Статья "Математические и экологические знания в воспитании и обучении детей дошкольного возраста"
статья

Шемелова Юлия Николаевна

В данной работе представлены практические примеры деятельности детей по развитию математических представлений во взаимосвязи с экологической культурой. Ещё с раннего детства необходимо объяснять малышам, что природу нужно беречь, любить и заботиться о ней, так как в природе все взаимосвязано. Дети, конечно еще маленькие, не всегда понимают, что значит, и как нужно беречь природу. Поэтому задача взрослых, в частности родителей и педагогов ДОУ, объяснить и научить всему наших детей, что знаем и умеем сами, в силу своих возможностей и навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Математические и экологические знания в воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Шемелова Ю. Н.

Шемелова Юлия Николаевна, воспитатель I квалификационной категории, МБДОУ «Детский сад «Ручеек» с. Большое Афанасово» НМР РТ, село Большое Афанасово

Егорова А.А.

Егорова Алина Анатольевна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад «Ручеек» с. Большое Афанасово» НМР РТ, село Большое Афанасово

Аннотация: в данной работе представлены практические примеры деятельности детей по развитию математических представлений во взаимосвязи с экологической культурой. Ещё с раннего детства необходимо объяснять малышам, что природу нужно беречь, любить и заботиться о ней, так как в природе все взаимосвязано. Дети, конечно еще маленькие, не всегда понимают, что значит, и как нужно беречь природу. Поэтому задача взрослых, в частности родителей и педагогов ДОУ, объяснить и научить всему наших детей, что знаем и умеем сами, в силу своих возможностей и навыков.

Ключевые слова: экологическое образование, формирование элементарных математических представлений, игровая деятельность, любовь к природе.

«…Природа говорит языком математики: буквы этого языка – круги, треугольники и иные математические фигуры…»

Галилео Галилей (1564 – 1642, итальянский учёный)

Время, в котором мы живем, выдвинуло на первый план проблемы экологии. Ни одно из направлений воспитания, образования, даже дошкольного, не обходит их стороной.

Формирование элементарных математических представлений естественным образом интегрируется с вопросами экологии. Вводя маленьких детей в мир математики, считаем важным показать им присутствие чисел в мире природы, наполнить представление о каждом числе живыми ассоциациями. Знакомя дошкольников с числами, стараемся их найти в мире природы. Например, при знакомстве с цифрой два к детям прилетает воробей. «Чик-чирик! К зернышкам прыг! Клюй не рабой! Кто это?» (Воробей). Дети считают у воробья крылья, рассматривают его внешний вид, вспоминают, какие птицы прилетают к ним участок. При знакомстве с образованием числа четыре к детям прилетает бабочка, они ее рассматривают, отмечают, что у бабочки четыре крыла, эти крылышки очень нежные. И если бабочку поймать, то можно повредить крылышки, и она погибнет. Вспоминаем правила поведения в природе. Знакомя детей с числом шесть, к ним в гости приходят насекомые, дети рассматривают их, считают им лапки. Вот несколько экологических игр, которые оказывают значительную помощь в развитии логико-математического мышления. Игра «Кто больше?» дети отвечают на вопросы, находя ответы, и показывают картинку с правильным ответом. Кто больше: лошадка или овечка? Птичка или пчелка? Муравей или муха? Игра «Кто на что похож?» - набор геометрических фигур, из которых дети составляют животных.

Детям нравится игра головоломка В. Воскобовича «Чудо-цветик». Этот яркий многофункциональный конструктор позволяет создать изображение различных птиц, животных реальных и фантастических, составлять экологические сказки.

Непрерывное экологическое образование способствует не только познанию красивого в природе, но и в самом себе, утверждению человеческого достоинства, доброты, сопереживание всему живому. Таким образом, педагогические технологии взаимодействия детей с природой, многоплановы и позволяют преобразовывать с ними систему образования.

Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. В процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения. В период дошкольного детства интенсивно идёт познавательное развитие, которое включает в себя и формирование элементарных математических представлений. Обычно затруднения дошкольников связаны с необходимостью усваивать абстрактные знания и переходить от действий с предметами, их образами, к действию с абстрактными понятиями. Такой переход требует развитой умственной деятельности ребёнка. Для того чтобы поднять мышление дошкольников на новый уровень, воспитатель использует каждый момент для математического развития детей, опираясь на сенсорный, познавательный опыт детей.

В необходимости формирования связи основ экологической культуры и математики с дошкольного возраста теперь уже никто не сомневается. На практике же нередко случается так, что дети усваивают определенный объем экологических понятий и математических знаний механически, не используя их в практической деятельности.

Математическое развитие детей осуществляется не только в процессе организованной непосредственно образовательной деятельности по математике, но и в ходе других видов детской деятельности: интегрированных дидактических игр в группе, на прогулочной площадке, экскурсий на природе.

Непременным условием развития математических способностей у детей дошкольников, является обогащённая предметно – развивающая среда. Занимаясь с детьми математикой, часто используются пословицы, загадки, физкультминутки, развивающие упражнения и логические задания с экологическим содержанием. К примеру, перед детьми карточки с изображением различных представителей животного мира, причем карточки вызывают дополнительный интерес у детей, т.к. животных узнать не так просто, художник – сказочник их принарядил. А затем уже детям предлагают задания из области математики, каких животных на карточках меньше всего (сколько?), каких больше всего (сколько?), каких поровну (поскольку?) кого больше? и т.д.

В разделе «Ориентировка во времени» дети знакомятся с динамизмом некоторых понятий: части суток, времена года, дни недели, месяцы. Ребята не только запоминают легче их названия, последовательность, признаки, но и решают проблемные задачи. При знакомстве детей с темой «Части суток» читается рассказ В. Бианки «Муравьишка», дети узнают, что как только наступает ночь, муравьиный домик закрывается, а рано утром, когда взойдет солнце, муравейник открывается.

В качестве раздаточного счетного материала чаще всего используем карточки, с изображением различного количества представителей животного и растительного мира. Параллельно с выполнением математических заданий следим, чтобы каждый предмет назывался правильно, согласовывался род, число, падеж, о некоторых представителях животного и растительного мира сообщаем детям дополнительные интересные сведения, приучаем бережно относиться к природе.

Немалый интерес у детей вызывают задания, где надо выяснить, какой листик улетел (при этом определяется с какого дерева был этот лист (по его форме), какого он был цвета (отчего меняется раскраска листьев), как он был сориентирован в своей клетке таблицы.

Предлагаем детям полюбоваться осенними красками, просим их на прогулке собрать букет осенних листьев, затем считаем в каком букете больше листьев, раскладываем их, рассматриваем, отмечаем какие листья узкие какие широкие. Предлагаем детям найти тонкие и толстые стволы деревьев, дети обхватывают их руками, определяю, какие из них толще. Чтобы создать интерес к занятию, к игре или же наоборот, разрядить обстановку, расслабить, предлагаем детям экологические игры, которые оказывают значительную помощь в развитии логико-математического мышления. Игра «Кто больше?». Дети отвечают на вопросы, находя ответы, и показывают картинку с правильным ответом. Кто больше: лошадка или овечка? Птичка или пчелка? Муравей или муха? Игра «Кто на что похож?» - набор геометрических фигур, из которых дети составляют животных.

