ПРИРОДООХРАННЫЙ СОЦИАЛЬНО –ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЭКОЛЯТА - ДОШКОЛЯТА» в рамках акции «Эколята сельских поселений России".2020-2021 г.г..
проект по окружающему миру (старшая группа)
Опасность надвигающейся экологической катастрофы, которую можно предотвратить только немедленной и кардинально улучшенной природоохранной деятельностью, общеизвестна. Жизнь требует не ограничиваться отдельными делами, а соединить их в цепь постоянных природоохранных действий, слить с трудовым воспитанием. Именно в дошкольном возрасте главной задачей является постижение окружающего мира: природы, различных природных связей. Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Часто мы не видим настоящей жизни земли. Мы со всей очевидностью начинаем осознавать: стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя. Очевидно и то, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить кедровый лес, извести море, повернуть реки) дорога очень короткая, особенно если она накатана. Но дальше …. Дальше эта дорога обрывается пропастью. Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли — образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение.
Создание нового отношения человека к природе — задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание (в узком смысле слова).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект | 465.18 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИРОДООХРАННЫЙ
СОЦИАЛЬНО –ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
ПРОЕКТ
«ЭКОЛЯТА - ДОШКОЛЯТА»
в рамках акции «Эколята сельских поселений России»
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения «Куньинский детский сад «Лучик» Куньинского района
Псковской области
ВОСПИТАТЕЛЬ: Павлова Жанна Владимировна
2020 год
Актуальность
Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Детский сад сегодня - это образовательное учреждение, обеспечивающее физическое, познавательное, речевое, художественно - эстетическое, социально- коммуникативное развитие детей. Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных областей, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание формирующее современную образованную личность. Участие в экологических акциях, субботниках, озеленении, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства. Изменение сознания ребёнка способно повлиять на характер его дальнейших взаимоотношений с окружающей природной средой. При этом надо отметить, что на детей сильнее действуют эмоции, личный опыт и авторитарный пример.
Часы и минуты жизни детей и взрослых в детском саду наполняются особым смыслом, если широко используется огромный духовно-нравственный потенциал добрых традиций. Формирование личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способностью к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми, окружающей природой невозможно без постоянного упражнения в совершенствовании добрых, человечных поступков. Эту возможность нам предоставляет реализация системы мероприятий экологической направленности в рамках социально-образовательного проекта «Эколята- дошколята». Наше активное участие в проекте обусловлено осознанием необходимости заботы о завтрашнем дне, желанием с помощью наших рук, наших дел, наших сердец сделать окружающую нас природу лучше, чище, краше. Проект «Эколята — дошколята» объединяет в себе несколько форм экологического творчества.
Длительность проекта: долгосрочный (февраль 2020 г – май 2021г.)
Участники проекта: дети от 4 до 6 лет, воспитатели , сотрудники ДОУ, родители.
Постановка проблемы:Опасность надвигающейся экологической катастрофы, которую можно предотвратить только немедленной и кардинально улучшенной природоохранной деятельностью, общеизвестна. Жизнь требует не ограничиваться отдельными делами, а соединить их в цепь постоянных природоохранных действий, слить с трудовым воспитанием. Именно в дошкольном возрасте главной задачей является постижение окружающего мира: природы, различных природных связей. Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Часто мы не видим настоящей жизни земли. Мы со всей очевидностью начинаем осознавать: стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя. Очевидно и то, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить кедровый лес, извести море, повернуть реки) дорога очень короткая, особенно если она накатана. Но дальше …. Дальше эта дорога обрывается пропастью. Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли — образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение.
Создание нового отношения человека к природе — задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание (в узком смысле слова).
Цель проекта: Формирование у дошкольников богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у детей культуры природолюбия.
Задачи:
• дать дошкольникам знания об окружающей их Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира их малой родины Куньи,Куньинского района , показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
• способствовать развитию понимания детьми неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
• помочь дошкольникам осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
• расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
• помочь дошкольникам самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;
• разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс дошкольного образовательного учреждений новых инновационных инструментариев, форм, методов, подходов и приёмов, способных сформировать у ребёнка чувство любви, разносторонне-ценностное, бережное и уважительное отношение к природе;
• способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
* Осуществлять просвещение родителей по вопросам безопасности, воспитания и оздоровления детей в летний период.
