Из педагогического опыта работы «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений»
презентация к уроку по математике (старшая группа) на тему
В опыте работы представлены современные формы работы по математическому развитию дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Информация об опыте работы. | 27.13 КБ |
часть №1 | 2.01 МБ |
часть №2 | 2.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые коллеги!
Вашему вниманию хочу предоставить презентацию из опыта работы на тему:
«Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений»
Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.
В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Актуальность
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!». Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Изучив литературу по педагогике, я пришла к выводу, что максимального эффекта при ФЭМП можно добиться, используЯ дидактические игры, занимательные упражнения, задачи и развлечения.
Поэтому, для углубленного изучения я и выбрала тему: «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений»
Важность темы обусловлено тем, что занимательные математические игры, способствуют развитию умственных способностей у детей, вызывают интерес к процессу познания и облегчают процесс усвоения знаний.
Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться.
Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, интересна детям.
Математические игры побуждает детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Знания, данные в занимательной форме, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче.
Важно использовать игры так, чтобы сохранились и синтезировались элементы познавательного, учебного и игрового общения.
Работая по данной теме, я поставила перед собой цель: организовать работу по ФЭМП детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями с использованием дидактических игр для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления.
Для достижения поставленной цели я обозначила следующие задачи:
1.Изучить историю развития вопроса.
2. Выявить уровень математического развития детей 4-5 лет.
3. Провести сравнительный анализ уровня математического развития детей.
4. Определить систему работы с детьми 4-5 лет по математическому развитию в свете современных требований.
5. Разработать практические рекомендации.
Ведущая педагогическая идея.
Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребёнка и его познавательную активность. Особая роль в познавательном развитии дошкольника отводится математическим играм.
В процессе математических игр решаются такие логические задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.
Опыт решает проблему не навязывать ребёнку готовых знаний, а указывает пути их приобретения, делает процесс познания математических понятий и закономерностей более гибким, а итог - результативным.
Основное развитие дошкольника происходит в деятельности, которая интересна и доступна ребенку. Особой деятельностью в этом виде выступает игровая деятельность, которая в дошкольном возрасте является ведущей.
Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребёнка и его познавательную активность. Особая роль в познавательном развитии дошкольника отводится математическим играм.
В процессе математических игр решаются такие логические задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.
Опыт решает проблему не навязывать ребёнку готовых знаний, а указывает пути их приобретения, делает процесс познания математических понятий и закономерностей более гибким, а итог - результативным.
Создаёт условия для накопления детьми представлений об окружающем.
Новизна опыта
Создание условий в семье и в ДОО для накопления детьми представлений об окружающем, развития их умственных способностей, любознательности, познавательного интереса с учётом возрастных возможностей.
Работа по данному опыту даёт не только определённую сумму знаний, умений и навыков, но и позволяет сформировать у дошкольников высокую познавательную активность, самостоятельность мышления, устойчивость внимания, то есть те качества, которые им пригодятся в дальнейшем обучении в школе.
Гипотеза
Использование различных видов дидактических игр, может способствовать формированию и развитию математических способностей дошкольников.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
При использовании игрового метода обучения дошкольников могут возникнуть такие трудности: дети могут увлечься игрой и легко перейти от цели к мотиву, в этом случае игра теряет свое образовательное содержание, превращается только в развлечение.
В обучении дошкольников необходимо рациональное сочетание игровых и неигровых методов. Место и роль игровой технологии в учебном процессе во многом зависят от понимания педагогом функций игры. Самая главная функция — обучающая. Она обеспечивает усвоение знаний и умений и развитие интеллектуальных функций (памяти, мышления, внимания, воображения). Мотивационная функция способствует созданию благоприятной атмосферы на занятии, превращает занятие в увлекательное приключение. Коммуникативная функция объединяет детей, способствует установлению эмоциональных контактов, формирует навыки общения.
Технология опыта
В последнее время в дошкольном образовании уделяется особое внимание интеграции.
С учетом возрастных особенностей дошкольников интеграция основных видов деятельности детей дошкольного возраста: познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной способствует эмоциональному развитию личности ребенка, формированию его творческого мышления, развивает восприятие, внимание, память, сенсорику, речь, познавательный интерес.
На своих занятиях я стараюсь осуществлять личностно – ориентированное взаимодействие с ребенком, детей между собой, их общение в парах, в группах. Такие занятия воспринимаются детьми как естественное продолжение их игровой деятельности. Дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают открытия, что в свою очередь развивает мышление и творческие способности ребенка. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур.
Игра рассматривается как путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей. Приобретение знаний в играх происходит у детей с большим интересом. Поэтому умение, приобретенное в игровой форме, отличаются большей устойчивостью, легкостью переноса в новые условия.