Таким образом, экологическое образование, взаимодействия детей с природой, позволяет формировать индивидуальные элементарные математические представления детей, с учетом их индивидуального развития. Обучение математике и ознакомление дошкольников с природой немыслимо без применения дидактических игр. Используемые педагогом методы и приемы помогают у детей формировать элементарные представления (временные и пространственные отношения, освоение счета, различение формы, целое и части, цвета, а также способность выделять и другие характеристики), необходимые при изучении обоих наук. Таким образом, способ познания природы и математики происходит через обследование, сопоставление, соотнесение, группировке и классификации по признакам, сравнение, экспериментирование. На примере экологических объектов формируются математические представления. Используя зернышки большие и маленькие, желтые и зеленые «кормим ПТИЦ», упражняем детей в группировке предметов по двум признакам (размеру, цвету). Упражнение: «Сравни хвосты» позволяет обучению, сравнению двух предметов одинаковых или контрастных по длине (путем приложения). А также закрепляют знания детей о диких птицах. Игра «На лугу» совершенствует навыки ориентировки на плоскости и учит детей различать характерные признаки внешнего вида животных, знакомит с особенностями поведения этих животных, уточняет, как называют их детенышей. Игра «Чего больше» формирует умения выяснять в какой из групп больше, меньше, поровну предметов. Счетные умения (много, мало, один) формируются через упражнение «Букет из листьев», «Соберем желуди» и уточняет знания у детей, что желудь плод лиственного дерева дуба. Следует отметить, что с возрастом у детей усложняются задачи материл по математическому представлению и экологическому воспитанию. Дети научатся делать выводы, умозаключения. Смогут анализировать, экспериментировать. Разовьется наблюдательность и любознательность. Формируются математические представления. Вместе с тем деятельность с детьми по математическому представлению формирует у детей экологическую культуру–целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, вырабатывает навыки грамотного и безопасного поведения в природе и быту.

Список использованной литературы

#1043;аджиева С. Р., Шамилов Н. Т., Алиева Т. И., Пашаева А. А., Велиева З. Т. Объективная необходимость осуществления экологического образования и воспитания в процессе обучения // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.).

#1041;елякова Л. Занятие «Вода» // Ребёнок в детском саду. - 2005. №4. - С. 79.

#1050;урбонова З.Ш., Таджибаева Л.М. Основы экологических знаний для дошкольников. Метод.пособие для воспитателя. Душанбе, 2005, - 37 c.

#1050;азаручик Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников // Ребёнок в детском саду. - 2005. - №2. - С. 38, №3. - С. 53.

#1052;анина И.К. Занятие по математике «На лугу» // Ребёнок в детском саду. - 2002. - №2. - С. 80.

#1052;ихайлова З.А., Чеплашкина И.Н., Харько Т.Г. Логико-математические игры для детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - 2005. - №5. - С. 19.

#1053;ищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи (С 3 до 4 лет). С.Пб: «Детство-Пресс», 2009.

#1056;ыжова Н. Наш дом - Природа , 2005

#1057;уркина С.А. Экологическое образование дошкольников: учебное пособие / С.А. Суркина.- Саратов: Изд-во «Саратовский источник» , 2011- с. 15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с отклонения-ми в развитии и подготовка их к школе. Инновационный проект

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и подготовка их к школе ...

Необходимость индивидуального подхода в воспитании и обучении детей дошкольного возраста

Раскрыть вопрос о роли педагога в осуществлении индивидуального подхода. Осветить необходимость и значение единства в осуществлении индивидуального     подхода в  детском сад...

Роль дидактических игр экологического содержания в воспитании и образовании детей дошкольного возраста.

Период дошкольного детства играет особую роль в экологическом образовании и воспитании детей, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. В этом во...

Учебное издание Татьяна Борисовна Филичева, Галина Васильевна Чиркина ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующег

Учебное издание Татьяна Борисовна Филичева, Галина Васильевна Чиркина ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ Программа и методические рекомендации дл...

Консультация для педагогов «Использование современных форм и методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста, направленных на познавательно-поисковое развитие детей»

Слушали: Потапенко Н.Е, воспитатель, провела с  воспитателями  консультацию по теме: « Использование современных форм и методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста, направ...

Картотека опытов и экспериментов для детей второй младшей группы. В ФГОС ДО говорится, что экспериментирование это одно из наиболее эффективных средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Природа наделила человека таким качеством как любознательность, стремление узнавать новое, ставить вопросы и искать на них ответы. Поэтому можно говорить о том, что ребенок от природы исследователь: о...