Гипотеза: Данная деятельность способствует формированию у воспитанников экологической культуры и культуры природолюбия, усвоению ребёнком во время образовательного и воспитательного процессов теоретических эколого-биологических, географических и других специальных знаний и умений, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры.
Особенностью Проекта «Эколята – Дошколята» по формированию культуры природолюбия у воспитанника дошкольной образовательной организации является его направленность на духовно-нравственное, эстетическое воспитание, создание необходимых условий для развития гармоничной личности с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы.
Принципы реализации проекта:
• принцип сезонности, учёта условий местности;
• принцип комплексности и системности;
• принцип учёта индивидуальных особенностей;
• принцип координации деятельности педагогов;
• принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в ДОУ и семье.
Этапы реализации проекта:
1 этап. Подготовительный. Создание плана организации работы, включающего в себя три блока. Каждый из них охватывает определенную сторону функционирования детской деятельности:
Блок 1 – создание условий по формированию культуры природолюбия у воспитанников дошкольной образовательной организации;
Блок 2 – работа с детьми (организация и мероприятий познавательного характера);
Блок 3 – работа с родителями.
2 этап. Основной.
- совместная деятельность педагогов и детей с учетом образовательных областей.
- включение в учебно-воспитательный процесс разнообразных занятий , мероприятий по изучаемым темам, направлениям и вопросам,
- активизация взаимодействия родителей с детьми по сохранению единства человека и природы.
3 этап. Заключительный.
- подведение итогов деятельности в рамках проекта.
- Изучения мнения родителей по итогам реализации проекта (анкетирование).
- Фотоальбом.
- Презентация по реализации проекта .
Предполагаемые итоги реализации проекта:
• формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;
• повышение общей культуры ребёнка;
• формирование у ребёнка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде;
• развитие в ребёнке внутренней потребности любви к природе, к своей малой Родине, участию в природоохранной и экологической деятельности;
• расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.
Задачи Проекта решаются путём:
• создания и внедрения с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы новых приёмов, форм, методов и подходов, направленных на воспитание у ребёнка культуры природолюбия, бережного и уважительного отношения к животному и растительному миру, ответственности за их сохранение, формирование целостного взгляда на Природу, развитие навыков экологически грамотного поведения;
• предоставления возможности ребёнку быть непосредственным участником всех мероприятий, проводимых во время воспитательно-образовательного процесса и направленных на сохранение природы;
• комплексного подхода к проблеме экологического, нравственного, культурного и духовного воспитания и образования ребёнка;
• создания в рамках Проекта необходимой методологической и методической базы;
• внедрения в учебно-воспитательный процесс идей и предложений самих детей по охране окружающей природной среды, защите животного и растительного мира, решению экологических проблем;
• предоставления детям возможности общения со своими сверстниками из других дошкольных образовательных организаций по различным темам и направлениям данного Проекта.
Основные направления реализации проекта:
- здоровье и физическое развитие (беседы развлечения);
- экологическое воспитание (беседы, фотовыставка, акции, экскурсии, викторины, экологические игры, наблюдения);
- речевое развитие (речевые физ. минутки, копилка загадок, инсценировка стихов о лете);
- игровая деятельность (сюжетно-ролевые игры, словесные игры, коммуникативные игры, дидактические и настольно – печатные игры);
- детское экспериментирование ( опыты с песком , водой, растениями, зеркалом и солнцем; наблюдения за растениями на огороде, создания гербария);
- трудовое воспитание (акция, работа в цветнике, конкурс детских работ);
- изобразительная деятельность (конкурс рисунков, оформление выставки, оригами, работа с природным материалом);
- сотрудничество детей и родителей (развлечения, работа с бросовым материалом, изготовление семейных фотоальбомов);
- художественная литература (конкурс стихов о лете, развлечения, литературные посиделки);
- музыкальная деятельность (развлечения, хороводные игры, беседа).
