Мастер-класс «формирование детского коллектива в процессе игровой деятельности»
материал

Лихтина Эльвира Минневасиловна

Цель: Сплочение и построение эффективного командного взаимодействия детского коллектива посредством  игр.

Задачи:

  • формировать и усилить общий командный дух участников мастер-класса путем их сплочения;
  • развивать ответственность и вклад каждого участника в решении общих задач;
  • воспитывать уважение, нормы поведения в коллективе.

 

         Здравствуйте, коллеги. В арсенале каждого педагога должны быть игры на сплочение детского коллектива. Такие игры помогут ему не только самому устанавливать контакт с детьми, но и самим детям по – доброму взглянуть друг на друга, вызовут интерес к сверстникам, к пониманию индивидуальности каждого из них. Сегодня я предлагаю Вам посмотреть мастер – класс по формированию детского коллектива в процессе игровой деятельности.

Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Игра - это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon мастер класс43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «формирование детского коллектива в процессе игровой деятельности»

Цель: Сплочение и построение эффективного командного взаимодействия детского коллектива посредством  игр.

Задачи:

  • формировать и усилить общий командный дух участников мастер-класса путем их сплочения;
  • развивать ответственность и вклад каждого участника в решении общих задач;
  • воспитывать уважение, нормы поведения в коллективе.

         Здравствуйте, коллеги. В арсенале каждого педагога должны быть игры на сплочение детского коллектива. Такие игры помогут ему не только самому устанавливать контакт с детьми, но и самим детям по – доброму взглянуть друг на друга, вызовут интерес к сверстникам, к пониманию индивидуальности каждого из них. Сегодня я предлагаю Вам посмотреть мастер – класс по формированию детского коллектива в процессе игровой деятельности.

Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Игра - это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.

Игра  «Паутинка». Уважаемые коллеги я попрошу вас сесть в круг. Прежде, чем перекатить (перебросить) клубочек следующему игроку, каждый член группы обматывает нитью свою ладонь так, чтобы «паутина» была более-менее натянута. Я бросаю клубок любому из вас, а вы должны его поймать, поприветствовать друг друга и назвать своё имя, последний участник, получивший клубок, передаёт его снова мне. «Добрый день, участники мастер-класса! Меня зовут Эльвира Минневасиловна... На что похоже наше переплетение? (сеть, паутина, звездочка, грибница и т. д.)

 Посмотрите, сколько дорожек дружбы от нас протянулось друг к другу. Давайте поднимем руки вверх и посмотрим, как эти дорожки превратились в волшебную крышу. В жизни наши взаимоотношения с близкими и друзьями, коллегами напоминают подобное переплетение нитей. Мы вместе становимся сильными, дружными. Положите «паутинку» на пол, и я осторожно сверну эти маленькие дорожки дружбы в клубок, чтобы они превратились в одну дорогу, которая никогда не разорвётся».

Вывод: такой приём помогает подружиться детям, установить  доброжелательную атмосферу, повысить внутригрупповое доверие. Дети через игры и игровые упражнения учатся взаимодействовать и договариваться друг с другом, устанавливать контакты, объединив идеи, внимание и усилия всей команды для достижения общей цели. В современном мире дети мало контактируют друг с другом. Почему? Они погружены в виртуальный мир. Поэтому трудно устанавливают контакты со взрослыми и сверстниками. Современные условия требуют от детей умения работать в группе, команде. Участвуя в групповых мероприятиях, ребенок учится контактировать со своими сверстниками, находить с ними общий язык. А также способствует воспитанию толерантности - готовности принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе уважения, согласия, и стремление к сотрудничеству. Давайте посмотрим, как мы играем с детьми.

Приветствие тактильное.

Разные, но похожие.

Цель: разогрев и сплочение группы, снижение напряженности, развитие самосознания, активизация внимания. Взрослый говорит: - Сейчас поднимут руки только девочки... А теперь поднимут руки мальчики... Попрыгают те, кто в брюках... У кого есть сестренка, обнимут себя... У кого есть брат, похлопают в ладоши... Те, кто ел сегодня кашу, погладят себя по голове и т.д. По окончании упражнения проводится краткая беседа, в ходе которой детей подводят к выводу о том, что все люди разные, но в чем-то они все-таки похожи

Групповой массаж (для детей с 5 лет)

Цель: усиление групповой сплоченности через телесный контакт, развитие тактильной чувствительности.

