Модель построения системной работы по изучению дошкольниками правил дорожного движения
методическая разработка по обж (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Горбачева Татьяна Михайловна

Статья содержит системную работу по изучению дошкольниками правил дорожного движения в группах дошкольного учреждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Горбачева Татьяна Михайловна

воспитатель
МАДОУ детский сад №47 «Лесовичок»

г. Старый Оскол, Белгородская область

Модель
построения системной работы по изучению дошкольниками

правил дорожного движения

Целью организации работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов. Эта система обучения должна решать следующие задачи:

1. Обучение детей безопасному поведению на автомобильных дорогах.
2. Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их.
3. Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно-транспортном процессе.
4. Обогащение представлений детей о здоровье. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте. 

          При построении системной работы по изучению дошкольниками правил дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:

-  Ребенок – пешеход;
- Ребенок – пассажир городского транспорта;

-  Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, снегокат, санки, ролики и др.).

В связи с этим работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
Работа эта не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна входить во все разделы и направления программы воспитания в детском саду: организованные формы обучения на занятиях, совместную деятельность взрослого и ребенка, самостоятельную деятельность ребенка, воспитание навыков поведения, ознакомление с окружающим, развитие речи, художественную литературу, конструирование, изобразительное искусство, игру. 

Особое место в системе обучения детей необходимо уделить изучению распространённых причин дорожно-транспортных происшествий с участием детей:

1. Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом (останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать с поворотом головы и контролировать ситуацию слева и справа во время движения). 
2. Выход на проезжую часть из-за автобуса, троллейбуса или другого препятствия (выходя из транспортного средства или осматривая проезжую часть, прежде чем выйти из-за кустарника или сугробов). 
3. Игра на проезжей части (свободная территория – не место для игр). 
4. Ходьба по проезжей части (при наличии рядом тротуара идти по ней). 

На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных особенностей детей:

1. Ребёнок до 8 лет ещё плохо распознаёт источник звуков (он не всегда может определить направление, откуда доносится шум), и слышит только те звуки, которые ему интересны. Реакция у ребёнка по сравнению с взрослыми значительно замедленная. Времени, чтобы отреагировать на опасность, нужно значительно больше. Ребёнок не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на сигнал автомобиля он реагирует со значительным опозданием. Даже, чтобы отличить движущуюся машину от стоящей, семилетнему ребёнку требуется до 4 секунд, а взрослому на это нужно лишь четверть секунды.  
2. Поле зрения ребёнка гораздо уже, чем у взрослого, сектор обзора ребёнка намного меньше. В 5-летнем возрасте ребёнок ориентируется на расстоянии до 5 метров. В 6 лет появляется возможность оценить события в 10-метровой зоне. Остальные машины слева и справа остаются за ним не замеченными. Он видит только то, что находится напротив. Надёжная ориентация налево - направо приобретается не ранее, чем в семилетнем возрасте.

Чтобы выработать у  дошкольников навыки безопасного поведения на дороге не обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и атрибутов.

Так, в первой младшей группе детей нужно учить различать красный и зелёный цвета. Детям при этом можно пояснить, что красный и зелёный цвета соответствуют сигналам светофора для пешеходов. Красный сигнал запрещает движение, а зелёный разрешает (желательно показать им сначала светофоры с кружочками, а затем с человечками). При проведении игры «Красный – зелёный» воспитатель поясняет, что если он показывает красный кружок – надо стоять, а если – зелёный – повернуть голову налево и направо, а потом шагать. Так закрепляется привычка осматриваться перед выходом на проезжую часть даже на зелёный сигнал светофора.

Во второй младшей группе дети продолжают знакомиться с различными видами транспортных средств: грузовыми и легковыми автомобилями, маршрутными транспортными средствами (автобусами, троллейбусами, трамваями). Ребята рассматривают иллюстрации с изображением машин, наблюдают за транспортом во время прогулок. Они уже знают, что транспортные средства имеют разные «габариты». Здесь уместно отработать умение ребёнка «видеть» большое транспортное средство (стоящее или медленно движущееся) как предмет, который может скрывать за собой опасность. Используя различные иллюстрации, наглядные пособия важно научить детей самих находить такие предметы на дороге (транспортные средства, деревья, кустарники, сугробы). А затем в ходе практических занятий выработать привычку выходить из-за мешающих обзору предметов, внимательно глядя по сторонам. Рассказывая о назначении маршрутных транспортных средств, воспитатель знакомит детей с правилами поведения в общественном транспорте, впоследствии закрепляя полученные знания на практике. Умение правильно вести себя в общественном транспорте должно стать привычкой.

