План-конспект мастер-класса Использование дидактического пособия «Тактильные дощечки»
методическая разработка
Конспект мастер-класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_master-_klassa_2024.docx | 24.3 КБ |
master_-_klass_2024.pptx | 1.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №32» г.Сатка Челябинская область.
Подготовила: Гизатуллина Леонира Дариковна
Конспект мастер – класса
Использование дидактического пособия «Тактильные дощечки»
Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов в процессе активного общения по освоению опыта работы по развитию сенсорных представлений и мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством игры «Тактильные дощечки».
Задачи:-познакомить педагогов с приемами работы с «тактильными дощечками»;
- развивать творческий интерес к применению игры «Тактильные дощечки», желание применять полученные знания в своей педагогической деятельности;
ХОД:
Такой мастер – выбрала потому что, у детей, посещающих мою группу, практически не сформирована фразовая речь, словарный запас представлен несколькими словами и звукоподражаниями. У них обнаруживается более низкий, чем у сверстников, уровень развития всех психических процессов: внимания, мышления, памяти, особенно вербальной. Эти дети моторно неловки, у них плохо развиты движения кисти, нарушена артикуляционная моторика, не сформирована игровая деятельность. Отсутствие речи затрудняет общение со взрослыми и сверстниками, а также негативным образом влияет на развитие познавательных функций ребенка. Эти дети нуждаются в особом, системном подходе в построении коррекционной работы.
А Сенсорное развитие является важным направлением в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому необходимы специальные игры-упражнения на тренировку тактильных ощущений.
- А что такое тактильные ощущения?(ответы)
- Тактильное восприятие – это познание объектов при непосредственном касании. При недостатке тактильного восприятия страдает не только познавательное развитие, но и развитие всех психических процессов.
- Сейчас я хочу представить вашему вниманию - дидактическое пособие «Тактильные дощечки».
Слайды 2-4
Цель данного пособия - развить осязание, тактильную память(ощущения, мелкую моторику, узнавать и запоминать различные качества поверхностей, развивать познавательные способности, готовить руку к письму, активизировать речь детей.
Слайд 5
Алгоритм работы с детьми
Слайд 6
Работа с «тактильными дощечками» строится в три этапа:
На первом этапе дети знакомятся с дощечками и обучаются приемам обследования, нахождения по описанию, сравнивания поверхности.
Цель 1 этапа: развивать тактильные ощущения от прикосновения к различной поверхности; учить обследовать дощечку подушечками пальцев и всей ладошкой; обогащать словарный запас качественными прилагательными.
Тут используются такие приемы:
обследование окружающих предметов с называнием качества предметов: Например: этот стол гладкий как вот эта доска.(показывать доски - мягкий, шероховатый, твердый, колючий, гладкий, пушистый и т.д;)
нахождение дощечки по описанию, например, я назову качество, а вы назовите материал: Мягкая – вата, пух, мех;
шероховатая – наждачная бумага, зернышки, чешуйки.
описание заданной дощечки. Я покажу вам дощечку, а вы опишите ее качество. Например, дощечка с воском – гладкая, выпуклые капельки . На что похоже? (на оладушки, капли варенья),
Слайд 7
На втором этапе детей учат соотносить поверхности дощечек с определенным предметом, животным, эмоциональным состоянием.
Цель 2 этапа: продолжать развивать тактильные ощущения, совершенствовать запоминание; развивать внимание, терпение, творческое воображение; поддерживать интерес к действиям с дощечками; учить детей анализировать, сравнивать, логически согласовывать дощечку и картинку;
Например, наждачная – сердитая, колючая, злая, грубая; Теперь вы назовите эмоциональное состояние дощечки с мехом? (теплый, добрый, ласковый, нежный)
Используются такие приемы в работе с детьми:
с закрытыми глазами
разложи дощечки по степени гладкости, ворсистости их поверхности; (от самой гладкой до шероховатой 3-4 дощечки.
найди дощечку, похожую на котика, ежика;
найди самую злую дощечку;
самую добрую;
самую грустную.
Слайд 8
На третьем этапе применяются более сложные задания:
Цель 3 этапа: совершенствовать все виды памяти; стимулировать внимание, сосредоточенность в работе; развивать фантазию, творческое воображение; активизировать речевую активность детей; учить составлять простые и сложные предложения, творческие рассказы; поддерживать у детей уверенность, положительный эмоциональный фон.
Например: составлять рассказы с опорой на «тактильные дощечки» и тактильные ощущения.
Приемы.
- Составление тактильных рассказов на основе сопоставления поверхностей (по ходу рассказа ребенок может выкладывать друг за другом дощечки).
А сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю вам рассказать свои рассказы.
Послушайте мой: Например: Вижу дом с шершавой стеной (берёт дощечку). В домике есть окно (дощечка с гладкой поверхностью)
Придумайте рассказ, основываясь на тактильные ощущения.
Молодцы! Все составили замечательные и необычные рассказы.
