Актуальные проблемы внедрения информационно – коммуникационных технологий в рамках введения образовательных стандартов нового поколения
консультация
В настоящее время в детских садах формируется новая образовательная среда, появляются высокотехнологичные информационные средства развития дошкольников такие как: компьютеры, проекторы, интерактивные доски, увеличивается использование в работе с детьми развивающих и образовательных мультимедийных продуктов: компьютерных игр, электронных энциклопедий, мультфильмов, учебных видеофильмов, программ, сайтов.
Внедрение информационных систем образования предъявляет новые требования к современному педагогу и его профессиональной компетентности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnye_problemy_vnedreniya_informatsionno.docx | 19.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальные проблемы внедрения информационно – коммуникационных технологий в рамках введения образовательных стандартов нового поколения
В настоящее время в детских садах формируется новая образовательная среда, появляются высокотехнологичные информационные средства развития дошкольников такие как: компьютеры, проекторы, интерактивные доски, увеличивается использование в работе с детьми развивающих и образовательных мультимедийных продуктов: компьютерных игр, электронных энциклопедий, мультфильмов, учебных видеофильмов, программ, сайтов.
Внедрение информационных систем образования предъявляет новые требования к современному педагогу и его профессиональной компетентности.
Чаще всего при использовании информационно – коммуникативных технологий встречаются следующие проблемы:
- Недостаточная методическая подготовленность педагога. Педагог должен не только владеть навыками работы на компьютере, уметь пользоваться современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы использовать их в своей деятельности.
- Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях.
- Отсутствие планирования, случайность применения ИКТ.
В условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс, использование ИКТ в дошкольном учреждении осуществляется в различных игровых технологиях, таких как:
- Компьютерные игры – развлекательные, диагностические, развивающие, обучающие игры. В своей работе педагоги используют в основном развивающие, реже обучающие и диагностические игры. Можно выделить:
- развивающие игры (игры на развитие: математических представлений, фонематического слуха и обучения чтению, музыкального развития);
- игры, направленные на развитие основных психических процессов (внимание, память, мышление, воображение);
- игры как прикладные средства, созданные для развития художественно-творческого восприятия у детей.
На сегодняшний день выбор игровых компьютерных программ очень обширный но, к сожалению не все они рассчитаны на реализацию образовательных программ, поэтому могут использоваться только частично.
- Интерактивное обучение, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. Речь идет о созданных педагогами играх (созданные при помощи программы PowerPoint). Эти игры предназначены для использования на занятиях с детьми.
- Технология комплексных (интегрированных) занятий, разработанная по какой-либо образовательной области. Занятия включают в себя разнообразную продуктивную деятельность детей.
В настоящее время выбор различных компьютерных игровых программ для дошкольников достаточно широк. Однако в дошкольных образовательных организациях они используется лишь частично, преимущественно с целью развития психических процессов: внимания, памяти, мышления.
На базе нашего детского сада разработаны и внедрены в педагогический процесс мультимедийные презентации для детей: «Такие разные животные», «Времена года», «Свойства воды», «О безопасности на дороге». Кто такие особенные люди?", "Хочу расти здоровым"; для воспитателей: "Математика – это увлекательно", "Небесные тела и явления"; для родителей: "Игры для развития логического мышления вашего ребёнка", "Здоровье начинается в семье!". Для результативного обучения детей разработала электронные пособия: "Безопасность на дороге", "Части суток" «Звуки и буквы русской азбуки», «От одного до десяти», «ОБЖ и дошкольник», «По дорогам сказок», «Времена года».
Отметим, что в образовательном процессе при внедрении ИКТ с учетом ФГОС в дошкольной организации возникает ряд проблем. Выделяют следующие:
- при внедрении ИКТ как игровой технологии возникают вопросы, связанные с возникновением негативных проявлений использования данных средств. Может ли игра повлиять на психическое и физическое здоровье ребенка, отказ от общения со сверстниками, возникновение ранней компьютерной зависимости;
- в детских садах возникают трудности экономического характера: недостаточность финансирования для оснащения помещений необходимой техникой, приобретение лицензированного программного обеспечения, осуществление необходимой технической поддержки;
- проблема профессиональной компетенции педагогов, заключающаяся не только в использовании современной техники, но и в умении создавать собственные образовательные ресурсы.
Следует обратить внимание на то, что ведущие специалисты и ученые в области дошкольного образования не пришли к единому мнению по проблеме разработки и внедрения информационно-коммуникационных технологий в ДОО.
Можно выделить негативные последствия внедрения информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс ДОУ:
- воздействие компьютера на здоровье детей (статичное положение ребенка, ухудшение зрения, головные боли и др.);
- возникновение игровой зависимости у ребенка (уход от реальности, погружение в виртуальный мир, отказ от реального общения со сверстниками, взрослыми).
Так же можно выделить и положительные последствия внедрения ИКТ, в случае его дозированного использования в детский садах:
- использование развивающих компьютерных игр способствует развитию детей;
- коллективное участие в игре, под руководством педагога помогает избежать игровой зависимости.
Таким образом, можно выделить то, что грамотное использование ИКТ позволяет расширить и обогатить возможности образовательного процесса. Целесообразнее всего использовать информационные технологии в развитии познавательных способностей детей.
Комплекс ИКТ доступен всем педагогам, и может быть использован для повышения качества образовательного процесса.
Литература
- Комарова, Т.С. Информационно ‐ коммуникационные технологии в до школьном образовании [Текст] / Т.С. Комарова, А.В. Туликов, И.М. Комарова и др. – М.: Мозаика-синтез, 2011. – 31 с.
- Федотова, Е.Л. Информационные технологии в науке и образовании: Учебное пособие [Текст] / Е.Л. Федотова, А.А. Федотов. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 336 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО»рименение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО»
laquo;Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО»рименение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ...
Конспект дефектологического (логопедического) занятия с применением информационно-коммуникационных технологий в рамках тематического контроля «Использование ИКТ-технологий в образовательной деятельности ДОУ в рамках реализации ФГОС»
Тема: Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах. Индивидуальное занятие в подготовительной к школе группе. Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах и словах с применением ...
Актуальность использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольных учреждениях
Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Особенность информатизации в том, что доминирующим видом деятельности является сбор, накопление, обработка, хранение,...
«Актуальность использования информационно-коммуникационных технологий в художественно- эстетическом развитии детей дошкольного возраста»
Презентация- привлекает внимание ребенка и способствует повышению интереса детей.Слайд-шоу дает возможность выстроить объяснение логично и научно, наглядно продемонстрировать изучаемый материал.Фото-э...
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «Актуальность использования информационно-коммуникационных технологий в сфере образования»
Цель семинара-практикума: определение понятия «Информационно-коммуникационные технологии» и их преимущества в дошкольном образовании. Способствовать внедрению в образовательный процесс МБДОУ «Детский...
Актуальность использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании
Данная тема достаточно актуальна и будет полезна как для педагогическим работникам, так и родителям....