Ресурсы проекта:
Информационно-техническое:
- мультимедийный проектор,
- ноутбук,
- фотоаппарат,
-видеокамера.
Информационноеобеспечение:
- интернет,
- тематические книги,
- хрестоматии,
- альбомы и тетради для раскрашивания,
- дидактический материал: дид. игры по краеведению, схемы , таблицы.
- наглядный и раздаточный материал,
- художественные, познавательный и научно-популярные произведения,
- тематические альбомы и фотоальбомы,
- элементы мультипликации,
- аудио и видеоносители информации.
Главные помощники в реализации проекта являются сказочные герои.
Сказочные герои — это жёлуди, каждый со своим характером, но они очень любят и заботятся о природе. Жёлуди дружат с Ёлочкой. У каждого героя есть свой костюм, по которому его и будут узнавать дошкольники. И так, знакомьтесь: Шалун, Тихоня, Умница и Ёлочка — эколята, защитники природы.
Тихоня
Очень внимательный и рассудительный жёлудь, любит коллекционировать,
всё фиксирует в своём дневнике. У него оранжевая шапочка, тёмно-розовые
ботинки, зелёные перчатки и воротник из зелёных дубовых листьев.
Шалун
Озорник, ему всё интересно, он любит проводить эксперименты и различные опыты в природе. На голове у него жёлтая шапочка, синий бантик, синие башмачки и перчатки.
Умница
Серьёзная и ответственная девочка-жёлудь,
которая всегда найдёт правильное решение.
У неё две косички и одета она в розовую шапочку.
Умница носит зелёную юбку и жёлтые перчатки.
Ёлочка
Весёлая ёлочка носит бордовую шапочку, башмачки такого же цвета.
Её любимое украшение — брошка с шишечками.
Она много читает, знает стихи о природе.
Все вместе они охраняют и берегут природу, помогают детям понять, как заботиться о птицах, животных, насекомых, как ухаживать за растениями и т.д.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕТОМ.
Мероприятия | Сроки проведения | ответственные |
1 этап подготовительный | ||
Разработка стратегии реализации проекта. Постановка цели и разбивка на веер задач. Поиск информации , подготовка стендов, уголков , наглядного материала. | ||
Предварительная работа с детьми , беседы , чтение художественной литературы, прослушивание музыкальных композиций , рассматривание иллюстраций на экологическую тематику. | Февраль 2020 | Воспитатель Павлова Ж.В. |
Организация предметно –развивающей среды группы в рамках реализации проекта. | февраль | Воспитатель Павлова Ж.В. |
Поиск информации по проекту : сценарий посвящения детей в «Эколята – Молодые защитники Природы», «Клятва Эколят», приобретение пилоток с изображением логотипа «Эколят», значков с изображением сказочных героев Эколят, галстуки –косынки зеленого цвета, «Гимн Эколят», подарки детям «Календари с изображением Эколят, создания костюмов Эколят. | Февраль- март | Воспитатель Павлова Ж.В. |
Создание стенда «Эколята-дошколята» с возможностью использования элементов стенда для проведения занятий с детьми. | март | Заведующий ДОУ |
Создание странички «Проект «Эколята–дошколята» на сайте ДОУ. | март | Сом А.В. |
2 этап основной | ||
Развлекательное мероприятие «Посвящение в Эколята». Проведение акции принятия детей в «Эколята – дошколята». | март | Музыкальный руководитель Савельева И.В., воспитатель Павлова Ж.В. |
Консультации для родителей «Экологическое воспитание детей в семье». | март | Воспитатель Павлова Ж.В. |
Педагогический совет « Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников.»Проведение открытого мероприятия « Карамельная страна». | март | Воспитатель Павлова Ж.В. |
«Всемирный день Земли» проведение занятия « Будь вежлив с Природой и Внимателен к Природе». Проведение экологического субботника. | апрель | Воспитатель Павлова Ж.В. |
Тематическая неделя « Эколята знают все» (беседы, игры, викторины, НОД, наблюдения, экскурсия в Пожарную часть, экологические листовки) «Умница всему научит!» | апрель | Воспитатель Павлова Ж.В. |