Особую роль в математическом развитии ребенка я отвожу нестандартным дидактическим средствам, а именно: палочки Кюизенера, счетные палочки, наглядные модели, геометрические конструкторы и др.
Палочки Кюизенера у наших детей вызывают очень большой интерес, благодаря чему развивается активность и самостоятельность мышления
Каждый раз используя эти игры ребенок открывает для себя новое. Учится переводить игру красок в числовые отношения, постигать законы загадочного мира чисел.
С помощью счетных палочек я стараюсь формировать геометрические представления и развивать пространственное воображение наших детей.
Игровые упражнения со счетными палочками содержат следующие задачи, а именно задачи на построение простых фигур (например, детям предлагаем построить треугольник из шести палочек), задачи на преобразование фигур(например, детям предлагаем следующие задание – убери одну палочку, чтобы получилось два треугольника и т.д.), задачи на построение сложных фигур (предлагаем детям построить два квадрата из семи палочек). Также дети из палочек любят составлять цифры, буквы, геометрические узоры и т.д.
Сущность геометрического конструктора или игр – головоломок состоит в следующем: дети воссоздают на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу, и являются эффективным средством умственного развития детей дошкольного возраста. Также геометрический конструктор развивает пространственные представления, воображения, сообразительность, смекалку, находчивость, конструктивное мышление. Работая с конструктором дети проявляют творчество и фантазию. Способ действия в играх очень прост, но требует умственной и двигательной активности, самостоятельности и заключается в постоянном преобразовании, изменении пространственного расположения частей набора. Из любого набора можно составлять абстрактные изображения разнообразной конфигурации, узоры, геометрические фигуры. Изображение предмета получается схематично, но образ легко угадывается по характерным признакам предмета, строению.
В своей практике я использую такие игры – головоломки как: «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Головоломка Пифагора».
Каждая из этих игр имеет комплект элементов, которые отличаются от элементов других игр. Из деталей «Танграма» дети выкладывают силуэты человека, животных, буквы, цифры, предметы домашнего обихода.
Поддерживать интерес к играм – головоломкам помогают загадки, сказки, рассказы, стихотворения. Ребятам нравиться отгадывать загадки, составляя силуэты из конструктора. Силуэты вполне пригодны для аппликации и предметного рисования. Тем самым прослеживается взаимосвязь математической деятельности ребенка с другими видами деятельности (игровая, изобразительная деятельность).
Выкладывая силуэты, ребенок постоянно находится в творческом поиске, в это момент мы всячески стареемся его стимулировать и поощрять. В результате этого у него развивается активность, инициативность, усидчивость. При изготовлении игр – головоломок я обратились за помощью к родителям.
Этим предложением мы очень их заинтересовали и тем самым привлекли их к совместной деятельности с нами.
На занятиях, а также и вне занятий я использую тетради с печатной основой «Математика – это интересно». В заданных проблемных ситуациях, ребенок проявляет активность, является участником игрового сюжета. Все игровые ситуации разработаны по единой структуре. Они включают: игровой сюжет (краткое изложение основных событий), описание игрового материала, используемого на занятии, учебно-игровые задачи, развитие сюжета (Играем! Познаем! Думаем!) с последующим обсуждением и выполнением упражнений в рабочих тетрадях.
Занятия в тетрадях привлекают детей и тем, что в них можно рисовать, писать, раскрашивать предметы. Им нравится раскрашивать мелкие декоративные детали рисунков, избирательно относятся к подбору цветов. Дети любят брать тетради домой и выполнять задания вместе с родителями. Совместный поиск решения проблем помогает организовать общение детей и взрослых, что способствует лучшему усвоению материала и обогащает духовный мир ребенка.
В своей практике большое значение я уделяю дидактическим играм.
В дидактических играх происходит переход к свободной, сознательной работе над волей, характером, развиваются разные формы контроля и самоконтроля, формируется умение самостоятельно ставить цели игры, игровые задачи и решать их, проявляя инициативу, индивидуальность.
В ситуации дидактической игры знания у детей усваиваются лучше. Дидактическая задача, поставленная нами, от детей скрыта. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается, т.е. дети непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Общение между мной и детьми определяется не учебной ситуацией, а игрой.
Дидактические игры помогают нашим детям сформировать определенный запас математических знаний и умений, учат детей думать, рассуждать, самостоятельно решать задачи.
Образовательную деятельность по ФЭМП провожу в игровой форме. Занятие – игра построена на знакомых детям и новых играх, которые вводятся с помощью сказочно-игрового сюжета и становятся своеобразной демонстрацией достигнутого уровня математических знаний и представлений, создаётся непринуждённая обстановка. Такое занятие проходит более эмоционально. Сказочный сюжет привлекает дошкольников, при этом повышается познавательная активность детей. .
