изображённых на картинках (Что с ним? Почему он плачет?) После разучивания текста воспитатель работать над движением: учит передавать характер героев посредством движений;
4) После беседы о прочитанном и подобных упражнений необходимо вновь вернуться к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. Из многообразия средств выразительности рекомендуется:
- во 2-й младшей группе формировать простейшие образно- выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных) Большое значение имеет обыгрывание малых литературных форм: потешек, стихов А. Барто, С. Маршака.
- в средней группе обучать элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике, пантомиме). Большое значение имеют скороговорки, игры с пальцами.
- в старшей группе совершенствовать художественно-образные исполнительские умения.
- в подготовительной группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.
Развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности, когда каждый ребёнок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приёмы:
выбор детьми роли по желанию;
назначение на роли наиболее робких, застенчивых детей;
распределение ролей по карточкам, считалкам и т. д.;
проигрывание ролей в парах.
При этом возникают 2 основные проблемы:
- Что делать, если ролей не хватает?
- Кто будет играть отрицательных персонажей?
Первую проблему помогают решить подгрупповые занятия, парное проигрывание ролей. Кроме того, можно придумать дополнительные роли.
Вторая проблема — исполнение ролей отрицательных персонажей — несколько сложнее и требует глубокого, вдумчивого наблюдения за детьми, индивидуального подхода к каждому ребёнку. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, дети в большинстве случаев хотят исполнять роли добрых, сильных, находчивых.
Следует подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все: и дети, и взрослые артисты, которые должны уметь играть и те и другие роли.
Предлагая детям театрализованные игры, воспитатель должен чётко видеть весь ход деятельности. Главное и необходимое условие- использовать хорошо знакомые детям произведения.
Результаты участия в театрализованной деятельности могут отражаться и в работах по изодеятельности, ручному труду.
Развитие театрализованной деятельности и накопление эмоционально-чувственного опыта - длительная работа, требующая участия родителей. Активизации интереса взрослых к данной проблеме способствуют тематические вечера, в которых родители и дети являются равноправным участниками; домашние сочинения сказок, а потом разыгрывание их; совместное изготовление атрибутов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации к организации театрализованных игр
Рекомендации к организации театрализованных игр...
Методические рекомендации по организации театрализованной игры в группе 3-4 лет
В статье представлены основные требования к организации театрализованной деятельности младших дошкольников, виды театрализованной игры, а также даны рекомендации по организации театрализова...
Методические рекомендации по организации театрализованной игры в группе 3-4 лет
В статье представлены основные требования к организации театрализованной деятельности младших дошкольников, виды театрализованной игры, а также даны рекомендации по организации театрализова...
Методические рекомендации по организации театрализованной игры (старший дошкольный возраст).
На современном этапе развития общества, ввиду его объективной интеллектуализации, проблема организации театрально – игровой деятельности старших дошкольников стоит особенно остро, поскольку она способ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВПсихологические и дидактические аспекты организации театрализованной деятельности дошкольников Дошкольный ...
Рекомендации по организации театрализованных игр.
Рекомендации по организации театрализованных игр«Театрализованная игра порождает радость,свободу, довольство, покой в себеи около себя, мир с миром»...
Методические рекомендации по организации театрализованной игровой деятельности дошкольников
Методические рекомендации по организации театрализованной игровой деятельности дошкольников...