Бизиборд как средство познания ребенком окружающего мира через тактильное восприятие
материал
Организуя игровую деятельность своих воспитанников, мы всегда стремимся найти что-то новое, нетрадиционное, чтобы активизировать желания и деятельность детей, смотивировать их на продуктивное взаимосотрудничество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 20.58 КБ |
prezentatsiya.pdf | 1.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Бизиборд как средство познания ребенком окружающего мира
через тактильное восприятие
В нашей работе игровые технологии выходят на первый план, поскольку именно у детей дошкольного возраста доминирует игровая деятельность. Они побуждают воспитанников к самостоятельному решению проблем, что в дальнейшем помогает им достигать успеха в той или иной сфере.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации образовательного процесса в форме различных игр.
Цель игровых технологий – не менять ребёнка, не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Организуя игровую деятельность своих воспитанников, мы всегда стремимся найти что-то новое, нетрадиционное, чтобы активизировать желания и деятельность детей, смотивировать их на продуктивное взаимосотрудничество. А я решила вспомнить давнюю методику известного итальянского педагога и психолога Марии Монтессори, которая первая доказала значимость игр в развитии детей с различными бытовыми приспособлениями, размещенными на специальном стенде. Мне понравилась идея применения бизиборда в своей работе с малышами. Целью игры с бизбордом является не сама игра, а обучение через игру. А главная задача – дать возможность ребенку познавать мир через тактильное восприятие.
Бизиборд – это не просто красивая игрушка, а дидактическая игра с множеством функций. Сегодня бизиборд – уже необходимая вещь для развития речи и восприятия мира ребенком. Его можно использовать для гармоничного развития ребенка не только воспитателям, но и логопедам, и психологам. Это очень увлекательное и интересное пособие для детей, оно надолго привлекает внимание ребенка, он с удовольствием может долго и спокойно играть самостоятельно.
Бизиборд имеет свое преимущество в работе с детьми младшего возраста, с помощью его мы решаем следующие задачи:
- развиваем мелкую моторику рук, а также ловкость рук;
- развиваем сенсорные представления детей в области восприятия цвета, формы, величины предметов, тактильные ощущения;
- вырабатываем умение действовать с различными бытовыми приспособлениями (выключатели, розетки, замочки, защелки), умение застегивать и расстегивать пуговицы, замки-молнии, ремешки;
- все это способствует развитию у детей мышления, внимания, речи, памяти.
Поэтому это пособие я успешно использую в разные режимные моменты, особенно эффективно его применяю в утренние и вечерние отрезки времени, на занятиях, на прогулке (в теплое время года), а также предлагаю детям для самостоятельных игр. Формы работы с бизибордом выбираю разные, например, непосредственно-образовательную деятельность и совместную деятельность с детьми, индивидуальную работу, беру во внимание самостоятельную деятельность воспитанников, и, конечно же, дидактические игры.
В нашей группе бизиборды изготовили родители. Мы объяснили им, какими должны быть доски: доступными, безопасными, функциональными, насыщенными по содержанию, эстетически привлекательными и удобными в использовании. То есть, с учетом требований к организации развивающей предметно-пространственной среды.
Много места в группе бизиборды не занимают, они легко перемещаются, игровой материал безопасен. Их можно прикрепить к стене, а можно положить на поверхность стола. У детей есть свободный доступ к пособию, могут играть вместе 2-3 малыша.
На наших бизибордах дети манипулируют разными по фактуре и форме предметами: металлическими, деревянными, пластмассовыми и тканевыми. Так они запоминают ощущения от прикосновений к различным предметам и поверхностям, у малышей оттачиваются разные захваты пальцами, руками. Они с удовольствием занимаются со шнуровками, пуговицами, колесиками, различными игрушками, на которые интересно нажимать, щупать, гладить. Дети изучают каждую мелкую детальку: двигают дверную защёлку, пытаются открыть замок ключами или надеть крючок, позвонить по телефону, открыть кошелёк или расстегнуть молнию и т.д.