В средней группе закрепляя понятия «тротуар» и «проезжая часть», дети знакомятся с местами движения машин и людей, отрабатывают навык хождения по тротуару, придерживаясь правой стороны.
Новым для них будет разговор о пешеходном переходе, его назначении. Дети должны научиться находить его на иллюстрациях в книгах, на макетах. После чего следует объяснить детям важность правильного поведения на самом пешеходном переходе и при подходе к нему (остановиться на некотором расстоянии от края проезжей части, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа). Необходимо во время практических занятий регулярно отрабатывать навыки перехода проезжей части. Легче всего это сделать в игре. В группе или на игровой площадке обозначить проезжую часть, тротуары и пешеходный переход. Каждый ребёнок должен подойти к пешеходному переходу, остановиться на некотором расстоянии от него, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, убедившись, что транспорта нет, выйти на пешеходный переход, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа. Все действия детей должны быть доведены до автоматизма, правильное поведение на пешеходном переходе должно стать привычкой.

В старшей группе дети должны получить чёткие представления о том, что правила дорожного движения направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять.
Необходимо выработать у детей положительное отношение к закону. Это как прививка от оспы, только на уровне психики. Уточнять и закреплять знания детей о значении дорожных знаков и их назначении. Расширять знания о транспорте (машин специального назначения). Закреплять правила дорожного движения и желание выполнять их рассказывать о ПДД родителям, родственникам, исправлять неправильное выполнение правил пешехода. 

В подготовительной группе дети систематизируют знания о правилах дорожного движения. Разработка и использование маршрута «Дом — детский сад». Маршрут «Дом — детский сад» — это документ, в котором излагаются схема и описание рекомендуемого пути движения ребенка из дома в детский сад и обратно. Маршрут разрабатывается с помощью родителей. Каждый разрабатываемый маршрут обсуждается в группе, где ребенок, для которого он составлен, должен уметь его объяснить.

В результате осознанного использования знаний, умений, навыков у ребёнка возникает ощущение социальной безопасности и эмоционального комфорта, формируются ценности здорового образа жизни. В процессе взаимодействия ребёнка с окружающей средой в ходе реализации работы происходит становление и развитие личности, обеспечивается воспитание культурного, дисциплинированного участника дорожного движения.

Мы знакомим детей с правилами дорожного движения, последовательно усложняя программные требования от занятия к занятию и от группы к группе.

Знания, приобретенные детьми во время прогулок, экскурсий по улицам, наблюдение за поведением пешеходов, движением транспорта, затем уточняются, дополняются, совершенствуются во время разнообразных занятий и игр. В течение года прогулки периодически повторяются, с тем, с чтобы закрепить имеющиеся у детей представления о правилах дорожного движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка по изучению детьми правил дорожного движения.

Памятка создержит ответы на вопросы, часто задаваемые сташим дошкольникам,  при  проведении диагностики по обучению правилам дорожного движения. Родители  могут закрепить полученные зна...

проект по изучению детьми правил дорожного движения

Вашему вниманию представляем опыт работы по знакомству детей с правилами дорожного движения в подготовительной группе ДОУ....

Выступление на педсовете "Использование ИКТ в изучении дошкольниками правил дорожного движения"

Выступление на педсовете "Использование ИКТ в изучении дошкольниками правил дорожного движения"...

"Методы и приемы по изучению дошкольниками правил дорожного движения"

Целью организации работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный ...

Реализация проектной деятельности при изучении детьми правил дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ

Реализация проектной деятельностипри изучении детьми правил дорожного движенияи профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ...

Консультация для воспитателей «Построение системы работы по изучению дошкольниками правил дорожного движения»

Чтобы научить детей азбуке безопасности и Правилам дорожного движения, в первую очередь педагог должен сам быть хорошо осведомлен в этом вопросе и заинтересован в решении такой проблемы, как детский д...

Консультация «Построение системы работы по изучению дошкольниками правил дорожного движения»

Консультация «Построение системы работы по изучению дошкольниками правил дорожного движения» Целью организации работы является формирование и развитие у детей умений и навык...