План-конспект мастер-класса Использование дидактического пособия «Тактильные дощечки»
методическая разработка

Гизатуллина Леонира Дариковна

Конспект мастер-класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_master-_klassa_2024.docx24.3 КБ
Файл master_-_klass_2024.pptx1.88 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №32» г.Сатка Челябинская область.

Подготовила: Гизатуллина Леонира Дариковна

Конспект мастер – класса

Использование дидактического пособия «Тактильные дощечки»

Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов в процессе активного общения по освоению опыта работы по развитию сенсорных представлений и мелкой моторики детей  дошкольного возраста посредством игры «Тактильные дощечки».

Задачи:-познакомить педагогов с приемами работы с «тактильными дощечками»;

 - развивать творческий интерес к  применению игры «Тактильные дощечки», желание применять полученные знания в своей педагогической деятельности;

ХОД:

  Такой мастер – выбрала потому что, у детей, посещающих мою группу, практически не сформирована фразовая речь, словарный запас представлен несколькими словами и звукоподражаниями. У них обнаруживается более низкий, чем у сверстников, уровень развития всех психических процессов: внимания, мышления, памяти, особенно вербальной. Эти дети моторно неловки, у них плохо развиты движения кисти, нарушена артикуляционная моторика, не сформирована игровая деятельность. Отсутствие речи затрудняет общение со взрослыми и сверстниками, а также негативным образом влияет на развитие познавательных функций ребенка. Эти дети  нуждаются в особом, системном подходе в построении коррекционной работы.  

А Сенсорное развитие является важным направлением в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому необходимы специальные игры-упражнения на тренировку тактильных ощущений. 

- А что такое тактильные ощущения?(ответы)

- Тактильное восприятие – это познание объектов при непосредственном касании. При недостатке тактильного восприятия страдает не только познавательное развитие, но и развитие всех психических процессов.

- Сейчас я хочу представить вашему вниманию - дидактическое пособие «Тактильные дощечки». 

Слайды  2-4

     Цель данного пособия - развить осязание, тактильную память(ощущения, мелкую моторику, узнавать и запоминать различные качества поверхностей, развивать познавательные способности, готовить руку к письму, активизировать речь детей.

   Слайд 5

 Алгоритм работы с детьми

 Слайд 6

Работа с «тактильными дощечками» строится в три этапа:

На первом этапе дети знакомятся с дощечками и обучаются приемам обследования, нахождения по описанию, сравнивания поверхности.

Цель 1 этапа: развивать тактильные ощущения от прикосновения к различной поверхности; учить обследовать дощечку подушечками пальцев и всей ладошкой; обогащать словарный запас качественными прилагательными.

 Тут используются такие приемы:

  обследование окружающих предметов с называнием качества предметов: Например: этот стол гладкий как вот эта доска.(показывать доски  - мягкий, шероховатый, твердый, колючий, гладкий, пушистый и т.д;)

  нахождение дощечки по описанию, например, я назову качество, а вы назовите материал: Мягкая – вата, пух, мех;

шероховатая – наждачная бумага, зернышки, чешуйки. 

  описание заданной дощечки. Я покажу вам дощечку, а вы опишите ее качество. Например, дощечка с воском – гладкая, выпуклые капельки . На что похоже? (на оладушки, капли варенья), 

Слайд 7

На втором этапе детей учат соотносить поверхности дощечек с определенным предметом, животным, эмоциональным состоянием.

Цель 2 этапа: продолжать развивать тактильные ощущения, совершенствовать запоминание; развивать внимание, терпение, творческое воображение; поддерживать интерес к действиям с дощечками; учить детей анализировать, сравнивать, логически согласовывать дощечку и картинку;

 Например, наждачная – сердитая, колючая, злая, грубая; Теперь вы назовите эмоциональное состояние дощечки с мехом? (теплый, добрый, ласковый, нежный) 

 Используются такие приемы в работе с детьми:

 с закрытыми глазами

  разложи дощечки по степени гладкости, ворсистости их поверхности; (от самой гладкой до шероховатой 3-4 дощечки.

  найди дощечку, похожую на котика, ежика;

  найди самую злую дощечку;

  самую добрую;

  самую грустную.

Слайд 8

На третьем этапе применяются более сложные задания:

Цель 3 этапа: совершенствовать все виды памяти; стимулировать внимание, сосредоточенность в работе; развивать фантазию, творческое воображение; активизировать речевую активность детей; учить составлять простые и сложные предложения, творческие рассказы; поддерживать у детей уверенность, положительный эмоциональный фон.

    Например: составлять рассказы с опорой на «тактильные дощечки» и тактильные ощущения.

Приемы.

  1. Составление тактильных рассказов на основе сопоставления поверхностей (по ходу рассказа ребенок  может выкладывать друг за другом дощечки).

А сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю  вам рассказать свои рассказы.

Послушайте мой: Например:  Вижу дом с шершавой стеной (берёт дощечку). В домике есть окно (дощечка с гладкой поверхностью)

 Придумайте рассказ, основываясь на тактильные ощущения.

Молодцы! Все составили замечательные и необычные рассказы.

