Методика проведения прогулок
консультация
Консультация для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_metodika_provedeniya_progulki.docx | 23.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми и выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.
Прогулка способствует умственному развитию, так как дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем мире.
Режим дня детского сада предусматривает ежедневное проведение дневной прогулки после занятий и вечерней – после полдника. Время, отведённое на прогулки должно строго соблюдаться. Общая продолжительность её составляет 4- 4,5 часа.
- для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для приёма пищи и сна.
- в зимний период прогулки на воздухе проводятся 2 раза в день: в первую половину дня- до обеда, во вторую половину дня- перед уходом детей домой. В целях недопущения переохлаждения участков тела (лицо, руки, ноги) в холодную погоду, рекомендуется отправлять детей в помещение, отапливаемый тамбур на обогрев, не более чем на 5-7 минут. Зимние прогулки в детском саду для детей до 4 лет проводятся при температуре до -15 °С, для детей 5-7 лет при температуре до -20°С.
Время выхода на прогулку каждой возрастной группы определяется режимом воспитания и обучения. Запретом для прогулок является сила ветра более 15 м/с.
Для осуществления задач всестороннего развития детей большое значение имеет озеленённый, в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями, спланированный участок. Желательно, чтобы каждая возрастная группа располагала отдельным участком, огороженным от других групп кустарником. На этом участке выделяются места для проведения подвижных игр и развития движений детей (ровная площадка, для игр с песком, водой, строительным материалом, для творческих игр и игр с различными игрушками.
На участке должно быть оборудование для развития движений: заборчики для лазанья ( бревно для упражнения в равновесии, горка, инвентарь для упражнений в прыжках, метании). Всё это должно иметь привлекательный вид, быть прочным, хорошо обработанным, закреплённым и соответствовать возрасту и силам детей. Кроме постоянного оборудования, на площадку выносятся игрушки, пособия в соответствии с намеченным планом работы. Игровые площадки заканчиваются дорожками, по которым дети могут кататься на велосипедах и самокатах.
Помимо игровых площадок на участке необходимо иметь закрытые беседки для защиты от дождя и солнца. При сухой и жаркой погоде полив участка, песка производится не менее 2-х раз в день. Уборка территории участка проводится воспитателями, помощниками воспитателя и младшими воспитателями или дворником ежедневно: утром до прихода детей и по мере загрязнения территории. У входа в здание следует иметь решётки, скребки, коврики, щётки. В зимнее время на участке следует устроить горку, ледяные дорожки и снежные сооружения, каток (если позволяют условия)
Подготовка к прогулке
Перед выходом на прогулку воспитатель организовывает с детьми проведение гигиенических процедур: чистку носа, посещение туалетной комнаты.
Одевание детей нужно организовать так, чтобы не тратить много времени и чтобы им не приходилось долго ждать друг друга. Для этого необходимо продумать и создать соответствующие условия. Для каждой группы нужна просторная раздевальная комната с индивидуальными шкафчиками и достаточным числом стульчиков или скамеечек, чтобы ребёнку было удобно сесть, надеть штанишки или обувь и не мешать при этом другим детям.
Одевать и раздевать детей при подготовке и возвращении с прогулки необходимо по подгруппам:
-воспитатель выводит в приёмную для одевания первую подгруппу детей, в которую включает медленно одевающихся детей, детей с низкими навыками самообслуживания;
- помощник воспитателя проводит гигиенические процедуры со второй подгруппой и выводит детей в приёмную;
-воспитатель выходит с первой подгруппой детей на прогулку, а помощник воспитателя заканчивает одевание второй подгруппы и провожает детей на участок к воспитателю;
-детей с ослабленным здоровьем рекомендуется одевать и выводить на улицу со второй подгруппой, а заводить с прогулки с первой подгруппой.
Воспитатель должен научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в определённой последовательности. Сначала все они надевают штаны, обувь, затем платок, пальто, шапку, шарф и варежки. При возвращении с прогулки раздеваются в обратном порядке. Малышей помогает одевать няня, давая, однако, им возможность самим сделать то, что они могут. Когда у детей выработаются навыки одевания и раздевания, то они будут делать это быстро и аккуратно, воспитатель только помогает им в отдельных случаях (застегнуть пуговицу, завязать шарф и т.п.). Нужно приучать малышей к тому, чтобы они оказывали помощь друг другу, не забывали поблагодарить за оказанную услугу. Чтобы навыки одевания и раздевания формировались быстрее, родители должны дома предоставлять детям больше самостоятельности.
В летний период после возвращения детей с прогулки необходимо организовать гигиеническую процедуру- мытьё ног.
Требования к одежде детей: в любое время года одежда и обувь должны соответствовать погоде данный момент и не должны способствовать перегреванию или переохлаждению детей.
Порядок хранения одежды в шкафчике: на верхней полке кладётся шапка и шарф. Кофта, гамаши, колготки, тёплые штаны, верхнюю одежду вешают на крючок. Рукавички на резинке должны быть передёрнуты через рукава и вешалку верхней одежды. Обувь ставят на нижнюю полку, сверху кладут носки.
Выходя на прогулку, дети сами выносят игрушки и материал для игр и занятий на воздухе.
Содержание детей на прогулке зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов и возраста.
Чтобы дети охотно собирались на прогулку, воспитатель заранее продумывает её содержание, вызывает у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой.
Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.
Структура прогулки:
1.Наблюдение
2.Подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры.
3. Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.
4. Труд детей на участке.