Малышу ведь неинтересно, когда вы объясняете ему, как работает дверной замок или замочек на куртке. А вот играя, он случайно сам поймет принцип работы – тогда для него это станет поводом для радости и гордости за себя. Такое он запомнит обязательно, а главное – ничего ценного точно не поломает, а самое главное, не навредит себе.
Игры, игровые упражнения | Задачи |
«Выключатели, розетки» | развивать мелкую моторику рук, познавательные интересы, мышление, усидчивость |
«Молния» | обучать детей застегиванию и расстёгиванию застежки-молнии, развивать ручную умелость |
«Счеты» | развивать мелкую моторику рук, изучать категории «один-много» |
«Замки-ключи» | развивать мелкую моторику рук, пространственное воображение, познавательные интересы, мышление |
«Шнуровка, ленточки» | способствовать развитию тонких движений пальцев рук (тонкой моторики). Развивать глазомер, внимание, укрепление пальцев и кисти руки (мелкая моторика), обучать завязыванию и развязыванию узелков, бантиков |
Кроме этого, бизиборд интегрирует элементы почти всех образовательных областей и может являться средством всестороннего развития ребенка. Он не только знакомится с бытовыми вещами, которые есть у него дома, но и развивает определённые навыки:
- мелкую моторику;
- координацию движений (этому способствуют дверные цепочки, защёлки, шнуровки; с помощью бизборда он учится управлять своими руками);
- усидчивость (маленькие дети неспособны долго удерживать внимание на одном предмете, а бизиборд даёт возможность выполнять и планировать множество действий);
- логику (малыши начинают понимать, что сначала открываем щеколду, а только потом откроется дверца; формируются причинно-следственные связи);
- цветовосприятие (в оформлении доски используются разные цвета радуги: разноцветные пуговицы, шнурки, ленточки и пр. (ребенок знакомится с эталонными представлениями о цвете);
- воображение (ребенок самостоятельно может придумать, как еще использовать ту или иную деталь).
Из опыта работы я увидела, бизиборды – это результативная система обучения в игровой форме. Систематические занятия в игровой форме дали хорошие результаты:
- малыши стали более любознательными и активными, стали проявлять собственную активность;
- у детей совершенствуются культурно-гигиенические навыки;
- дети спокойны и заняты, с большим удовольствием играют самостоятельно, им интересно! Ведь столько игрового материала и все это им доступно!
Положительные отзывы родителей и наблюдаемая динамика в развитии детей говорят об эффективности проводимой нами работы, о необходимости продолжения использования данного дидактического пособия.
В дальнейшем мы планируем изготовление бизибордов разных по тематике, например, по ПДД, по сказкам. Родители уже изготавливают бизиборд для изучения слов и изучения мира (за дверцами прячутся картинки с животными, фруктами, транспортом, растениями).
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность в старшей группе по ознакомлению дошкольников с окружающим миром методом тактильного восприятия.
Методическая разработка занятия "Осенняя Тульская ярмарка"...
консультация "Познание ребёнком окружающего мира через дидактическую игру"
Использование дидактических игр в работе воспитателя очень важно для позновательного развития детей....
Занятие по окружающему миру для детей средней группы. Тема: «Познание ребенком окружающего мира посредством игры»
Игра – средство познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность.Игра учит изобретательности, потому что дает возможность ...
Экспериментальная деятельность как средство познания дошкольником окружающего мира
В ФГОС ДО одним из важнейших направлений развития ребенка названо познавательное развитие (п.2.6.). Оно предполагает, в частности, формирование познавательных действий, первичных представлений об объе...
План по самообразованию «Экспериментальная деятельность как средство познания дошкольником окружающего мира»
Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста. Эта потр...
План самообразования «Знакомство детей младшего возраста с окружающим миром посредством тактильного восприятия».
План самообразования «Знакомство детей младшего возраста с окружающим миром посредством тактильного восприятия» для младшей группы...
Отчет по плану самообразования«Знакомство детей младшего возраста с окружающим миром посредством тактильного восприятия».
Отчеь по плану самообразования «Знакомство детей младшего возраста с окружающим миром посредством тактильного восприятия»....