В рамках 75 –летия Великой Победы , мини-проект «Аллея памяти» -в память о воинах, погибших во время Великой отечественной войны , как своеобразный обелиск памяти ,посадка туи около детского сада , посадка цветов на клумбу около памятника «Воинам освободителям». | Апрель-май | Музыкальный руководитель Савельева И.В., воспитатель Павлова Ж.В. |
Методическая разработка «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры» (изготовление дидактических игр) | апрель | воспитатель Павлова Ж.В. |
Конкурс поделок из бросового материала «Вторая жизнь ненужным вещам» | апрель | воспитатель Павлова Ж.В. |
Тематическая неделя на тему «Вода и жизнь» к Международному Дню очистки водоёмов». Развлечение «Твоя ответственность перед природой». Акция «Чистый двор». | июнь | Музыкальный руководитель Савельева И.В., воспитатель Павлова Ж.В. |
Тематическая неделя на тему «Цветы – улыбка природы» – акция «Летние цветы – улыбка природы». Развлечение « Фантазируй вместе с Природой». | июль | Музыкальный руководитель Савельева И.В., воспитатель Павлова Ж.В. |
Тематическая неделя «Путешествие Эколят» (тематические дни «Эколята и мир растений», «Эколята и мир животных», «Эколята и водный мир», «Эколята защищают чистоту водуха»). Развлечение «Береги природу». Акция « Мой дом – моя планета!» | август | Музыкальный руководитель Савельева И.В., воспитатель Павлова Ж.В. |
Конкурс поделок из природного материала «Творчество Эколят». Проведение тематических «Уроков Природолюбия» с «Эколятами» – друзьями и защитниками природы. | сентябрь | воспитатель Павлова Ж.В. |
Игра – викторина средний дошкольный возраст «Берегите нашу планету от мусора». Конкурс «Мы пишем письмо Природе» с детьми и родителями. Круглый стол «Личный пример родителей –основа правильного поведения в природе». | октябрь | воспитатель Павлова Ж.В. |
Тематическая выставка «Эколята» (различные поделки, рисунки и композиции с «Эколятами») совместно с родителями. | ноябрь | воспитатель Павлова Ж.В. |
Цикл занятий «Природа – твой друг! Приди ему на помощь!» с участием детей и родителей. | ноябрь | воспитатель Павлова Ж.В. |
Тематическая неделя «Елки Эколят»:изготовление игрушек на елку с образами героев «Эколят», конкурс экологических листовок «Не рубите ели!», разработка сценария новогоднего утренника с использованием сказочных героев «Эколят», в новогодние подарки вложить календари с изображением героев «Эколят». Участие в конкурсе детского рисунка «Эколята-друзья и защитники Природы» | декабрь | Музыкальный руководитель Савельева И.В., воспитатель Павлова Ж.В. |
Неделя профессионального мастерства. Образовательная деятельность по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования: - «Удивительное рядом» Опыты с водой для малышей». Опыты и эксперименты.«Поможем Мишке». Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования. НОД «Эколята - почемучки - путешественники». Игровая деятельность по развитию экологической культуры детей с элементами экспериментирования. | Январь 2021 | воспитатель Павлова Ж.В. |
Участие в экологической акции Полистовского государственного природного заповедника , приуроченной к всемирному Дню водно-болотных угодий. Проведение НОД « Болотное царство» Изготовление дидактической игры «Засели болото». | Февраль | воспитатель Павлова Ж.В. |
Участие в экологической акции Полистовского государственного природного заповедника приуроченной к экологической акции, приуроченной к Акции «Не спешите срывать первоцветы». Проведение НОД « В гости к первоцветам». Изготовление поздравительных открыток для мам на 8 марта. Изготовление фотоальбома «Первоцветы.» Консультация для родителей «Берегите первоцветы». | март | воспитатель Павлова Ж.В. |
