Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Путешествие в страну красивой речи»
проект
Цель: Обогащение и активизация словарного запаса посредством участия в словесно-речевых играх.
Задачи:
Образовательные:
• Расширять объем словарного запаса.
• Закрепить особенности произношения гласных и согласных звуков.
• Закрепить знания о материалах и их свойствах.
Развивающие:
• Развивать умение выделять существенные признаки предметов, сравнивать их и по ним объединять предметы в одно родовое понятие.
• Развивать речевые ассоциации и слуховое внимание.
• Развивать воображение,
Воспитательные:
• Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.
• Воспитывать желание помогать
Интеграция с областями:
• речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие.
•Форма НОД:
• познавательное занятие
• речевое развитие.
Форма организации:
• групповая.
Материалы и оборудование к занятию:
Солнце, лучики с заданиями, запись мелодии «волшебной музыки»,магнитофон, фонарик, письмо, картинки по темам, мяч.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Путешествие в страну красивой речи»
Цель: Обогащение и активизация словарного запаса посредством участия в словесно-речевых играх.
Задачи:
Образовательные:
• Расширять объем словарного запаса.
• Закрепить особенности произношения гласных и согласных звуков.
• Закрепить знания о материалах и их свойствах.
Развивающие:
• Развивать умение выделять существенные признаки предметов, сравнивать их и по ним объединять предметы в одно родовое понятие.
• Развивать речевые ассоциации и слуховое внимание.
• Развивать воображение,
Воспитательные:
• Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.
• Воспитывать желание помогать
Интеграция с областями:
• речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие.
•Форма НОД:
• познавательное занятие
• речевое развитие.
Форма организации:
• групповая.
Материалы и оборудование к занятию:
Солнце, лучики с заданиями, запись мелодии «волшебной музыки»,магнитофон, фонарик, письмо, картинки по темам, мяч.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Воспитатель:
Дети сидят кругом на коврике.
Вправо-влево провернитесь
И друг другу улыбнись.
Встаньте, дети, потянитесь,
Мне искренне улыбнитесь.
Старания на занятие не забудьте взять,
Начинаем с вами работать.
-Ребята, мы с вами каждый день играем, а сегодня у нас будет игра необычная, мы отправимся в путешествие в сказочную страну Красивой речи. Так как страна необычная, и в путешествие мы отправимся необычным способом.
-Как вы думаете, на чем можно путешествовать?
(ответы: поезд, самолет, машина, велосипед и т. д)
-Как много вы знаете, но это еще не все.
-Послушайте загадку:
С теплым воздухом шар,
А под ним корзинка,
Под ногами земля –
Словно на картинке.
(Воздушный шар)
-Сегодня мы будем путешествовать на воздушном шаре с помощью фантазии.
-А что такое фантазия?
(Дети рассуждают, что это мечты, выдумка, то чего нет на самом деле, но очень хочется и т. д).
-Правильно ребята, фантазия это то, что мы с вами представляем. Итак, мы отправляемся в страну Красивой речи.
(включается музыка).
Закройте, пожалуйста, глаза, представьте себе, что мы летим на большом воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, пение птиц, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.
II Основная часть.
-Вот мы и прибыли. Посмотрите ребята, что это? (Шкатулка)
Правильно это Шкатулка, давайте откроем ее…(Открываем)
Ой, а что здесь лежит? Это письмо. Давайте его прочитаем!
(Читаем письмо)
- Дорогие, ребята 33 детского сада, помогите нам! Злые волшебники заколдовали нашу страну. Все, что у нас есть и дома, и леса, и дорожки, и речки и солнышко. Помогите нам расколдовать страну!
-Нужно помочь жителям страны.
- Поможем? (Да)
-Сначала нам надо отгадать загадку:
Среди поля голубого,
Яркий блеск огня большого.
Не спеша огонь тот ходит,
Землю-матушку обходит.
Светит весело в оконце.
Догадались.? это. (солнце)
-А какое солнышко, посмотрите? (круглое, желтое)
-На что похоже солнышко? (на блин, на тарелочку, на апельсин)
-Ребята, а какое у него настроение? (грустное)
-Как вы думаете, почему оно грустное? (заколдованное, у него нет лучиков) ---Да, злые волшебники заколдовали наше солнышко и разбросали лучики в разные стороны.
-А как мы можем ему помочь? (дети предлагают свои варианты)
-Давайте найдем их вместе!
-Чтобы расколдовать солнышко, надо выполнить задания и собрать все лучики.
(Воспитатель зачитывает задания, записанные на лучиках и выполнив задания, прикрепляет лучики к солнышку.)