Попросите группу встать в круг и повернуться так, чтобы перед каждым участником была спина другого человека. Соседи сзади начинают массировать плечи соседа, стоящего впереди него. Можно слегка постучать кулачками по спине, погладить по голове. Упражнение лучше применять в конце занятия.

«Веселая гусеница»

Цель: научить согласовывать свои действия со всеми детьми.

Дети встают друг за другом, держась руками за соседа, по команде воспитателя все одновременно должны выполнить действия, которые сказал воспитатель (подними правую руку, левую ногу итд)

Игра «Дотронься до...».

Сегодня мы ближе знакомились друг с другом, узнали любимые имена каждого, согрели друг друга солнечным теплом, а теперь хорошо рассмотрите друг друга, кто, во что одет и какого цвета одежда.

Воспитатель предлагает: «Дотронься до... синего!» Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого предмета. Воспитатель следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

Упражнение Желе

Цель: развивать чувство сплоченности, доверительные отношения

Дети встают друг за другом , воспитатель слегка касается впереди стоящего, дети начинают двигаться назад вперед спинами как желе

И сейчас мы с вами поиграем в игры на сплочение.

«ГУСЕНИЦА» Коллеги, сейчас вы будете одной большой «гусеницей», вам нужно будет всем вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между животом одного играющего и спиной другого зажмите воздушный шар или мяч. Дотрагиваться руками до воздушного шара (мяча) строго воспрещается! Первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых руках. Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук, вы должны пройти по определенному маршруту. На пути можно поставить стулья, натянуть веревки, положить какие-то предметы на пол. Для наблюдающих: обратите внимание, где располагаются лидеры, кто регулирует движение "живой гусеницы".

Вывод: игра учит доверию, выявлению лидеров, оценки роли каждого игрока в команде.

 «ПРОЙДИ ЧЕРЕЗ ОБРУЧ» Из инвентаря нужен будет только обруч. Всё должны встать в круг и сцепиться за руки. Несколько обручей находятся между сцепленными руками нескольких участников. По сигналу начинают пролезать в обручи, не расцепляя рук.

«ПОДЪЁМ В КРУГУ» Необходимо в кругу присесть на пол и соединить руки крест на крест. И теперь из этого положения подняться, не отпуская рук товарища и оставаться в кругу.

Вывод: кроме формирования коммуникативных навыков, эти упражнения ненавязчиво развивают физическое здоровье детей: координацию движений, выносливость, гибкость, ловкость.

«НИТИ» Для образования пар ведущий держит в кулаке шерстяные нити или веревочки длиной до одного метра (на половину количества участников) так, что концы свешиваются справа и слева. Каждый из участников хватает конец нитки (веревки) и, не выпуская его, отыскивает свою пару. Этот метод формирования подгрупп полезен в тех случаях, когда перед педагогом стоит задача научить детей сотрудничеству. Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся детей. Есть нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в подгруппе и некоторого отдаления от других.

Дорогие коллеги вот мы с вами и познакомились с детскими играми, упражнениями для сплочения коллектива, а сейчас я задам вам несколько вопросов и мы поделимся впечатлениями:

Что при выполнении игр было легче всего? Что при выполнении игр было труднее всего? Чему учат эти игры? Можно ли применять эти игры на практике? Полезна ли вам была эта информация? В завершение хотелось бы резюмировать. Сплочение группы – очень сложный процесс, это кропотливая и ответственная работа. И здесь авторитет воспитателя чрезвычайно велик. Работа по сплочению коллектива не должна носить эпизодический характер, она должна быть ежедневной и планомерной, только тогда возможно сформировать из ребят, собранных в одну группу, дружный коллектив. Уважаемые коллеги, спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников»

Педагогом представлен материал по использование современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников....

МАСТЕР-КЛАСС «Использование современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель: Повышение профессионального уровня педагогов, формирования опыта по использованию современных образовательных технологий  в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкол...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад №11 д.Шаталово   СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ И...

Мастер - класс для педагогов «Использование в образовательном процессе игровых технологий (блоки Дьенеша, палочки Кюзенера, кубики Никитина)» 2022г.

Мастер - класс для воспитателей и учителей начальных классовЦели мастер-класса:повышение профессионального мастерствапедагогов — участников мастер-классав процессе активного педагогическогообщен...

Консультация для педагогов "Формирование детского коллектива в совместной творческой деятельности"

По Л. С. Выготскому коллектив выступает как факторразвития ребенка. Детально определял сущность коллектива А. С.Макаренко. «Нельзя представить себе коллектив, - писал он, - если взять попросту с...