Слайд 9

 Рефлексия:

•  Что нового вы сегодня узнали?

     •  Что особенно вам понравилось?

     •  Будете ли вы использовать в своей работе «тактильные дощечки»?

Большое вам спасибо. Вы мне очень понравились!

 Примеры игр:

Игра «Назови и опиши»

Оборудование: тактильные дощечки 1-3 штуки

Ход игры. Детям предлагается взять одну дощечку. Ребенок ощупывает дощечку.

 Подбирает сначала как можно больше существительных, затем — как можно больше прилагательных. Например: дощечка с меховым покрытием.

 Существительные - кот, лиса, медведь, шуба, тапочки, ковер, одеяло, плед, одуванчик. Прилагательные - пушистый, мягкий, легкий, теплый, нежный, приятный, воздушный.

 Игра «Исследователь»

Оборудование: тактильные дощечки с разными поверхностями ( до10 штук).

Ход игры. Перед ребенком разложены дощечки в ряд по порядку номеров от 1 до 10. Ребенку предлагается закрыть глаза и тщательно, не торопясь ощупать поверхность каждой дощечки. Пусть он запомнит, какие они на ощупь и в каком порядке лежат. Затем ребенок пробует на ощупь разложить дощечки в прежнем порядке.

Игра «Рисунок по ощущениям»

 Оборудование: тактильные дощечки (мех, бархат, велюр, замша).

Ход игры. Ребенку предлагается дощечка на которой мех, бархат, велюр, замша и т.д. С закрытыми глазами ребенок ощупывает дощечку. Ребенку задается вопрос - что напоминает поверхность? Он может сказать, что кошку или шубу или даже газон, с коротко подстриженной травой. Игру можно усложнить, если попросить ребѐнка нарисовать, то, что напоминала ему та или иная дощечка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 1 «Тополек» второй категории общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому направлению развития детей Мастер – класс «Тактильные дощечки»

Слайд 2

Основа работы с тактильными дощечками – развитие тактильной памяти. Тактильная память - это способность запоминать ощущения от прикосновения с каким-либо предметом. Цель работы: развитие умения выразить словами свои ощущения от прикосновения. Задачи: развивать память, внимание, образное мышление, монологическую и диалогическую речь, мелкую моторику рук; обучать тренировке тактильных ощущений; воспитывать наблюдательность.

Слайд 5

Алгоритм работы с детьми -Дать сигнал ребенку, чтобы он закрыл глаза; - Вложить в его руки дощечку с установкой на обследование; - Спросить у ребенка, что ему это напоминает, когда он трогает (гладит) дощечку (пушистого котенка, колючего ежа, зубастого волка); - Взять у ребенка дощечку и дать установку, чтобы он открыл глаза . Правило: для игры с ребенком желательно использовать от 1 до 3 дощечек, в зависимости от возраста.

Слайд 6

Цель : знакомить с дощечками и обучить приёмам обследования, сравнивания поверхности, нахождения по описанию I этап

Слайд 7

Цель : учить детей соотносить поверхности дощечек с определённым предметом, животным, эмоциональным состоянием. II этап

Слайд 8

Цель: учить детей составлять рассказы с опорой на тактильные дощечки и тактильные ощущения, давать оценку своему эмоциональному состоянию. III этап

Слайд 9

Я возьму в свою методическую копилку эту игру Эта игра мне не понравилась Рефлексия

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра «Тактильные дощечки» для развития моторики у детей раннего возраста

Роль игрушки для развития мелкой моторики у детей заключается в том,чтобы ускорить, а также усовершенствовать данный навык в развитииребенка....

Развивающее пособие «Тактильные дощечки»

Развивающее пособие «Тактильные дощечки»Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию развивающее пособие «Тактильные дощечки». Данное пособие предна...

Из опыта работы воспитателя «Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей раннего возраста посредством дидактической игры «Тактильные дощечки»»

Дидактическая игра "Тактильные дощечки" направлены на сенсорное развитие и развитие мелкой моторики и заинтересуют самого непоседливого ребенка....

Дидактическое игровое пособие «Тактильные дощечки. Ощущай, запоминай, сочиняй»

Методические рекомендациипо использованию дидактического игрового пособия«Тактильные дощечки. Ощущай, запоминай, сочиняй»Целевая аудитория: дидактическое пособие предназначено для детей 4-...

Дидактическое пособие «Тактильные дощечки»

Дидактическое пособие «Тактильные дощечки» предназначено для детей 3-4 лет. Пособие направлено на развитие тактильных ощущений, что в свою очередь способствует речевому, зрительному, познавательному и...

Дидактическое игровое пособие "Тактильные дощечки. "Ощущай, запоминай, сочиняй"

Игра способствует развитию тактильных ощущений, совершенствует запоминание; развивается внимание, терпение, творческое воображение....

Методическая разработка «Формирование тактильно-кинестетической чувствительности и стимулирование речевой деятельности детей дошкольного возраста с использованием пособия «Тактильные дощечки»

Пояснительная записка.1.1.Актуальность. Последнее время отставание детей в речевом развитии прогрессирует, что заставляет родителей и педагогов задуматься над новыми методами занятий с дошкольниками.У...