-Волшебный огонек, помоги,
Нам дорогу укажи.
Задание 1. С мячом
Назови детенышей.
(Дети становятся в круг. Воспитатель передавая ребенку мяч, называет животное, а ребенок его детеныша.)
У кошки-котята;
У собаки - (щенки);
У свиньи -(поросята);
У коровы -(телята);
У лошади -… (жеребята);
У овцы -… (ягнята). У Мишки-….(мышата). У медведицы…-(медвежата)
Кто где живет?
Лошади – в конюшне;
Коровы -. (в коровнике);
Свиньи - (в свинарнике);
Собака -. (в будке);
Кролики - (в клетке); Курочки….(в курятнике)
(Прикрепляем первый лучик к солнышку. Дети садятся.)
-Волшебный огонек, помоги,
Нам дорогу укажи.
Задание 2.
Назови одним словом. ТВ
(Воспитатель показывает предметы, а дети перечисляют и обобщают одним словом.)
Морковь, капуста, лук,огурец (овощи)
Яблоко, груша, банан, апельсин (фрукты)
Вишня, клубника,малина, смородина (ягоды)
Одуванчик, ромашка, роза, подснежник (цветы)
Дуб, береза, клен, рябина (деревья)
Назови ласково.ТВ
Огурец-огурчик;
Лук-…
Морковь-…
Тыква-…
Помидор-…
Яблоко-яблочко
Лимон-…
Мандарин-…
Банан-…
Клубника-клубничка;
Малина-…
(Прикрепляем лучик.)
физминутка
Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.)
Руки в стороны потом
Мы пошире разведём. (Потягивания — руки в стороны.)
Мы закончили разминку.
Отдохнули ножки, спинки.
-Волшебный огонек, помоги,
Нам дорогу укажи.
Задание 3.
Назови признаки.
-В стране Красивой речи живут замечательные слова, которые могут называть разные признаки предметов.
Из чего- какой?
- матрешка из дерева, значит она деревянная.
- дом из кирпича – кирпичный.
- ваза из стекла – стеклянная.
- ложка из железа – железная.
- самолётик из бумаги – бумажный.
-сумка из кожи- кожаная.
-кольцо из золота - золотое
Игра «Скажи наоборот»
Тепло-холодно
Сыро-…
Грязно-…
Светло-…
День-…
Сильный-…
Высокий-…
Смеется-…
Веселый-…
(Прикрепляем лучик.)
-Волшебный огонек, помоги,
Нам дорогу укажи.
Задание 4.
Сосчитай до 5-ти. ТВ
Одна машина, две машины…пять машин
Один автобус, два автобуса…пять автобусов
Одно колесо, два колеса…пять х колес
Один корабль, два корабля…пять кораблей
Один троллейбус, два троллейбуса…пять троллейбусов
Что Лишнее? ТВ
Машина, автобус, трактор, вертолет
Диван, кресло, стул, игрушка
Огурец, перец, капуста, вишня
И т.д.
(Прикрепляем лучик.)
-Волшебный огонек, помоги. Нам дорогу укажи.
(В. светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением гаража с транспортом
Задание 5
Для чего они нужны?
Ложка- чтобы есть суп;
Нож-…
Тарелка-…
Сковорода-…
Вилка-…
Чашка-…
Кастрюля-…
Чайник-…
(Прикрепляем лучик.)
-Ребята,мы нашли все лучики и расколдовали солнышко! Оно снова засияло в этой волшебной стране!
-Какое оно?
(яркое, лучистое,теплое)
-Наше путешествие подошло к концу, Нам пора возвращатся в наш детский сад!
III Итог
-А сейчас мы отправляемся в обратный путь.
-Закрывайте глаза.
(включается музыка).
- Представьте, что мы летим на воздушном шаре, снова пролетаем над лесами, полями, слышим журчание реки, чувствуем дуновение легкого весеннего ветерка.
-Вот мы и вернулись в детский сад!
-Понравилось вам наше путешествие? (ответы детей)
-Жители волшебной страны благодарят вас за помощь и передали вам угощенье!!!(СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ)
Предварительный просмотр:
«Блоки дьенеша как универсальное средство развития конструктивно-модельных возможностей детей»
Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игровые упражнения по методике Дьенеша доступно знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями. Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия: выкладывание по определенным правилам, перестроение, изучает основные сенсорные эталоны, такие как форма, размер, цвет, толщина. Слайд 2
- Блоки Дьенеша, представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
- а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);
- б) трех цветов (красные, синие и желтые фигуры);
- в) двух размеров (большие и маленькие фигуры);
- г) двух видов толщины (толстые и тонкие фигуры). Слайд 3
Тип проекта: познавательно – исследовательский, игровой.
