Семинар - практикум «Использование ИКТ- в развитии познавательной активности детей»
консультация

Пшеничных Ольга Николаевна

Повышение компетенции педагогов в области применения информационно-коммуникационных средств в подготовке и проведении образовательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Тимоновская СОШ с УИОП, корпус 1

Семинар-практикум  

«Использование ИКТ- в развитии познавательной активности детей»

Подготовил и провёл:

воспитатель Пшеничных О.Н

Солнечногорск 2022

Цель: повышение компетенции педагогов в области применения информационно-коммуникационных средств в подготовке и проведении образовательной деятельности.

Задачи:

  • актуализировать и расширить представления педагогов о возможностях использования икт-средств в деятельности педагогов ДОУ;
  • способствовать формированию осознанного положительного отношения к использованию икт-средств в своей педагогической деятельности;
  • способствовать освоению практических навыков при создании материалов с использованием программы графического редактора Paint.

Планируемые результаты:

Педагоги осознают необходимость использования икт-средств в своей профессиональной деятельности, видят преимущества их использования в своей работе; знают основные правила использования икт-средств в работе с детьми; проявляют желание включать в свою практическую деятельность и разрабатывать собственные икт-средства; владеют начальными навыками редактирования с использованием программы графического редактора Paint.

Форма работы: семинар-практикум.

В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования.

Применение информационно – коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников.

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) является одним из приоритетов в образовании. Благодаря внедрению компьютерной техники в дошкольные учреждения, у педагогов появилась возможность использовать в педагогическом процессе электронные образовательные ресурсы с целью улучшения организации и повышения качества работы с детьми. Все знают, как детей привлекают яркие движущиеся объекты. Именно технические средства обучения могут помочь педагогам привлечь внимание воспитанников в процессе обучения.

В настоящий исторический момент развития общества воспитатель может использовать в своей работе следующий арсенал технических средств:

1. музыкальные центры для воспроизведения музыки и аудиоинформации;

2. телевизор и СD-плеер для показа учебного видеоматериала;

3. компьютер, мультимедийный проектор или плазменную панель для показа  презентаций и видеороликов, созданных с помощью компьютерных программ;

4. интерактивную доску – для проведения занятия с применением интерактивых  технологий.

При проведении занятий детей с использованием компьютерной техники, организация и режим занятий должны соответствовать требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) рекомендуемая непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей 3-4 лет не должна превышать 10 мин, для детей 5- 6 лет - 15 мин. Игровые занятия с использованием компьютерной техники в ДОУ рекомендуется проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности детей: во вторник, в среду и в четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз. Не допускается проводить занятия с компьютером в ДОУ за счет времени, отведенного для сна, дневных прогулок и других оздоровительных мероприятий

Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в педагогической деятельности

Преимущества в использовании электронного образовательного ресурса для дошкольников:

- фактор привлекательности: движение, звук, цвет способствует передаче информации в понятной и привлекательной форме;

- новизна работы вызывает повышенный интерес и усиливает мотивацию учения;

- повышается уровень познавательных возможностей.

Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в детском саду – проведение занятий в групповой форме с применением презентаций.

К формам применения ИКТ для воспитания познавательной активности дошкольников относятся:

  1. Презентация. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке.
  2. Фото-экскурсия. Такая экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями: не покидая здания детского сада можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами ДОУ, города и даже страны.

3.Слайд-шоу. Очень удобно с помощью слайд-шоу проводить родительские собрания, показывать жизнь группы за кадром. Такой способ у детей помогает раскрыть свои творческие умения. Есть дети, которые стесняются выступать публично, а такая форма подхода помогает ребёнку постепенного раскрепощения, быть более уверенным в себе. 

4.Интерактивный опорный конспект ООД. Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием интерактивной доски позволяет превратить непосредственно образовательный процесс в увлекательную игру. Помогает воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео. Помогает объединить огромное количество демонстрационного и даже раздаточного материала. 

 5.Познавательный видеофильм.  Данную форму можно использовать в разных видах деятельности педагога с детьми. Видеофильмы можно использовать при проведении ООД, режимных моментов, при подготовке к сюжетно-ролевым играм и т.д. Например, с помощью любимых героев мультфильма “Смешарики”, есть видеофильмы, где герои рассказывают о правилах дорожного движения. “Уроки тетушки совы”, где дети знакомятся с искусством; “Приключения Юли и Ромы” – уроки безопасности и многое другое.

6.Видеозагадки. Веселые, игривые загадки знакомят ребятишек с удивительным окружающим миром. Веселые, игривые загадки знакомят ребятишек с удивительным окружающим миром.

7. Комплексы зрительных гимнастик, упражнения для снятия зрительного утомления  с использованием ИКТ. Цель электронных  физминуток: сохранение  зрения, снятие усталости с глаз. Слайды сопровождаются музыкой, которая внедрена в презентацию (для каждой темы музыка своя). Дефициты движения пагубно отражаются на функции глаза.