Слайд 9
Рефлексия:
• Что нового вы сегодня узнали?
• Что особенно вам понравилось?
• Будете ли вы использовать в своей работе «тактильные дощечки»?
Большое вам спасибо. Вы мне очень понравились!
Примеры игр:
Игра «Назови и опиши»
Оборудование: тактильные дощечки 1-3 штуки
Ход игры. Детям предлагается взять одну дощечку. Ребенок ощупывает дощечку.
Подбирает сначала как можно больше существительных, затем — как можно больше прилагательных. Например: дощечка с меховым покрытием.
Существительные - кот, лиса, медведь, шуба, тапочки, ковер, одеяло, плед, одуванчик. Прилагательные - пушистый, мягкий, легкий, теплый, нежный, приятный, воздушный.
Игра «Исследователь»
Оборудование: тактильные дощечки с разными поверхностями ( до10 штук).
Ход игры. Перед ребенком разложены дощечки в ряд по порядку номеров от 1 до 10. Ребенку предлагается закрыть глаза и тщательно, не торопясь ощупать поверхность каждой дощечки. Пусть он запомнит, какие они на ощупь и в каком порядке лежат. Затем ребенок пробует на ощупь разложить дощечки в прежнем порядке.
Игра «Рисунок по ощущениям»
Оборудование: тактильные дощечки (мех, бархат, велюр, замша).
Ход игры. Ребенку предлагается дощечка на которой мех, бархат, велюр, замша и т.д. С закрытыми глазами ребенок ощупывает дощечку. Ребенку задается вопрос - что напоминает поверхность? Он может сказать, что кошку или шубу или даже газон, с коротко подстриженной травой. Игру можно усложнить, если попросить ребѐнка нарисовать, то, что напоминала ему та или иная дощечка.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основа работы с тактильными дощечками – развитие тактильной памяти. Тактильная память - это способность запоминать ощущения от прикосновения с каким-либо предметом. Цель работы: развитие умения выразить словами свои ощущения от прикосновения. Задачи: развивать память, внимание, образное мышление, монологическую и диалогическую речь, мелкую моторику рук; обучать тренировке тактильных ощущений; воспитывать наблюдательность.
Алгоритм работы с детьми -Дать сигнал ребенку, чтобы он закрыл глаза; - Вложить в его руки дощечку с установкой на обследование; - Спросить у ребенка, что ему это напоминает, когда он трогает (гладит) дощечку (пушистого котенка, колючего ежа, зубастого волка); - Взять у ребенка дощечку и дать установку, чтобы он открыл глаза . Правило: для игры с ребенком желательно использовать от 1 до 3 дощечек, в зависимости от возраста.
Цель : знакомить с дощечками и обучить приёмам обследования, сравнивания поверхности, нахождения по описанию I этап
Цель : учить детей соотносить поверхности дощечек с определённым предметом, животным, эмоциональным состоянием. II этап
Цель: учить детей составлять рассказы с опорой на тактильные дощечки и тактильные ощущения, давать оценку своему эмоциональному состоянию. III этап
Я возьму в свою методическую копилку эту игру Эта игра мне не понравилась Рефлексия
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра «Тактильные дощечки» для развития моторики у детей раннего возраста
Роль игрушки для развития мелкой моторики у детей заключается в том,чтобы ускорить, а также усовершенствовать данный навык в развитииребенка....
Развивающее пособие «Тактильные дощечки»
Развивающее пособие «Тактильные дощечки»Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию развивающее пособие «Тактильные дощечки». Данное пособие предна...
Из опыта работы воспитателя «Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей раннего возраста посредством дидактической игры «Тактильные дощечки»»
Дидактическая игра "Тактильные дощечки" направлены на сенсорное развитие и развитие мелкой моторики и заинтересуют самого непоседливого ребенка....
Дидактическое игровое пособие «Тактильные дощечки. Ощущай, запоминай, сочиняй»
Методические рекомендациипо использованию дидактического игрового пособия«Тактильные дощечки. Ощущай, запоминай, сочиняй»Целевая аудитория: дидактическое пособие предназначено для детей 4-...
Дидактическое пособие «Тактильные дощечки»
Дидактическое пособие «Тактильные дощечки» предназначено для детей 3-4 лет. Пособие направлено на развитие тактильных ощущений, что в свою очередь способствует речевому, зрительному, познавательному и...
Дидактическое игровое пособие "Тактильные дощечки. "Ощущай, запоминай, сочиняй"
Игра способствует развитию тактильных ощущений, совершенствует запоминание; развивается внимание, терпение, творческое воображение....
Методическая разработка «Формирование тактильно-кинестетической чувствительности и стимулирование речевой деятельности детей дошкольного возраста с использованием пособия «Тактильные дощечки»
Пояснительная записка.1.1.Актуальность. Последнее время отставание детей в речевом развитии прогрессирует, что заставляет родителей и педагогов задуматься над новыми методами занятий с дошкольниками.У...