5. Самостоятельная игровая деятельность.
Последовательность структурных элементов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то вначале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем- наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности.
Наблюдение
Большое место на прогулках отводится наблюдениям за природными явлениями и общественной жизнью. Они планируются в соответствии с погодными условиями и временными отрезками: зима, весна, лето, осень. В процессе наблюдений, развиваются эстетическое восприятие, умственная активность, формируется интерес к окружающему, к познавательной деятельности. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами.
В раннем возрасте наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными, в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассматривания.
Объектами для наблюдений могут быть:
∙ Живая природа: растения и животные;
∙ Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи);
∙ Труд взрослых.
Наблюдения за трудом взрослых (дворника, шофёра, строителя и т.д.) организуются 1-2 раза в квартал.
∙ За транспортом.
При организации любых видов наблюдений должно быть использовано художественное слово: стихи, пословицы, поговорки, загадки и потешки.
Виды наблюдения:
∙ Кратковременные наблюдения организуются для формирования знаний о свойствах и качествах предмета или явления (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности, а при ознакомлении с животными- характерные движения, издаваемые звуки и т.д.
∙ Длительные наблюдения организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.
Требования к наблюдению:
∙ Объект наблюдения должен быть интересен для детей;
∙ Наблюдения в таких условиях, которые позволяют выявить его характерные особенностями;
∙ Педагог намечает цель наблюдения, определяет круг новых знаний;
∙ Полученные знания должны развиваться в деятельности детей (пересказ, рисование, лепка, художественный труд, игра);
∙ Наблюдение сопровождается точным словом: называть предметы, их признаки, действия.
Подвижные игры
Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные двигательные качества: быстрота, ловкость, выносливость; снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества, самостоятельность, активность и положительное отношение со сверстниками.
Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием. Прыжками. Весёлые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.
Игры с прыжками, бегом и метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в тёплые весенние, летние дни и ранней осенью.
Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие как кольцеброс, кегли, а в старших группах элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настенный теннис, футбол и хоккей. В жаркую погоду проводятся игры с водой.
Время проведения подвижных игр и физических упражнений на утренней прогулке в младших группах- 6-10 минут На вечерней прогулке 10-15 минут.
В младшем возрасте рекомендуются игры с текстом ( подражание действиям воспитателя). Каждый месяц должно разучиваться -2-3 подвижных игры. Подвижные игры можно дополнять или заменять спортивными упражнениями.
Индивидуальная работа
Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других- упражнение в равновесии, для третьих- спрыгивание со скамеек, перешагивание через веточки, сбегание с пригорков.
На прогулке осуществляется работа и по развитию речи ребёнка: отработка звукопроизношения, заучивание стихов, беседы.
Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.
Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется.
Труд детей на участке
Во время прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей, содержание и формы её организации зависят от погоды и времени года.
Так осенью дети собирают ветки деревьев и листья, зимой могут сгребать снег, делать из него постройки, летом воспитатель привлекает детей к сбору игрушек, оказанию посильной помощи по наведению порядка на участке после прогулки.
Большое значение при организации работы с детьми на прогулке имеет эмоциональное отношение к делу, которое задаёт воспитатель ещё до начала работы. Не всегда сама работа будет интересовать детей. Иногда их привлекает цель, поставленная воспитателем, а во время выполнения работы захватывают общность интересов, слаженность, соревновательный момент.
Самостоятельная игровая деятельность
Характер и продолжительность самостоятельных игр зависят от индивидуальных потребностей и интересов детей , а также от развивающей среды. В зависимости от погодных условий двигательная деятельность может быть различной интенсивности чтобы дети не переохлаждались или не перегревались. Не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений. Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры.
Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбуждёнными, что отрицательно сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность периода засыпания, может быть причиной снижения аппетита.
Типичные недостатки в организации прогулки.
∙ Отсутствие плана прогулок;
∙ Осуществление присмотра за детьми, вместо занятий и разностороннего развития;
∙ Недостаток смены видов деятельности детей во время прогулки (однообразие).
∙ Отсутствие личностно- ориентированного подхода детям с учётом особенностей их развития и состояния здоровья;
∙ Присутствие посторонних лиц на территории дошкольного учреждения.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №90 «Подсолнушек»
Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
Консультация на тему:
«Методика проведения прогулки»
Подготовила воспитатель Сарбаева Д.Р.
г.Нижнекамск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методика проведения прогулок в зимний период времени
Содержание и методика проведения прогулок в зимний период времени(для детей раннего возраста)....
Методика проведения прогулок в детском саду
Методика проведения прогулок в детском саду...
Содержание и методика проведения прогулок в зимний период времени( для детей раннего возраста)
Зима прекрасное время года! сколько необычного, сказочного, красочного приносит она нам. С детьми раннего возраста следует проводить наблюдения за изменениями в жизни природы.Лучше всего это осуществл...
Консультация для воспитателей. "Методика проведения прогулок в ДОУ"
Методика проведения прогулок в ДОУ...
Содержание и методика проведения прогулок в зимний период времени (для детей раннего возраста)
Зима прекрасное время года! Столько необычного, сказочного, красочного приносит она нам. В зимний период следует продолжать проводить наблюдения за изменениями в жизни природы. Конечно лучше всего это...
Методика проведения прогулок в доу
Зимняя прогулка... Что может быть прекраснее?! Искрящийся на солнце снег, сугробы, сосульки ледяные глыбы не только необыкновенно красивы, но и очень интересны. Сколько занимательных веселых игр предл...