8. Компьютерные  игры (развивающие, обучающие). Компьютерные игры можно использовать с целью развития познавательных процессов у дошкольников, а также для обучения и закрепления пройденного материала. Детям интересно, они лучше запоминают материал.

9. Анимированные пазлы. Можно отнести к категории дидактических игр, ребенок учится логически мыслить, тренирует воображение, пространственное восприятие, память, воспитывает усидчивость, терпение, умение концентрировать внимание, способность доводить начатое дело до конца. По мнению методистов в дошкольном возрасте не уместно подменять реальные пазлы электронными, т.к. это прекрасное средство для развития мелкой моторики.

10. Тест  для проверки уровня развития мышления дошкольников по аналогии с компьютерная игрой «Четвертый лишний». Такой тест очень полезен, он тренирует внимание, развивает память и сообразительность. Поможет малышам развивать логическое мышление, научиться рассуждать и делать выводы. 

11.Игровой тренинг.  Игра имитирует или моделирует реальную деятельность, те проблемы, задачи и ситуации, которые актуальны для каждого участника в повседневной жизни. 

12. Графическое вокальное упражнение с использованием звуковых файлов. Развитие музыкально-слуховых  представлений предполагает такие умственные операции как сравнение, анализ, сопоставление, запоминание  и влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.

13. Анимированная игровая викторина.  Позволяет в игровой форме провести проверку знаний, активизирует внимание, память.

14. Интерактивный плакат. Позволяет собрать информацию об объекте, придумать и выполнить задания.

15. Развивающие, обучающие мультфильмы.  Познавательные мультфильмы дают  возможность в полной мере раскрыть детям творческий потенциал.

Практическая часть.

1 часть.

Предлагаем немного поразмышлять.

Совсем скоро предстоит неделя, посвященная «Дорожной грамотности».

Предлагаем вам разделиться на три команды. Каждой команде будет дано название мероприятия. Ваша задача - за 5 минут придумать, какие информационно–коммуникационные средства возможно применить при проведении данного мероприятия и где вы предполагаете взять это средство.

1 группа. Конструирование «Пешеходный переход»

2 группа. Выставка рисунков «В стране безопасных дорог»

З группа. Беседа «Зебра – лучший друг детей!» «Я – пешеход!?»

2 часть. 

Проводится интерактивная игра для педагогов.

И свое выступление я хочу закончить следующими словами:

Какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения с педагогами, педагога с ребёнком они НЕ МОГУТ И НЕ ДОЛЖНЫ.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Методические рекомендации для воспитателей и педагогов по использованию компьютеров в ДОУ

  • Обратите внимание: занятия с применением компьютеров очень интересны дошкольникам. И поэтому дают более положительные результаты.
  • Занятия с детьми лучше проводить два раза в неделю и не более 15 минут (в зависимости от возраста детей).
  • Если ребенок за компьютером утомился лучше провести физкультминутку или гимнастику для глаз.
  • Занятия должны проводиться в специально оборудованных для этого кабинетах. Рабочее место (стул и стол), должно быть оборудовано с учетом роста детей. Стул должен обязательно иметь спинку.
  • До и после каждого занятия нужно проветривать помещение и проводить влажную уборку.
  •  Нужно следить за посадкой ребенка: он должен сидеть за компьютером так, чтобы линия взора (от глаза до экрана) была перпендикулярна экрану, приходилась на его центральную часть.
  • Изображение должно быть четким контрастным. Это способствует уменьшению зрительного напряжения.
  • Нужно сочетать коллективную и индивидуальную формы работы детей с компьютером - это является наиболее плодотворным.
  • Применяйте компьютеры там, где нельзя обойтись без них, где их использование будет плодотворно влиять на развитие ребенка.
  • Помните о том, что вы несете ответственность за здоровье ребенка, не оставляйте его одного за компьютером. Если дети работают с компьютерами персонально, они всегда должны находиться в поле зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование эксперимента в развитии познавательной активности детей-дошкольников

В выступлении раскрывается значение экспериментальной деятельности для познавательного развития ребёнка-дошкольника. Также описывается алгоритм проведения эксперимента, оборудование зоны экспериментир...

Семинар-практикум "Игра как фактор развития двигательной активности детей"

Семинар-практикум "Игра как фактор развития двигательной активности детей"...

Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Развитие познавательной активности у мальчиков и девочек (гендерное воспитание)"

Развитие познавательной активности у мальчиков и девочек. Гендерное воспитание и обучение в условиях ДОУ....

Семинар-практикум «Игра как фактор развития двигательной активности детей»

Как известно, ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника является игра. Игра как деятельность способствует качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка, оказывает ...

Семинар-практикум "Игротерапия как средство развития познавательных процессов детей дошкольного возраста"

Игротерапия является отличным средством развития познавательных процессов детей дошкольного возраста. Правильно мотивируя и организуя для  ребенка  увлекательные игры и задания, мо...

Семинар - практикум Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста»

Младший дошкольный возраст– это период активного экспериментирования детей с предметным миром. Все, что их окружает-вещи, игрушки, животные, растения –вызывает у них большой интерес. Это п...