Методика проведения прогулок в доу
консультация (старшая группа) на тему

Иванова Вита Николаевна

Зимняя прогулка... Что может быть прекраснее?! Искрящийся на солнце снег, сугробы, сосульки ледяные глыбы не только необыкновенно красивы, но и очень интересны. Сколько занимательных веселых игр предлагает зима! И при этом дарит здоровье и хорошее настроение. Организация и проведение прогулок с детьми в зимний период должны учитывать, что пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для их физического развития. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по организации и проведению прогулок с детьми в холодное время года

Зимняя прогулка... Что может быть прекраснее?! Искрящийся на солнце снег, сугробы, сосульки ледяные глыбы не только необыкновенно красивы, но и очень интересны. Сколько занимательных веселых игр предлагает зима! И при этом дарит здоровье и хорошее настроение. Организация и проведение прогулок с детьми в зимний период должны учитывать, что пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для их физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. При этом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей. Дети получают информацию о состоянии природы и о зимней погоде (экологический компонент); принимают участие в постройке горок и фигурок из снега (трудовое воспитание); изучают свойства снега, льда (познавательное развитие); катаются с горок, на санках, на лыжах (физическое развитие); взаимодействуют, общаются, договариваются, обсуждают (коммуникативное развитие); вспоминают песенки, пословицы, поговорки, стихи, картины зимней тематики (художественно-эстетическое развитие) и,  конечно же, играют, что делает зимнюю прогулку очень увлекательным занятием.

Организация прогулки    

В режиме дня детского сада предусматриваются две прогулки: в первой половине дня и во второй. Во время прогулки в полной мере должны реализовываться воспитательно-образовательные задачи:

Оздоровление детей.

Физическое развитие.

Развитие самостоятельности.

  Расширение кругозора, ознакомление с окружающим миром: элементарные естественно - научные представления о физических свойствах окружающего мира, формирование географических представлений (в соответствии с возрастными возможностями).

  Воспитание эстетических чувств, культуры поведения, экологической культуры, эмоционально положительного отношения к живой и неживой природе.

В целях успешной реализации вышеперечисленных задач необходимо тщательное перспективное планирование этого режимного момента.

При планировании прогулки воспитатель должен учитывать множество разнообразных факторов: погодные условия, возраст и контингент детей, наличие инвентаря и соответствующего оборудования, предыдущие занятия в группе и многое другое. В рамках новых требований ФГТ  тематика прогулки должна соответствовать теме, которая проводится в образовательной деятельности. Таким образом, прогулка становится неотъемлемой частью воспитательного процесса.

Структуру прогулки условно можно представить следующим образом:

  наблюдение, рассматривание;

  трудовая деятельность детей;

  подвижные игры;

  индивидуальная работа детьми;

  самостоятельная деятельность детей;

  индивидуальные беседы с детьми;

организация свободной деятельности детей;

индивидуальная работа с детьми (развитие речи, познавательное развитие);

работа по звукопроизношению, разучивание стихотворений.

Разновидности прогулок:

  Типовая — максимально свободная деятельность детей (максимум атрибутов).

Комбинирование: целевая прогулка и свободная деятельность.

Прогулка – экскурсия - поход.

Спортивные эстафеты.

Подготовка к прогулке

Каждая прогулка начинается с раздевалки. Немаловажным фактором, влияющим на здоровье ребенка, является его одежда. Педагогический коллектив детского сада должен проводить беседы с родителями по вопросам подбора  одежды и обуви ребенка – они должны быть легкими, подходить по размеру, не стеснять движений, быть из натуральных материалов и соответствовать температурному режиму и погоде. В противном случае возможны перегрев или переохлаждение детского организма, различные потертости кожи, травмы.

Важным моментом в одевании детей на прогулку является одновременность и последовательность, т.е. дети должны одеваться по возможности одновременно, чтобы в ожидании медлительного ребенка более ловкий, не успел вспотеть. Педагоги широко используют соревновательный метод, поощрения, а также раздельное одевание с использованием загадок и поговорок. Например, загадывается загадка про какой-либо элемент одежды, и те дети, кто отгадал, должны быстро и молча его надеть. Даже те дети, которые не отгадали загадку, глядя на своих друзей, быстро надевают одежду, чтобы не оказаться последними. Таким образом, ребенок не только готовится к выходу на прогулку, но и развивает фантазию.