При обучении математике использую не только настольные, но и словесные игры, которые способствуют накоплению математического опыта.
Художественное слово также способно обогатить математическое образование дошкольников. Это считалки, весёлые стихи о цифрах, математические сказки. Считалки, стихи применяю в свободной игровой деятельности, на групповых занятиях, в индивидуальной работе, во время викторин, досугов, праздников, познавательных бесед.
Из многообразия математических игр наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки, задачи – шутки и занимательные вопросы. Задания на сообразительность, задачи – шутки и задачи- ловушки используются не только для развлечения, но и - в большей мере – для обучения.
Они развивают гибкость ума, дают возможность упражняться в применении своих знаний. Выполнение заданий на сообразительность требует смекалки, внимания, смелости в предположениях, воображения. Загадки, задачи – шутки и занимательные вопросы использую в процессе разговоров, бесед, наблюдений с детьми за каким-либо явлением, т. е. в том случае, когда создаётся необходимая для этого ситуация.
Предметно – развивающая среда
Одним из условий успешной реализации задач по формированию элементарных математических представлений является создание развивающей среды.
В группе организовала уголок занимательной математики, оснащённый играми, пособиями и разными материалами (головоломки, лабиринты, раскраски, календари, игры на развитие внимания, листы с заданиями для самостоятельного выполнения, шашки).
Сотрудничество с семьями обучающихся
Работа с семьёй - важная сторона деятельности воспитателя. Обязанностью педагога является оказание родителям помощи в овладении знаниями о ребёнке, закономерностях его развития.
Приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу поможет решить ряд педагогических задач.
С родителями своих воспитанников провела анкетирование. Из анкет я выяснила отношение детей к математике, их эмоциональное самочувствие в процессе познавательного общения, адекватность понимания родителями вопросов, связанных с математическим развитием дошкольников.
Работа с родителями и детьми проводится одновременно. Этим обеспечивается разностороннее воздействие на ребят, направленное на воспитание у них интереса к играм, занимательным задачам.
Работа осуществляется в наглядной форме:
- через оформление различных стендов «Развиваем математику»;
- индивидуальные беседы (учитывая индивидуальные возможности ребёнка, даю конкретные рекомендации по организации той или иной игры с математическим содержанием);
- консультации: «Значение математических игр в развитии детей», «Как организовать игры в семье с использованием занимательного математического материала», «Советы родителям», «Загадки, задачи- шутки».
Результат.
Все выше перечисленные методы и приемы позволяли мне строить обучение так, что главная роль отводилась самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов и средств, проверки правильности его решения, способствовали не только овладению математическими знаниями, но и общему интеллектуальному развитию самостоятельности и креативности мышления.
В результате проделанной работы я пришла к выводу, что все эти направления способствуют углублению дидактических основ формирования математических представлений у детей:
1. Проявляется способность понимать связи и закономерности.
2. Испытывать интерес к самому процессу познания, самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели.
3. Приобретение умения работать в коллективе.
4. Овладение доказательной речью.
Без учебного процесса на занятиях математикой, конечно, не обойтись. Но в наших силах сделать его веселым и увлекательным.
Обучая маленьких детей с использованием игровых приемов, стремлюсь к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к учению. Учение должно быть радостным!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение передового опыта работы .Тема педагогического опыта: «Использование игровых форм обучения детей по формированию элементарно-математических представлений».
Метод – игровые формы обучения элементарным математическим представлениям в образовательном процессе. В опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направ...
Использование малых фольклорных форм, как средства воспитания и обучения детей по формированию элементарных математических способностей.
Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Таким образом, если в работе с дошкольниками использовать элементы устного народного творчества, то это будет способствовать повышен...
Практико-ориентированный семинар для воспитателей дошкольных отделений ГБОУ Школа №572 «Использование игровых технологий и ИКТ при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития»...
Из опыта работы « Использование современных форм обучения детей в процессе краеведческой деятельности»
Из опыта работы по краеведению....
Методические рекомендации для педагогов"Использование игровых методов и приёмов в формировании элементарных математических представлений"
Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности....
Дидактические игры в обучении детей основам математики. Использование игровых методов и приёмов в формировании элементарных математических представлений
laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное, окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра ...
«Использование игровых технологий на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»
Дети существа удивительные, они каждый день совершают открытия, заставляя нас взрослых взглянуть на мир по-новому. Чтобы лучше их понять, необходимо самим стать чуть-чуть ребенком и взглянуть на мир и...