Рекомендации для воспитателей «Рекомендации к организации театрализованных игр в ДОУ»
методическая разработка

Сафонова Мария Викторовна

Рекомендации для воспитателей

«Рекомендации к организации театрализованных игр в ДОУ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_vospitateley.docx17.69 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для воспитателей

«Рекомендации к организации театрализованных игр в ДОУ»

Занятия по театрализованной деятельности имеют большое значение для всестороннего развития ребёнка.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всё его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

В процессе работы над выразительностью персонажей незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи.

'Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.

Именно поэтому в примерных требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении выделен специальный раздел «Театрализованная деятельность». В нём подчёркивается, что педагог обязан:

- Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (т.е. поошрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, использовать мимику, жесты, интонацию).

- Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, разными видами кукольных театров).

- Обеспечивать связь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

Для этого необходимы определённые условия. В первую очередь организация работы. Театрализованная деятельность может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время, представлена частью занятия по разным видам деятельности, а также запланирована как специальное занятие в рамках занятий по родному языку и ознакомлению с окружающим миром.

Среда является одним из основных средств развития личности ребёнка в театрализованной деятельности. При этом предметно-пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребёнка.

Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды следует учитывать:

- индивидуальные социально-психологические особенности ребёнка;

- особенности его эмоционально-личностного развития;

- индивидуальные интересы, склонности, предпочтения;

- любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

- возрастные и поло-ролевые особенности.

Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а также «тихий уголок», в котором ребёнок может побыть один.

В зоне театрализованной деятельности должны быть разные виды кукольного театра и ширма для его показа, детские рисунки. Кроме этого, необходимо периодически обновлять материал.

В зоне театрализованной деятельности необходимо иметь разнообразный бросовый материал, ткань, костюмы для ряжения.

Учёт возрастных особенностей ребёнка требует предусматривать возрастную адресованность оборудования и материалов. Так, например, в группе для детей 2-4 лет в данной зоне должен быть уголок ряжения и игрушки- животные для театрализации знакомых сказок.

В группе детей 5-7 лет более широко должны быть представлены виды театров, а также разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям. В целях учёта поло-ролевых особенностей детей оборудование зоны для театрализованной деятельности должно отвечать интересам как мальчиков, так и девочек.

Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:

- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

- игры-драматизации;

- подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

- упражнения по формированию выразительности исполнения;

- отдельные упражнения по этике;

- упражнения в целях социально-эмоционального развития.

Содержанием занятий по театрализованной деятельности является не только знакомство с текстом литературного произведения или сказки, но и жестом, мимикой, движением.

Подготовка к театрализованной деятельности должна проходить в несколько этапов.:

1) Выразительное чтение;

2) Беседа, поясняющая содержание и отдельные стороны выразительности;

3) Рассматривание иллюстраций. Особое внимание следует уделять анализу эмоциональных состояний персонажей, изображённых на картинках (Что с ним? Почему он плачет?) После разучивания текста воспитатель работать над движением: учит передавать характер героев посредством движений;

4) После беседы о прочитанном и подобных упражнений необходимо вновь вернуться к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. Из многообразия средств выразительности рекомендуется:

- во 2-й младшей группе формировать простейшие образно- выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных) Большое значение имеет обыгрывание малых литературных форм: потешек, стихов А. Барто, С. Маршака.

- в средней группе обучать элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике, пантомиме). Большое значение имеют скороговорки, игры с пальцами.

- в старшей группе совершенствовать художественно-образные исполнительские умения.

- в подготовительной группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.

Развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности, когда каждый ребёнок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приёмы:

выбор детьми роли по желанию;

назначение на роли наиболее робких, застенчивых детей;

распределение ролей по карточкам, считалкам и т. д.;

проигрывание ролей в парах.

При этом возникают 2 основные проблемы:

- Что делать, если ролей не хватает?

- Кто будет играть отрицательных персонажей?

Первую проблему помогают решить подгрупповые занятия, парное проигрывание ролей. Кроме того, можно придумать дополнительные роли.

Вторая проблема — исполнение ролей отрицательных персонажей — несколько сложнее и требует глубокого, вдумчивого наблюдения за детьми, индивидуального подхода к каждому ребёнку. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, дети в большинстве случаев хотят исполнять роли добрых, сильных, находчивых.

Следует подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все: и дети, и взрослые артисты, которые должны уметь играть и те и другие роли.

Предлагая детям театрализованные игры, воспитатель должен чётко видеть весь ход деятельности. Главное и необходимое условие- использовать хорошо знакомые детям произведения.

Результаты участия в театрализованной деятельности могут отражаться и в работах по изодеятельности, ручному труду.

Развитие театрализованной деятельности и накопление эмоционально-чувственного опыта - длительная работа, требующая участия родителей. Активизации интереса взрослых к данной проблеме способствуют тематические вечера, в которых родители и дети являются равноправным участниками; домашние сочинения сказок, а потом разыгрывание их; совместное изготовление атрибутов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации к организации театрализованных игр

Рекомендации к организации театрализованных игр...

Методические рекомендации по организации театрализованной игры в группе 3-4 лет

В статье представлены основные требования к организации театрализованной деятельности младших дошкольников,  виды театрализованной игры, а также даны рекомендации по организации театрализова...

Методические рекомендации по организации театрализованной игры в группе 3-4 лет

В статье представлены основные требования к организации театрализованной деятельности младших дошкольников,  виды театрализованной игры, а также даны рекомендации по организации театрализова...

Методические рекомендации по организации театрализованной игры (старший дошкольный возраст).

На современном этапе развития общества, ввиду его объективной интеллектуализации, проблема организации театрально – игровой деятельности старших дошкольников стоит особенно остро, поскольку она способ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВПсихологические и дидактические аспекты организации театрализованной деятельности дошкольников Дошкольный ...

Рекомендации по организации театрализованных игр.

Рекомендации по организации театрализованных игр«Театрализованная игра порождает радость,свободу, довольство, покой в себеи около себя, мир с миром»...

Методические рекомендации по организации театрализованной игровой деятельности дошкольников

Методические рекомендации по организации театрализованной  игровой деятельности дошкольников...