Участники проекта: педагоги, дети старшего дошкольного возраста.
Сроки реализации: долгосрочный. Слайд 4
- Актуальность: игры с блоками Дьенеша обеспечивают матиматическое развитие, навыки конструирования и моделирования детей и полностью удовлетворяют к современным требованиям к развивающему обучению. Слайд 5
Цель проекта: Развитие логического мышления в процессе моделирования с блоками Дьенеша. Слайд 6
Задачи: 1. Способствовать развитию у дошкольников логического и комбинаторного мышления, аналитических способностей, формировать начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи.
2. Развивать умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словами их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два, три или четыре свойства объекта, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам.
3. Развивать психические процессы дошкольников: восприятие, внимание, память, речь, творческое воображение и умение детей креативно мыслить.
4. Развивать способность к моделированию и конструированию, умение использовать блоки Дьенеша в качестве предметно-схематической модели во всех видах деятельности.
5. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей. Слайд 7
Использование блоков позволяет решить такие задачи:
Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
Развивать пространственные представления.
Развивать логическое мышление
Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их,
обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию. Слайд 8
Предполагаемый результат: развитие умения выделять в геометрических фигурах одновременно три признака цвета, формы и величины.
Развитие способности классифицировать геометрические фигуры по заданным признакам: цвет, форма, величина.
Развитие способности действия наглядного моделирования, умения давать характеристику геометрических фигур с помощью наглядных моделей.
Развитие способности конструировать по цветной схеме, умение планировать действия, как по анализу схемы, так и по воспроизведению ее в конструкции. Слайд 9
Этапы реализации проекта:
Подготовительный :
Сбор литературы по данной теме;
Разработка содержания;
Подготовить наглядный материал для детей;
Мониторинг на начало проекта
2. Основной :
Рассматривание схем;
Игры «Цепочка», «Раздели фигуры»
Игры «Составь плоскостные фигуры»;
Игры «Составь объемную постройку»;
Игры «Составь фигуру по сказке»
Игры «Составь по схеме»
3. Заключительный :
ООД по формированию элементарных математических представлений с элементами конструирования с блоками Дьенеша «путешествие в математической стране»
Мониторинг на конец проекта слайд 10
Мой опыт работы показал, что использование блоков в познавательном, речевом, содержит так нужную подчас необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям детей дошкольного возраста, что обостряет эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать объяснения.
Используя блоки Дьенеша в экспериментировании, моделировании сказок, наблюдении за объектами природы и других видах деятельности, дети:
• Думают (анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают);
• Удивляются (радуются успехам и достижениям, новизне);
• Фантазируют (предвосхищают, создают самостоятельные новые образы).
• Достигают (целеустремленны, настойчивы, проявляют волю в достижении результата).
Этот эффект объясняется тем, что блоки Дьенеша - это специальный структурированный материал, позволяющий наглядно представить абстрактные понятия и отношения между ними.
• геометрические формы, цвет и величину;
• схемы;
• схемы-правила (цепочки фигур);
Огромный плюс использования игр с блоками Дьенеша, позволяющий широко использовать данный дидактический материал в условиях нашего дошкольного учреждения – это возможность использовать каждую игру с логическими блоками в любой возрастной группе (усложняя или упрощая задания), тем самым предоставляя огромное поле деятельности для творчества педагога.
На экране можете увидеть такие игры как
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Путешествие в страну красивой речи»
конспект открытого занятия...
Конспект в старшей группе по развитию речи «Путешествие в страну красивой речи»
Конспект в старшей группе по развитию речи «Путешествие в страну красивой речи»...
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Путешествие в страну красивой речи»
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Путешествие в страну красивой речи»...
Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи «Путешествие в страну грамотной речи»
Обогащение и активизация словарного запаса посредством участия в словесно-речевых играх....
Открытое занятие в старшей группе по развитию речи "Путешествие в страну красивой речи"
Расширять словарный запас удетейупражнять в подборе антонимов синонимов учить отвечать на вопросы полными предлажениямиформировать навыки фонематического восприятия....
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Путешествие в страну красивой речи»
laquo;Речевое развитие» на тему: «Путешествие в страну Красивой речи»в старшей группе...
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Путешествие в страну красивой речи»
Цель: Обогащение и активизация словарного запаса посредством участия в словесно-речевых играх.Задачи:Образовательные:• Расширять объем словарного запаса.• Закрепить особенности произношения ...