Ход прогулки:

1.    НАБЛЮДЕНИЯ

Наблюдения — это в первую очередь наблюдения за сезонными явлениями в живой и неживой природе. Важно закреплять представления детей о том, что эти изменения влияют на жизнь животных и человека, научить делать выводы о взаимосвязях различных природных явлений. Предпочтительно планировать наблюдения на прогулке по дням недели.

Наблюдение развивает пытливость, любознательность. Воспитатель поддерживает интерес детей к приметам времени года, задает вопросы, которые направляют внимание ребенка и побуждают его к дальнейшим наблюдениям. Полученные наблюдения можно закрепить последующими зарисовками, составлением рассказов. На летней, весенней, зимней, осенней прогулке педагоги периодически обращают внимание детей на цветовую гамму окружающих детский сад деревьев.

Использование стихотворений на определенную тему при наблюдениях и рассматривания помогает усилить впечатления детей от осенней прогулки.

Стихи о природе, загадки, народные приметы и пословицы — все эти нехитрые словесные приемы позволяют сделать прогулку более эмоциональной, направить наблюдение детей в нужное русло.

Прогулки будут радостными, интересными, познавательными и достигнут цели при условии, если воспитатель сумеет заинтересовать и обогатить знания детей. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят далеко не все, иногда даже не замечают главного. А если настоящий воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать больше.

2.    ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Детей привлекают к сбору семян: с клумбы, осенних листьев для гербария и украшения групповой комнаты, пересаживанию цветы с клумбы в горшки для уголка природы, поддержанию порядка на прогулочном участке и верандах. Для успешного решения задач по развитию самостоятельно и аккуратности, привитию трудолюбия очень важно правильно подобрать детский инвентарь — грабли, лопатки, совки, ведерки. Большое значение при организации работы с детьми на прогулке имеет эмоциональное отношение к делу, которое задает воспитатель еще до начала работы. Не всегда сама работа будет интересовать детей, иногда их привлекает цель, поставленная воспитателем, а во время выполнения работы захватывают общность интересов, слаженность, соревновательного момента.

Не менее важно создать правильную мотивацию, объяснить, почему необходимо сделать эту работу именно сегодня и именно таким способом. Детей старшей группы следует подводить к пониманию того, что нужно делать не только интересную работу, но и необходимую разнообразить и скрасить монотонную деятельность, воспитатель может предложить детям отгадать загадки.

Чтобы правильно руководить наблюдениями и трудовой деятельностью детей на прогулке, воспитатель должен пополнять свои знания по биологии растений и животных, владеть практическими умениями и навыками в этой области, а также методикой проведения наблюдений, экскурсий, организации труда детей старшего дошкольного возраста.

3.    ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Подвижные игры планируются и проводятся воспитателем самостоятельно, с учетом пожеланий детей, по рекомендациям узких специалистов или тематически. Они могут быть весьма разнообразны, поэтому во избежание монотонности целесообразно спланировать подвижные игры по дням недели. Такое планирование позволяет учесть интересы каждого ребенка, полностью охватить программный материал по разделу подвижных игр, организовать деятельность воспитателя. Обязательно две подвижных игры.

4.    ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется. При этом учитываются рекомендации узких специалистов. Это может быть закрепление, каких- либо навыков, разучивание физкультурного упражнения с одним или несколькими отстающими детьми, отработка звукопроизношения, заучивание стихов, беседа по рекомендации педагога – психолога. Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.

5.    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Самостоятельная деятельность детей на прогулке также нуждается в грамотном руководстве. Воспитатель может предложить детям организовать сюжетно - ролевую или подвижную игру, занимательные задания, игрушки или инвентарь для труда и т.д. Необходим постоянный контроль за самостоятельной деятельностью детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методика проведения прогулок в зимний период времени

Содержание и методика проведения прогулок в зимний период времени(для детей раннего возраста)....

Методика проведения прогулок в детском саду

Методика проведения прогулок в детском саду...

Содержание и методика проведения прогулок в зимний период времени( для детей раннего возраста)

Зима прекрасное время года! сколько необычного, сказочного, красочного приносит она нам. С детьми раннего возраста следует проводить наблюдения за изменениями в жизни природы.Лучше всего это осуществл...

Содержание и методика проведения прогулок в зимний период времени (для детей раннего возраста)

Зима прекрасное время года! Столько необычного, сказочного, красочного приносит она нам. В зимний период следует продолжать проводить наблюдения за изменениями в жизни природы. Конечно лучше всего это...

Организация и методика проведения прогулок в детском саду.

Консультация: Организация и методика проведения прогулки в детском саду....