Участие в экологической акции Полистовского государственного природного заповедника приуроченной к акции «День Земли» проведение развлечения «День Земли» . Участие в экологической акции Полистовского государственного природного заповедника приуроченной к акции « Весна без огня». НОД с использованием ИКТ: «Сохраним лес от пожара». | Апрель | воспитатель Павлова Ж.В. Савельева И.В., воспитатель Павлова Ж.В. |
Реализация мини-проектов «День победы – Победы». Участие во Всероссийской акции «Зеленые насаждения в память героям ВОВ». Экологический десант (субботник): - убрать территорию ДОУ с привлечением родителей. - отремонтировать оборудование на участках. -Акция « Бумаге – вторая жизнь!» | май | воспитатель Павлова Ж.В. |
Трансляция отчётных фотоматериалов на сайте, в газете «Пламя», от проведённых мероприятий, и консультативного материала для родителей, по тематике Проекта. | весь период | Старший воспитатель Царева И.Г |
3 этап заключительный | ||
Подведение итогов проекта «Эколята-дошколята» | Январь 2021 | Старший воспитатель Царева И.Г., воспитатель Павлова Ж.В. , музыкальный руководитель Савельева И.В. |
Праздник «Эколята-дошколята – друзья природы» | Январь 2021 | Старший воспитатель Царева И.Г., воспитатель Павлова Ж.В. , музыкальный руководитель Савельева И.В. |
Презентация проекта «Эколята-дошколята-2020» | Январь 2021 | Старший воспитатель Царева И.Г., воспитатель Павлова Ж.В. , музыкальный руководитель Савельева И.В. |
3. Работа с родителям
Участие в мероприятиях | |
Название мероприятия | Сроки проведения |
Экологический субботник | март |
Экологические листовки «Берегите природу» | апрель |
«Чистый двор» | июнь |
«Мой дом –моя планета» | август |
Конкурс поделок из природного материала «Творчество Эколят». | сентябрь |
Конкурс «Мы пишем письмо Природе» | октябрь |
Круглый стол «Личный пример родителей –основа правильного поведения в природе» | октябрь |
Тематическая выставка «Эколята» | ноябрь |
Цикл занятий «Природа – твой друг! Приди ему на помощь!» | ноябрь |
Конкурс экологических листовок «Не рубите ели!» | декабрь |
Консультация « Берегите первоцветы». | март |
ПРОДУКТ ПРОЕКТА:
№ | Наименование продукта | ответственные |
1 | Фотоальбом «Эколята-дошколята- 2020 » | Воспитатели |
2 | Презентация «Эколята-дошколята- 2020 » | Воспитатели |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Долгосрочный проект на тему: "Народные промыслы России" - 2020 - 2021
В наше время мало уделяется внимания знакомству детей с народным промыслам, русским традициям, различными видами прикладного искусства. Народное декоративно – прикладное искусство нашей необъятн...
«Эколята сельских поселений России» в рамках Всероссийской акции «Россия - территория эколят Молодых защитников Природы»
laquo;Эколята сельских поселений России»...
Спортивно-экологические эстафеты "Эколята-дошколята" в рамках Всероссийской акции "Россия-территория эколят- Молодых защитников Природы"
Спортивно-экологические эстафеты "Эколята-дошколята" в рамках Всероссийской акции "Россия-территория эколят- Молодых защитников Природы"...
Отчет о проведенных мероприятиях в рамках акции «Эколята - дошколята» в старшей группе
Приобщить детей к миру природы, научить их любить окружающий мир, привить детям понимание ценности природы в жизни каждого человека, выработать естественное желание охранять и беречь ее....
Межрегиональный конкурс на лучший стенд (уголок) «Эколята-Дошколята» Информационно – познавательный стенд «Эколята – дошколята»
Межрегиональный конкурс на лучший стенд (уголок) «Эколята-Дошколята»Информационно – познавательный стенд «Эколята – дошколята»...
Приказ "О проведении акции "Дышим правильно - болеем редко" 2020-2021
Приказ "О проведении акции "Дышим правильно - болеем редко"...