Статья:«Трудовое воспитание дошкольников в детском саду»
статья
Аннотация: данная статья посвящена трудовому воспитанию дошкольников. Труд оказывает существенное влияние на умственное развитие ребенка. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, стремление хорошо выполнять работу. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслуживать.
Ключевые слова: Инициатива, навык, умение, трудолюбие, деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья:"Трудовое воспитание дошкольников в детском саду" | 24.34 КБ |
Предварительный просмотр:
«Трудовое воспитание дошкольников в детском саду»
Аннотация: данная статья посвящена трудовому воспитанию дошкольников. Труд оказывает существенное влияние на умственное развитие ребенка. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, стремление хорошо выполнять работу. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслуживать.
Ключевые слова: Инициатива, навык, умение, трудолюбие, деятельность.
"Дайте детям радость труда! Эту радость ему несут успех,
осознание своей умелости и значимости выполняемой работы,
возможность доставлять радость другим".
В. А. Сухомлинский
В каждом ребенке дремлют задатки каких-то способностей. Эти задатки как порох: чтобы зажечь, необходима искра. Способности ребёнка развиваются главным образом в условиях деятельности.
Игра – основная деятельность развития ребенка. В игре его можно научить не только бегать или прыгать, но и думать, принимать решения, развивать речь, делать выводы, вести себя в социуме, строить коммуникации и, конечно, трудиться.
Труд оказывает существенное влияние на умственное развитие ребенка. Он требует сообразительности, инициативы, активного восприятия, наблюдательности, внимания, сосредоточенности, тренирует память. Труд развивает мышление - ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Вот ребенок ухаживает за растениями - здесь важно заметить их рост, установить зависимость этого роста от того, как ребенок поливает, рыхлит почву. Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированность, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, стремление хорошо выполнять работу. Труд объединяет детей, в совместном труде формируются первоначальные навыки - умение сообща и дружно работать, помогать друг другу в работе.
Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслуживать. Работая с детьми, мы пришли к выводу, что необходимо уделять должное внимание развитию трудолюбия у детей в дошкольном возрасте. Трудовая деятельность должна способствовать повышению общего развития детей, расширению их интересов, появлению простейших форм сотрудничества.
Успех ребенка в овладении трудовыми навыками зависит от правильного педагогического руководства, от того, насколько верно выбраны методические приемы, насколько они соответствуют степени освоения навыка. Особую значимость в методике педагогического руководства трудовым процессом имеет организация многократного упражнения. Упражнять ребенка в действиях самообслуживания, хозяйственно-бытового труда можно по-разному. Прежде всего, очень важно сделать стабильными те условия, в которых ребенок упражняется в приобретении навыка, те требования, которые к этому предъявляются. Так, если сегодня ребенок после игры с машинами отвез их в «гараж», завра он должен сделать то же самое. Только в этом случае у малыша будет формироваться навык уборки игрушек. Педагог использует возникающие ситуации в повседневной жизни для упражнения детей в трудовых действиях. Например, приближается праздник- нужно нарядить кукол, пусть празднуют вместе с детьми. И дети охотно, увлеченно наряжают кукол: надевают им красивые наряды, причесывают…
Формируя трудовые навыки и умения, необходимо поддерживать усилия ребенка в овладении действиями. Мимика, интонация, взгляд, жест, слово, выражающее одобрение, ласка, шутка или недовольство действенные средства в воспитании ребенка младшего дошкольного возраста. Получая положительные эмоции ребенок старается справиться с трудностями. Педагогу важно поддержать ребенка, заметить даже самый меленький его успех. Это поможет ему преодолеть неуверенность в себе, будет способствовать лучшему выполнению трудовых поручений.
Педагог обогащает детей знаниями о труде взрослых. Формирует обобщенные представления о значении труда на основе знаний большого количества его видов, разнообразия ценности его результатов для общества. В этой работе использует наряду с наблюдениями и экскурсиями опосредованное ознакомление детей с различными видами труда. С этой целью широко используется художественная литература, например:
С. Маршак «Почта», М. Пожарова «Маляры», С. Маршак «Мы военные», М. Ильин и Е. Сегал «Машины с нашей улицы», И. Виноградов «Сквозь буран», С. Сахаров «Два радиста», В. Маяковский «Кем быть» С. Баруздин «Кто построил этот дом», О. Донченко «Голубой винтик», Л. Дегутите «Руками человека» и др.
Педагог знакомит детей с видами труда по производству различных вещей, материалов, с их взаимосвязью; знакомит с общественным разделением труда и показывает роль различных его видов в удовлетворении потребностей человека. Например, чтобы сшить платье, нужна ткань, чтобы ее произвести, нужен хлопок. Одни люди выращивают хлопок, другие производят ткань, третьи шьют одежду. Продавцы продают готовые вещи и заботятся, чтобы человек мог выбрать для себя красивую и удобную одежду. На основе таких знаний дети способны усвоить обобщенное понимание необходимости разных видов труда, значения их для людей, необходимости труда в обществе.
Знания и представления о труде закрепляются в сюжетно-ролевых играх.
Например: «Аэропорт», «Корабль», «Космонавт», «Полярники», «Путешественники», «Поликлиника», «Театр», «Ателье», «Универсам» и др.
Впечатления об окружающей действительности являются фундаментом трудового воспитания. Чем разнообразнее опыт ребенка, тем больше возможности для его развития и воспитания. Детей следует знакомить с окружающими предметами и явлениями, учить любить природу, познавать ее жизнь, знакомить с общественной жизнью страны.
Все перечисленные направления в работе непосредственно обогащают нравственный опыт ребенка и способствуют формированию таких качеств, как трудолюбие, отзывчивость, самостоятельность, инициативность, сознательность, уважение к труду взрослых и другие ценные качества личности будущего гражданина – труженика.
Трудовое воспитание – процесс непрерывный, так как жизнь постоянно требует и от взрослых, и от детей проявления трудовых усилий. Поэтому задачи трудового воспитания решаются в процессе разнообразной деятельности ребенка. Важно систематически включать в режим жизни ребенка организованный воспитателем ручной, бытовой труд и труд в природе в разных формах, чтобы на этапе завершения дошкольного образования ребёнок обладал установкой положительного отношения к миру и к разным видам труда.
Список литературы
[1] Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений Библиотека воспитателя (Мозаика-Синтез)
[2] Лабутина Н.В. Трудовое воспитание дошкольников : методическое пособие для воспитателя / Н.В. Лабутина, А.А. Иванова, Н.П. Гусева. — М. : Вентана-Граф, 2016. — 72 с.
[3] Семенова Н.В., Федотенков Е.С. «Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников» Армавир, 2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Трудовое воспитание дошкольников в детском саду»
Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания А.С. Макаренко. Основой является именно труд. Но что такое труд- это совсем не то, чем заняты руки ребенка, подростка. Труд это...
Патриотическое воспитание дошкольников в детском саду
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду
Консультация...
Трудовое воспитание дошкольников в детском саду и в семье.
Совместная работа педагогического коллектива и родителей по трудовому воспитанию...
Консультация для родителей дошкольников «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду»
Наши дети – это наша радость.Правильное воспитание - это наша счастливая старость....
Консультация для родителей дошкольников «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду»
Консультация для родителей дошкольников «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду»Уважаемые родители!Наши дети – это наша радость.Правильное воспитание - это наша ...
Консультация для родителей дошкольников «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду»
Консультация для родителей дошкольников «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду»...